Финансовый менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 14:18, курсовая работа

Краткое описание

Финансы играют огромную роль в системе рыночных отношений. Они составляют неотъемлемую их часть и являются важным инструментом реализации государственной политики. Однако, в странах с рыночной экономикой, возможности государственного вмешательства в распределение материальных и финансовых ресурсов весьма ограничены. Большинство предприятий самостоятельно изыскивают материальные и денежные ресурсы на рынках, через которые распределяется подавляющая часть общественного продукта, как в натурально-вещевой, так и в стоимостной формах.

Содержание

Введение....................................................................................................3
1. Сущность и понятие финансового менеджмента..............................
2. Организация финансового менеджмента на предприятии..............
3. Проблемные аспекты финансового менеджмента............................
Заключение.................................................................................................
Список использованной литературы.....................................................

Вложенные файлы: 1 файл

КУР.docx

— 75.54 Кб (Скачать файл)

Как известно, финансы организации как экономическая категория проявляют свою экономическую сущность посредством определенных функций. Существуют две основные точки зрения на число этих функций и их содержание. Согласно первой из них (Э.А. Вознесенский, В.П. Иваницкий, Б.М. Сабанти, Н.Ф. Самсонов, А.А. Володин, И.А. Бланк и др.), которая распространена наиболее широко в настоящее время, финансы организации имеют три функции: обеспечивающую, распределительную и контрольную (Б.М. Сабанти не признает последней).

Функция обеспечивающая (в некоторых литературных источниках она также называется фондообразующей или ресурсообразующей) связана с формированием денежных фондов и предполагает, что организация должна быть полностью обеспечена в оптимальном размере необходимыми денежными средствами при соблюдении очень важного принципа: все расходы должны быть покрыты собственными доходами. Временная дополнительная потребность в средствах покрывается за счет кредита и других заемных источников. При этом оптимизация источников денежных средств – одна из главных задач управления финансами предприятий, поскольку при излишке средств снижается эффективность их использования, а при недостатке возникают финансовые трудности, которые могут привести к серьезным последствиям. Кроме того, оптимизация источников денежных средств – один из путей получения наивысшего финансового результата.

Распределительная функция финансов организаций связана с использованием денежных фондов и тесно взаимодействует с обеспечивающей функцией. Распределительные отношения также серьезно влияют на конечные результаты. Распределяемая выручка от реализации продукции частично направляется на возмещение затрат предприятия (потребленные средства производства и заработная плата), а другая часть её представляет его прибыль. Прибыль распределяется между предприятием и бюджетом.

Контрольная функция финансов организаций связана с применением различного рода стимулов и санкций, а также соответствующих показателей. Если предприятие своевременно рассчитывается с бюджетом, банками, поставщиками, оно тем самым улучшает свои конечные результаты, повышает эффективность производства и использования средств. В противном случае оно вынуждено платить штрафы, пени, неустойки, возникает напряжённое финансовое положение, ухудшаются конечные результаты. Одной из форм финансового контроля является использование финансовых показателей. Главным из них является стабильное наличие средств у предприятия. Именно в этом проявляется взаимодействие контрольной функции финансов с первыми двумя функциями – это и есть проявление финансового контроля рублем. К другим финансовым показателям относятся: задолженность поставщикам, банку, бюджету, работникам, обеспеченность оборотных средств соответствующими источниками, убытки, ликвидность, платежеспособность и др.

Вторая точка зрения (Л.А. Дробозина, Н.В. Шаталова, Н.В. Колчина, В.М. Родионова др.) исходит из существования лишь двух функций распределительной и контрольной (учетно-контрольной). Она получила довольно широкое распространение ещё в советскую эпоху и сохраняется до сих пор. Отличие её от предыдущей очевидно: это увязка процессов как формирования, так и использования денежных фондов предприятия с одной функцией – распределительной, что обусловлено их тесным взаимодействием.

Однако, для применения тех или иных функций финансового менеджмента, необходимо внедрить его на предприятии и организовать его успешное и плодотворное функционирование.

 

2. Организация финансового менеджмента на предприятии

 

Финансы предприятия – это совокупность денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных доходов и накоплений предприятия.

Финансы предприятия обеспечивают кругооборот основного и оборотного капитала и взаимоотношения с государственным бюджетом, налоговыми органами, банками, страховыми компаниями и прочими учреждениями финансово-кредитной системы.

Предпринимателю важно обратить внимание на две функции финансов: воспроизводственную и контрольную.

Воспроизводственная функция состоит в обслуживании денежными ресурсами кругооборота основного и оборотного капитала в процессе коммерческой деятельности предприятия на основе формирования и использования денежных доходов и накоплений.

Контрольная функция – это финансовый контроль за производственно-хозяйственной деятельностью предприятия. Финансовый контроль позволяет не только выявить непроизводительное использование материальных, трудовых и денежных ресурсов, но и найти резервы повышения эффективности производства, предупредить возможные потери и непроизводительные затраты.

Финансы предприятия имеют определённую организацию, которая строится на следующих принципах:

жёсткая централизация финансовых ресурсов, обеспечивающая фирме быструю маневренность финансовыми ресурсами, их концентрации на основных направлениях производственно-хозяйственной деятельности;

финансовое планирование, определяющее на перспективу все поступления денежных средств предприятия и основные направления их расходования;

формирование крупных финансовых резервов, обеспечивающих устойчивую работу предприятия в условиях возможных колебаний рыночной конъюнктуры;

безусловное выполнение финансовых обязательств перед партнёрами.

Эти принципы воплощаются в финансовой стратегии предприятия, которая разрабатывается и реализуется финансовым менеджером.

Финансовый менеджмент – область производственных отношений сферы микроэкономики, связанная с оптимизацией финансовых средств фирмы с целью достижения максимума дохода собственниками.

Главной задачей финансового менеджмента является достижение самоокупаемости предприятия.

Самоокупаемость – способность предприятия покрывать свои расходы (затраты) результатами производства, обеспечивая тем самым повторяемость производства в неизменных масштабах. Самоокупаемость – это неотъемлемый элемент самофинансирования предприятия.

Самофинансирование – способность предприятия из заработанных средств не только возмещать производственные затраты, но и финансировать расширение производства, решение социальных задач. Самофинансирование осуществляется за счёт прибыли и амортизации. Однако в процессе накопления объём прибыли подвергается уменьшению за счёт налогов и различных платежей из прибыли. В конечном итоге остаётся нераспределённая прибыль. Из нераспределённой прибыли и амортизации формируется финансовый фонд, или основные источники самофинансирования предприятия.

Однако финансирование может осуществляться и путём привлечения средств рынка ссудных капиталов, к которым относятся: кредит банка, выпуск ценных бумаг (акций и облигаций).

Таким образом, весь капитал предприятия можно разделить на две части: собственный и заёмный.

Собственный капитал – капитал, образованный за счёт личных средств владельцев компании и эмиссии всех видов акций. Собственный капитал является одним из основных показателей надёжности фирмы, её способности платить по своим обязательствам.

Заёмный капитал – капитал, образуемый за счёт средств от полученных кредитов, выпущенных и размещённых облигаций. При реализации крупных инвестиционных проектов заёмный капитал обычно составляет основную часть осуществляемых капиталовложений.

Величина средств для финансирования расширения производства будет зависеть от четырёх факторов:

Налогообложение. Размер налога непосредственным образом влияет на размер нераспределённой прибыли.

Величина амортизационных отчислений.

Поведение предприятия на рынке банковских ссуд.

Поведение предприятия на рынке ценных бумаг.

Финансовый менеджмент на предприятии имеет целью:

регулярно обеспечивать предприятие средствами, необходимыми для его рационального оснащения и нормальной текущей хозяйственной деятельности, доставляя ему эти средства в необходимое время с минимальными издержками и без ущерба для независимости предприятия по отношению к третьим лицам и его возможной коммерческой деятельности;

контролировать, прежде всего, рациональное использование средств и рентабельность операций, для которых эти средства были предназначены.

Финансовая деятельность – это точка соприкосновения между источниками средств предприятия и их использованием. Финансовая деятельность – это деятельность, которая вырабатывает и проводит в жизнь финансовые решения внутри предприятия.

Управление финансами сопровождается постоянным принятием решений, основанных на сборе определённой информации, применении тех или иных методов обработки информации, анализе и расчёте различного рода финансово-экономических показателей, предвидении и учёте возможных потерь, в том числе связанных с обеспечением денег во времени.

В зависимости от источников образования информация, необходимая менеджеру, подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Показатели, формируемые из внешних источников, делятся на три группы.

Первая группа – это сведения, характеризующие экономическое развитие государства. На их основе проводятся анализ и прогнозирование условий внешней среды, где будут осуществляться инвестиции, формироваться финансовая стратегия развития активов и капитала предприятия. Информационная база создаётся на публикуемых данных государственной статистики и включает в себя:

показатели макроэкономического развития (объём доходов и расходов бюджета, размер бюджетного дефицита (профицита) и эмиссии денег, индекс инфляции и др.);

показатели по отрасли, к которой принадлежит предприятие: объём произведённой (реализованной) продукции, общая стоимость активов, сумма используемого капитала, в том числе собственного, размер балансовой и чистой прибыли, индекс цен на продукцию.

Вторая группа – это показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка. Они помогают принимать решения, связанные с формированием портфеля финансовых инвестиций, долгосрочного и краткосрочного характера. Информационная база создаётся на основе публикаций коммерческих изданий и электронных источников информации, включает в себя показатели, характеризующие конъюнктуру:

фондового рынка (виды акций, облигаций, обращающихся на биржевом и внебиржевом фондовом рынке, цены и объёмы сделок и др.);

денежного рынка (депозитная и кредитная ставка коммерческих банков, официальный курс отдельных валют, курс их покупки-продажи, установленный коммерческими банками).

Третья группа – это показатели, характеризующие деятельность партнёров и используемые для принятия оперативных управленческих решений. Источником информации в этом случае служат публикации отчётных материалов в прессе, соответствующие рейтинги, а также платные бизнес-справки. Состав показателей по каждому блоку определяется конкретными целями финансового менеджмента, объёмом хозяйственных операций и длительностью партнёрских отношений.

Показатели, формируемые из внутренних источников информации, можно подразделить на две группы.

Первая группа – это показатели финансового учёта предприятия, которые составляют основу информационной базы финансового менеджмента. Они имеют ряд преимуществ. К ним можно отнести:

унифицированность (позволяет использовать типовые технологии и алгоритмы);

регулярность формирования (не менее одного раза в квартал);

высокую степень надёжности (отчётность формируется на базе финансового учёта, предоставляется внешним пользователем и подлежит внешнему аудиту).

Информация, входящая в состав этой группы, включает показатели разделов баланса предприятия “Актив”, “Пассив” и “Отчёт о финансовых результатах и их использовании”.

Вторая группа – показатели управленческого учёта предприятия. Состав показателей, сроки их предоставления определяются конкретными задачами финансового менеджмента. В общем виде, эта информация может быть представлена по сферам и регионам деятельности, видам продукции, отдельным структурным единицам и подразделениям предприятия.

Показатели второй группы используются для контроля текущей финансовой деятельности и оценки её эффективности, формирования финансовой стратегии и политики предприятия по отдельным аспектам его финансового развития.

Создание информационной базы показателей из внешних и внутренних источников позволяет в конечном итоге создать целенаправленную информационную базу финансового менеджмента, ориентированную на принятие стратегических решений и эффективное текущее управление финансовой деятельностью.

Предприятиям не всегда удаётся должным образом организовать и использовать систему финансового менеджмента. Это может привести к возникновению различных проблем.

 

3. Проблемные аспекты финансового менеджмента

 

Финансово-экономические кризисы оказывают, как правило, негативное воздействие на потенциал промышленных предприятий: сокращаются (или вообще прекращаются) инвестиции в процессные и продуктовые инновации, стареет и изнашивается основной капитал, истощаются научно-технические заделы, уходят наиболее квалифицированные и молодые работники и т.д.

Для повышения активности всех субъектов рыночной экономики государство провело ряд макроэкономических реформ: изменение политики цен, стимулирование банковской деятельности, развитие рынка ценных бумаг и т.п.

На первый план выдвигаются проблемы разработки новых концепций управления, регулирования, планирования, решение которых невозможно без гибкого развития предприятия.

Информация о работе Финансовый менеджмент