Управленческие решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 11:55, курсовая работа

Краткое описание

В теории принятия решения широко используется термин «лицо, принимающее решение». Понятие «лицо, принимающее решение» является собирательным. Это может быть одно лицо – индивидуальное лицо, принимающее решение — или группа лиц, вырабатывающих коллективное решение,– групповое лицо, принимающее решение.. Индивидуальное лицо, принимающее решение и руководитель (любого уровня) в управлении, по сути дела, являются однотипными понятиями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Сущность и классификация управленческих решений 4
Основные понятия 4
Классификация управленческих решений 6
Процесс принятия решений менеджером 12
Подходы к принятию решений 12
Основные этапы принятия рационального решения 13
Методы и способы принятия решений 16
Платежная матрица 17
Дерево решений 18
Реализация и контроль за исполнением принятых решений 20
Организация выполнения решений 20
Контроль и ответственность руководителей 22
Эффективность решений 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 91.46 Кб (Скачать файл)

 

4.1. Организация выполнения решений

 

На предприятиях, как правило распоряжение оформляется за подписью генерального директора и начинает действовать с момента подписания. Далее составляется план реализации решения. Процедуры организации выполнения управленческого решения включают в себя оформление необходимой документации, разъяснение исполнителям их полномочий и сущности задачи, организацию контроля за реализацией, мотивационной и при необходимости – поощрительной деятельности.

Основные формы реализации управленческих решений:

    • предписание – официальное извещение какому-либо должностному лицу об обязательном выполнении приведенного решения в установленный срок;
    • деловая беседа – специально организованная встреча с подчиненным, группой подчиненных для обмена мнениями по заранее оговоренной теме, актуальной для организации;
      • убеждение – деловая беседа, проводимая руководителем с целью добиться у подчиненных требуемых прочных взглядов по содержанию управленческого решения для его выполнения;
  • разъяснение – деловая беседа, проводимая руководителем с целью объяснить, сделать более понятным суть и содержание управленческого решения;
    • принуждение – деловая беседа, проводимая руководителем с целью осознанно заставить работника выполнить решение путем угроз или повышенного вознаграждения;
  • наставление – деловая беседа, проводимая руководителем с целью научить, передать опыт для успешного выполнения решения;
  • сообщение – деловая беседа, проводимая руководителем с целью передачи дополнительной информации, необходимой для выполнения решения;
    • обучение – деловая беседа, проводимая руководителем с целью дать новые знания или информацию для выполнения решений;
  • совет – деловая беседа, проводимая руководителем с целью поделиться собственными взглядами на выполнение решений;
    • тренинг – специально организованная деятельность по разработке и реализации решений, в ходе которой закрепляются навыки разработки решений;
    • совещание – коллективная деловая беседа, проводимая руководителем с целью оперативного доведения до подчиненных конкретных задач; это форма использования коллективного разума, обмена информацией и опытом;
    • заседание – узкопрофессиональное совещание для решения организационных задач;
  • отчет – сообщение специалиста о результатах проделанной работы по выполнению решения;
  • деловое слово – твердое решение руководителя, данное подчиненным в устной форме.

Язык и стиль управленческих решений (служебных документов) заключается  в том, что все документы составляются официальным, литературным языком.

 

 

 

 

 

4.2. Контроль и  ответственность руководителей  за управленческое решение

Контроль – это одна из основных функций управления, представляющая собой процесс обеспечения достижения целей, поставленных организацией, реализации принятых управленческих решений.

Контроль подразделяется на:

    • предварительный. Осуществляется до начала работ. На этом этапе контролируются правила, процедуры и линия поведения, чтобы убедиться, что работа развивается в правильном направлении. На этом этапе контролируются, как правило, человеческие, материальные и финансовые ресурсы.
  • текущий. Осуществляется непосредственно в ходе осуществления работ организацией в соответствии с принятыми решениями. Осуществляется непосредственно начальником и основан на измерении фактических результатов проделанной работы.
  • заключительный. Осуществляется после того как работа выполнена. Если в процессе заключительного контроля отсутствует возможность непосредственно влиять на ход выполнения работы, то результаты контроля могут быть учтены при проведении последующих работ.

Иногда функции учета  и контроля объединяют в одну функцию. Учет – необходимая информационная база менеджера. Его главная цель – предоставление достоверной информации о ходе и результатах деятельности фирмы, которая кладется в основу принятия управленческих решений.

Процесс контроля в общем  случае должен пройти следующие стадии:

1. Определение концепции контроля

2. Определение цели контроля (решение о целесообразности, правильности, регулярности, эффективности процесса управления).

3. Планирование проверки:

· объекты контроля (потенциалы, методы, результаты, показатели и т.д.);

· проверяемые нормы (этические, правовые, производственные);

· субъекты контроля (внутренние или внешние органы контроля);

· методы контроля;

· объем и средства контроля (полный, сплошной, выборочный; средства ручные, автоматические, компьютеризированные);

· сроки и продолжительность  проверок;

· последовательность, методики и допуски проверок.

4. Определение значений  действительных и предписанных.

5. Установление идентичности  расхождений (обнаружение, количественная  оценка).

6. Выработка решения, определение  его веса.

7. Документирование решения.

8. Метапроверка (проверка проверки).

9. Сообщение решения (устное, письменный отчет).

10. Оценка решения (анализ  отклонений, локализация причин, установление  ответственности, исследование возможностей  исправления, меры по устранению  недостатков).

 

4.3. Эффективность  решений

 

Эффективность деятельности предприятий зависит от качества управленческих решений. Это определяет важность овладения каждым ответственным  работником аппарата управления, а  тем более руководителями, теоретическими знаниями и навыками разработки управленческих решений.

Разработка эффективных  решений – основополагающая предпосылка обеспечения конкурентоспособности продукции и фирмы на рынке, формирования рациональных организационных структур, проведения правильной кадровой политики и работы, регулирования социально-психологических отношений на предприятии, создания положительного имиджа и др.

Эффективность каждого управленческого  решения в значительной мере зависит  от выполнения и соотношения функций  управленческого решения, как в ходе его подготовки, так и на этапе внедрения. С учетом этого управленческое решение становится реальным инструментом достижения поставленных целей.

Один из известных подходов к оценке эффективности управления состоит в использовании понятий  «эффективность в широком смысле»  и «эффективность в узком смысле». Под эффективностью в широком  смысле понимается результат деятельности, достигнутый за счет труда всего  коллектива (включая работников аппарата управления). В узком смысле эффективность  отражает результативность собственно управленческой деятельности. В одном  и другом смыслах для характеристики эффективности применяются обобщающие показатели и система частных  показателей экономической и  социальной эффективности.

Обобщающими показателями социальной эффективности в широком смысле могут быть:

· степень выполнения заказов  потребителей;

· доля объема продаж фирмы  на рынке и др.

Частными показателями социальной эффективности являются:

· своевременность выполнения заказа;

· полнота выполнения заказа;

· оказание дополнительных услуг;

· послепродажный сервис и  др.

Экономическую эффективность  управления характеризуют следующие  показатели:

· обобщающий показатель, равен  доходам разделенным на затраты  на содержание аппарата управления;

· частные показатели: доля административно-управленческих расходов в общей сумме затрат предприятия, доля численности управленческих работников в общей численности работающих на предприятии, нагрузка управляемости (фактическая численность работающих на одного работника аппарата управления) и др.

Обобщающими показателями социальной эффективности в узком смысле являются:

· доля решений, принятых по предложению работников трудового  коллектива;

· количество работников, привлеченных к разработке управленческого решения.

К частным показателям  социальной эффективности относятся:

· степень технической  оснащенности управленческого труда;

· текучесть работников аппарата управления, квалифицированный уровень  кадров и т.п.

Оценка эффективности  управления может осуществляться за различные календарные отрезки  времени (месяц, квартал, год). Динамика этих показателей, а также сопоставление  с аналогичными данными однородных предприятий, работающих в подобных природно-географических и экономических  условиях, позволяют сделать вывод  об эффективности работы аппарата управления.

Заслуживает внимания и другой подход к оценке эффективности управленческих решений, ориентированный на использование  объемных показателей и удельных качественных показателей.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог своей работе, можно  сделать следующие выводы:

Принятие управленческих решений  является очень важным фактором в  деятельности любой современной  фирмы. Без правильного принятия управленческих решений, эффективного руководства вряд ли возможно экономическое  процветание фирмы.

Большое значение имеет определение  целей, стоящих перед организацией.

Итак, от качества управленческих решений  зависит результативность работы предприятия. Они должны отвечать определенным требованиям, исходить из сложившихся экономических условий, приниматься с соблюдением организационных и психологических предпосылок.

Принятие решения - не одномоментный  акт, а результат процесса, имеющего определенную продолжительность и  структуру. Процесс принятия решений - циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации  и заключающихся в анализе  ситуации, генерации альтернатив, выборе из них наилучшей и ее реализации.

К основным условиям обеспечения высокого качества и эффективности управленческих решений относятся: применение к  разработке решения научных подходов, изучение влияния экономических  законов на эффективность решения, обеспечение качественной информацией, применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования  и экономического обоснования, построение дерева целей, обеспечение сопоставимости альтернативных вариантов, многовариантность решения, правовая обоснованность, автоматизация, мотивация качественного решения, наличие механизма реализации решения.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Веснин  В.Р. Менеджмент: Учебник – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. 309с.
  2. Голубков Е. П. Технология принятия управленческих решений/ Е. П. Голубков. - М.: «Дело и сервис», 2005.- 544с.
  3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 2004. 178 с.
  4. Смирнов Э.А. Управленческие решения. -- М.: ИНФРА-М, 2001-264 с.
  5. Спицнадель В.Н. Теория и практика принятия оптимальных решений. - СПб: издательский дом «Бизнес-пресса», 2002.- 394 с
  6. Фомина В.П., Алексеева С.Г. Основы менеджмента: Учеб. пособие. – М.: Изд-во МГОУ, 2008.
  7. Юкаева В.С. Управленческие решения. Учебное пособие.- М.: издательский дом «Дашков и Ко», 1999, - 292 с.
  8. Орлов А.И. Принятие решений. Теория и методы разработки управленческих решений. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. - 496 с.

Информация о работе Управленческие решения