Факторы эффективности управления организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 20:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования работы является выявление факторов и показателей эффективности управления организацией.
Объектом исследования является эффективность управления организацией. В процессе работы проведен анализ эффективности управления в общеобразовательном учреждении. В результате исследования были выявлены показатели эффективности управления образовательного учреждения, выявлены особенности оценки эффективности управления в образовательном учреждении. На основании анализа были определены основные факторы ,оказывающие влияние на эффективность управления в образовательном учреждении.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы оценки управления организацией
1.1 Сущность, цели и роль эффективности управления в результатах деятельности организаций.
1.2 Факторы оказывающие влияние на эффективность управления
2. Методология оценки эффективности управления
2.1 Модели и методы оценки эффективности управления.
2.2 Критерии и показатели эффективности управления и методы их расчета
3. Анализ эффективности управления в образовательном учреждении.
3.1 Характеристика управляющей системы образовательного учреждения.
3.2 Особенности оценки эффективности управления в образовательном учреждении
Заключение
Список используемых источников литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

менеджмент.doc

— 282.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Ярославский государственный технический университет»

Кафедра «Экономика и управление»

 

 

 

Курсовая работа защищена

с оценкой__________

д.э.н., доцент

 

______________А.В.Кольцова

05.12.12

 

 

 

 

 

 

ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ

УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

 

Расчетно-пояснительная записка к курсовой работе

по дисциплине «Менеджмент»

 

ЯГТУ 080100.62-  18     КР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нормоконтролер  Работу выполнила

Доцент студентка гр. ДСЭ-26

___________Н.П. Григорьева

_______А.В. Кольцова   ___.___.2012

___.___.2012

 

 

 

 

 

 

 

2012

ЯРОСЛАВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРНСИТЕТ

 

Кафедра экономики и управления

 

 

ЗАДАНИЕ № 18

по курсовому проектированию

 

Студентке Григорьевой Н.П. факультет дополнительного профессионального обучения, курс 2 группа ДСЭ – 26

 

1. Тема работы (проекта) и исходные данные

Факторы  эффективности управления организацией

2. Представить  следующие материалы:

а) текстовые:

1) ________________________________

2)_________________________________

3)_________________________________

б) графические:

1)_________________________________

2)_________________________________

3)_________________________________

 

3. Рекомен6джуемая  литература и материалы (список прилагается)

 

4. Дата выдачи  задания                        «____» ________2012 года

 

5. Срок сдачи  законченной работы (проекта) «____»  декабря  2012 года.

 

6. Отметка  о явке на консультацию:

1) «14» ноября 2012 года

2) «____» _________2012  года 

3) «____» _________2012  года

4) «____» _________2012  года

5) «____» _________2012  года

6) «____» _________2012  года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель работы (проекта) _________________________________Кольцова А.В.

 

Заведующий кафедрой _________________________________________Кольцова А.В.

 

Содержание

Введение

  1. Теоретические основы оценки управления организацией
    1. Сущность, цели и роль эффективности управления в результатах деятельности организаций.
    2. Факторы оказывающие влияние на эффективность управления
  2. Методология оценки эффективности управления
    1. Модели и методы оценки эффективности управления.
    2. Критерии и показатели эффективности управления и методы их расчета
  3. Анализ эффективности управления в образовательном учреждении.
    1. Характеристика управляющей системы образовательного учреждения.
    2. Особенности оценки  эффективности управления в образовательном учреждении

Заключение

Список используемых источников литературы.

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ, СУЩНОСТЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ,ЦЕЛИ И РОЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ,КРИТЕРИИ

ЭФФЕКТИВНОСТИ,ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ,МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ.

 

 

Целью исследования работы является выявление факторов и показателей эффективности управления организацией.

Объектом исследования является эффективность управления организацией.

В процессе работы проведен анализ эффективности управления в общеобразовательном учреждении.

В результате исследования были выявлены показатели эффективности управления образовательного учреждения, выявлены особенности оценки эффективности управления в образовательном учреждении.

На основании анализа были определены основные факторы ,оказывающие влияние на эффективность управления в образовательном учреждении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 Цель работы – выявление факторов и показателей эффективности управления организацией.

Объект исследования - эффективность управления организацией.

Задачи:

1. Изучить сущность и роль  эффективности управления в результативности  организации.

2. Изучить методологию и показатели  эффективности управления.

3. Выявить основные факторы, оказывающие  влияние на  эффективность управления.

 

"Система управления организации" − одно из ключевых понятий  теории организации, тесно связанное  с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий во исполнение определённых целей. В рамках этой системы протекает весь управленческий процесс, в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Система управления организации построена для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое уделяют ей руководители организаций и специалисты, с целью непрерывного совершенствования, развития как системы в целом, так и её отдельных составляющих. Очевидно, что изучение и совершенствование системы управления, как в рамках отдельной организации, так и государства, общества в целом способствует скорейшему достижению поставленных целей и задач.

Менеджмент как современная система управления фирмой, предприятием, действующим в условиях рыночной экономики, предполагает создание условий, необходимых для их эффективного функционирования и развития производственной деятельности. Речь идет о такой системе управления (принципах, методах, организованной структуре), которая порождена объективной необходимостью и закономерностями рыночных отношений хозяйствования, связанными с ориентацией фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы индивидуальных результатах широким использованием новейших научно-технических достижений, регулированием межфирменных отношений. Особенность современного менеджмента состоит в его направленности на обеспечение рационального ведения хозяйства на уровне фирмы в условиях дефицитности ресурсов, необходимость достижении высоких конечных результатов с минимальными затратами, оптимальной адаптации фирмы к новым рыночным условиям производства или предметов потребления, обеспечённости современной электронно-вычислительной технологии, степени вовлечения во внешнеэкономическую деятельность.

Целью любой организации является рост, развитие и максимизация ее экономических результатов. Для этого необходимо постоянное повышение эффективности управления. На качество управления организацией влияют множество как объективных, так и субъективных факторов. Одними из самых важных являются правильно построенная структура и разделение труда, наличие всех необходимых ресурсов, современные технологии. На эффективность управления влияет отношение персонала к работе, руководителю и организации. Большое значение имеют также качества и способности самого руководителя, его авторитет, способность найти с подчиненными общий язык и организовать рабочий процесс.

 

1.Теоретические основы оценки  управления организацией.

1.1Сущность,цели и роль эффективности  управления в результатах организаций.

Понятие эффективности управления во многом совпадает с понятием эффективности производственной деятельности организации. Однако управление производством имеет свои специфические экономические характеристики. В качестве главного критерия результативности управления выступает уровень эффективности управляемого объекта. Проблема эффективности управления – составная часть экономики управления, которая включает рассмотрение:  
·        Управленческого потенциала, т.е. совокупности всех ресурсов, которыми располагает и которые использует система управления. Управленческий потенциал выступает в материальной и интеллектуальной формах;  
·        Затрат и расходов на управление, которые определяются содержанием, организацией, технологией и объемом работ по реализации соответствующих функций управления;  
·        Характера управленческого труда;  
·        Эффективности управления, т.е. эффективности действий людей в процессе деятельности организации, в процессе реализации интересов, в достижении определенных целей.  
Эффективность – это результативность функционирования системы и процесса управления как взаимодействия управляемой и управляющей систем, т.е. интегрированный результат взаимодействия компонентов управления. Эффективность показывает, в какой мере управляющий орган реализует цели, достигает запланированных результатов. Эффективность управления проявляется в эффективности производства, составляет часть эффективности производства. Результаты действия, соотнесенные с целью и затратами, - это и есть содержание эффективности как управленческой категории.  
На эффективность деятельности менеджера влияет ряд факторов: потенциал сотрудника, его способность выполнять определенную работу; средства производства; социальные аспекты деятельности персонала и коллектива в целом; культура организации. Все эти факторы действуют совместно, в интеграционном единстве.  
Таким образом, эффективность управления – один из основных показателей совершенствования управления, определяемый сопоставлением результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение. Оценить эффективность управления можно путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление. Но такая упрощенная оценка не всегда корректна, так как:  
1) результат управления не всегда заключается в прибыли;  
2) такая оценка приводит к непосредственному и опосредованному результату, который скрывает роль управления в его достижении. Прибыль часто выступает как опосредованный результат;  
3) результат управления может быть не только экономическим, но и социальным, социально-экономическим;  
4) затраты на управление не всегда можно достаточно четко выделить.  
Принципиальное значение для оценки эффективности системы управления имеет выбор базы для сравнения или определения уровня эффективности, который принимается за нормативный. Один из подходов дифференцирования сводится к сравнению с показателями, характеризующими эффективность организационной структуры эталонного варианта систем управления. Эталонный вариант может быть разработан и спроектирован с использованием всех имеющихся методов и средств проектирования систем управления. Характеристики такого варианта принимаются в качестве нормативных. Может применятся также сравнение с показателями эффективности и характеристиками системы управления, выбранной в качестве эталона, определяющего допустимый или достаточный уровень эффективности организационной структуры.  
Если управленческая деятельность полностью или частично решает поставленную задачу, воплощается в ожидаемом результате, причём обеспечивает его достижения на основе оптимального использования имеющихся ресурсов, то она считается эффективной. В первом случае речь идёт о внешней эффективности, во втором – о внутренней.  
Внешняя эффективность иначе называется выгодностью, а внутренняя – экономичностью, показывающей цену, которую пришлось заплатить за полученный результат (для этого он соотносится с величиной затрат). Чем результат в большей степени превышает затраты, тем экономичнее деятельность.  
Однако часто главным бывает не то, во сколько раз результат больше затрат, а является ли он более ценным.  
Эффективность управления бывает тактической и стратегической, причём они противоречат друг другу. Например, ориентация руководства фирмы на получение сиюминутных выгод не оставляет ресурсов для развития её в будущем.  
Об эффективности управления можно также говорить, как о потенциальной или реальной. Потенциальная эффективность оценивается предварительно, реальная же определяется степенью достижения самих целей, полученными на практике результатами. Поскольку в управлении применяются разные методы, правомерно оценивать также и их эффективность.  
Нужно отметить, что между экономичностью и выгодностью нет однозначного соответствия. Высокоэкономичное управление может быть малорезультативным с точки зрения достижения самой цели, уводить от неё в сторону, а результативное – неэкономичным, если цель будет достигаться слишком дорогой ценой.  
Поэтому на практике между двумя этими подходами всегда должен достигаться определённый компромисс, учитывающий требования конкретной ситуации.  
Изменение в более благоприятную сторону соотношения между полученными результатами и связанными с ними затратами называется экономизацией деятельности. На практике она возможна далеко не всегда, и нередко имеет место её стабилизация и даже обратный процесс.  
Сама экономизация управления достигается несколькими способами:  
1) снижение затрат при тех же результатах;  
2) увеличение результата при меньшем росте затрат;  
3) увеличение результата при сокращении затрат (самый благоприятный вариант);  
4) уменьшение результата при ещё большем уменьшении затрат.  
Таким образом, экономизация управления далеко не всегда связана с увеличением выгодности, поскольку абсолютный результат может даже сокращаться. Поэтому критерий выгодности принимается во внимание только при оценке достижения конкретной управленческой цели вне связи с другими задачами.  
Эффективность управления можно определить в общем виде или в относительных величинах, например как соотношение цели и полученного результата (степень реализации цели), полученного результата и ресурсов, использовавшихся для его получения, экономического эффекта и затрат, потребности и ее удовлетворения, или в абсолютных величинах, скажем, в массе прибыли.  
На практике эффективность управления можно измерить как общими показателями, характеризующими работу фирмы (производительность труда, прибыльность, рост объемов производства и проч.), так и специфическими (экономия затрат за счет упорядочения потоков информации, снижения доли менеджеров в составе персонала, уменьшения числа уровней управления и т.п.).  
Эффективное управление соответствует цели и стратегии организации.  
Эффективная управленческая деятельность должна быть своевременной, что требует выбора наиболее удачного момента для ее начала, оптимальной последовательности отдельных этапов, исключения неоправданных перерывов и потерь времени. Важность учета этих обстоятельств в условиях постоянного усложнения хозяйственных процессов трудно переоценить.  
Важнейшими условиями эффективности управления сегодня являются использование новейших информационных и управленческих технологий, максимальная автоматизация и компьютеризация деловых процессов. Они позволяют освободить человека не только от тяжелой работы, но и от выполнения рутинных операций, сковывающих его творческие возможности.  
Значительный рост эффективности управленческой деятельности достигается в том случае, когда члены организации отождествляют ее цели с собственными, активно участвуют в управлении, а это возможно лишь на высокой ступени зрелости как каждого в отдельности, так и коллектива в целом.  
Эффективное управление требует также формирования надежных коммуникаций, позволяющих своевременно обеспечивать всех участников управленческого процесса необходимой информацией, поддерживать надлежащий уровень обмена ею, благоприятный морально-психологический климат.  
Для оценки эффективности управления важное значение имеет определение соответствия системы управления и её организационной структуры объекту управления. Это находит выражение в сбалансированности состава функций и целей управления, соответствии численности состава работников объёму и сложности работ, полноте обеспечения требуемой информацией, обеспеченности процессов управления технологическими средствами с учётом их номенклатуры.  
В современном мире, вступившем в третье тысячелетие, менеджмент выступает в качестве главного и основного ресурса стран, ставших на путь реформирования экономики, реструктуризации народного хозяйства с целью роста эффективности производства, благополучия и благосостояния граждан. Менеджмент является средством, обеспечивающим качество функционирования хозяйственной системы общества. Игнатов В.Г., Албастова Л..К. Теория управления: курс лекций- М.: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2006.-464с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Факторы, оказывающие влияние  на эффективность управления.

 

 

Организация как сложная социально-экономическая система функционирует и развивается под воздействием определенной совокупности факторов, образующих интегральную целостность и комплексность процесса.

Фактор эффективности (от латинского -- делающий, производящий) -- движущая сила какого-либо процесса или явления. Игнатов В.Г., Албастова Л..К. Теория управления: курс лекций- М.: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2006.-464с.

Изучение научных разработок в области менеджмента показывает, что зарубежные авторы постоянно пытались найти факторы эффективности управления, чтобы дать менеджерам фирм практические рекомендации эффективного управления.

В 1939 г. Ч. Барнард утверждал, что для выживания организации и повышения ее эффективности существенны желание сотрудничать, способность налаживать общение, наличие цели и ее одобрение всеми работниками фирмы.

В 1954 г. П. Друккер охарактеризовал семь ключевых факторов успеха, которые фирма должна отслеживать для достижения эффективности. Это удовлетворение спроса со стороны потребителя, социальная ответственность, результативность работников, эффективность руководства, внутренняя производительность, настроение персонала, подготовка руководителей, операционная смета, нововведения.

В 1986 г. Р. Уотермен и Т. Питерс установили непосредственную связь между культурой и успехом в работе организации. Взяв за образец успешные американские компании и описав управленческую практику, они выявили ряд ценностей организационной культуры, приведших эти компании к успеху:

- вера в действия (решения  принимаются даже в условиях  недостатка информации, откладывание  решений равносильно их неприятию).

- связь с потребителем (информация, поступающая от потребителя, так называемый фокус на потребителя - ценность для всех работников).

- поощрение автономии  и предприимчивости (крупные и  средние компании зачастую состоят  из филиалов, которым представляется определённая самостоятельность, необходимая для творчества и разумного риска).

- рассмотрение людей как  главного источника производительности  и эффективности ( человек - наиболее  важный актив компании, поэтому  он - центр внимания и объект  инвестиций).

- знание того чем управляешь ( руководители управляют не из  кабинетов, а постоянно бывая  на объектах).

- концентрация вокруг  основного вида деятельности (слишком  сильная диверсификация в стороне  от основного бизнеса неприемлема).

- простая структура и немногочисленный штат управления ( в высшем эшелоне управления приветствуется минимальный штат сотрудников).

- одновременное сочетание  гибкости и жесткости в организации ( гибкость и адаптивность в  конкретных действиях достигается  при достаточно инерционной и жесткой системе разделяемых культурных ценностей).

Культуру организации как фактор эффективности изменений и развития следует рассматривать значительно шире ,а именно в контексте деловой культуры, т.е. культуры деловых отношений, культуры получения прибыли. Теория управления: учебное пособие.- М. Гардарики,2005.-416с. В этой связи уместно говорить о роли государства в формировании и развитии деловой культуры. Перефразирую известное высказывание советского физика Б. Арцимовича относительно науки, можно утверждать, что организационная культура также «находиться на ладони государства и согревается теплом этой ладони».

От государства, его чиновников общество ждёт не только упорядочения отношений бизнеса и власти, но и разумной степени регулирования экономии, внедрения этических норм в практику предпринимательства, обеспечения поддержки предпринимательству в международной деятельности, ориентации на воспитание организационной культуры всей системы образования, учреждения специальной награды - государственной премии предпринимателям « За службу Отечеству».

Обобщив эти исследования, Д. Скотт Синк в 1989 г. называет семь основных факторов эффективности:

- действенность,

- экономичность,

- качество,

- производительность,

- качество трудовой жизни,

- прибыльность,

- нововведения.

Для оценки обычно используются следующие показатели:

своевременность;

количество;

качество.

Все эти попытки вычленить факторы повышения эффективности управления свидетельствуют о сложности проблемы, решение которой не может быть однозначным и простым.

Для российских организаций к факторам эффективности управления следует отнести:

во-первых, профессионализм руководителей;

во-вторых, наличие у них соответствующих личностных качеств и способностей к управленческой деятельности;

в-третьих, социальная ответственность менеджмента, позволяющая учитывать интересы многих субъектов внешней и внутренней среды организации;

в-четвертых, умение использовать такие социальные факторы управления, как организационная культура, организационный порядок, самоорганизация и самоуправление;

Залогом повышения эффективности являются следующие параметры организации:

1. Поддержка и поощрение  творческой активности, новаторства  сотрудников.

2. Отслеживание динамики  развития отрасли для выбора  оптимального темпа ритма изменений собственной организации.

Информация о работе Факторы эффективности управления организацией