Формирование инфраструктуры лизингового рынка РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 13:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является, изучение особенностей формирования инфраструктуры лизингового рынка Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
Изучить теоритические основы формирования функционирования рынка лизинговых услуг в Российской Федерации;
Оценить развитие лизингового рынка Российской Федерации;
Изучить основные формы лизинга, а также методическое и нормативное обеспечение лизинговых операций в Российской Федерации;
Охарактеризовать заключение лизинговых сделок в компаниях, а также дать характеристику потребителей лизинговых услуг;
Рассмотреть организацию расчетов по лизинговым сделкам;

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по ком деят.docx

— 121.44 Кб (Скачать файл)

 Несмотря на рост  рынка в целом, за 1 полугодие  2012 года в абсолютном выражении  сократились 20 сегментов рынка по видам оборудования из в рамках исследований, 18 сегментов рынка продемонстрировали положительные темпы прироста (прил. 4).

Таким образом, рынок лизинга продемонстрировал высокие темпы развития в начале текущего года. При сохранении такой же динамики и отсутствии внешних шоков, темпы прироста рынка могут достигнуть 30%, а сумма новых сделок составит 1,7 трлн рублей. В то же время в случае снижения активности лидера рынка – ВЭБ-Лизинга – темпы прироста будут близки к ожиданиям участников рынка (около 20%). В текущем году сохранится спрос на лизинг железнодорожного транспорта, авиатехнику и автотранспорт, перспективным является направление лизинга в нефтяной отрасли. Кроме того, с учетом ряда государственных проектов и направляемых в них инвестиций, можно ожидать роста сделок в сегменте строительной и дорожно-строительной техники, а также энергетического оборудования.

  1. Характеристика основных форм лизинга, методическое и нормативное обеспечение лизинговых операций в РФ

 

 

В настоящее время рынок  лизинговых услуг характеризуется  многообразием форм лизинга, моделей  лизинговых контрактов и юридических  норм, регулирующих лизинговые операции. В соответствии с Законом о  лизинге основными формами лизинга  являются:

- внутренний лизинг

- международный лизинг

При осуществлении внутреннего  лизинга лизингодатель и лизингополучатель  являются резидентами Российской Федерации.

При осуществлении международного лизинга лизингодатель или лизингополучатель  является нерезидентом Российской Федерации. [1]

Также можно выделить финансовый, возвратный, оперативный лизинг.

При финансовом лизинге лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного продавца и передать его лизингополучателю в качестве предмета лизинга за определенную плату на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование.

Срок, на который предмет  лизинга передается лизингополучателю, соизмерим по продолжительности  со сроком полной амортизации предмета лизинга или превышает его.

Предмет лизинга переходит  в собственность лизингополучателя  по истечении срока действия договора лизинга или до его истечения  при условии выплаты лизингополучателем полной суммы, предусмотренной договором  лизинга, если иное не предусмотрено  договором лизинга. [5]

Возвратный лизинг представляет собой разновидность финансового лизинга, при котором продавец (поставщик) предмета лизинга одновременно выступает и как лизингополучатель. По договору о возвратном лизинге организация, владеющая имуществом, продает право собственности на это имущество другой фирме и одновременно оформляет договор о его аренде на определенный срок с выполнением некоторых условий.

Фирмой, предоставляющей  капитал, может быть страховая компания, банк, специализированная лизинговая компания и т. д. Таким образом, у  организации появляются дополнительные финансовые средства.

По экономическому смыслу данная операция сходна с кредитованием  лизингополучателя, когда объект лизинга  выступает в качестве гарантии, залога. Тем не менее, есть и существенное отличие, а именно: объект лизинга  формально является собственностью лизингодателя, что способствует повышению  гарантии выполнения своих обязательств лизингополучателем.[9]

При оперативном лизинге лизингодатель закупает на свой страх и риск имущество и передает его лизингополучателю в качестве предмета лизинга за определенную плату на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование. Срок, на который имущество передается в лизинг, устанавливается договором.

Как правило, оперативный  лизинг характеризуется более коротким сроком договора, что не дает возможность  получить лизингодателю полную стоимость  сдаваемого оборудования. По истечении  срока действия договора лизинга  и при условии выплаты лизингополучателем полной суммы, предусмотренной договором, предмет лизинга возвращается лизингодателю. Причем необходимо обратить внимание на то, что лизингополучатель не имеет права требовать перехода права собственности на предмет  лизинга. При этом повторная сдача  такого оборудования возможна только по договору аренды, так как арендодатель уже не приобретает специально имущества, необходимого лизингополучателю, а  сдает имеющееся в наличии. При оперативном лизинге предмет лизинга может быть передан в аренду неоднократно в течение полного срока его амортизации. При оперативном лизинге расходы лизингодателя, связанные с приобретением и содержанием сдаваемых в лизинг объектов, не покрываются лизинговыми платежами в течение одного лизингового договора. Ставка лизинговых платежей обычно выше, чем при финансовом лизинге, из-за отсутствия гарантии окупаемости затрат. К оперативному лизингу относится и револьверный лизинг, при котором арендатору последовательно требуется различное оборудование, которое он и получает по истечении оговоренного срока. [5]

Важнейшим условием интенсивного развития лизинга в российской экономике  является формирование нормативно-законодательной  базы лизинговых отношений. Начиная  с 1994 г. органы исполнительной и законодательной  власти приняли больше десяти нормативных  актов, в целом способствующих развитию лизинга в России. Среди положительных аспектов нормативной базы, регулирующей лизинговую деятельность, следует отметить следующие:

- наличие основных определений терминов лизинга;

- достаточная свобода договорных отношений;

- ускоренная амортизация лизингового оборудования, включение затрат на осуществление лизинговой сделки в себестоимость продукции;

- рекомендации об установлении таможенных льгот для лизинговых компаний;

- рекомендации о снижении некоторых налогов для лизинговых компаний;

- ратификация Конвенции о международном финансовом лизинге.[4]

Ниже проанализированы основные нормативные акты (в хронологическом  порядке) относительно их влияния на законодательную базу лизинга и  создания более прогрессивных и  благоприятных условий для его  успешного развития в России.

Указ Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 г. № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности» (прил. 5). В этом Указе впервые было дано определение лизинга и его объектов, установлена организационно-правовая форма создания лизинговых компаний. Указ также обязал правительство:

- подготовить рекомендации по вопросу о присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге (Оттава, 1988);

- использовать мировой опыт при разработке лизингового законодательства в России;

- установить таможенные льготы для оборудования, ввозимого по лизинговому договору;

- разработать постановление по вопросам финансового лизинга.

Постановление Правительства  Российской Федерации от 29 июня 1995 г. № 633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» (прил. 1) и утвержденное им Временное положение о лизинге. В этом Положении были определены общие принципы осуществления лизинговых операций, права и обязанности участников лизингового договора, а также состав и порядок лизинговых платежей, требования к отражению лизинговых операций в бухгалтерском учете. Кроме того, это постановление предусматривало подготовку предложений о предоставлении налоговых льгот для лизингодателей и инвесторов, осуществляющих операции финансового лизинга со сроком действия не менее трех лет.

Среди принципов, определенных этими постановлениями, можно отметить следующие:

- в лизинговой сделке участвуют продавец, лизингодатель и лизингополучатель;

- лизингодатель сохраняет право собственности на сдаваемое в лизинг имущество в течение всего срока действия лизингового договора;

- разрешается применение штрафных санкций (размер штрафа оговаривается в договоре) в отношении лизингополучателя за просроченные платежи;

- лизингодатель имеет право потребовать у лизингополучателя возвратить имущество, если он не выполняет условия договора.

Постановление содержало  ряд рекомендаций. Так например, рекомендовалось включать в полном объеме в себестоимость продукции лизинговые платежи и платежи по процентам за кредиты банков и других кредитных учреждений, которые были использованы на осуществление лизинговой деятельности.

Постановление Правительства  Российской Федерации от 20 ноября 1995 г. № 1133 «О внесении дополнений в Положение  о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых  при налогообложении прибыли». В соответствии с этим постановлением субъекты лизинговой деятельности получили возможность относить на себестоимость продукции (работ, услуг) лизинговые платежи по операциям финансового лизинга и проценты по полученным заемным средствам, используемым для осуществления лизинговых договоров с учетом установленных ограничений. Затраты на оплату процентов по рублевым кредитам относятся на себестоимость продукции в пределах учетной ставки Центрального банка РФ, увеличенной на три пункта, по валютным кредитам — в пределах ставки LIBOR, увеличенной на три пункта (но не более 15%).

Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Вступил в действие 1 марта 1996 г. Раздел Гражданского кодекса гл. 34, § 6, посвященный финансовой аренде, закрепляет некоторые временные нормы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации № 633. Указанный параграф содержит определение договора финансовой аренды и его предмета, условия передачи арендатору предмета договора финансовой аренды, перехода к арендатору риска случайной гибели или случайной порчи имущества и др. Гражданским кодексом установлено, что лизинговая сделка определяется отношениями трех сторон: продавца, лизингодателя и лизингополучателя. Лизингодатель является собственником оборудования, передаваемого в аренду.

Вступление в действие части второй Гражданского кодекса  закрепило правовую базу лизинга  и явилось серьезным шагом  на пути формирования целостной системы  правового регулирования лизинговых отношений.

Постановление Правительства  Российской Федерации от 26 февраля 1996 г. № 167 «Об утверждении Положения  о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации». Введенная этим постановлением процедура лицензирования лизинговых компаний позволяет оградить лизинговый рынок от случайных и ненадежных участников. Лицензия, выданная Министерством экономики РФ, действительна на всей территории России на срок от одного года до пяти лет.

Методические  рекомендации по расчету лизинговых платежей (прил. 2), утвержденные Министерством, экономики РФ 16 апреля 1996 г. и согласованные с Министерством финансов РФ. Эти методические рекомендации были разработаны Министерством экономики РФ и предназначены для расчетов лизинговых платежей при заключении договоров финансового лизинга.

Под лизинговыми платежами  понимается общая сумма, выплачиваемая  лизингополучателем лизингодателю  за предоставленное ему право  пользования имуществом — предметом  договора. В лизинговые платежи включаются амортизация лизингового имущества  за весь срок действия договора лизинга, компенсация платы лизингодателя  за использованные им заемные средства, комиссионное вознаграждение, плата  за дополнительные услуги лизингодателя, а также стоимость выкупаемого  имущества, если договором предусмотрен выкуп и порядок выплат указанной  стоимости в виде долей в составе  лизинговых платежей. Лизинговые платежи  осуществляются в виде отдельных  взносов.

Постановление Правительства  Российской Федерации от 27 июня 1996 г. № 752 «О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации» (прил. 6). В нем предусмотрено выделение средств в 1997—2000 гг. для финансирования на конкурсной основе высокоэффективных инвестиционных проектов, реализуемых с использованием финансового лизинга. Кроме того, в этом постановлении определено, что ко всем видам движимого имущества, являющегося объектом лизингового договора и относимого к активной части основных фондов, может применяться механизм ускоренной амортизации с коэффициентом не выше 3, а также что условия постановки лизингового имущества на баланс лизингодателя или лизингополучаеля могут определяться по согласованию между сторонами лизингового договора.

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 17 февраля 1997 г. № 15 «Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга». Принят во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 27 июня 1996 г. № 752. Этим приказом:

- утверждены Указания об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга согласно Приложению 1 к настоящему приказу;

Информация о работе Формирование инфраструктуры лизингового рынка РФ