Финансовый менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 14:18, курсовая работа

Краткое описание

Финансы играют огромную роль в системе рыночных отношений. Они составляют неотъемлемую их часть и являются важным инструментом реализации государственной политики. Однако, в странах с рыночной экономикой, возможности государственного вмешательства в распределение материальных и финансовых ресурсов весьма ограничены. Большинство предприятий самостоятельно изыскивают материальные и денежные ресурсы на рынках, через которые распределяется подавляющая часть общественного продукта, как в натурально-вещевой, так и в стоимостной формах.

Содержание

Введение....................................................................................................3
1. Сущность и понятие финансового менеджмента..............................
2. Организация финансового менеджмента на предприятии..............
3. Проблемные аспекты финансового менеджмента............................
Заключение.................................................................................................
Список использованной литературы.....................................................

Вложенные файлы: 1 файл

КУР.docx

— 75.54 Кб (Скачать файл)

контролировать, прежде всего, рациональное использование средств и рентабельность операций, для которых эти средства были предназначены.

Финансовая деятельность – это точка соприкосновения между источниками средств предприятия и их использованием. Финансовая деятельность – это деятельность, которая вырабатывает и проводит в жизнь финансовые решения внутри предприятия.

Управление финансами сопровождается постоянным принятием решений, основанных на сборе определённой информации, применении тех или иных методов обработки информации, анализе и расчёте различного рода финансово-экономических показателей, предвидении и учёте возможных потерь, в том числе связанных с обеспечением денег во времени.

В зависимости от источников образования информация, необходимая менеджеру, подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Показатели, формируемые из внешних источников, делятся на три группы.

Первая группа – это сведения, характеризующие экономическое развитие государства. На их основе проводятся анализ и прогнозирование условий внешней среды, где будут осуществляться инвестиции, формироваться финансовая стратегия развития активов и капитала предприятия. Информационная база создаётся на публикуемых данных государственной статистики и включает в себя:

показатели макроэкономического развития (объём доходов и расходов бюджета, размер бюджетного дефицита (профицита) и эмиссии денег, индекс инфляции и др.);

показатели по отрасли, к которой принадлежит предприятие: объём произведённой (реализованной) продукции, общая стоимость активов, сумма используемого капитала, в том числе собственного, размер балансовой и чистой прибыли, индекс цен на продукцию.

Вторая группа – это показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка. Они помогают принимать решения, связанные с формированием портфеля финансовых инвестиций, долгосрочного и краткосрочного характера. Информационная база создаётся на основе публикаций коммерческих изданий и электронных источников информации, включает в себя показатели, характеризующие конъюнктуру:

фондового рынка (виды акций, облигаций, обращающихся на биржевом и внебиржевом фондовом рынке, цены и объёмы сделок и др.);

денежного рынка (депозитная и кредитная ставка коммерческих банков, официальный курс отдельных валют, курс их покупки-продажи, установленный коммерческими банками).

Третья группа – это показатели, характеризующие деятельность партнёров и используемые для принятия оперативных управленческих решений. Источником информации в этом случае служат публикации отчётных материалов в прессе, соответствующие рейтинги, а также платные бизнес-справки. Состав показателей по каждому блоку определяется конкретными целями финансового менеджмента, объёмом хозяйственных операций и длительностью партнёрских отношений.

Показатели, формируемые из внутренних источников информации, можно подразделить на две группы.

Первая группа – это показатели финансового учёта предприятия, которые составляют основу информационной базы финансового менеджмента. Они имеют ряд преимуществ. К ним можно отнести:

унифицированность (позволяет использовать типовые технологии и алгоритмы);

регулярность формирования (не менее одного раза в квартал);

высокую степень надёжности (отчётность формируется на базе финансового учёта, предоставляется внешним пользователем и подлежит внешнему аудиту).

Информация, входящая в состав этой группы, включает показатели разделов баланса предприятия “Актив”, “Пассив” и “Отчёт о финансовых результатах и их использовании”.

Вторая группа – показатели управленческого учёта предприятия. Состав показателей, сроки их предоставления определяются конкретными задачами финансового менеджмента. В общем виде, эта информация может быть представлена по сферам и регионам деятельности, видам продукции, отдельным структурным единицам и подразделениям предприятия.

Показатели второй группы используются для контроля текущей финансовой деятельности и оценки её эффективности, формирования финансовой стратегии и политики предприятия по отдельным аспектам его финансового развития.

Создание информационной базы показателей из внешних и внутренних источников позволяет в конечном итоге создать целенаправленную информационную базу финансового менеджмента, ориентированную на принятие стратегических решений и эффективное текущее управление финансовой деятельностью.

Предприятиям не всегда удаётся должным образом организовать и использовать систему финансового менеджмента. Это может привести к возникновению различных проблем.

 

3. Проблемные аспекты финансового менеджмента

 

Финансово-экономические кризисы оказывают, как правило, негативное воздействие на потенциал промышленных предприятий: сокращаются (или вообще прекращаются) инвестиции в процессные и продуктовые инновации, стареет и изнашивается основной капитал, истощаются научно-технические заделы, уходят наиболее квалифицированные и молодые работники и т.д.

Для повышения активности всех субъектов рыночной экономики государство провело ряд макроэкономических реформ: изменение политики цен, стимулирование банковской деятельности, развитие рынка ценных бумаг и т.п.

На первый план выдвигаются проблемы разработки новых концепций управления, регулирования, планирования, решение которых невозможно без гибкого развития предприятия.

Управление предприятием заключается в умении рационально распоряжаться денежными средствами и другими ресурсами, а также проводить внутреннюю самооценку и прогнозировать свое состояние с точки зрения выполнения свойственных ему производственных функций, принимать меры по защите этих функций, то есть обеспечивать экономическую безопасность производства от различных проявлений внешнего и внутреннего происхождения, воздействующих на потенциал предприятия, создавать систему мониторинга индикаторов безопасности, обосновывать и устанавливать их пороговые значения, принимать меры противодействия угрозам.

Анализ финансово-экономических результатов российских организаций в современных условиях показывает, что ухудшение их положения связано с отсутствием профессионализма и системного подхода в управлении финансовой деятельностью. Отсутствие системности приводит к нулевой результативности используемых методов и распылению имеющихся финансовых ресурсов.

Основные изъяны финансового менеджмента отечественный экономист Попов В.М. видит в следующем:

отсутствие ясных целей, понимания задач предприятия руководством;

трудности определения потребностей в текущих расходах (люди, мощности и т.д.);

планы и средства больше не спускаются «сверху» и предприятие должно само ориентироваться на рынке;

на многих предприятиях нет системы представления достоверной информации в нужное время, в нужном месте, с нужной адресностью.

Этот перечень можно дополнить:

финансовые планы не отличаются «гибкостью»;

неразвитостью нормативной базы в сфере внутрифирменного финансового планирования;

центры принятия управленческих решений на предприятиях четко не выделены;

нет разработки многовариантной годовой производственной программы («дерево решений»);

отсутствием методики оценки риска, вызванного ошибочными решениями, принимаемыми руководством предприятия;

ограничением финансовых возможностей для осуществления серьезных финансовых разработок в области планирования у многих предприятий.

Наличие этих проблем зачастую не позволяет предприятию достичь полных объемов производства и занятости имеющихся ресурсов: рабочее время, материальные запасы, денежные средства, информационные возможности и другие внутренние факторы, влияние на которые оказывает непредвиденно само предприятие.

На основе анализа финансового менеджмента на российских предприятиях можно сделать вывод, что сложившаяся система планирования еще далека от совершенства.

Планово-экономические службы традиционно продолжают готовить огромное количество документов, большая часть которых непригодна для финансового анализа. Кроме того, процесс планирования затянут во времени, поэтому он делает невозможным принятие оперативных управленческих решений.

Плановые данные значительно отличаются от фактических. Процесс планирования по традиции начинается от производства, а не от сбыта продукции. Причем при планировании преобладает затратный механизм ценообразования: цену на свою продукцию предприятия формируют без учета рыночных цен, исходя из полной себестоимости и нормативной рентабельности.

Расчет себестоимости производится на единицу выпуска продукции, а не на единицу проданной продукции.

При планировании и анализе не используется категория маржинальной прибыли. Не проводится анализ безубыточности продаж, не оценивается эффект операционного рычага, коэффициента вклада в покрытие.

По существующим на предприятиях методикам планирования невозможно определить запас финансовой прочности, привести анализ финансовой устойчивости предприятия к имеющимся условиям деятельности, то есть провести сценарный анализ. Внутрихозяйственное планирование традиционно не доводится до финансового планирования и поэтому не дает возможности определить реальную потребность в финансировании деятельности предприятия.

В свою очередь, плановая деятельность финансовых отделов большинства российских фирм ограничена составлением оперативных финансовых планов. Самые прогрессивные организации внедряют в практику методы бюджетирования. Их основная цель - повысить эффективность работы предприятия посредством:

целевой ориентации и координации всех событий на предприятии;

выявления рисков и снижения их уровня;

повышения гибкости, приспособляемости к изменениям.

Расчеты, осуществляемые в процессе формирования бюджета на предприятии, позволяют в полном объёме и своевременно определить сумму и источники поступления денежных средств необходимых для реализации поставленных целей.

Основным принципом формирования бюджета должен стать метод гибкого развития предприятия, который позволит применять основные теоретические и методологические подходы к диагностике и планированию деятельности предприятия в условиях конкуренции и нестабильности.

Таким образом, бюджет предприятия должен представлять собой целостную научно-обоснованную систему сбора, анализа и обработки информации, получаемой из внутренней и внешней среды, осуществления расчетов основных и вспомогательных показателей экономического состояния предприятия и контроля за их выполнением на основе экономико-математических моделей и технологий на всех этапах реализации бюджета.

При формировании бюджета расчеты ведутся как в сопоставимых условиях текущего года, так и с учетом метода дисконтирования денежных потоков и теории рисков.

Данная система не только содействует повышению эффективности работы предприятия, обеспечивая регулярное получение достоверной информации о результатах хозяйственной деятельности, но и позволяет:

выявить и проконтролировать все финансовые потоки предприятия;

эффективнее управлять затратами на производство, оборотными средствами, запасами, дебиторской и кредиторской задолженностью;

оптимизировать налогообложение;

управлять документооборотом внутри предприятия;

осуществлять контроль эффективной работы подразделений и их руководителей на всех стадиях реализации бюджета.

Формирование бюджета осуществляется по схеме, предусматривающей взаимодействие “верхов” и “низов”. Данная схема является наиболее совершенной, поскольку планирование “снизу” и составление бюджета “сверху” представляет собой единый процесс, в котором предусматривается постоянная взаимоувязка и координация бюджетов различных уровней управления предприятием.

Бюджетный метод, основанный на контролируемом прогнозе, имеет целый ряд достоинств и в настоящее время в условиях нестабильности является одним из наиболее передовых методов управления предприятием.

Однако существует целый класс задач, неохваченных теорией оперативного финансового планирования, но имеющих большое значение для успешного управления предприятием.

В условиях реформы предприятию требуется современная система управления производственными и финансовыми ресурсами, базирующаяся на разработке долгосрочной стратегии. В долгосрочной программе отражаются те виды деятельности, которыми предприятие планирует заниматься в ближайшей и долгосрочной перспективе.

Сложность прогнозирования заключается в необходимости учета влияния внешних экономических факторов, на которые предприятие не может воздействовать: инфляция, уровень безработицы, покупательная способность потребителей, величина процентной ставки за кредит и др.

Кроме того, при разработке долгосрочных прогнозов учитываются и политические и природные, и научно-технические факторы. Эффективность планирования зависит от способности специалистов планово-экономических служб, экономистов-менеджеров тесно увязать все научные, методические, производственные и человеческие факторы.

В условиях ограниченных производственных ресурсов, рыночное планирование их использования служит основой экономической свободы как производителей товаров и услуг, так и потребителей материальных благ.

Информация о работе Финансовый менеджмент