Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 06:12, курсовая работа
Цель курсовой работы - рассмотрение роли и значения печатных СМИ в формировании имиджа политического деятеля – Владимира Бекетова, а также выявить и систематизировать составляющие его имиджа и способы реализации имиджа средствами печатных СМИ Краснодарского края.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия имидж политического деятеля;
- рассмотреть самые распространённые mass-media каналы, используемые для формирования имиджа политического деятеля;
- изучить зарубежный опыт формирования имиджа политического деятеля в XX-XXI вв.;
- рассмотреть этапы становления Бекетова В.А. как политического деятеля;
- провести анализ печатных СМИ Краснодарского края и выяснить каким образом на их страницах формируется имидж Бекетова В.А.;
Министерство науки и образования РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет управления и психологии
Кафедра государственной политики и государственного управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА
ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ БЕКЕТОВА В.А. ПЕЧАТНЫМИ СМИ
Работу выполнил
Специальность 080504 «Государственное и муниципальное управление»
Научный руководитель:
кандидат политических наук, доцент
Краснодар 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
I Теоретические основы изучения имиджа политического деятеля…………..7
1.1 Сущность понятия имидж политического деятеля…………………………7
1.2 Mass-media каналы формирования имиджа политического деятеля…….15
1.3. Зарубежный
опыт формирования имиджа
II Имидж председателя Законодательного
Собрания Краснодарского края Бекетова
Владимира Андреевича: прикладное исследование
краевых печатных СМИ…………………………………………………………………..
2.1 Генезис политической деятельности Бекетова В.А. ……………………..31
2.2 Имидж Бекетова
В.А.: анализ краевых печатных
СМИ (с января 2011 г. по апрель 2011 г.)……………………………………………………………………
2.3 Перспективы
позиционирования имиджа
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников…………………………………………...
Приложение А……………………………………………………………………58
Приложение Б……………………………………………………………………72
Введение
Актуальность темы курсовой работы. Одним из решающих факторов в карьере современного политического деятеля является его популярность в социуме. Данное условие ставит перед политиком задачу создания своего целостного образа, включающего набор представлений о политических взглядах, практике, личных качествах, который в целом был бы способен вызвать симпатии определенной части населения.
Сегодня роль СМИ возросла настолько, что реальные действия и события становятся значимыми только тогда, когда они представлены в средствах массовой информации. По мнению Почепцова1, «современный мир подчинен следующему правилу: реальное событие только тогда существенно, когда о нем широкой публике рассказали средства массовой информации».
Если политик выпадает из поля зрения представителей прессы, СМИ прекращают освещать его деятельность, он рискует быть быстро забытым избирателями. Развитие средств массовой информации и, прежде всего телевидения, привело, например, к появлению возможности практически мгновенной по меркам политической коммуникации “раскрутки” нового политика, что было просто технически неосуществимо в начале века. Новые политические деятели могут возникать из ниоткуда и благодаря СМИ становиться общенародными героями.
Однако важным становится не то, что предлагает политик, а то, что воспринимает аудитория, реагирующая на образ, а не на человека. Впечатление аудитории от образа зависит больше от СМИ, чем от самого политика.
Актуальность представленной темы заключается в том, что в современном обществе происходит много процессов, связанных с созданием имиджа политического деятеля и участием общества в политической жизни страны. Актуальность темы данной курсовой работы также продиктована необходимостью дальнейшего поиска политологических подходов к изучению феномена имиджа политического деятеля в ситуации, когда укрепляются рациональные основания политического участия и голосовательного поведения большинства граждан России. В этой связи представляет интерес выявление тенденций и моделей формирования и продвижения имиджа политика в различных политико-государственных системах.
В условиях России, испытывающую острую потребность в эффективном демократическом лидерстве, концептуализация вопросов, связанных с формированием и использованием имиджа политического деятеля, приобретает особую актуальность.
Объект исследования – имидж политического деятеля.
Предмет исследования - составляющие имиджа политического деятеля на примере председателя Законодательного Собрания Краснодарского края – Владимира Андреевича Бекетова, а также механизмы создания имиджа политического деятеля печатными СМИ.
Цель курсовой работы - рассмотрение роли и значения печатных СМИ в формировании имиджа политического деятеля – Владимира Бекетова, а также выявить и систематизировать составляющие его имиджа и способы реализации имиджа средствами печатных СМИ Краснодарского края.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия имидж политического деятеля;
- рассмотреть самые распространённые mass-media каналы, используемые для формирования имиджа политического деятеля;
- изучить зарубежный опыт формирования имиджа политического деятеля в XX-XXI вв.;
- рассмотреть этапы становления Бекетова В.А. как политического деятеля;
- провести анализ печатных СМИ Краснодарского края и выяснить каким образом на их страницах формируется имидж Бекетова В.А.;
- на основе проделанного анализа определить дальнейшие перспективы позиционирования имиджа Бекетова В.А. в печатных СМИ Краснодарского края.
Теоретическая основа исследования.
Теоретическую основу данной курсовой работы составили работы специалистов в области политической имиджеологии, политической социологии, политической рекламы и имидж-моделирования: В.М Бехтерева, И.Л. Викентьева, П.С. Гуревича, А. Ульяновского, Л. Филатова, Е. В. Егоровой-Гантман, Г.Г. Почепцова, С. Московича, С.В. Мошкина, А.Ю. Панасюка, А. Цуладзе.
При написании работы использовались труды зарубежных учёных и практиков: Б. Грасиана, Н. Хилла, В.М. Шепеля, Л. Брауна, Д. Джеймса, Р. Шварценбергера.
В ходе исследования также использованы различные данные о политической рекламе, PR-технологиям и деятельности имиджмейкеров реальных политических деятелей из тематического журнала «Бизнес и политика», учебно-методического пособия «Связи с общественностью в политике и государственном управлении». Также в работе использована информация из следующих трудов российских учёных и практиков: «Связь с общественностью – «паблик рилейшнз» государственной власти и управления» под редакцией В.С. Комаровского, «Гражданское общество: пути становления: Реферативный бюллетень» под редакцией В.А Спивака, В.С. Комаровского и А.Ю. Борисова, «Управление общественными связями» под редакцией А. Загородникова и «Агрессивный маркетинг или партизанская война в малом бизнесе» под редакцией В.А. Седленека, М.Ю. Колкова и М.Ю. Шерешева. По вышеуказанным материалам иллюстрируется практическое применение методик. В качестве примеров в работе использованы данные, наиболее характерно отражающие специфику рассматриваемой темы.
В курсовой работе использованы материалы политической и статистической литературы, тематических материалов периодических изданий, а также материалы, полученные в процессе прикладного исследования.
Эмпирическая база исследования.
Эмпирическую базу исследования составили материалы публикаций печатных изданий Краснодарского края «Новая газета Кубани», «Кубань Сегодня», «Аргументы и факты ЮГ», «Деловая газета ЮГ» за период с 1 января 2012 года по 1 мая 2012 года.
В данной курсовой работе использовались следующие методы анализа данных: методы системного анализа: структурирование и реструктурирование, распознавание и идентификация, экспертное оценивание и тестирование; статистические методы: математическая статистика, описательная статистика, статистический вывод.
Основным методом сбора данных, с помощью которого организуется процесс получения научной информации, в данном исследовании является метод анализа документов: количественный анализ документов (контент-анализ).
Методика анализа вышеуказанных печатных изданий основана на функциональном подходе, при котором имидж политика делится на компоненты. Исследованию подвергается тот информационный импульс, который возникает в СМИ по каждому из компонентов имиджа в каждом из исследуемых периодических изданий. В самом общем виде результаты могут быть представлены в виде баллов (1 балл = 1 информационный сигнал). Каждый информационный сигнал в СМИ (упоминание о лидере) оказывает влияние на формирование имиджа политика. Сигналы по каждому из вышеуказанных компонентов имиджа складываются и получается суммарный числовой показатель – общий балл.
Вычислив общий балл по окончании анализа каждой из газет сравниваются показатели и делается вывод о том, какие издания освещают деятельность В.А Бекетова в большей степени, а какие – в меньшей. Соответственно мы также делаем вывод о том, какие из периодических изданий влияют на формирование имиджа В.А Бекетова в большей степени, а какие – в меньшей. Основываясь на этой информации, также будет оформлено заключение о том, с какими газетами В.А.Бекетову и его аппарату необходимо сотрудничать в большей мере.
Структура работы. Курсовая работа состоит из двух глав, заключения, библиографии и приложения. В первой главе даются развёрнутые дефиниции понятийному аппарату, рассматриваются теоретические основы изучения имиджа политического деятеля: раскрывается сущность понятия «имидж политического деятеля», описываются mass-media каналы формирования имиджа политического деятеля, изучается и оценивается зарубежный опыт формирования имиджа политического деятеля в XX-XXI вв. Вторая глава включает в себя прикладное исследование влияния печатных изданий Краснодарского края на формирование имиджа Владимира Бекетова и рассматривает способы формирования имиджа Владимира Бекетова – вербальный, посредством акцентирования на дополнительных, фактически не важных для коммуникативного акта деталях и посредством отбора цитат из публичных выступлений парламентария, и визуальный, посредством фотоиллюстраций.
Практическая ценность данной курсовой работы определяется самостоятельным анализом имиджа Владимира Андреевича Бекетова, и попыткой выявления способов изложения материала, используемых журналистами четырёх печатных изданий Краснодарского края.
I Теоретические основы изучения имиджа политического деятеля.
1.1 Сущность имиджа политического деятеля
Понятие «имидж» имеет много различных определений. Краткий психологический словарь под редакцией А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского определяет имидж как «стереотипизированный образ конкретного объекта, существующий в массовом сознании. Как правило, понятие имиджа относится к конкретному человеку, но может также распространяться на определенный товар, организацию, профессию и т. д.».
Специалист в области социологии управления и имиджелогии В. М. Шепель2 дает такое определение: «Имидж – индивидуальный облик или ореол, создаваемый средствами массовой информации, социальной группой или собственными усилиями личности в целях привлечения к себе внимания»3.
Американский маркетолог Ф. Дэйвис определяет имидж как «восприятие компании или ее товаров обществом». Специалист в области менеджмента Л. Браун дает общее определение имиджа: «Имидж явления – это устойчивое представление об особенностях, специфических качествах и чертах, характерных для данного явления». А. Б. Зверинцев, специализирующийся на разработке коммуникативных технологий, под имиджем понимает «относительно устойчивое представление о каком либо объекте».
Список определений можно продолжить. Общая их слабость состоит в том, что они часто анализируют имидж по разным основаниям, с позиций различных наук, иногда абстрактно и не вполне адекватно отражая суть этого явления. «Как показывает практика, PR и рекламная деятельность, направленные на формирование привлекательного имиджа, могут быть эффективными лишь в том случае, если они базируются на точном понимании его сущностных психологических характеристик», – отмечают Е. Н. Богданов и В. Г. Зазыкин.
Имидж – сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, сильно эмоционально окрашенный образ чего либо или кого либо.
Американские специалисты
рассматривают имидж как
В отличие от стереотипа, являющегося упроченным и одновременно устойчивым образом, имидж имеет высокую регулирующую силу, так как основан на сильном эмоциональном впечатлении. Это привлекательный, легко трактуемый психологический образ, воздействующий на эмоциональную сферу психики людей и их групп (а иногда и их подсознание), а через них и на объяснительные механизмы их сознания, поведения и выбора.