Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 10:28, контрольная работа
Решение принимается в условиях определенности, когда руководитель может с точностью определить результат каждого альтернативного решения, возможного в данной ситуации. Сравнительно мало организационных или персональных решений принимается в условиях определенности. Однако они все-таки имеют место. Например, решение о вложении нераспределенной прибыли в ценные бумаги государства.
1. Неопределенность при разработке управленческих решений. Принятие решений в условиях неопределенности 3
2. Обеспечение процесса разработки и принятия управленческих решений: информационное, техническое, программное, финансовое 8
3. Задание 13
Список литературы 18
План
1. Неопределенность при разработке управленческих решений. Принятие решений в условиях неопределенности 3
2. Обеспечение
процесса разработки и
3. Задание 13
Список литературы 18
1. Неопределенность при
разработке управленческих
Решение принимается
в условиях определенности, когда
руководитель может с точностью
определить результат каждого
Кроме того, элементы
сложных крупных решений можно
рассматривать как
К решениям, принимаемым в условиях риска, относятся такие решения, результаты которых не являются определенными, но вероятность каждого возможного результата можно определить. Вероятность определяется в промежутке от 0 до 1 и представляет собой степень возможности совершения данного события. Сумма вероятностей всех альтернатив должна быть равна единице.
Риск
при принятии решений может быть
различным. В экономике различают
несколько типов риска: страховой,
валютный, кредитный и т.д. В зависимости
от типа риска, вероятность его можно
определить математическими и
Решение принимается в условиях неопределенности, когда невозможно оценить вероятность потенциальных результатов. Это имеет место, когда требующие учета факторы настолько новы и сложны, что невозможно получить достаточно релевантной информации, могущей помочь объективно определить вероятность, либо имеющаяся ситуация не подчиняется известным закономерностям. Поэтому вероятность определенного последствия невозможно предсказать с достаточной степенью достоверности. Неопределенность характерна для некоторых решений, принимаемых в быстро меняющихся условиях.
Сталкиваясь с неопределенностью, руководитель может использовать две основные возможности. Во-первых, попытаться получить дополнительную релевантную информацию и еще раз проанализировать проблему. Этим часто удается уменьшить новизну и сложность проблемы. При этом руководитель сочетает эту информацию с накопленным опытом, способностью к суждению или интуицией, чтобы придать ряду результатов субъективную или предполагаемую вероятность. Во-вторых, он может действовать в точном соответствии с прошлым опытом, суждениями и интуицией и сделать предположение о вероятности событий. Это необходимо, когда нет достаточно времени на сбор дополнительной информации.
Наиболее желательный способ определения вероятности – объективность. Вероятность объективна, когда ее можно определить математическими методами или путем статистического анализа накопленного опыта. Вероятность может быть объективно определена, если поступит достаточно релевантной информации для того, чтобы прогноз оказался статистически достоверным.
Решения, принимаемые в условиях риска, занимают весомую часть всего множества решений, принимаемых менеджерами. Руководство должно учитывать уровень риска при принятии решений в качестве важнейшего фактора. Для принятия решений в условиях риска предприятие должно обладать достаточным объемом релевантной информации. Данная информация может быть получена различными способами. Существуют внешние источники – различные статистические данные министерств и ведомств, результаты социологических исследований, результаты переписи и т.д.
Во многих случаях организация не располагает достаточной информацией для объективной оценки вероятности. В таком случае часто руководители используют суждения о возможности совершения альтернатив с той или иной субъективной или предполагаемой вероятностью.
При отсутствии внешних источников информации предприятие может провести собственные исследования. Анализ рынка очень широко используется для прогнозирования восприятия новых продуктов, телевизионных шоу, политиков. Он стал очень важной сферой деятельности и стал неотъемлемой частью деятельности почти всех крупных организаций, имеющих дело с широкой публикой. Например, автомобильные гиганты «Форд», «Крайслер» прежде чем начать проектирование нового вида автомобиля тщательно изучают спрос и потребности потребителей, рассчитывают вероятности различных объемов продаж в зависимости от конъюнктуры рынка и только затем приступают к проектированию нового автомобиля.
Хорошим примером принятия решение в условиях риска является принятие решений о страховании. Статистика страховых случаев во всех областях ведется очень полно. Поэтому, руководитель может высчитать вероятность наступления или не наступления страхового случая и принять решение о страховании или не страховании определенного имущества компании, каких либо финансовых операций и так далее.
Руководитель же страховой организации на основании этих же данных определяет сумму возможных страховых выплат и соответственно сумму, на которую необходимо заключить страховых полисов для покрытия возможных убытков и получения прибыли.
На
практике решения, принимаемые в
условиях полной неопределенности, практически
не встречаются. Это происходит потому,
что в любом случае можно либо
собрать некоторую
Ярким примером принятия решений в условиях неопределенности может быть решение, о разработке нового очень сложного оборудования. Причина в том, что на разработку требуется длительное время, а за это время конкурентами может быть создано более эффективное оборудование или могут быть совершены открытия, исключающие применение разрабатываемого оборудования.
Для принятия оптимальных решений необходимо использовать научный метод. В науке управления научный метод подразумевает наличие определенной структуры процесса принятия решений и использование различных методов и моделей принятия решений.
Моделирование широко используется для принятия решений. Модель – это представление объекта, системы или процесса в форме отличной от оригинала, но сохраняющей основные его характеристики. Причинами, обуславливающими применение моделирования в экономике, являются: естественная сложность многих организационных ситуаций, невозможность проведения экспериментов в реальной жизни и ориентация руководства на будущее.
В науке управления используются следующие модели:
2. Обеспечение процесса разработки и принятия управленческих решений: информационное, техническое, программное, финансовое
Высокая значимость управленческих решений, их многоаспектность и широкая представленность в деятельности руководителя обусловливают то, что проблема принятия решений занимает значительное место в работах специалистов различных направлений, как теоретического, так и прикладного характера.
В научной литературе сложилось различное понимание сущности и роли принятия решений в управлении экономическими системами. В самом расширенном понимании принятие решений отождествляется со всем процессом управления. В самом узком понимании, встречающемся в первую очередь в литературе формально-логического направления, принятие решений трактуется как выбор наилучшего решения из множества альтернативных вариантов.
Наряду с указанными трактовками в экономической литературе решение рассматривается как результат выбора, т.е. как волевой акт, ориентированный на наличие альтернатив, сопредельных целей и мотивов поведения лица принимающего решение.
Авторы работ по менеджменту в определение понятия «управленческое решение» включают организационные, психологические аспекты, положения общей теории принятия решений. Так, управленческое решение формулируется как:
Одной из характерных черт исследований, относящихся к проблеме принятия решений (как и вообще ко всем управленческим проблемам), является их междисциплинарный характер, объединение различных, а иногда и далеких по своему предмету областей науки. Представители каждого научного направления, исходя из специфики рассматриваемых задач и используемых методов, дают различные определения понятию «принятие решения». Математики рассматривают принятие решения с позиций рекомендуемых ими методов и алгоритмов; социологи — с точки зрения процессов, протекающих в обществе; психологи пытаются определить мотивы принятия того или иного решения. Экономическая составляющая присутствует практически в любом комплексном решении и касается, прежде всего, вопросов рационального распределения и использования ресурсов, определения рациональных объемов производства, повышения экономической эффективности отдельных направлений производственно-хозяйственной деятельности и др. Юристы рассматривают принятие решения с точки зрения права.
Основные аспекты принятия управленческих решений.
1. Экономический аспект. Управленческое решение предполагает использование финансовых, материальных и др. ресурсов для разрешения возникшей проблемы. В то же время реализация эффективного управленческого решения должна принести организации прямой или косвенный доход, а ошибочное решение или решение, неправильно понятое подчиненными, приводит к убыткам, а иногда и к прекращению деятельности организации.
2. Социально-психологический
аспект. Его особенность заключается
в том, что решение
3. Организационный аспект. Этот подход подчеркивает особенность управленческого решения как акта организационных изменений. В этом случае управленческое решение определяется как один из моментов волевого действия руководителя, состоящий в выборе цели действия и средств ее достижения и организующий практическую деятельность персонала организации.
4. Информационно-технологический
5. Юридический.
В этом аспекте главное
Таким образом,
обобщая мнения различных авторов,
можно определить, что управленческое
решение – это продукт
Для того чтобы быть эффективным, т.е. достигать некоторых поставленных целей, решение должно удовлетворять ряду требований: