Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 19:43, курсовая работа
Менеджмент прочно вошел в нашу жизнь, заменяя, а иногда и отменяя привычное русское слово "управление". Социально-экономические и политические преобразования российской действительности привели к изменению функционирования библиотек, усилению их роли в процессах социализации современного общества. Уникальность и своеобразие роли библиотек в общественной жизни России предопределяют необходимость разработки новых подходов к управлению библиотечной деятельностью. Существовавшие ранее принципы управления библиотечной деятельностью становятся малоэффективным
Введение_________________________________________________________3
ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ БИБЛИОТЕЧНОГО МЕНЕДЖМЕНТА_________________________________________________5
1.1 Основные понятия и задачи менеджмента_____________________5
1.2 Основы библиотечного кадрового менеджмента________________7
1.3 Цель и содержание кадрового менеджмента__________________10
1.4 Повышение эффективности кадрового планирования – путь решения кадровых проблем библиотечной отрасли________________15
ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВ БИБЛИОТЕЧНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ__________________________________________________19
Заключение______________________________________________________23
Список использованной литературы
В рамках менеджмента человеческих ресурсов кадровая политика из "реагирующей" политики превращается в активную стратегию, которая высшим эшелоном менеджеров интегрируется в общую политику всей организации. За эффективную реализацию кадровой политики отвечают кадровые службы и специальные функциональные менеджеры -- управляющие персоналом. Кадровый менеджмент, таким образом, приобретает все более важное значение как фактор повышения конкурентоспособности, долгосрочного развития фирмы, обеспечения эффективности производства. Суть двух подходов (прежнего классического и рождающегося нового) к управлению людьми в условиях профессиональной деятельности выражается в следующем:
1. Классический подход к менеджменту: человек выступает как фактор производства, как статья расходов; кадровая политика, как нечто второстепенное; кадровая политика - дело административных служб; отсутствие системы кадрового менеджмента; минимальные расходы на обучение персонала; жесткая регламентация исполнителей; мотивация за счет материального стимулирования и угрозы наказаний; краткосрочный горизонт планирования; преимущественно учетные и технические функции кадровых служб.
2. Подход кадрового менеджмента: человек выступает как фактор реализации политики предприятия, как источник доходов; кадровый менеджмент как насущная ежедневная необходимость; проблема кадров как часть общего взаимодействия линейного менеджмента и административных служб; научно обоснованный кадровый менеджмент; расходы на обучение определяются по критерию "стоимость -- выгода"; разная степень свободы в организации труда; сочетание экономических и морально-психологических стимулов.
При всей условности последней формулировка новых принципов управления персоналом указывает на стремление теоретиков и практиков концепции человеческих ресурсов подчеркнуть значение кадров в современном управлении и найти более эффективные пути их использования, что изменит всю систему кадровой работы.
Управление человеческими ресурсами -- часть кадровой политики, включающая взаимосвязанные ключевые элементы, которые называют циклом кадрового менеджмента. К таким элементам (или направлениям) данного вида менеджмента относятся:
Цикл кадрового менеджмента обычно начинается с разработки фирменной кадровой политики -- определения его цели и задач, основных направлений и принципов, форм и методов организации. На этом этапе формируются объекты и структуры управления, прогнозируется и планируется кадровая работа, определяются кадровая потребность и источники ее удовлетворения.
Организация комплектования производства кадрами как этап кадрового менеджмента предполагает проведение эффективной профориентационной работы, найм и отбор персонала, его профессиональную подготовку и расстановку, а также постоянное повышение квалификации.
Организация процесса адаптации работников, обеспечение их общеобразовательного и культурного роста, управление процессами внутрифирменной мобильности и мотивации, укрепление дисциплины труда и сокращение текучести кадров составляют третье основное направление кадрового менеджмента -- формирование стабильных производственных коллективов.
Единственный способ успешно осуществить все перечисленные мероприятия -- задействовать собственный персонал. Правильно организованный кадровый менеджмент (в частности, эффективные методы разработки кадровой политики, приемы найма и отбора работников, качественные программы профессиональной подготовки и повышения квалификации, адекватная оценка работников и их деятельности, результативная мотивация и постоянное внимание к персоналу) является главным условием обеспечения результативности производства, выпуска высококачественной и конкурентоспособной продукции, быстрого освоения достижений науки и техники.
Реализация современного курса на проведение радикальной экономической реформы и активной социальной политики, на всестороннюю демократизацию общества в период перехода к рыночным отношениям также связана с повышением роли человеческого фактора. Поэтому особую важность в настоящих условиях приобретают вопросы работы с кадрами, которые и составляют человеческий фактор развития общественного производства. Это предъявляет качественно новые требования к теории управления персоналом как науке, использованию результатов социально-экономических и психолого-педагогических исследований в практике кадровой работы, а также обусловливает создание оптимального механизма управления персоналом во всех сферах и направлениях человеческой деятельности.
Вместе с тем уровень работы с кадрами сегодня не отвечает задачам кардинальной перестройки управления экономикой, проведения в жизнь активной социальной и кадровой политики. В практику кадровых служб слабо внедряются научные методы оценки, расстановки и подготовки кадров с использованием результатов научных исследований. Недостаточно высоким является уровень организационно-правовой и социально-психологической культуры работников по кадрам, многие из которых не имеют соответствующего образования, длительное время не повышают свою квалификацию. Знаний и умений в области работы с персоналом, как правило, нет также у большинства руководителей, что в целом снижает эффективность управления. Их обучение основам кадровой политики, включение в программы подготовки руководителей и повышения квалификации вопросов организации управления персоналом способствуют формированию у них понимания важности правильной, научно обоснованной работы с людьми, повышению престижа кадровых служб и в конечном итоге -- повышению эффективности использования человеческого фактора на производстве.
В этой связи возникает необходимость
разработки организационных, правовых,
экономических, социальных и психологических
проблем совершенствования деятельности
кадровых служб и организации управления
персоналом, решение которых связано,
прежде всего, с диагностикой профессионально
важных качеств участников производства,
повышением уровня их профессионально-
Современные требования к работе с персоналом обусловливают повышение роли кадровых служб в использовании творческого потенциала личности каждого работника, превращение их в научно-практические центры активизации человеческого фактора. Исходя из этого, особенно актуальной представляется разработка нового научно-практического направления -- основы кадрового менеджмента, обеспечивающего комплексный подход к решению проблем оптимального использования персонала в различных отраслях производства. Современные условия требуют значительного улучшения всей деятельности по управлению человеческими ресурсами, которая предусматривает отход от привычных представлений о статистико-документальных формах кадровой работы и переход к комплексному, системному формированию и проведению эффективной кадровой политики в масштабе предприятия, организации, отрасли, региона.
Управление персоналом в современных условиях включает несколько взаимосвязанных этапов:
найма и сохранения персонала, разработка процедур повышения, понижения, перевода и увольнения работников).
.
Рациональное использование человеческих ресурсов является одним из основных факторов успешной деятельности организации. Главная функция руководителя при этом - объединение и сплочение персонала для эффективного выполнения кадровых задач.
При определении сущности системы управления персоналом в библиотеке обычно исходят из положения о том, что она должна регулировать процесс целенаправленного взаимодействия и взаимовлияния работников в трудовой деятельности организации, ориентирующейся на потребителя. Одновременно построение данной системы существенно отличается от аналогичных на промышленных и торговых предприятиях.
Условия вхождения в рыночную экономику потребовали изменений в системе управления персоналом, выдвинув принципиально новую модель его поведения, повышающую качество обслуживания посетителей и организационную культуру.
Определение и исследование интегральных, субъективных и объективных факторов управления персоналом позволит:
Кадровая политика -- совокупность правил и норм, целей и представлений, которые определяют направление и содержание работы с персоналом. Через кадровую политику осуществляется реализация целей и задач управления персоналом, поэтому ее считают ядром системы управления персоналом. Кадровая политика формируется руководством организации, реализуется кадровой службой в процессе выполнения ее работниками своих функций. Она находит свое отражение в следующих нормативных документах:
Кадровая политика - одно из направлений общего процесса управления библиотекой, предусматривающее:
Руководитель библиотеки не может не учитывать индивидуальных черт, способностей, мотивов и стимулов каждого сотрудника. Анализ практики убедительно свидетельствует: успех там, где руководство опирается на сплоченный персонал и такую систему функционирования организации, которая стимулирует активную творческую позицию каждого сотрудника, его заинтересованность в развитии библиотеки в целом и, вместе с тем, сохраняет партнерские взаимоотношения в коллективе вне зависимости от занимаемой работниками должности.
Чаще всего кадровое планирование понимается как процесс обеспечения организации необходимым количеством квалифицированного персонала, принятым на соответствующие должности в нужное время.
Кадровое планирование трактуется и как процесс подбора квалифицированных кадров при использовании двух видов источников:
При осуществлении кадрового планирования библиотека преследует следующие цели:
С производственно-экономической точки зрения, кадровое планирование представляет собой оцениваемое с помощью чисто экономических и организационных критериев соответствие работника его рабочему месту на определенном участке труда.
Полагаем, что кадровое планирование - это деятельность организации, направленная на подготовку кадров, обеспечение пропорционального и динамичного развития персонала, расчет профессионально квалифицированной структуры кадров, определение общей и дополнительной потребности в них, контроль использования персонала.
Информация о работе Формирование кадров библиотечных менеджеров