Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 20:54, курсовая работа
Целью исследования работы является выявление факторов и показателей эффективности управления организацией.
Объектом исследования является эффективность управления организацией. В процессе работы проведен анализ эффективности управления в общеобразовательном учреждении. В результате исследования были выявлены показатели эффективности управления образовательного учреждения, выявлены особенности оценки эффективности управления в образовательном учреждении. На основании анализа были определены основные факторы ,оказывающие влияние на эффективность управления в образовательном учреждении.
Введение
1. Теоретические основы оценки управления организацией
1.1 Сущность, цели и роль эффективности управления в результатах деятельности организаций.
1.2 Факторы оказывающие влияние на эффективность управления
2. Методология оценки эффективности управления
2.1 Модели и методы оценки эффективности управления.
2.2 Критерии и показатели эффективности управления и методы их расчета
3. Анализ эффективности управления в образовательном учреждении.
3.1 Характеристика управляющей системы образовательного учреждения.
3.2 Особенности оценки эффективности управления в образовательном учреждении
Заключение
Список используемых источников литературы.
Б) у потребителя товара за счёт повышения качества его изготовления (качество разработки не изменяется), что позволяет изготовителю повысить цену товара. Так как сырьё, материалы и комплектующие изделия входят в текущие затраты - себестоимость товара, то затраты на повышение качества «входа» системы могут превысить экономию производственных затрат при применении качественных материалов и комплектующих за счёт сокращения остановок производства и брака. В этом случае суммарная составляющая изменения себестоимости товара будет отрицательной.
Экономический эффект разработки и реализации мероприятий по повышению качества сырья, материалов комплектующих изделий (качества «входа» системы) рассчитывается по формуле.
Эт = ?[-?Ст вх + ? Ст пр+ (Цтн - Цтс) * В] - Звх
где Эт - ожидаемый экономический эффект разработки и реализации мероприятий по приобретению более качественных сырья, материалов и комплектующих изделий (качества «входа» системы) за срок применения мероприятий.
?Ст вх - перерасход из-за роста себестоимости единицы товара в году за счёт приобретения более качественного сырья, материалов и комплектующих изделий (дополнительные расходы на повышение качества «входа»).
? Ст пр - снижение себестоимости единицы товара в году за счёт повышения качества процесса при применении качественного «входа».
Цтн , Цтс - прогноз цены соответственно нового (старого) товара (после внедрения мероприятий) в году.
В - прогноз объёма выпуска данного товара в году, натуральные измерители, шт., т и т.п.
Звх - единовременные затраты (инвестиции) на повышение качества «входа» ( анализ ситуации, формулирование проблемы, заключение новых договоров, разработка организационных проектов и т.д.).
При выполнении расчётов обязательно следует соблюдать рассмотренные выше принципы оценки ( фактор времени, сопоставимость вариантов и др.).
2)Мероприятия по повышении
качества процесса в системе -
по совершенствованию
Экономический эффект разработки и реализации мероприятий по совершенствованию технологий, организации производства, системы оперативного управления либо повышению уровня автоматизации производства (в целом - повышение качества процесса в системе) у изготовителя товара определяется по следующей формуле (расчёт ведет изготовитель).
Эк =?? ( Цт - Ст - Нт )* В -Зпр
где Эк - ожидаемый экономический эффект разработки и внедрения мероприятий по повышению качества процессов в системе за срок применения мероприятий (Т).
Цт - прогноз цены товара в соответствующем году.
Ст - прогноз себестоимости товара в соответствующем году.
Нт - прогноз налогов по единице данного товара в соответствующем году.
В - прогноз объёма выпуска товара в соответствующем году.
Зпр - единовременные затраты ( инвестиции) на повышение качества процессов ( на совершенствование технологий, организации и т.п.) в соответствующем году.
При проведении расчетов необходимо учитывать разновременность затрат и поступлений по каждому товару с использованием финансовых коэффициентов.
3)Ожидаемый экономический эффект разработки и внедрения мероприятий по повышению качества товара (повышение производительности, надежности, экологичности и др. показателей) определяется по следующей формуле ( расчёт ведет изготовитель). Управление- фактор развития (размышление об управленческой деятельности)/ Г.В. Атаманчук- М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2002.-567с.
Экт = ? ( Цт - Ст - Нт )* В + ? Эсоп - ? Зк
где Экт - ожидаемый экономический эффект повышения качества товара за нормативный срок его службы.
Эсоп - сопутствующий экологический или социальный эффект в денежном выражении от использования товара повышенного качества.
Зк - единовременные затраты ( инвестиции) на повышение качества товара, включая затраты на ликвидацию элементов основных производственных фондов в связи с освоением и внедрением нового товара ( если при ликвидации этих элементов получается прибыль, то они вычитаются из Зк).
4)Ожидаемый экономический
эффект приобретения
Эп = ?? ( Цп - Сп - Нп )* П - ?Зт
где Эп - ожидаемый экономический эффект приобретения и применения потребителем единицы нового товара - орудия труда - за нормативный срок его службы.
Цп - прогноз цены единицы продукции, выпускаемой с применением нового товара в каждом году.
Сп - прогноз себестоимости единицы продукции в соответствующем году.
Нп - прогноз доли налогов по единице продукции в соответствующем году.
П - прогноз полезного эффекта (производительности) нового товара по продукции в соответствующем году.
Зт - инвестиции на покупку единицы товара, его транспортирование, монтаж, пуск, строительство ремонтной базы, подготовку кадров для обслуживания, создания оборотного фонда запасных частей и другие единовременные затраты, включая затраты ( экономию) на ликвидацию элементарно старых основных производственных фондов, выводимы в связи с освоением нового товара в году из вложения.
Экономическое обоснование мероприятий по совершенствованию менеджмента позволит повысить его эффективность и стабильность функционирования организации.
Социальная эффективность
Социальная эффективность обеспечивается реализацией системы мер, направленных на удовлетворение социально-экономических ожиданий, потребностей и интересов работников предприятия. Социальная эффективность проявляется:
во-первых, в развитии потенциала персонала;
во-вторых в возможности реализации этого потенциала.
Понятие социальной эффективности включает требования гармоничного развития личности каждого работника, повышение его квалификации и расширение гибкости и мобильности, формирование благоприятного социального климата, усиление социальной активности и совершенствование всего образа жизни; все это является проявлениями качества трудовой жизни. Теория управления.: учебник изд. 2-е / под ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина- М.: изд. РАГС, 2005-558с.
Если все эти составляющие социальной эффективности не соблюдаются, то неизбежно снижаются и темпы роста производительности труда. Причем следует иметь в виду, что как нет единого синтетического показателя эффективности управления вообще, так нет и единого показателя социальной эффективности.
Р.Л. Кричевский считает, что ими могут быть:
Удовлетворенность членством в трудовом коллективе и трудом;
Мотивация членов коллектива;
Авторитет руководителя;
Самооценка коллектива.
Таким образом, анализ социально-психологических аспектов проводится на основе критериев мотивации персонала, характеристики морального климата, количества и качества межличностных коммуникаций, гибкости системы продвижения по службе, полномочий работников и их ответственности, степени удовлетворения от выполняемой работы, авторитета руководителя и собственной оценки коллективом сложившихся отношений в организации.
Обобщающими показателями социальной эффективности в широком смысле могут быть:
1. степень выполнения заказов потребителей
2. доля объёма продаж фирмы на рынке и др.
Обобщающее показатели социальной активности в узком смысле являются:
1. доля решений, принятых
по предложению работников
2. количество работников, привлечённых к разработке управленческого решения и др.
Частными показателями социальной эффективности являются:
1. своевременность выполнения заказа
2. полнота выполнения заказа
3. оказание дополнительных услуг
4. послепродажный сервис
Подводя итог рассмотрения критериев и показателей эффективности управления, можно сделать вывод:
Руководитель считается эффективным, если возглавляемый им коллектив имеет высокие показатели по соответствующим критериям эффективности: управленческим, экономическим и социальным.
В самом широком смысле под эффективностью менеджмента следует понимать прежде всего такое управление, которое обеспечивает функционирование и развитие организации как целостной системы.
Современная теория управления приходит к необходимости согласования показателей эффективности управления с показателями экономической эффективности и производительности фирмы и к необходимости учета влияния многосторонних факторов воздействия на фирму, используя набор дополнительных критериев.
Система управления и ее эффективность рассматривается не на одном, а на трех уровнях:
как органическая часть более высокой системы.
как самостоятельная целостная система.
как сосредоточие компонентов, входящих в эту систему, с присущими им специфическими свойствами.
В этом случае эффективность управления на первом уровне может быть выражена через результативность деятельности фирмы, так как результат деятельности по управлению проявляется опосредованно через результаты всей организации, в ее взаимоотношениях с внешней средой.
На втором уровне эффективность системы управления выражается через характеристики ее способности к самостоятельному действию, т. е. к разрешению непосредственно стоящих перед ней задач и достижения поставленных целей.
На третьем уровне выделяется эффективность действия составляющих элементов системы. Именно здесь может быть рассмотрено в конкретных формах функционирование всех входящих в систему элементов как в технико-организационном, так и в социально-психологическом плане. Основы теории управления : учеб. Пособие- под ред. В.Н. Парахиной - М.: Финансы и статистика, 2003-560с. Практически эффективность третьего уровня может быть сведена к эффективности управленческого труда конкретных менеджеров.
Таким образом, анализ существующих теоретических и практических подходов к оценке эффективности управления в рамках организации позволяет выделить следующие направления исследования различных сторон эффективности как слагаемых общей эффективности управления:
экономические показатели эффективности управления;
эффективность в обеспечении внешней и внутренней социальной политики; социальная ответственность менеджмента;
эффективность управления как саморегулируемой системы; адаптационная способность к требованиям научно-технического прогресса, изменениям социальных условий и внешних факторов производства;
эффективность информационной системы;
информационное обеспечение управления и управляющего воздействия на персонал.
Таким образом, современный комплексный анализ «выхода» фирмы с точки зрения ее эффективности включает многосторонний учет социальных, экономических и экологических последствий производственной деятельности, влияние производимой продукции или услуг на потребителя и т. д. Теория управления: учебное пособие- М.: ИНТРА- М, 2007-139с.Бурганова Л.А.
Обобщённая система показателей, используемых при анализе системы управления, приведена в табл.2.
Таблица 2.
Обобщённая система показателей, используемые при анализе системы управления.
Группа показателей: |
Направление использования |
|
1. Показатели, характеризующие эффективность элементов системы управления. |
||
Кадры руководителей и специалистов: |
Обоснование потребности в кадрах, разработка кадровой политики |
|
состав кадров руководителей и специалистов по квалификации, профессиональной подготовленности, стажу работы |
Анализ и планирование развития подготовки и повышения квалификации работников системы управления |
|
уровень организации целевой учёбы, повышения квалификации переподготовки кадров |
Разработка кадровой политики |
|
стабильность кадров и их продвижение, загруженность отдельных категорий работников |
Анализ и планирование совершенствования организации труда в аппарате управления |
|
Информация: |
Анализ и проектирование информационных массивов |
|
полнота информационных массивов |
||
соотношение форм обеспечения информацией |
||
экстенсивное и интенсивное использование информационных массивов |
||
интенсивность информационных потоков |
||
прямоточность, непрерывность потоков информации |
||
Техника управления: |
Анализ и проектирование информационных потоков |
|
состав, соотношение и пропорциональность |
||
мощности основных групп техники управления |
||
Группа показателей: |
Направление использования |
|
уровень технического оснащенности труда различных групп работников аппарата управления |
||
загруженность различных видов техники |
||
обеспеченность основных видов работ по управлению мощностью техники управления (вычислительной, организационной, связи и т.д.) |
||
2. показатели, характеризующие
организацию процессов |
Анализ и проектирование технологии управления |
|
плотность управленческих циклов |
||
прямоточность процессов управления |
||
пропорциональность и ритмичность загрузки отдельных подразделений аппарата управления |
||
3. Показатели характеризующие
организационную структуру |
Анализ и проектирование организационной структуры управления |
|
уровень централизаций функций управления |
||
специализация отдельных подразделений аппарата управления |
||
развитость и устойчивость межфункциональных связей |
||
полнота реализации функций управления в системе управления |
||
4. Показатели, характеризующие экономический механизм: |
Анализ и планирование развития экономического механизма |
|
непрерывность и стабильность планов |
||
дифференцированность форм организации заработной платы |
||
Группа показателей: |
Направление использования |
|
состав, соотношение и доля фондов материального стимулирования в общем составе фондов доходов трудящихся |
||
разнообразие видов цен на готовую продукцию |
||
5. Показатели эффективности системы управления: |
Анализ эффективности системы управления и оценка мероприятий по её развитию |
|
экономичность организации управления |
||
эффективность отдельных функциональных подразделений системы управления |
||
эффективность деятельности линейных руководителей и системы управления в целом |
||
Информация о работе Факторы эффективности управления организацией