Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 20:54, курсовая работа
Целью исследования работы является выявление факторов и показателей эффективности управления организацией.
Объектом исследования является эффективность управления организацией. В процессе работы проведен анализ эффективности управления в общеобразовательном учреждении. В результате исследования были выявлены показатели эффективности управления образовательного учреждения, выявлены особенности оценки эффективности управления в образовательном учреждении. На основании анализа были определены основные факторы ,оказывающие влияние на эффективность управления в образовательном учреждении.
Введение
1. Теоретические основы оценки управления организацией
1.1 Сущность, цели и роль эффективности управления в результатах деятельности организаций.
1.2 Факторы оказывающие влияние на эффективность управления
2. Методология оценки эффективности управления
2.1 Модели и методы оценки эффективности управления.
2.2 Критерии и показатели эффективности управления и методы их расчета
3. Анализ эффективности управления в образовательном учреждении.
3.1 Характеристика управляющей системы образовательного учреждения.
3.2 Особенности оценки эффективности управления в образовательном учреждении
Заключение
Список используемых источников литературы.
В каждом случае вся система показателей не охватывается. В зависимости от целей анализа отдельные показатели и даже блоки могут рассматриваться как вспомогательные или совсем исключаться из рассмотрения. Игнатов В.Г., Албастова Л..К. Теория управления: курс лекций- М.: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2006.-464с.
3.Анализ эффективности управления в образовательном учреждении.
3.1Характеристика управляющей
Учебный процесс осуществляется по индивидуальному учебному плану, составленному на основе регионального базисного учебного плана (план согласован с директором, начальником). Иностранный язык, информационные технологии и информатика изучаются по углубленным программам с первого класса.
Школа осуществляет экспериментальную деятельность в рамках ГЭП по направлениям: «Развивающая среда в начальной школе», «Школьное информационное пространство» и «Организация сотрудничества участников учебно-образовательного процесса в ходе ученического проектирования», реализует программу по здоровьесберегающим технологиям и модели «Школа полного дня». Участниками эксперимента являются все педагогические сотрудники и все классы школы.
Количество педагогических сотрудников в школе —56 человек, в том числе 4 совместителя.
В текущем учебном году слушателями различных курсов являются 10 человек. Не проходившие курсов более пяти лет педагоги отсутствуют.
Управленческий аппарат сформирован, распределены функциональные обязанности, издан приказ о разграничении функциональных обязанностей и координации действий между членами администрации. Заместители директора по УВР имеют небольшую учебную нагрузку, что позволяет им в полном объеме осуществлять контроль и руководство состоянием преподавания, уровнем и качеством знаний учащихся.
В школе создана комиссия по аттестации педагогических кадров; председатель аттестационной комиссии — директор школы; комиссия работает в соответствии с Положением об аттестации педагогических кадров; контролируются сроки прохождения очередной аттестации педагогов; книга протоколов заседания комиссии ведется правильно.
Состояние внутришкольного управления
Информационное обеспечение внутришкольного управления представлено различного рода систематизированными документами. Вся собранная специалистами и заместителями директора по направлениям информация систематизируется и анализируется. Итоги успеваемости за четверти учебного года (в виде наглядных диаграмм), материалы по аттестации учителей, справки по итогам проверки дневников, тетрадей, журналов, итоги срезовых контрольных работ, справки по проверке документации методических объединений, анкетирование, посещение уроков, результаты смотров кабинетов и другие материалы хранятся в кабинете заместителя директора по УВР и у заместителей директора по направлениям. Выводы, рекомендации по устранению и коррекции недостатков представляются на оперативных совещаниях, методическом совете или методических объединениях, совещаниях администрации при директоре, проходящих регулярно, по плану. Наличие обратной связи позволяет оперативно исправлять выявленные недостатки, что значительно повышает результативность работы школы. Информационно-аналитические материалы на уровне администрации представлены сборниками аналитических материалов, справками заместителей директора, протоколами педагогического и методического советов, книгами приказов по основной деятельности и движению учащихся. Анализ представленных за прошедший период материалов позволяет сделать объективные выводы о функционировании школы.
Главным в работе образовательного учреждения является оптимальное выполнение социального заказа школы. В образовательной программе администрацией школы-новостройки, в соответствии со статусом, определена главная цель образовательного учреждения — «Формирование функционально грамотного выпускника, его высокого общекультурного уровня и развитие era творческих способностей». Задачи представлены как приоритетные направления деятельности школы. Отдельно определены задачи учебно-методической работы, внутришкольного контроля, воспитательной работы, управления школой, административно-хозяйственной деятельности. Реализации задач образовательной программы способствуют достаточно высокий уровень педагогических кадров и современная материально-техническая база школы.
Кадровый потенциал МОУ «Средняя общеобразовательная школа №87 г. Ярославль— это возможности педагогического персонала и администрации, которые могут быть использованы для достижения целей учреждения.
Современный трудовой коллектив представляет собой сложную социальную систему, где отдельные личности и группы людей взаимодействуют на принципах, весьма далеких от формально предписанных. При этом они обычно отзывчивы на благоприятный психологический климат и заботу администрации и трудятся производительно даже при неизменной заработной плате. В то же время повышение заработной платы не всегда ведет к росту производительности труда.
Улучшение использования кадрового потенциала школы связано с управлением формальными и неформальными группами, решением проблем власти и лидерства, внедрением инноваций, созданием здорового психологического климата.
Количество педагогических сотрудников в школе — 56 человек, в том числе 4 совместитель. Из них имеют:
Высшую квалификационную категорию имеют 26 педагогов (20,5%); первую — 22 (53,8%); почетные звания и награды имеют 7 чел. (17,9%). В коллективе работают 5 кандидатов наук. Анализ кадрового потенциала МОУ «Средняя общеобразовательная школа №87 Ярославля» непосредственно связан с мотивацией и стимулированием трудовой деятельности, планированием деловой карьеры педагогического персонала, работой с кадровым резервом, с подбором персонала, его переподготовкой и повышением квалификации. Для проведения анализа использования кадрового потенциала персонала МОУ «Средняя общеобразовательная школа №87 г.Ярославля» следует применить показатели комплексной оценки работников, полученные в результате проведения аттестации
Цель проведения анализа — выявить степень использования кадрового потенциала. Построим круговые диаграммы по каждому показателю, характеризующему кадровый потенциал педагогических работников (см. рис.3, рис.4, рис.5).
Уровень трудового потенциала наибольшей части работников предприятия — 85% сотрудников — соответствует требуемому для выполнения должностных функций. Долю 10% персонала составляют работники, профессиональные качества которых превышают требования должности. Есть также работники, трудовой потенциал которых не используется в процессе работы, значительно превышая требуемый для выполнения должностных обязанностей уровень (5% сотрудников).
Таким образом, на основе проведенного анализа использования кадрового потенциала МОУ «Средняя общеобразовательная школа №87 г.Ярославля можно сказать, что численность коллектива составляет 56 человек, квалификация, уровень образования и уровень профессиональной подготовки персонала очень высокий.
Общеобразовательная школа как сложная динамическая социальная система выступает объектом внутришкольного управления. Следовательно, мы можем говорить об управлении школой и ее отдельными компонентами или частями, выступающими подсистемами более общей системы - общеобразовательной школы. Такими подсистемами являются целостный педагогический процесс, классно-урочная система, система воспитательной работы школы, система эстетического воспитания учащихся, система профориентационной работы и др. Частные случаи управления отдельными школьными подсистемами составляют сущность и содержание внутришкольного управления.
Поскольку школа - социальная организация и она представляет собой систему совместной деятельности людей (педагогов, учащихся, родителей), то целесообразно говорить об управлении ею.
Основными функциями управления являются: планирование, организация, руководство и контроль. Все данные функции ложатся основным грузом на руководителя школы. Руководитель школы несет довольно таки серьезные и ответственные решения, которые отражаются на деятельности всего педагогического коллектива.
Основные качества которыми должен обладать руководитель школы - высокая культура, безупречная нравственность; умение общаться (культура речи, умение слушать и т.д.); общий уровень развития; целеустремленность; знание науки об управлении; индивидуально-психологические свойства; умение устанавливать доверительные отношения с подчиненными, поддерживать нормальный психологический климат в коллективе; целеустремленность; оптимистичность; самоорганизованность.
Эффективность работы любой организации, в том числе и общеобразовательной школы, зависит от стиля управления коллективом. В стиле управления проявляются личностные качества руководителя. Следовательно, повышая эффективность работы учреждения, необходимо обратиться к личности руководителя. Развивая и совершенствуя личностные качества руководителей, изменяя стиль руководства, можно повысить эффективность работы образовательного учреждения. Оценка эффективности организации связана с действием многих факторов и поэтому решение этой проблемы требует комплексного подхода. Но мы рассматриваем эффективность организации в аспекте влияния личности руководителя.
Эффективность деятельности любой организации можно оценить по следующим показателям: 1) производительность труда руководимого коллектива; 2) успешность решения профессиональных задач; 3) психологический климат в коллективе; 4) текучесть кадров.
Эффективность работы руководителя зависит как от него самого, так и от его подчиненных. Ниже приводятся факторы, снижающие эффективность работы руководителя и зависящие от него самого [, с.]:
не планирует работу (ни свою, ни своего подразделения);
выполняет сначала приятную и знакомую работу;
не доверяет своим подчиненным и выполняет их работу сам;
не умеет использовать в интересах работы своих подчиненных;
направляет работу персонала непосредственно, вместо того чтобы руководить путем постановки целей и задач, опираясь на самоуправление;
принимает слишком много решений за своих подчиненных, считая что таким путем держит все нити управления в своих руках, а на самом деле тормозит развитие своих подчиненных в вопросах принятия решений и перегружает себя работой;
не знает своих подчиненных и не интересуется их работой, их личными планами на будущее;
не хочет или не умеет разговаривать откровенно со своими подчиненными;
не верит в способности своих подчиненных;
не определяет порядок срочности и важности своих работ и не составляет плана рационального использования рабочего времени.
Факторы, снижающие эффективность работы руководителя, зависящие от подчиненного, который: а) не готовит как следует вопросы, с которыми намерен обратиться к своему начальнику и отнимает рабочее время у обоих; б) боится сам принимать решения и постоянно обращается к руководителю; в) не планирует использование своего рабочего времени и выполнение порученных ему заданий и этим самым мешает плановой работе руководителя; г) не знает точно своего задания, своих полномочий и назначения своей работы; д) не умеет апеллировать своему руководителю и берется за выполнение заданий, не относящихся к нему, или работ, с которыми он заведомо не справится; е) не умеет разговаривать со своим руководителем; ж) не привык сам разбираться в полученных заданиях, а любит получать всегда готовые инструкции от других; сам не знает, к чему стремится в жизни.
Итак, эффективность работы любой организации, в том числе и общеобразовательной школы, зависит от стиля управления коллективом. В стиле управления проявляются личностные качества руководителя. Следовательно, повышая эффективность работы учреждения, необходимо обратиться к личности руководителя. Развивая и совершенствуя личностные качества руководителей, изменяя стиль руководства, можно повысить эффективность работы образовательного учреждения.
Завершая вторую главу нашей работы, хотелось бы отметить, что все вышеизложенное составляет тот минимум теоретических знаний, которым любой руководитель должен владеть и уметь применять его на практике, чтобы управленческая деятельность всегда была эффективной.
Как известно, все личностные качества проявляются в стиле поведения. Таким образом, можно сделать вывод, что в десятку наиболее важных качеств личности руководителя включают следующее:
высокая культура, безупречная нравственность;
умение общаться (культура речи, умение слушать и т.д.);
общий уровень развития;
целеустремленность;
знание науки об управлении;
индивидуально-психологические свойства;
умение устанавливать доверительные отношения с подчиненными, поддерживать нормальный психологический климат в коллективе;
целеустремленность;
оптимистичность;
самоорганизованность.
Таким образом, процесс управления педагогическим коллективом требует от руководителей высокого уровня профессионализма. Эффективным руководителем считается тот, который на этапе реализации той или иной управленческой функции демонстрирует только положительные личностные качества, используя для этого эффективные принципы и методы взаимодействия с коллективом.
Эффективность протекания управленческого процесса, настроение людей в организации, отношения между сотрудниками зависят от множества факторов: непосредственных условий работы, профессионализма кадровых работников, уровня управленческого состава и др. И одну из первых ролей в ряду этих факторов играет личность руководителя.
Эффективность работы любой организации, в том числе и общеобразовательной школы, зависит от стиля управления коллективом. В стиле управления проявляются личностные качества руководителя. Следовательно, повышая эффективность работы учреждения, необходимо обратиться к личности руководителя. Развивая и совершенствуя личностные качества руководителей, изменяя стиль руководства, можно повысить эффективность работы образовательного учреждения.
Эффективность управления представляет собой относительную характеристику результативности деятельности конкретной управляющей системы, которая отражается в различных показателях, как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности (субъекта управления), причем эти показатели имеют как количественные, так и качественные характеристики. Важной количественной характеристикой эффективности является производительность. Производительность -- это отношение количества единиц на выходе к количеству единиц на входе. Она отражает комплексную результативность использования всех видов ресурсов (труда, капитала, технологии, информации). Количественная оценка эффективности управления во многом затруднена из-за специфических особенностей управленческого труда.
Информация о работе Факторы эффективности управления организацией