Формирование инфраструктуры лизингового рынка РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 13:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является, изучение особенностей формирования инфраструктуры лизингового рынка Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
Изучить теоритические основы формирования функционирования рынка лизинговых услуг в Российской Федерации;
Оценить развитие лизингового рынка Российской Федерации;
Изучить основные формы лизинга, а также методическое и нормативное обеспечение лизинговых операций в Российской Федерации;
Охарактеризовать заключение лизинговых сделок в компаниях, а также дать характеристику потребителей лизинговых услуг;
Рассмотреть организацию расчетов по лизинговым сделкам;

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по ком деят.docx

— 121.44 Кб (Скачать файл)

В 2002 году развитие рынка  лизинга получило несколько дополнительных импульсов. В начале 2002 года были внесены  существенные изменения в законодательство. Новая версия закона "О лизинге" была приведена в соответствие с  другими законодательными актами, в  том числе с Налоговым кодексом, что усилило эффективность правового  обеспечения лизинговой деятельности. Наиболее существенным импульсом для  развития лизинга стала отмена с 2002 года налоговой льготы по капиталовложениям  для предприятий. В результате при приобретении основных фондов за счет собственных средств компании утратили право относить часть затрат на уменьшение налогооблагаемой базы при расчете налога на прибыль. На себестоимость стало возможным относить только проценты по банковскому кредиту.[35]

К 2005 году закончилась вторая волна инвестиционного спроса на рынке лизинга. Большинство заключенных  в 2001-2003 гг. сделок завершились. Это  в частности характеризовалось  снижением в 2005 году темпов прироста объема лизинговых платежей, связанным  с "взрослением" рынка удлинением средних сроков лизинговых сделок.

В 2006 году начался новый  цикл развития рынка лизинга. Прирост  объема профинансированных средств (средства, потраченные лизинговой компанией в рассматриваемом периоде по текущим сделкам для их исполнения - закупка оборудования) составил, примерно 90%, прирост объема нового бизнеса – 83%. Такой значительный прирост объема новых сделок и профинансированных средств в 2006 году является фундаментом устойчивого и быстрого роста на ближайшие несколько лет.

В 2008 году, произошло значительное сокращение объемов и количества сделок в результате глобального экономического кризиса. Указанный период стал наиболее сложным и охарактеризовался падением рублевой ликвидности и ростом просроченной задолженности по лизинговым платежам. В результате объем рынка лизинга в 2008 году сократился на 27,8% и составил 720 млрд. руб.

В первом полугодии 2009 года падение рынка продолжилось: наблюдалось  повсеместное закрытие программ, сокращение объема заключаемых сделок. В течение  года было опубликовано около 40 заявлений  о банкротствах лизинговых компаний. Лишь в середине 2009 года рынок начал  постепенно восстанавливаться, благодаря  стабилизации на финансовых рынках, наращиванию  ликвидности, росту рубля по отношению  к другим валютам.[17]

Результаты 2010 года превзошли  наиболее оптимистичные прогнозы менеджмента  лизинговых компаний, ожидавших плавное  увеличение объемов деятельности и  возвращения на «докризисный» уровень  не ранее 2012 года. Объем лизинговых операций за 2010 год увеличился практически  вдвое до отметки 610 млрд руб. без учета НДС.

В 2011 году общая сумма  заключенных сделок на рынке лизинга  в РФ составила 1,3 трлн рублей, что на 79% больше, чем в 2010 году. [30]

Таким образом, 1998 год стал переломным моментом в развитии российского рынка лизинга и его превращении из маловостребованной услуги в массовый продукт. Послекризисные тенденции поддерживали развитие лизинга на протяжении 1998-2002 гг., и позволили этому инструменту получить относительно широкую известность. Также, несмотря на несовершенство Российского законодательства, и Российской экономики в целом, лизинг в России продолжает развиваться. Активность дальнейшего развития лизинга во многом зависит от совершенствования нормативно-правовой базы в РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Оценка развития лизингового рынка РФ

 

 

Рынок лизинга быстро растет – почти в два раза быстрее  ожиданий лизингодателей (прирост новых сделок за 1 полугодие 2012 года – 34%). Однако дальнейшее развитие может быть ограничено растущими ставками по кредитам (за последние 12 месяцев ставки для заемщиков увеличились в среднем на 1-2%) – как из-за сомнений в макроэкономической стабильности, так и вследствие изменений банковского регулирования. И если на макроэкономику лизинговые компании повлиять не могут, то предпринять меры для соответствия меняющимся требованиям банков им под силу. В частности, избежать повышения процентных ставок им может помочь получение рейтинга кредитоспособности.

Прирост новых лизинговых сделок за январь-июнь составил 34%, хотя участники рынка ожидали темпы  прироста не выше 20% по итогам всего  года. За 1 полугодие 2012 года лизингодатели заключили новых контрактов на сумму 712 млрд рублей – в 8 раз больше, чем в 1 полугодии кризисного 2009 года. Однако нужно отметить, что высокие темпы роста во многом обеспечены лидером рынка – ВЭБ-Лизингом. Без учета сделок компании прирост показателя по рынку составляет только 10,3%.

Несмотря на то, что основным локомотивом роста рынка остается железнодорожная техника (на нее  пришлось 55% новых сделок), остальные  сегменты рынка росли сопоставимыми  темпами. Темпы прироста лизинговых сделок в целом по всем сегментам  без учета ж/д техники составили 30%.

Успешное развитие рынка  может быть заторможено обострившимися проблемами фондирования. Нестабильность на рынках стран еврозоны и колебания  мировых цен на нефть обусловили повышение стоимости заемного финансирования. Среди участников исследования 73% компаний отметили удорожание заемных средств за последний год. Кроме того, компании попадают между двух огней: ужесточение требований ЦБ вынуждает банки повышать дисконты по залогам, а рост конкуренции на лизинговом рынке заставляет лизингодателей снижать размер аванса. В результате лизинговые компании вынуждены вкладывать все больше собственных средств в реализуемые сделки. [41]

Ужесточив регулятивные требования к банкам, Центральный Банк одновременно существенно расширил сферу применения рейтингов кредитоспособности. В  борьбе за повышение прозрачности банковской деятельности и для стимулирования вложений в малый бизнес банковские инструкции теперь предусматривают  повышенный коэффициент риска по многим группам заемщиков (за исключением  стратегических предприятий и кредитов менее 5 млн рублей). В то же время избежать такого коэффициента по кредитам смогут заемщики (в том числе и лизинговые компании), имеющие рейтинг кредитоспособности определенного уровня (по шкале «Эксперта РА» это уровень А и выше).

В условиях нестабильности на международных рынках капитала большинство  отечественных лизингодателей ориентируются  на привлечение средств преимущественно внутри страны. Этим можно объяснить отсутствие роста популярности МСФО в прошедшем году: число лизинговых компаний, составляющих отчетность по МСФО, в 2011 году не изменилось и составило 34 (по оценкам «Эксперта РА»). При этом в предыдущие два года их число сокращалось – в 2009-м их было 37, а в 2008-м – 42.

Динамика сделок в 1 полугодии  опережает прогнозы и позволяет  ожидать прироста рынка на уровне 30%. По нашей оценке, темп прироста новых  сделок превысит ожидания участников рынка (на начало года они составляли 20%) и достигнет 30%, а их сумма вырастет до 1,7 трлн рублей. Лизингодатели отмечают стабильный спрос с начала года, что может быть обусловлено как ростом инвестиционной активности, приостановленной ранее в предвыборный период, так и желанием разместить средства в реальные активы на фоне опасений изменения курса рубля. В то же время в случае снижения активности лидера рынка – ВЭБ-Лизинга – темпы прироста будут близки к ожиданиям участников рынка (около 20%).

Совокупный лизинговый портфель на 01.07.2012 составил 2,1 трлн рублей (таблица 1). Сумма стоимости оборудования по новым сделкам без учета НДС (методика Leaseurope, см. приложение 2) достигла 388 млрд рублей (9,6 млрд евро).

 Наибольший вклад в  развитие рынка в 1 полугодии  внесла компания ВЭБ-Лизинг, темпы  прироста новых сделок без  учета показателей компании составили  10,3%.

Таблица 1. Индикаторы развития рынка лизинга

 

Показатели

1 пол. 2009 года

 

2009 год

1 пол. 2010 года

 

2010 год

1 пол. 2011 года

 

2011 год

1 пол. 2012 года

 

2012 год

Объем нового бизнеса, млрд. рублей

90,1

315

255,5

725

530

1300

712

1700

Средняя сумма сделки, млн. рублей

6,1

8,1

7,7

10,6

11,2

12,1

11,2

-

Объем полученных лизинговых платежей, млрд. рублей

167,2

320

159

350

210

540

275

700

Объем профинансированных средств, млрд. рублей

57,2

154

152

450

310

737

290

-

Совокупный портфель лизинговых компаний, млрд. рублей

992

960

1037

1180

1360

1860

2100

3000-3100

Номинальный ВВП России, млрд. рублей (по данным Росстата)

-

39016,1

-

44491,4

-

54 369,1

-

60 590

Доля лизинга в ВВП, %

-

0,81

-

1,63

-

2,39

-

2,8


Позитивной новостью для  участников лизингового рынка в 2012 году стало исключение из ежегодно подготавливаемого Минфином документа  «Основные направления налоговой  политики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» предложения об отмене ускоренной амортизации предметов  лизинга. Появившееся два года назад  предположение о нецелесообразности ускоренной амортизации (вследствие введения других механизмов налоговой экономии при инвестициях, например амортизационных премий) было встречено резкой критикой участников рынка и обусловило пессимистичные настроения большинства лизингодателей в 2012 и 2011 годах.

 Очевидно, положительно  на инвестиционные процессы в  стране повлияли и планы правительства  по отмене налога на имущество,  хотя для лизинговых компаний  это означает потерю одного  из конкурентных преимуществ  по сравнению с другими инструментами  инвестиций.

 О повышении инвестиционной  активности в стране свидетельствует  и средняя сумма лизинговой  сделки. За два года она выросла  почти вдвое – с 6,1 млн рублей в 1 полугодии 2009 года до 11,2 млн рублей в 1 полугодии 2011 года, а в 2012 году сохранилась на таком же уровне, несмотря на значительный прирост числа заключенных сделок (+40%).

 Основным фактором, сдерживающим  рост рынка, остаются опасения, что случится вторая волна  кризиса, сомнения в сохранении  макроэкономической стабильности  и ожидания высокой волатильности  курса рубля.


График 1. По сравнению с  кризисным 2009 годом сумма новых  сделок выросла в 8 раз

Тройка лидеров рынка  по объему новых сделок в 1 полугодии 2012 года – «ВЭБ-Лизинг», «ВТБ Лизинг»  и «Сбербанк Лизинг». В сумме  на данные компании пришлось 43% объема новых сделок (за 1 полугодие 2011 года доля первой тройки была аналогична, в 2010-м – 34%). Крупнейшей лизинговой компанией  России по сумме полученных платежей стала компания «ВТБ Лизинг».

 Первое место на  рынке по объему новых сделок (222,2 млрд рублей) заняло ОАО «ВЭБ-Лизинг» (см. приложение 1), в 4,5 раза превысив сумму контрактов ближайшего конкурента. Сумма сделок компании за 1полугодие 2012 года оказалась выше, чем за полный 2011 год. Данный успех компании был обусловлен, в том числе, победой в тендере РЖД на поставку в 2012–2016 годах путевой техники на общую сумму 89 млрд рублей.

 Концентрация на рынке  в 1 полугодии 2012 года вновь  усилилась: доля сделок крупнейшего  лизингодателя в объеме нового  бизнеса составила 31% (в 1 полугодии  2011 года – 16%, в 1 полугодии 2010 года – 11,8%). При этом доля 10 крупнейших компаний почти не  изменилась – на них пришлось 67,4% новых сделок (в 2011 году –  68,5%, в 2010-м – 56,8%).

 Сумма сделок государственных  лизинговых компаний (в том числе  «дочек» госбанков) в 1 полугодии  2012 года вновь составила более  половины объема нового бизнеса – 54,6% (прил.3).

В 1 половине 2012 года существенно  увеличилась доля Москвы в структуре  заключенных новых сделок – с 44,3% она выросла до 55 (графики 2, 3). Тем не менее появление такого дисбаланса довольно условно. В частности, это объясняется заключением компанией «ВЭБ-Лизинг» ряда крупных сделок по лизингу железнодорожной техники. Хотя формально эти суммы отнесены к московским сделкам (по месту расположения клиента), в действительности поставляемое оборудование будет распределяться по разным федеральным округам. Без учета этих сделок доля Москвы в новом бизнесе за 1 полугодие 2012 составляет около 36%.

 Доли прочих федеральных  округов в географическом распределении  сделок значимо не менялись (за  исключением Уральского ФО, доля  которого за год снизилась  с 16% до 6).


График 2. Географическое распределение объема новых сделок в 1 полугодии 2012 года

 

График 3. Географическое распределение объема новых сделок в 1 полугодии 2011 года

 

Тройку лидеров по объему сделок в Москве по итогам 6 месяцев 2012 года составили следующие компании: «ВЭБ-лизинг», «ВТБ Лизинг» и «Сбербанк  Лизинг». Суммарно данные компании обеспечили 63% новых сделок, приходящихся на столицу.

В отраслевой разбивке новых  сделок традиционно лидирует железнодорожная техника (график 4), в 1 полугодии 2012 года ее доля вновь превысила половину заключенных контрактов (55%). Лидер сегмента в текущем году изменился – им стало ОАО «ВЭБ-лизинг» (192,6 млрд рублей от новых сделок).

 Примечательно, что  в текущем году прочие сегменты  рынка продемонстрировали сопоставимую  динамику – темпы прироста  рынка, очищенные от влияния  железнодорожного сегмента, составили  30,4% (в целом по рынку – 34%).

График 4. Железнодорожная техника не уступает позиций

Вторым и третьим по объему сегментами стали грузовой и  легковой автотранспорт. Во 2 полугодии  серьезно улучшить позиции может  сегмент лизинга авиатехники, опустившийся за год с седьмого на восьмое место: в августе ОАО «ВЭБ-лизинг» и ОАО «Аэрофлот» договорились о поставке в лизинг четырех самолетов Boeing 777-300 общей каталожной стоимостью 1,26 млрд долларов. Кроме того, основной акцент на лизинг малых воздушных судов в текущем году сделала «Государственная транспортная лизинговая компания». Компания заключила прямые контракты с производителями, в частности – на приобретение 15 самолетов Cessna 208B Grand Caravan с опционом еще на 15 воздушных судов данного типа. На сегодняшний день это является самой крупной закупкой самолетов для местных авиаперевозок в России. Развитие местной и региональной авиации становится одним из приоритетных направлений государственной политики и получило дополнительный импульс развития за счет введения в действие постановления Правительства РФ № 1212 от 30.12.2011 о государственном субсидировании лизинговых платежей.

Информация о работе Формирование инфраструктуры лизингового рынка РФ