Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 14:18, курсовая работа
Финансы играют огромную роль в системе рыночных отношений. Они составляют неотъемлемую их часть и являются важным инструментом реализации государственной политики. Однако, в странах с рыночной экономикой, возможности государственного вмешательства в распределение материальных и финансовых ресурсов весьма ограничены. Большинство предприятий самостоятельно изыскивают материальные и денежные ресурсы на рынках, через которые распределяется подавляющая часть общественного продукта, как в натурально-вещевой, так и в стоимостной формах.
Введение....................................................................................................3
1. Сущность и понятие финансового менеджмента..............................
2. Организация финансового менеджмента на предприятии..............
3. Проблемные аспекты финансового менеджмента............................
Заключение.................................................................................................
Список использованной литературы.....................................................
Управление предприятием заключается в умении рационально распоряжаться денежными средствами и другими ресурсами, а также проводить внутреннюю самооценку и прогнозировать свое состояние с точки зрения выполнения свойственных ему производственных функций, принимать меры по защите этих функций, то есть обеспечивать экономическую безопасность производства от различных проявлений внешнего и внутреннего происхождения, воздействующих на потенциал предприятия, создавать систему мониторинга индикаторов безопасности, обосновывать и устанавливать их пороговые значения, принимать меры противодействия угрозам.
Анализ финансово-экономических результатов российских организаций в современных условиях показывает, что ухудшение их положения связано с отсутствием профессионализма и системного подхода в управлении финансовой деятельностью. Отсутствие системности приводит к нулевой результативности используемых методов и распылению имеющихся финансовых ресурсов.
Основные изъяны финансового менеджмента отечественный экономист Попов В.М. видит в следующем:
отсутствие ясных целей, понимания задач предприятия руководством;
трудности определения потребностей в текущих расходах (люди, мощности и т.д.);
планы и средства больше не спускаются «сверху» и предприятие должно само ориентироваться на рынке;
на многих предприятиях нет системы представления достоверной информации в нужное время, в нужном месте, с нужной адресностью.
Этот перечень можно дополнить:
финансовые планы не отличаются «гибкостью»;
неразвитостью нормативной базы в сфере внутрифирменного финансового планирования;
центры принятия управленческих решений на предприятиях четко не выделены;
нет разработки многовариантной годовой производственной программы («дерево решений»);
отсутствием методики оценки риска, вызванного ошибочными решениями, принимаемыми руководством предприятия;
ограничением финансовых возможностей для осуществления серьезных финансовых разработок в области планирования у многих предприятий.
Наличие этих проблем зачастую не позволяет предприятию достичь полных объемов производства и занятости имеющихся ресурсов: рабочее время, материальные запасы, денежные средства, информационные возможности и другие внутренние факторы, влияние на которые оказывает непредвиденно само предприятие.
На основе анализа финансового менеджмента на российских предприятиях можно сделать вывод, что сложившаяся система планирования еще далека от совершенства.
Планово-экономические службы традиционно продолжают готовить огромное количество документов, большая часть которых непригодна для финансового анализа. Кроме того, процесс планирования затянут во времени, поэтому он делает невозможным принятие оперативных управленческих решений.
Плановые данные значительно отличаются от фактических. Процесс планирования по традиции начинается от производства, а не от сбыта продукции. Причем при планировании преобладает затратный механизм ценообразования: цену на свою продукцию предприятия формируют без учета рыночных цен, исходя из полной себестоимости и нормативной рентабельности.
Расчет себестоимости производится на единицу выпуска продукции, а не на единицу проданной продукции.
При планировании и анализе не используется категория маржинальной прибыли. Не проводится анализ безубыточности продаж, не оценивается эффект операционного рычага, коэффициента вклада в покрытие.
По существующим на предприятиях методикам планирования невозможно определить запас финансовой прочности, привести анализ финансовой устойчивости предприятия к имеющимся условиям деятельности, то есть провести сценарный анализ. Внутрихозяйственное планирование традиционно не доводится до финансового планирования и поэтому не дает возможности определить реальную потребность в финансировании деятельности предприятия.
В свою очередь, плановая деятельность финансовых отделов большинства российских фирм ограничена составлением оперативных финансовых планов. Самые прогрессивные организации внедряют в практику методы бюджетирования. Их основная цель - повысить эффективность работы предприятия посредством:
целевой ориентации и координации всех событий на предприятии;
выявления рисков и снижения их уровня;
повышения гибкости, приспособляемости к изменениям.
Расчеты, осуществляемые в процессе формирования бюджета на предприятии, позволяют в полном объёме и своевременно определить сумму и источники поступления денежных средств необходимых для реализации поставленных целей.
Основным принципом формирования бюджета должен стать метод гибкого развития предприятия, который позволит применять основные теоретические и методологические подходы к диагностике и планированию деятельности предприятия в условиях конкуренции и нестабильности.
Таким образом, бюджет предприятия должен представлять собой целостную научно-обоснованную систему сбора, анализа и обработки информации, получаемой из внутренней и внешней среды, осуществления расчетов основных и вспомогательных показателей экономического состояния предприятия и контроля за их выполнением на основе экономико-математических моделей и технологий на всех этапах реализации бюджета.
При формировании бюджета расчеты ведутся как в сопоставимых условиях текущего года, так и с учетом метода дисконтирования денежных потоков и теории рисков.
Данная система не только содействует повышению эффективности работы предприятия, обеспечивая регулярное получение достоверной информации о результатах хозяйственной деятельности, но и позволяет:
выявить и проконтролировать все финансовые потоки предприятия;
эффективнее управлять затратами на производство, оборотными средствами, запасами, дебиторской и кредиторской задолженностью;
оптимизировать налогообложение;
управлять документооборотом внутри предприятия;
осуществлять контроль эффективной работы подразделений и их руководителей на всех стадиях реализации бюджета.
Формирование бюджета осуществляется по схеме, предусматривающей взаимодействие “верхов” и “низов”. Данная схема является наиболее совершенной, поскольку планирование “снизу” и составление бюджета “сверху” представляет собой единый процесс, в котором предусматривается постоянная взаимоувязка и координация бюджетов различных уровней управления предприятием.
Бюджетный метод, основанный на контролируемом прогнозе, имеет целый ряд достоинств и в настоящее время в условиях нестабильности является одним из наиболее передовых методов управления предприятием.
Однако существует целый класс задач, неохваченных теорией оперативного финансового планирования, но имеющих большое значение для успешного управления предприятием.
В условиях реформы предприятию требуется современная система управления производственными и финансовыми ресурсами, базирующаяся на разработке долгосрочной стратегии. В долгосрочной программе отражаются те виды деятельности, которыми предприятие планирует заниматься в ближайшей и долгосрочной перспективе.
Сложность прогнозирования заключается в необходимости учета влияния внешних экономических факторов, на которые предприятие не может воздействовать: инфляция, уровень безработицы, покупательная способность потребителей, величина процентной ставки за кредит и др.
Кроме того, при разработке долгосрочных прогнозов учитываются и политические и природные, и научно-технические факторы. Эффективность планирования зависит от способности специалистов планово-экономических служб, экономистов-менеджеров тесно увязать все научные, методические, производственные и человеческие факторы.
В условиях ограниченных производственных ресурсов, рыночное планирование их использования служит основой экономической свободы как производителей товаров и услуг, так и потребителей материальных благ.
Рыночное планирование служит обоснованием направления развития предприятия. Оно выступает экономической основой свободных рыночных отношений и обеспечивает необходимое равновесие между производством и потреблением продукции на внутреннем рынке. Запросы рынка становятся ориентирами для предприятий и выражаются в оперативных планах и стратегических прогнозах.
Техническое и финансовое состояние влияет на выбор приоритетных экономических целей, к которым следует стремиться при планировании производственной деятельности. Рыночные условия определяют главную цель планирования – это получение максимальной прибыли, которая достигается за счет роста доходов путем экономии расходования применяемых ресурсов (планируется снижение затрат) или приращения используемого капитала (планируется повышение результатов производства).
Рыночное планирование внутрихозяйственной деятельности должно отличаться реальностью планов, их жизнеспособностью и гибкостью к внутренним и внешним изменениям производственной рыночной системы и ее окружения. Рыночный план развития предприятия должен быть оптимальным, способным легко претерпевать любые возможные изменения внутрифирменной деятельности. Рыночное планирование допускает непрерывный пересмотр планов под влиянием новых рыночных требований, новой нормативной информации, новых научных знаний или производственного опыта, новых экономических целей.
Российские финансисты подчеркивают важность долгосрочного финансового планирования, выделяя значение:
воплощения выработанных стратегических целей в форму конкретных финансовых показателей;
предоставления возможности определения жизнеспособности финансовых проектов;
выступления инструментом получения внешнего финансирования.
Планирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий в области финансов, с другой – с уменьшением числа неиспользованных возможностей.
Заключение
Финансовый менеджмент – система управления финансовыми ресурсами фирмы, система рационального и эффективного использования капитала фирмы, механизм управления движением финансовых ресурсов фирмы. Основными целями финансового менеджмента являются обеспечение ликвидности, увеличение финансовых ресурсов, размера инвестиций и наращивание объёма капитала фирмы.
Финансовый менеджмент охватывает систему принципов, методов, форм и приёмов регулирования рыночного механизма в области финансов с целью повышения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта.
Финансовый менеджмент направлен на управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих между субъектами в процессе движения финансовых ресурсов. Как система управления финансовый менеджмент состоит из объекта и субъекта управления.
Финансовый менеджмент, управляя движением капитала, требует соблюдения определённой технологии принятия финансовых решений. Вначале – постановка цели, определение проблемы, поиск альтернативных решений, сопоставление альтернативных решений с целями, а затем – выбор одного из решений по установленным критериям.
Главное в финансовом менеджменте – правильная постановка цели и динамичность в управлении.
Важнейшей задачей финансового менеджмента является достижение самоокупаемости предприятия, так как в процессе достижения самоокупаемости решаются две важнейшие для предприятия проблемы:
Борьба с убыточностью. Если предприятие хронически терпит убытки, то требуется комплекс мер по финансовому оздоровлению (санации) предприятия. Этот комплекс включает:
обновление выпускаемой продукции (вплоть до перепрофилирования);
реализацию неиспользованных материалов, неустановленного и неиспользуемого оборудования;
модернизацию производства;
интенсификацию труда работников и загрузки оборудования;
внедрение прогрессивных форм организации труда.
Если предприятие “неизлечимо”, то оно подлежит ликвидации, распродаже или слиянию с другими предприятиями.
Повышение прибыльности. Предприятие не только должно покрывать свои расходы доходами, но и быть рентабельным, то есть получать прибыль. Существуют различные пути повышения прибыльности предприятия:
маркетинговые пути, связанные с корректировкой стратегии и тактики маркетинга;
повышение качества выпускаемой продукции;
устранение каналов утечки прибыли;
точное и своевременное выполнение договоров по поставкам продукции.
Список использованной литературы
1. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебное пособие / Под ред. Е.С. Стояновой. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во «Перспектива», 2001. – 656с.
2. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? – М.: Финансы и статистика, 1997. – 384с.
3. Марочкина В.М., Колпина Л.Г., Титкин А.Г. Основы финансового менеджмента на предприятии: Учебное пособие / Под общ. ред. В.М. Марочкиной. – Мн.: БГЭУ, 2003. – 115с.
4. Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент в предприятиях и коммерческих организациях. Управление денежным оборотом. – М.: Финансы и статистика, 1996. – 160с.