Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 19:43, курсовая работа
Цель работы – раскрытие понятий, особенностей и сущности учета кредитов и займов.
Задачи:
раскрыть общие понятия учета кредитов и займов, их сущность и особенности;
определить порядок операций по получению и погашению кредитов и займов;
с помощью примеров рассмотреть операции учета кредитов и займов;
раскрыть особенности учета налоговых кредитов.
Введение
Глава I. Учет кредитов
1. Понятие кредитов, займов и ссуд, их особенности
1.2 Учет кредитов банка
1.3 Источники уплаты процентов за кредит
Глава II. Учет налоговых кредитов
2.1 Сущность и особенности учета налоговых кредитов
2.2 Особенности учета инвестиционных налоговых кредитов
Глава III. Учет займов
3.1 Сущность учета займов, их виды
3.2 Учет процентов, дисконта по причитающимся к оплате векселям
3.3 Раскрытие информации о кредитах и займах в бухгалтерской отчетности
Заключение
Список литературы
Приложения
Согласно ст. 196 ГК
РФ общий срок исковой давности составляет
три года. В то же время на основании
ст. 197 ГК РФ для отдельных видов
требований законом могут устанавливаться
специальные сроки исковой
Пример
В соответствии с условиями договора о предоставлении краткосрочного займа денежные средства в сумме 600 000 руб., перечисленные ООО «Луч»(заемщику) 11 января 2004 г., подлежит возврату 11 марта 2004 г. Однако в связи с неустойчивым финансовым состоянием заемщика (ООО «Луч») основная сумма долга не была возвращена займодавцу (ООО «Сервис») в установленный договором срок. Договор займа не был пролонгирован.
В бухгалтерском учете ООО «Луч» должна быть сделана следующая запись:
- 11 января 2004 г.:
Дебет 51 «Расчетные счета»,
Кредит 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»субсчет «Расчеты по срочной задолженности» - 600 000 руб. – признана сумма задолженности в качестве срочной;
-11 марта 2004 г.:
Дебет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»субсчет «Расчеты по срочной задолженности»,
Кредит 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» субсчет «Расчеты по просроченной задолженности» - 600 000 руб. – отражен перевод срочной задолженности в просроченную задолженность.
Если суммы кредитов и займов, предоставленные организации, а также начисленные по ним проценты не истребованы кредитором по истечении трех лет по окончании срока возврата, то указанные задолженности списываются в качестве внереализационных доходов. Списание оформляется бухгалтерской записью:
Дебет счета 66, субсчет «Расчета по просроченным кредитам и займам»;
Дебет счета 67, субсчет «Расчеты по просроченным кредитам и займам»;
Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Погашение задолженности перед банком отражается:
Дебет 66(67) Кредит 51, 52, 55.
Кроме вышеперечисленных целевых кредитов предприятия имеют право получать в банке ссуды для своих работников. Для обобщения такой информации применяется отдельный субсчет к счету 66(67). Ссуды могут быть выданы на различные цели, а именно:
на индивидуальное жилищное строительство;
на строительство садовых домиков;
на возмещение торговым организациям сумм за товары, проданные ими в кредит;
на другие цели.
Расчеты с работниками по кредитам отражаются в бухгалтерском учете в соответствии с условиями договора следующими проводками:
Дебет 51 Кредит 66(67) – на сумму полученного кредита в соответствии с договором.
Дебет 50 Кредит 51 – денежные средства получены в кассу предприятия.
Дебет 73-1 Кредит 50 – денежные средства выданы работнику.
Дебет 73-1 Кредит 66(67)
– начислены проценты банка по
кредиту для работника в
Дебет 70(50) Кредит 73-1 – работником погашается задолженность по кредиту путем удержания из зарплаты или внесения наличных средств в кассу предприятия.
Дебет 51 Кредит 50 – денежные средства внесены на расчетный счет.
Дебет 66(67) Кредит 51 – уменьшена сумма кредита на величину погашенной задолженности.
Условия погашения процентов по кредиту должны быть отражены в договоре между работником и предприятием. В случае погашения процентов по кредиту, полученному для работника за счет средств предприятия, расходы должны быть списаны за счет собственных средств предприятия (нераспределенной прибыли), включены в совокупный доход работника и учтены при расчете подоходного налога и платежей во внебюджетные фонды.
Аналитический учет кредитов банка организуют по их видам, банкам, предоставившим кредиты, и отдельным кредитам. На отдельном аналитическом счете ведут учет просроченных ссуд, что позволяет оперативно контролировать их образование и покрытие.
Синтетический учет ведется в журнале-ордере № 4.
1.3 Источники уплаты процентов за кредит
Общий порядок отражения в учете начисления процентов по кредитам и займам определен в размере III ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию».
Затраты по полученным
займам и кредитам должны признаваться
расходами того периода, в котором
они произведены (далее – текущие
расходы), за исключением той их части,
которая подлежит включению в
стоимость инвестиционного
Включение в текущие расходы затрат по займам и кредитам осуществляется в сумму причитающихся платежей согласно заключенным организацией договорам займа и кредитным договорам независимо от того, в какой форме и когда фактически производятся указанные платежи. Затраты по полученным займам и кредитам, включаемые в текущие расходы организации, являются ее операционными расходами и подлежат отнесению на финансовый результат организации.
Таким образом, проценты начисляются в размере и в сроки, предусмотренные договором, но не реже одного раза в месяц. Начисление и взыскание процентов авансом в момент выдачи кредита не допускается.
Начисленные проценты по кредитам (займам) отражаются в учете как операционные расходы:
Дебет 91-2 Кредит 66(67).
Расходы предприятия по уплате процентов по кредитам банков и иным заемным обязательствам, использованным при осуществлении капитальных вложений, относятся на счет их учета (счет 08, 07).
Включение затрат по уплате процентов в первоначальную стоимость объекта производится только при наличии следующих условий:
возможного получения организацией в будущем экономических выгод или в случае, когда наличие инвестиционного актива необходимо для управленческих нужд организации;
возникновение расходов по приобретению и (или) строительству инвестиционного актива;
фактическое начало работ, связанных с формированием инвестиционного актива;
наличие фактических затрат по займам и кредитам или обязательств по их осуществлению;
возможность начисления амортизации по данному объекту в будущем.
Затраты по полученным займам и кредитам, связанным с формированием инвестиционного актива, по которому по правилам бухгалтерского учета амортизация не начисляется, в стоимость такого актива не включаются, а относятся на операционные расходы организации:
Дебет 91 Кредит 67 – отражены уплаченные проценты после ввода в действие объектов основных средств и постановки на учет нематериальных активов.
Расходы по уплате процентов по просроченным ссудам также включаются в состав операционных расходов.
Затраты по полученным займам, связанные с приобретением инвестиционного актива, уменьшаются на величину дохода от временного использования заемных средств в качестве долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.
Уменьшение затрат по займам на величину дохода должно быть подтверждено соответствующим расчетом фактического наличия указанного дохода. Организацией должно быть обеспечено подтверждение такого расчета.
В случае если для
приобретения инвестиционного актива
израсходованы заемные
Величина средневзвешенной ставке определяется по сумме всех займов и кредитов, остающихся непогашенными в течение отчетного периода.
При расчете средневзвешенной ставке из всей суммы непогашенных займов и кредитов используются суммы, полученные специально для финансирования инвестиционного актива.
Проценты по полученным кредитам и займам, используемым при приобретение материально-производственных запасов, относятся на увеличение их фактической заготовительной себестоимости (до момента оприходования МПЗ на баланс). Начисление процентов отражается:
Дебет 60 Кредит 66, 67
С последующим отнесением на стоимость МПЗ (при их поступлении):
Дебет 10, 15 Кредит 60
Аналогично учитываются и проценты по заемным средствам, используемым на приобретение ценных бумаг.
Проценты, уплачиваемые банку после оприходования МПЗ и ценных бумаг, являются операционными расходами, учитываются на счете 91-2 и не уменьшают налогооблагаемую прибыль.
Пример
ООО «Луч» приобретает здание производственного назначения.
В феврале по условиям договора продавцу был перечислен аванс в сумме 600 000 руб. из части кредита, полученного в начале февраля на приобретение ТМЦ. Размер полученного на приобретение ТМЦ кредита – 900 000 руб.
В марте для приобретения здания получены целевые заемные средства в размере 10 000 000 руб. В марте произведена оплата покупки здания в объеме 10 100 000 руб. (из них 10 000 000 руб. – из целевого кредита, полученного в марте, и 100 000 руб. – из кредита, полученного в январе на покупку ТМЦ).
Расходы по оплате процентов:
в феврале – 17 500 руб. (по кредиту на приобретение ТМЦ);
в марте - 17 500 руб. (по кредиту на приобретение ТМЦ) и 230 000 руб. (по кредиту на покупку здания).
Рассчитаем средневзвешенную ставку затрат по займам и кредитам, и сумм, подлежащих включению в первоначальную стоимость приобретенного в марте здания.
Остаток неиспользованных кредитов на 1 января – 0 руб., в том числе предназначенных на финансирование приобретения здания – 0 руб.
Получено кредитов и займов в январе – марте – 10 900 000 руб., в том числе предназначенных на приобретение здания – 10 000 000 руб.
Израсходовано в январе – марте на приобретение здания 10 700 000 руб. (600 000 + 10 100 000). Из них 700 000 руб. (10 700 000 руб. (фактически израсходовано) – 10 000 000 руб. (получено на инвестиции в марте) + 0 (Остаток инвестиционного кредита на начало года)) – за счет заемных средств, предназначенных на общие цели.
Общая сумма процентов в январе – марте – 265 000 руб. (17 500 + 17 500 +230 000), в том числе 230 000 руб. – предназначенных на финансирование приобретение здания.
Средневзвешенная сумма займов, не погашенная за отчетный период (январь – март), составляет 300 000 руб. [(0 (остаток на 1 января)+ 0 (остаток на 1 февраля) + 900 000 (остаток, не погашенный на 1 марта) / 3 месяца отчетного периода)], в том числе предназначено на финансирование приобретения здания 0 руб.
Средневзвешенная ставка затрат по кредитам на общие цели составит 11,67% [(265 000 руб. – 230 000 руб.) / (300 000 руб. – 0 руб.) * 100%].
Сумма затрат по процентам, подлежащим включению в стоимость здания, в январе – марте составит 311 690 руб. (230 000 +(700 000 * 11, 67%)).
Таким образом, наша сумма процентов по кредиту на ТМЦ, которую можно включить в стоимость инвестиций, составит 81 690 руб.(700 000 * 11,67%), что значительно больше фактической суммы процентов по данному кредиту – 35 000 руб.
Общая сумма включаемых затрат не должна превышать общий объем затрат в данном периоде. Поэтому мы должны включить в первоначальную стоимость фактические затраты в размере 265 000 руб. Если бы расчет оказался меньше, чем фактические затраты, мы бы включили данные по расчету.
Глава II. Учет налоговых кредитов
2.1 Сущность и особенности учета налоговых кредитов
Нестабильность российской экономики обостряет зависимость коммерческих организаций от заемного капитала. Многим из них приходится решать свои финансовые проблемы за счет налоговых кредитов, т.е. изменения срока уплаты налога или сбора (ст. 61 ч. 1 Налогового кодекса РФ). В их число входят собственно налоговый и инвестиционный налоговый кредит. В отличие от обыкновенной отсрочки и рассрочки уплаты налога (сбора) их предоставляют на более продолжительный срок (налоговый кредит – от 3 месяцев до 1 года, инвестиционный – от 1года до 5 лет); они носят целевой характер; их оформляют кредитным договором.
Налоговые кредиты – новый для отечественной практики вид кредитования организаций и новый объект бухгалтерского учета. Благодаря им организация-заемщик временно освобождается от уплаты налогов (сборов), т.е. получает возможность вовлечь в хозяйственный оборот отвлеченные средства. В свою очередь, кредитор (государство) с их помощью регулирует экономическую ситуацию в стране и пополняет доходы бюджета за счет кредитных процентов.
Как правило, такие
кредиты предоставляют
Чтобы получить налоговый кредит, организация должна подать заявление:
по федеральным налогам и сборам – в Министерство финансов РФ;
по региональным и местным налогам и сборам – в финансовые органы субъекта РФ и муниципального образования;
по налогам и сборам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную территорию России – в Государственный таможенный комитет РФ или уполномоченный им таможенный орган;
по налогам и сборам, поступающим во внебюджетные фонды, - в органы соответствующих фондов.
Если налог (сбор) подлежит уплате в бюджеты разного уровня, то заявление о предоставлении кредита подается в несколько уполномоченных органов. Например, чтобы получить кредит в форме полной отсрочки платежей по налогу на прибыль, организация должна обратиться сразу в два органа – в Министерство финансов РФ (в части налога, уплачиваемого в федеральный бюджет) и в финансовое управление субъекта Российской Федерации (в части налога, вносимого в региональный бюджет).
При положительном
решении вопроса стороны