Формирование конкурентной стратегии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 17:43, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель курсовой работы: дать оценку степени конкурентоспособности фирмы для достижения успеха и конкурентного преимущества фирмы по сравнению с другими фирмами.
В соответствии с данной целью в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение понятию конкуренции и рассмотреть её основные виды.
2. Рассмотреть основные конкурентные стратегии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…..3
1. Конкурентная стратегия предприятия………………………………...….5
1.1. Понятие конкуренции……………………………………………………5
1.2. Разработка и реализация конкурентной стратегии…………..…..…….6
1.3. Роль и место конкурентной стратегии в деятельности предприятия……………………………………………………………….9
2. Основные виды конкурентных стратегий…………………………..…….13
2.1. Силы, определяющие конкуренцию в бизнесе по М.Портеру………..13
2.2. Модель М. Портера ……………………………………………….…….18
2.3. Модель «продукт => рынок» (Модель И. Ансоффа)…….……………21
2.4. Современные конкурентные стратегии…………………………….….22
3. Обоснование конкурентной стратегии ООО "Омск-Ижмаш-Сервис" ..33
3.1. Краткая характеристика предприятия………………………..………..33
3.2. Особенности существующей конкурентной стратегии………………34
3.3. Пути и методы обеспечения выбранной стратегии…………………..36
Заключение……………………………………………………………......…40
Список использованных источников…………………………………...….41

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 79.77 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………..…..3

1. Конкурентная стратегия предприятия………………………………...….5

1.1. Понятие конкуренции……………………………………………………5

1.2. Разработка и реализация конкурентной стратегии…………..…..…….6

1.3. Роль и место конкурентной стратегии в деятельности предприятия……………………………………………………………….9

2. Основные виды конкурентных стратегий…………………………..…….13

2.1. Силы, определяющие конкуренцию в бизнесе по М.Портеру………..13

2.2. Модель М. Портера ……………………………………………….…….18

2.3. Модель «продукт => рынок» (Модель И. Ансоффа)…….……………21

2.4. Современные конкурентные стратегии…………………………….….22

3. Обоснование конкурентной стратегии ООО "Омск-Ижмаш-Сервис" ..33

3.1. Краткая характеристика  предприятия………………………..………..33

3.2. Особенности существующей  конкурентной стратегии………………34

3.3. Пути и методы обеспечения  выбранной стратегии…………………..36

Заключение……………………………………………………………......…40

Список использованных источников…………………………………...….41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      ВВЕДЕНИЕ

          В условиях рыночной экономики предпринимателям не стоит рассчитывать на стабильный доход и успех без четкого и эффективного планирования своей деятельности, постоянного сбора и аккумулирования информации как о состоянии целевых рынков, положении конкурентов на них, так и о собственных возможностях и перспективах. Одним из главных направлений стратегического планирования является бизнес – планирование, которое предусматривает перспективу развития, в случае если он правильно составлен и отвечает на самый важный для бизнесмена вопрос – стоит ли вкладывать деньги в тот или иной проект, принесет ли он доходы, которые смогут окупить все затраты сил и средств.

В рыночной экономике выбор  конкурентной стратегии становится крайне актуальным, поскольку от сегодняшнего выбора зависит завтрашнее положение  предприятия на рынке. Главная цель конкурентной борьбы состоит в том, чтобы продукты экономической деятельности не оставались в руках производителей слишком долго.

Результаты НТП должны передаваться всем потребителям.

Ни одно предприятие не может достичь превосходства  над конкурентами по всем коммерческим характеристикам товара и средствам  его продвижения на рынке. Необходим  выбор приоритетов и выработка  стратегии, в наибольшей степени  соответствующей тенденциям развития рыночной ситуации и наилучшим способом использующей сильные стороны деятельности предприятия. В отличие от тактических  действий на рынке стратегия конкуренции  должна быть направлена на обеспечение  преимуществ над конкурентами в  долгосрочной перспективе, оцениваемой  в 3-5 лет.

Объект  исследования: конкурентные стратегии . 
Предмет исследования: понятие конкуренции, виды стратегий,их роль в деятельности предприятия

Основная  цель курсовой работы: дать оценку степени конкурентоспособности фирмы для достижения успеха и конкурентного преимущества фирмы по сравнению с другими фирмами.

В соответствии с данной целью в курсовой работе были поставлены следующие задачи:

1. Дать  определение понятию конкуренции  и рассмотреть её основные  виды.

2. Рассмотреть  основные конкурентные стратегии. 

3. Дать анализ конкурентных  преимуществ на примере предприятия  ООО"Омск-Ижмаш-Сервис". 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          1 КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

                                    1.1 Понятие конкуренции

Конкуренция - важное отличие  рынка. Конкуренция - соревнование или  соперничество в чём-либо. Важным средством конкуренции являются низкие цены на товары.

Существуют два вида конкуренции: внутриотраслевая - это конкуренция  между предприятиями одной отрасли, которые выпускают одинаковую продукцию. За её сбыт и получение прибыли. Этот вид конкуренции стимулирует  производительность труда НТР. Второй вид конкуренции – межотраслевая - это конкуренции между разными  отраслями промышленности за прибыльное использование финансов.

Методы конкуренции: Ценовая - снижение цен на товары. Сезонная распродажа. Неценовая - сервисное и качественное обслуживание потребителя.

Хотя организационным  механизмом чистого капитализма  служит рыночная система, необходимо признать важную роль конкуренции в качестве механизма контроля в такой экономике. Рыночный механизм предложения и  спроса сообщает желания потребителей (общества) предприятиям, а через  них - и поставщикам ресурсов. Однако именно конкуренция заставляет предприятия  и поставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять эти желания.

Между тем конкуренция  не ограничивает свою роль гарантированием  надлежащей реакции на потребности  общества. Именно конкуренция заставляет фирмы переходить на самые эффективные  технологии производства. На конкурентном рынке неспособность некоторых  фирм использовать самую экономичную  технологию производства в конечном счете означает их устранение другими  конкурирующими фирмами, которые применяют  наиболее эффективные методы производства.

Весьма примечательным аспектом функционирования и корректировочных операций конкурентной рыночной системы  является то, что она создает необычайное и важное тождество - тождество частных и общественных интересов. Фирмы и поставщики ресурсов, добивающиеся увеличения собственной выгоды и действующие в рамках остроконкурентной рыночной системы, одновременно - как бы направляемые "невидимой рукой" - способствуют обеспечению государственных, или общественных интересов. Известно, например, что при существующей конкурентной конъюнктуре фирмы применяют самую экономичную комбинацию ресурсов для производства данного объема продукции, поскольку это отвечает их частной выгоде. Поступать по-другому означало бы для них отказаться от прибылей или даже рисковать со временем потерпеть банкротство. Но вместе с тем очевидно, что интересам общества отвечает использование редких ресурсов с наименьшими издержками, т.е. наиболее эффективными методами. Поступать иначе означало бы производство данного объема продукции с большими издержками или принесение в жертву альтернативных товаров, которые действительно необходимы обществу.

Итак, сила конкуренции контролирует или направляет мотив личной выгоды таким образом, что он автоматически  и непроизвольно способствует наилучшему обеспечению интересов общества.

 

                      1.2 Понятие и место разработки конкурентной стратегии

Базовая стратегия конкуренции, представляющая собой основу конкурентного  поведения предприятия на рынке  и описывающая схему обеспечения  преимуществ над конкурентами, является центральным моментом в стратегической ориентации предприятия. От ее правильного  выбора зависят все последующие  маркетинговые действия предприятия. Это обстоятельство определяет необходимость  тщательного обоснования данной процедуры. Однако, сформировавшиеся в  последнее время в предпринимательских  кругах некоторые стереотипы относительно того, как необходимо конкурировать  на российском рынке, в значительной степени мешают системно подойти к решению данной задачи. Прежде чем приступить к выбору базовой стратегии конкуренции необходимо избавиться от вредных стереотипов, штампов и ошибок.

В первую очередь сказанное  относится к неправильному представлению  о том, какой рынок является наиболее перспективным с точки зрения конкуренции. Предприниматели часто  считают, что привлекательные рынки  – это те, которые развиваются  быстрее всех или используют совершенные  технологии. Это не так.

Как показывает практика, преуспевающие  и перспективные рынки имеют  высокие входные барьеры, протекции  со стороны государства, непритязательных потребителей, дешевую систему поставок и самое меньшее число альтернативных отраслей, способных их заменить. Бизнес с новейшими технологиями и высокой  эффективностью больше всех подвержен  атакам конкурентов, вероятность банкротства  на таких рынках очень велика.

Необходимо также отметить, что для многих небольших предприятий  смысл конкуренции сводится к  тому, чтобы быть похожими на своих  более крупных (мощных) конкурентов. Это придает им уверенность в  себе. Но подражать другим - значит лишиться какого-либо преимущества. Отсутствие конкурентных преимуществ - верный путь к банкротству. Некоторые предприятия, обладая определенным конкурентным преимуществом, не предпринимают никаких  усилий для того, чтобы не потерять их. Наличие конкурентного преимущества необходимо воспринимать как свершившийся факт, достигнутую цель и это не должно останавливать дальнейший поиск.

С другой стороны, стремление быть первыми во всех сферах конкурентной борьбы, а также погоня за сиюминутными прибылями часто заставляет предприятия  отказываться от ранее разработанной  стратегии конкуренции, что вносит хаос в деятельность предприятия  и не позволяет ему сосредоточиться  на долгосрочных целях в области  конкурентной борьбы.

Вопрос где конкурировать, на каком рынке извлекать прибыль  всегда

является одним из ключевых в маркетинговой ориентации предприятия. Однако, как показывает практика, чрезмерная концентрация на нем в ущерб другим важным параметрам стратегии конкуренции  часто приводит к негативным последствиям. Опросы работников московских предприятий, реализующих компьютерную технику  показали, что менеджеры по сбыту, решая проблему выбора целевого рынка  часто упускают из вида как, с помощью  каких средств возможно достижение успеха. Перенос старых, используемых для других условий, приемов и  методов конкуренции на новые  рынки не приносит желаемых результатов. Вопрос: как конкурировать является столь же важным и критическим  и, его игнорирование означает полное отсутствие целевой ориентации в  конкурентной борьбе.

Недостаточно внимания уделяется  и определению начала и окончания  периода использования разработанной  стратегии конкуренции. Общая тенденция  сокращения жизненного цикла товара, увеличение количества товаров, использующих технологические решения быстро сменяющие друг друга, изменение  демографических характеристик  рынка, политической ситуации в стране и другие динамические факторы осложняют  правильный выбор начала внедрения  новой стратегии конкуренции  и периода ее использования на рынке.

К общему недостатку процесса разработки стратегии конкуренции  можно отнести его слабую персональную ориентацию. Часто стратегия ориентирована  на противодействие предприятиям-конкурентам  и в меньшей степени учитывает  особенности управления этими предприятиями, в частности, тип поведения его  руководителей. Вместе с тем, образование  руководителей, их подходы к ведению  бизнеса, опыт, способности и другие персональные характеристики во многом определяют возможные реакции на изменение рынка. Это означает, что  стратегия конкуренция должна рассматривать  в качестве объекта соперничества  не только предприятие, но и. его аппарат  управления со свойственным ему стилем руководства, что позволит более точно и адекватно реагировать на возможные контрмеры. Кроме того, необходимо помнить, что борьба с конкурентами ведется, в конечном счете, за бюджет потребителей. И поэтому смысл конкурентной борьбы заключается не столько в действиях против предприятий-соперников, сколько в завоевании конкретных потребителей, пользующихся услугами конкурентов.

 

1.3. Роль и место конкурентной стратегии в деятельности предприятия

Применительно к деятельности предприятия можно выделить три  вида конкурентных преимуществ:

"Отработавшие" или  отраслевые стандарты - представляет  собой обязательное условие выживания  на определенном рынке.

"Сохраняющие силу" - в кратко- и среднесрочной перспективе  обеспечивают конкурентные преимущества  предприятию, однако требуют максимального  использования и защиты. Не могут  быть базой долгосрочной стратегии.  Задача соперников выявить и  нейтрализовать такие конкурентные  преимущества, иначе они не смогут  достигнуть отраслевых стандартов  в течение нескольких лет.

"Устойчивые" - имеют  стратегическое значение, так как  обладают защитой на протяжении  длительного времени. Попытка  воспроизведения подобных конкурентных  преимуществ может обернуться  неудачей для конкурентов. В  подобной ситуации соперникам  следует ориентироваться на разработку  собственных ключевых компетенций.

В условиях жесткой конкуренции  предприятия заинтересованы в формировании устойчивых конкурентных преимуществ, а "отработавшие" конкурентные преимущества представляют собой уже некие  нормативные параметры, которыми должно обладать предприятие для функционирования в условиях определенного конкурентного  рынка. Что же касается "сохраняющих  силу" конкурентных преимуществ, то их достижение может рассматриваться  как весьма перспективное в рамках краткосрочного релевантного периода  времени. Однако, ориентация на этот вид  конкурентных преимуществ требует  серьезных экономических обоснований  прогнозируемого периода функционирования и эффективности затрат на их поддержание.

Классификация предполагает подразделение конкурентных преимуществ предприятия в соответствии со следующими выделенными признаками:

- степень устойчивости;

- возможности использования;

- масштабу реализации;

- по признакам конкурентоспособности предприятия.

Степень устойчивости конкурентного  преимущества обуславливается источниками  конкурентного преимущества и возможностями  их постоянно совершенствования  и расширения.

В этой связи по степени  устойчивости КПП можно выделить:

 КПП с низкой степенью  устойчивости. Этот вид конкурентного  преимущества является легко  доступным конкурентам. Например, конкурентное преимущество в  стоимости рабочей силы или  сырья, эффект масштаба от применения  технологий, оборудования и т.п.

Информация о работе Формирование конкурентной стратегии