Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 19:43, курсовая работа
Менеджмент прочно вошел в нашу жизнь, заменяя, а иногда и отменяя привычное русское слово "управление". Социально-экономические и политические преобразования российской действительности привели к изменению функционирования библиотек, усилению их роли в процессах социализации современного общества. Уникальность и своеобразие роли библиотек в общественной жизни России предопределяют необходимость разработки новых подходов к управлению библиотечной деятельностью. Существовавшие ранее принципы управления библиотечной деятельностью становятся малоэффективным
Введение_________________________________________________________3
ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ БИБЛИОТЕЧНОГО МЕНЕДЖМЕНТА_________________________________________________5
1.1 Основные понятия и задачи менеджмента_____________________5
1.2 Основы библиотечного кадрового менеджмента________________7
1.3 Цель и содержание кадрового менеджмента__________________10
1.4 Повышение эффективности кадрового планирования – путь решения кадровых проблем библиотечной отрасли________________15
ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВ БИБЛИОТЕЧНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ__________________________________________________19
Заключение______________________________________________________23
Список использованной литературы
Содержание:
Введение______________________
ГЛАВА I. Формирование концепции библиотечного менеджмента___________________
1.1 Основные понятия и задачи менеджмента___________________
1.2 Основы библиотечного кадрового менеджмента________________7
1.3 Цель и содержание кадрового менеджмента__________________
ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВ БИБЛИОТЕЧНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ____________________
Заключение____________________
Список использованной литературы____________________
Введение
Менеджмент прочно вошел в нашу жизнь, заменяя, а иногда и отменяя привычное русское слово "управление". Социально-экономические и политические преобразования российской действительности привели к изменению функционирования библиотек, усилению их роли в процессах социализации современного общества. Уникальность и своеобразие роли библиотек в общественной жизни России предопределяют необходимость разработки новых подходов к управлению библиотечной деятельностью. Существовавшие ранее принципы управления библиотечной деятельностью становятся малоэффективными. Сегодня требуется намного большее разнообразие управленческих структур, их потенциальная гибкость, способность быстро приспосабливаться как к внешним, так и внутренним изменениям. В связи с этим повышение разнообразия систем управления является на современном этапе основной тенденцией развития библиотеки.
Актуальность темы данной курсовой работы состоит с том, что в последние годы очень остро встает проблема поиска новых путей развития в управлении библиотекой, в связи с появлением новых информационных технологий необходимо модернизировать подход к управлению библиотеками в целом. А следовательно очень важным становится состав кадров менеджеров библиотек.
Цель работы: выявить основополагающие, актуальные функции библиотечного менеджмента, используемые технологии для их осуществления с целью повышения эффективности библиотечной деятельности.
Задачи исследования заключаются в следующем:
Предмет изучения: функции и технологии библиотечного менеджмента.
Объект: формирование кадров менеджеров в библиотеке.
В качестве метода исследования используется анализ документации.
Курсовая работа состоит из введения, теоретической части, исследовательской части, заключения, списка литературы.
В теоретической части рассматривается характеристика базовых понятий библиотечного менеджмента; раскрывается содержание его функций; освещаются используемые в нем технологии.
В исследовательской части рассматривается формирование кадров менеджеров на примере библиотек г. Тамбова.
В заключении подводится итог всей курсовой работы, в котором рассматривается
Глава 1. Формирование концепции библиотечного менеджмента
Библиотечный менеджмент - раздел науки установленного управления, которое сосредотачивается на специфических вопросах, с которыми стоят библиотеки и управленческие профессионалы библиотеки. Библиотечный менеджмент охватывает нормальные управленческие задачи, такие как интеллектуальную свободу, антицензуру и другие. Проблемы, стоящие в управлении библиотекой, часто накладываются на те с которыми сталкиваются в управлении некоммерческими организациями.
Основные задачи в управлении библиотеки включают:
1.1 Основные понятия и задачи менеджмента
Менеджмент во всех деловых и организационных действиях - акт координирования усилий людей для достижения желаемых результатов. Менеджмент включает планирование, организацию, укомплектование персоналом, продвижение или направление и управление организацией (группа из одного или более человек или предприятий) или усилие с целью выполнения цели. Выделение ресурсов охватывает развертывание и манипуляцию человеческими ресурсами, финансовыми ресурсами, технологическими ресурсами и природными ресурсами.
Так как организации могут быть рассмотрены как системы, менеджмент может также быть определен как человеческая деятельность, включая дизайн, чтобы облегчить производство. Это представление открывает возможность 'управлять' собой, предпосылкой к попытке управлять другими.
Прежде чем приступить к изучению данного вопроса, определим, что мы понимаем под словом "менеджмент". Это слово употребляется нами в трех значениях: генеральный менеджмент; менеджмент на уровне отдела (подразделения); процесс менеджмента.
Генеральный менеджмент. Под генеральным менеджментом понимаются все менеджеры (управляющие), независимо от того, являются они директорами или нет, которые отвечают за постановку задач и формирование политики, за вопросы, связанные с планированием и организацией, контролем и управлением библиотекой. Характер функций генерального менеджмента меняется с изменением размера библиотеки, степени сложности решаемых ею задач. Внешняя среда также оказывает соответствующее влияние. Выполняемая им роль в целом одинакова для большинства библиотек.
Организационные функции генерального менеджмента библиотеки включают:
проблем управления является умение выбрать правильный стиль руководства.
Процесс менеджмента. Очевидно, что единственная существенная разница между генеральным менеджментом и менеджментом на уровне подразделений заключается в масштабах, пределах полномочий, ответственности и степени детализации. Процесс менеджмента включает в себя осуществление всех вышеупомянутых функций и может выполняться любым членом данной библиотеки в пределах своей компетенции. Функции менеджмента могут выполняться теми, кого мы обычно не называем менеджерами. Однако им все же приходится быть менеджерами на своем, пусть и невысоком, уровне.
1.2 Основы библиотечного кадрового менеджмента
Термины "менеджмент человеческих ресурсов" и "кадровый менеджмент" возникли в 60-70-е годы нынешнего столетия. В данной управленческой модели человеческие ресурсы рассматриваются как источник неиспользованных резервов и позволяют, что весьма важно,
наладить более рациональное планирование, организацию и реализацию решений в общей структуре предприятия. Удовлетворение потребностей сотрудников уже не является конечной целью, а становится результатом личной заинтересованности работающих.
Особенностью современного периода развития нашей страны является постиндустриальный характер экономики, когда основным ресурсом выступает интеллектуальный потенциал личности и общества в целом, а результаты его реализации проявляются как инновации во всех отраслях производства и социальной сфере. В этих условиях возрастает роль знания, и само общество приобретает статус общества знания, а процесс овладения новыми знаниями сопровождает человека на протяжении всей его профессиональной деятельности. В связи с этим возрастает роль библиотек в содействии образованию, организации доступа к источникам знаний, обеспечении экономической инфраструктуры для продолжающегося обучения.
Вместе с тем сами библиотеки в таком обществе становятся объектами и субъектами инновационных преобразований технологического, технического и организационного характера. Активное использование новых информационных технологий в библиотеках, изменение социальной роли библиотек и расширение их функций требует от библиотечных сотрудников новых знаний, а реформирование системы управления библиотечным делом и финансирование библиотек в зависимости от объема и качества услуг, требуют психологической мобильности и оперативной адаптации к новым условиям каждого сотрудника библиотеки и коллектива в целом. Основным принципом библиотечного менеджмента в связи с этими вызовами времени должен стать компетентностный подход к профессиональному развитию каждого сотрудника и повышение роли персонала в целом до уровня основного ресурса библиотеки. Соответственно этому должна изменяться и роль менеджмента в системе управления библиотекой - он должен статуироваться как основная задача руководителей всех уровней
библиотечного менеджмента и основываться на новых социальных технологиях.
В России становление библиотечного
кадрового менеджмента
пришлось на период коренных
социально-экономических и
политических преобразований,
поэтому освоение новых социальных технологий
заменяется традиционными формами кадровой
работы, в то время как уровень кадрово-производственной
инициативы в каждой библиотеке в большей
степени зависит от профессионально-личностных
качеств ее руководителя.
Крупные библиотеки активно внедряют новейшие кадроведческие технологии в области использования человеческих ресурсов, занимаются формированием кадровой политики и имеют неплохие результаты. Однако при этом большинство библиотек страны сегодня работают на основе традиционных управленческих технологий, рассматривая кадровые службы лишь как инструмент организации правильного ведения кадровой документации, а именно поэтому испытывают существенные трудности.
В результате сложилась полярная ситуация: с одной стороны, имеется достаточно большое разнообразие теоретических воззрений на кадровый менеджмент как систему научных знаний, с другой - отсутствуют методология и теория, раскрывающие процесс развития системы кадрового менеджмента в библиотеках.
Изучение противоречий библиотечного кадрового менеджмента позволит с новой точки зрения подойти к анализу ее концептуальных положений, целей, задач и функций, выявить проблемы и определить пути развития. В практической области это будет способствовать внедрению современных тенденций кадрового менеджмента в деятельность библиотек, поможет предотвратить возможные ошибки в управлении персоналом, повысить эффективность формирования, использования и развития трудового потенциала библиотек страны.
1.3 Цель и содержание кадрового менеджмента
Наиболее часто под термином "менеджмент человеческих ресурсов" понимают мобилизацию сотрудников посредством активной работы линейных и функциональных менеджеров. В действительности существует много толкований этого термина, и хотя они различаются по некоторым пунктам, можно выделить три основных :
1) отношение к фактору труда как источнику доходов;
2) развитие инициативы сотрудников за счет создания необходимых условий;
3) интеграция социальной и кадровой политики в общую политику предприятия.
Цель кадрового менеджмента -- удовлетворить потребности организации в квалифицированных кадрах и эффективно использовать их с учетом возможностей самореализации каждого работника в рамках данной организации. В философии менеджмента человеческих ресурсов сотрудники являются активами предприятия, наиболее ценным капиталом, который необходимо беречь и приумножать. Это предъявляет особые требования к структуре организации и политике предприятия в области организации труда и управления.
Информация о работе Формирование кадров библиотечных менеджеров