Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 11:55, курсовая работа
В теории принятия решения широко используется термин «лицо, принимающее решение». Понятие «лицо, принимающее решение» является собирательным. Это может быть одно лицо – индивидуальное лицо, принимающее решение — или группа лиц, вырабатывающих коллективное решение,– групповое лицо, принимающее решение.. Индивидуальное лицо, принимающее решение и руководитель (любого уровня) в управлении, по сути дела, являются однотипными понятиями.
ВВЕДЕНИЕ 3
Сущность и классификация управленческих решений 4
Основные понятия 4
Классификация управленческих решений 6
Процесс принятия решений менеджером 12
Подходы к принятию решений 12
Основные этапы принятия рационального решения 13
Методы и способы принятия решений 16
Платежная матрица 17
Дерево решений 18
Реализация и контроль за исполнением принятых решений 20
Организация выполнения решений 20
Контроль и ответственность руководителей 22
Эффективность решений 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
4.1. Организация выполнения решений
На предприятиях, как правило распоряжение оформляется за подписью генерального директора и начинает действовать с момента подписания. Далее составляется план реализации решения. Процедуры организации выполнения управленческого решения включают в себя оформление необходимой документации, разъяснение исполнителям их полномочий и сущности задачи, организацию контроля за реализацией, мотивационной и при необходимости – поощрительной деятельности.
Основные формы реализации управленческих решений:
Язык и стиль управленческих решений (служебных документов) заключается в том, что все документы составляются официальным, литературным языком.
4.2. Контроль и ответственность руководителей за управленческое решение
Контроль – это одна из основных функций управления, представляющая собой процесс обеспечения достижения целей, поставленных организацией, реализации принятых управленческих решений.
Контроль подразделяется на:
Иногда функции учета и контроля объединяют в одну функцию. Учет – необходимая информационная база менеджера. Его главная цель – предоставление достоверной информации о ходе и результатах деятельности фирмы, которая кладется в основу принятия управленческих решений.
Процесс контроля в общем случае должен пройти следующие стадии:
1. Определение концепции контроля
2. Определение цели контроля (решение о целесообразности, правильности, регулярности, эффективности процесса управления).
3. Планирование проверки:
· объекты контроля (потенциалы, методы, результаты, показатели и т.д.);
· проверяемые нормы (этические, правовые, производственные);
· субъекты контроля (внутренние или внешние органы контроля);
· методы контроля;
· объем и средства контроля (полный, сплошной, выборочный; средства ручные, автоматические, компьютеризированные);
· сроки и продолжительность проверок;
· последовательность, методики и допуски проверок.
4. Определение значений действительных и предписанных.
5. Установление идентичности
расхождений (обнаружение,
6. Выработка решения,
7. Документирование решения.
8. Метапроверка (проверка проверки).
9. Сообщение решения (устное, письменный отчет).
10. Оценка решения (анализ
отклонений, локализация причин, установление
ответственности, исследование
4.3. Эффективность решений
Эффективность деятельности предприятий зависит от качества управленческих решений. Это определяет важность овладения каждым ответственным работником аппарата управления, а тем более руководителями, теоретическими знаниями и навыками разработки управленческих решений.
Разработка эффективных решений – основополагающая предпосылка обеспечения конкурентоспособности продукции и фирмы на рынке, формирования рациональных организационных структур, проведения правильной кадровой политики и работы, регулирования социально-психологических отношений на предприятии, создания положительного имиджа и др.
Эффективность каждого управленческого решения в значительной мере зависит от выполнения и соотношения функций управленческого решения, как в ходе его подготовки, так и на этапе внедрения. С учетом этого управленческое решение становится реальным инструментом достижения поставленных целей.
Один из известных подходов
к оценке эффективности управления
состоит в использовании
Обобщающими показателями социальной эффективности в широком смысле могут быть:
· степень выполнения заказов потребителей;
· доля объема продаж фирмы на рынке и др.
Частными показателями социальной эффективности являются:
· своевременность выполнения заказа;
· полнота выполнения заказа;
· оказание дополнительных услуг;
· послепродажный сервис и др.
Экономическую эффективность управления характеризуют следующие показатели:
· обобщающий показатель, равен доходам разделенным на затраты на содержание аппарата управления;
· частные показатели: доля
административно-управленческих расходов
в общей сумме затрат предприятия,
доля численности управленческих работников
в общей численности работающих
на предприятии, нагрузка управляемости
(фактическая численность
Обобщающими показателями социальной эффективности в узком смысле являются:
· доля решений, принятых по предложению работников трудового коллектива;
· количество работников, привлеченных к разработке управленческого решения.
К частным показателям социальной эффективности относятся:
· степень технической оснащенности управленческого труда;
· текучесть работников аппарата управления, квалифицированный уровень кадров и т.п.
Оценка эффективности управления может осуществляться за различные календарные отрезки времени (месяц, квартал, год). Динамика этих показателей, а также сопоставление с аналогичными данными однородных предприятий, работающих в подобных природно-географических и экономических условиях, позволяют сделать вывод об эффективности работы аппарата управления.
Заслуживает внимания и другой подход к оценке эффективности управленческих решений, ориентированный на использование объемных показателей и удельных качественных показателей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог своей работе, можно сделать следующие выводы:
Принятие управленческих решений является очень важным фактором в деятельности любой современной фирмы. Без правильного принятия управленческих решений, эффективного руководства вряд ли возможно экономическое процветание фирмы.
Большое значение имеет определение целей, стоящих перед организацией.
Итак, от качества управленческих решений зависит результативность работы предприятия. Они должны отвечать определенным требованиям, исходить из сложившихся экономических условий, приниматься с соблюдением организационных и психологических предпосылок.
Принятие решения - не одномоментный акт, а результат процесса, имеющего определенную продолжительность и структуру. Процесс принятия решений - циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, выборе из них наилучшей и ее реализации.
К основным условиям обеспечения высокого
качества и эффективности управленческих
решений относятся: применение к
разработке решения научных подходов,
изучение влияния экономических
законов на эффективность решения,
обеспечение качественной информацией,
применение методов функционально-
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ