Формирование корпоративной среды напредприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 16:21, курсовая работа

Краткое описание

Наряду с последними тенденциями активного внедрения принципов корпоративного управления в белорусских компаниях весьма актуальной становиться проблема формирования внутренней корпоративной среды данных организаций.
Одной из насущных необходимостей в современных условиях является создание и развитие цивилизованных отношений между собственниками и наемными работниками, а также между менеджерами и подчиненными в рамках формирующихся и активно развивающихся акционерных обществ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Корпорация и корпоративная среда: сущность и взаимосвязь 5
ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ КОРПОРАТИВНАЯ СРЕДА 10
Внешняя среда организации и ее составляющие 10
Корпоративная культура как основной элемент внутренней среды организации 13
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ СРЕДЫ НА СОВРЕМЕННЫХ БЕЛОРУССКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ 18
Влияние финансовой стратегии организации на ее корпоративную среду 18
Проблемы и пути совершенствования современной управленческой культуры белорусских предприятий. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27

Вложенные файлы: 1 файл

Работа.doc

— 912.00 Кб (Скачать файл)

Корпорация приводит в движение весь свой хозяйственный механизм расширенного воспроизводства товаров и услуг, предназначенного для целевого потребительского рынка, логикой и последующим контролем исполнения принимаемых управленческих решений менеджмента, а также заданной согласованностью во времени и пространстве всех бизнес-процессов, разворачивающихся в определенном культурном пространстве созданной корпоративной среды.

Источником рассматриваемого культурного пространства корпорации, где принимаются и контролируются по срокам и по существу исполнения конкретные управленческие решения менеджмента организации, служит корпоративная культура.

Корпоративную среду  можно представить в единстве нескольких неразрывно связанных между  собой принципиальных аспектов [10].

В процессуальном аспекте – как совокупность процессов, которые протекают и получают развитие в деятельности работников в существующем культурном пространстве организации, включая корпоративную культуру. Эти процессы в конечном итоге направлены на соответствующее организационное поведение, имеющее вектор клиенто-ориентированного подхода. Данные процессы совершенствуются менеджментом организации с максимальной вовлеченностью всех участников.

В системном аспекте  – как совокупность звеньев корпоративной  среды, а также их связей и взаимосвязей. Корпоративная среда есть совокупность логически связанных элементов сущности, в которых осмысливается и оценивается корпоративная действительность (трудовая и социальная жизнь коллектива рассматриваемой организации). В этом смысле корпоративная среда представляет собой систему.

В предметном аспекте  – как результат оказанного воздействия  корпоративной среды на трудовой коллектив организации. Полученный результат указывает на требуемые  или ожидаемые образцы организационного поведения. При этом, на уровне представлений о должном, выявляется адекватное и неадекватное организационное поведение, которое наблюдается менеджментом организации.

В генетическом аспекте  – как внутренний источник инициации  необходимых корпоративных изменений, способствующих самосовершенствованию рассматриваемой организации и завоеванию новых позиций на целевом рынке. В то же время этот аспект на экспертном уровне позволяет сделать правильные суждения и выводы об инновационной глубине воспроизводимой корпоративной среды.

Корпоративная среда - это специфическая, характерная для данной организации система связей, действий, отношений и взаимоотношений, которые осуществляются в рамках конкретной предпринимательской деятельности, спроецированной на местный, региональный, национальный или международный рынок. Механизм устройства внутренних связей (корпоративных отношений) в трудовом коллективе служит отражением качественного базиса действий менеджмента организации, направленных на поиск путей повышения эффективности работы, выступает также как организационно-экономическое пространство, в котором развертывается деятельность трудового коллектива и принимаемые управленческие решения. В теоретико-методологическом плане – это сложная совокупность явлений, отношений и деятельности в рамках рассматриваемой организации как открытой системы. Корпоративная среда есть то, что обеспечивает взаимное соответствие частей в процессах создания, функционирования и развития системы (организация) как целостного образования.

Корпоративная среда  становится отражением корпоративной действительности, под которой понимается вся совокупность корпоративных отношений, складывающихся между участниками организационно-технологического взаимодействия в корпорации.

 

2 ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ  КОРПОРАТИВНАЯ СРЕДА

2.1 Внешняя среда организации и ее составляющие

В условиях глобализации резко возрастает роль внешних факторов (даже для компаний, поставляющих продукцию только на внутренние рынки). Грамотный руководитель обязан отслеживать происходящие во внешней среде изменения и адекватно на них реагировать.

В процессе функционирования корпорации в ее корпоративную среду  вовлекаются тем или иным способом различные категории людей, поэтому  руководство корпорации в процессе принятия решений должно учитывать  интересы таких экономических составляющих общества как:

1. Потребители, которые  требуют к себе самого пристального  внимания со стороны корпорации. Без потребителей она просто  не сможет существовать. Потребители  хотят получить от нее качественные  товары и услуги, приемлемые цены, хорошее обслуживание и правдивую рекламу. Если корпорация не стремится направить силы на удовлетворение потребностей потребителей, то это можно назвать главным стратегическим просчетом корпорации, из-за которого ее может постичь неудача, как в долгосрочном, так и в краткосрочном периоде. Это обусловлено тем, что отношение общества к корпорации в значительной степени формируется в точках продажи товаров и услуг.

2. Служащие, суть отношений которых с корпорацией переходит от обычных требований справедливой оплаты труда и к другим аспектам взаимоотношений работодателя с работником: равенство возможностей, защита здоровья на рабочем месте, финансовая безопасность, невмешательство в личную жизнь, свобода самовыражения и обеспечение соответствующего уровня жизни.

3. Местное население, на которое корпорации оказывают наибольшее воздействие в процессе производства. Именно здесь от них ждут непосредственного участия в решении местных проблем: образование, организация транспорта, условия для отдыха, система здравоохранения, решение проблем окружающей среды. В России, где много градообразующих предприятий эта проблема особенно актуальна, поэтому именно здесь корпорации, прежде всего, должны объяснять суть и характер своей деятельности.

4. Общество в целом, на которое корпорации оказывают воздействие на национальном и международном уровне. Их деятельность оказывается объектом пристального внимания различных групп и организаций, включая академические круги, правительственные структуры и средства массовой информации. От корпораций ждут участия в решении проблем национального и международного масштаба. В то же время их первой и главной обязанностью перед обществом является забота о поддержании собственной экономической жизнеспособности в качестве производителя товаров и услуг, в качестве нанимателя и создателя рабочих мест. Одной из главных мировых проблем, особенно в настоящее время, является проблема экологической безопасности производства.

5. Поставщики, большую часть которых составляют, как правило, малые предприятия, ожидающие от сотрудничества с крупными компаниями справедливых торговых отношений и своевременных платежей. Взаимоотношения крупных корпораций и их поставщиков являют собой важное звено любой экономической системы, так как само существование малого бизнеса зависит от честного отношения к нему со стороны корпораций.

6. Акционеры вступают с корпорацией в особые отношения: они делают возможным само существование корпорации как поставщики "рискового" капитала, необходимого для ее возникновения, развития и роста. Интересы акционеров должны учитываться во всех важнейших действиях общества.

Вместе с тем, внешние  факторы также влияют на результативность работы организации.

Социальная среда. Рост населения, развитие культуры, образования, определяют характер растущего потенциального рынка; измерение потребности в количестве и качества благ, которые потребляются (продуктов, жилья, комфорта), изменение стиля жизни приводит к трансформации понятий занятости и отдыха, здорового образа жизни, комфорта жилья, а все вместе — мотивация для изменения производства благ и услуг.

Правовая среда. Все  бизнес-организации работают в юридических  рамках, нормы права регулируют поведение  бизнес-организаций и решают споры, конфликты между ними и обществом  в целом. Поэтому развиваются законы, контрактное право, защита потребителей и тому подобное.

Государственная среда. Государство в экономике может  играть три разных роли: невмешательство  государства в процессы экономики (свободный рынок); радикальное вмешательство  в экономику (социализм и коммунизм); прагматичное вмешательство, то есть согласование политических взглядов, индивидуальной инициативы, прибыльной мотивации, рыночных сил (рынок, который регулируется).

Политическая среда. Внутренний рынок находится под воздействием политических событий и решений, аналогично этому политические факторы могут влиять на операции в сфере международного бизнеса.

Технологическая среда. Динамика спроса и предложения на рынке труда, ресурсов и финансов, влияет на темпы инновационных процессов  в технологии. Силы конкуренции стимулируют процесс развития технологий.

Экономическая среда. Процессы производства продукции и услуг  всегда находятся в конкретной связи  с экономической средой: уровнем  занятости, платежным балансом, темпами  экономического роста.

Таким образом, внешняя организационная среда включает находящиеся вне пределов компании элементы, на которые она может в силу своих возможностей оказывать влияние, либо оказывающие на нее существенные воздействия.

Внешнюю среду  организации обычно подразделяют на два уровня: общую (генеральную) среду и среду задач.

Общая (генеральная) среда представляет собой внешний слой самых разнообразных, но оказывающих лишь косвенное влияние на деятельность организации элементов. Она включает в себя социальные, демографические и экономические факторы, примерно в равной степени воздействующие на все компании (увеличение темпов инфляции, рост числа семей, в которых работают оба супруга). Такие события не влияют на деятельность фирмы напрямую, но так или иначе воздействуют на функционирование всех организаций. Окружение, в котором непосредственно оперирует организация, или среда задач (функциональная среда), воздействует на большинство ее повседневных функций, напрямую связанных с основными видами деятельности (конкуренты, поставщики и потребители).

 

Рисунок 2.1 – Общая среда, среда задач  и внутренняя среда организации.

Примечание - Источник [4]

На рис. 2.1 представлены взаимосвязи генеральной, функциональной и внутренней среды. Организация как открытая система черпает из внешней среды ресурсы, возвращая в нее товары и услуги.

Каждая организация  характеризуется определенной внутренней средой, включающей в себя все внутрифирменные элементы: работников, менеджмент (руковод ство фирмы) и играющую основную роль корпоративную культуру, которая детерминирует поведение индивидов в компании и способности адаптации последней к внешним условиям. Подробнее о корпоративной культуре пойдет речь в следующем разделе.

 

2.2 Корпоративная культура как основной элемент внутренней среды организации

В условиях рыночной экономики  перед руководством любой компании постоянно возникает проблема повышения  эффективности ее деятельности. Лишь высокая эффективность, может обеспечить конкурентоспособность предприятия, а в следствии этого их благополучие и коммерческий успех. Один из подходов к решению сложившейся проблемы состоит в поиске резервов повышения эффективности деятельности предприятия.

Основным фактором оказывающим  влияние на основные стороны деятельности субъекта хозяйствования является корпоративная культура. Корпоративная культура связана с достижением наилучших социально-психологических условий на предприятии, таких как: создание условий для творческого эффективного труда, создание условий для социального мира и партнерства, создание интересов общества и государства [4, с.22].

Основным фактором оказывающим  влияние на основные стороны деятельности субъекта хозяйствования является корпоративная  культура. Анализ и развитие положительных тенденций корпоративной культуры позволяют повысить управляемость любого экономического объекта, а в следствии с этим и эффективность деятельности предприятия даже в условиях неопределенности внешней среды. Культурные аспекты все чаще рассматриваются как важное средство, при помощи которого предприятия могут обеспечить себе стабильность и процветание и оставаться конкурентоспособными даже в период кризиса.

Совершенствование корпоративной  культуры, превращение ее в мощное побуждающее и объединяющее начало, может стать одним из рычагов  повышения эффективности функционирования предприятия, поэтому многие современные руководители рассматривают корпоративную культуру, как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников и обеспечить продуктивное взаимодействие [16, с.22].

Мировой кризис показал, что конкурентное преимущество имеют те субъекты хозяйствования, которые способны адаптироваться к  сложным условиям, четко представляют себе перспективы своего дальнейшего  развития и которые могут организовать производственную деятельность в соответствии с выбранными стратегическими направлениями.

Только в последние годы корпоративную  культуру стали признавать основным показателем, необходимым для правильного  понимания управления на предприятии. Можно сказать, что корпоративная культура является основой жизненного потенциала предприятия: то, ради чего люди стали членами одной компании; то, как строятся отношения между ними; какие устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности предприятия они разделяют; что, по их мнению, хорошо, а что, плохо.

Все это не только отличает одно предприятие  от другого, но и существенно предопределяет успех его функционирования и  выживания в долгосрочной перспективе. В белорусских организациях вопрос о необходимости изучения и управления корпоративной культурой встал не так давно, поэтому на сегодняшний день существует недостаточность методической и теоретической проработки данного вопроса отечественными специалистами [14].

Важными факторами, оказывающими влияние на формирование корпоративной культуры являются: национальная культура, культура руководителя, миссия предприятия, его структура и размер, структура рабочей силы и внешняя среда.

Корпоративная культура может быть приемлемой для определенного периода времени и условий, так как изменение условий внешней конкуренции, государственного регулирования, стремительные экономические перемены и новые технологии потребуют изменений культуры предприятия, сдерживающей повышение ее эффективности, а в следствии и повышения эффективности деятельности предприятия.

Изменения вносимые в культуру предприятия  требуют много времени, поскольку  существующая корпоративная культура укореняется в сознании людей, сохраняющих  приверженность ей. Эта работа включает в себя формирование новой миссии, целей организации и ее идеологии, модели эффективного руководства, использование опыта предыдущей деятельности, укоренившихся традиций и процедур, оценку эффективности предприятия, ее формальной структуры, проектировку помещений и зданий и т. д. Для этого необходимо проводить диагностику основных параметров корпоративной культуры и вносить изменения в ее структуру. Если его работники не владеют помимо набора необходимых умений и навыков, сводом писанных и неписанных правил, законов жизни данного предприятия, не выбирают определённого отношения к своей работе, к своему предприятию, коллегам и клиентам, то предприятие не может эффективно функционировать.

Информация о работе Формирование корпоративной среды напредприятии