Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 16:21, курсовая работа
Наряду с последними тенденциями активного внедрения принципов корпоративного управления в белорусских компаниях весьма актуальной становиться проблема формирования внутренней корпоративной среды данных организаций.
Одной из насущных необходимостей в современных условиях является создание и развитие цивилизованных отношений между собственниками и наемными работниками, а также между менеджерами и подчиненными в рамках формирующихся и активно развивающихся акционерных обществ.
ВВЕДЕНИЕ 3
Корпорация и корпоративная среда: сущность и взаимосвязь 5
ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ КОРПОРАТИВНАЯ СРЕДА 10
Внешняя среда организации и ее составляющие 10
Корпоративная культура как основной элемент внутренней среды организации 13
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ СРЕДЫ НА СОВРЕМЕННЫХ БЕЛОРУССКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ 18
Влияние финансовой стратегии организации на ее корпоративную среду 18
Проблемы и пути совершенствования современной управленческой культуры белорусских предприятий. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
Корпорация приводит в движение весь свой хозяйственный механизм расширенного воспроизводства товаров и услуг, предназначенного для целевого потребительского рынка, логикой и последующим контролем исполнения принимаемых управленческих решений менеджмента, а также заданной согласованностью во времени и пространстве всех бизнес-процессов, разворачивающихся в определенном культурном пространстве созданной корпоративной среды.
Источником рассматриваемого
культурного пространства корпорации,
где принимаются и
Корпоративную среду можно представить в единстве нескольких неразрывно связанных между собой принципиальных аспектов [10].
В процессуальном аспекте – как совокупность процессов, которые протекают и получают развитие в деятельности работников в существующем культурном пространстве организации, включая корпоративную культуру. Эти процессы в конечном итоге направлены на соответствующее организационное поведение, имеющее вектор клиенто-ориентированного подхода. Данные процессы совершенствуются менеджментом организации с максимальной вовлеченностью всех участников.
В системном аспекте – как совокупность звеньев корпоративной среды, а также их связей и взаимосвязей. Корпоративная среда есть совокупность логически связанных элементов сущности, в которых осмысливается и оценивается корпоративная действительность (трудовая и социальная жизнь коллектива рассматриваемой организации). В этом смысле корпоративная среда представляет собой систему.
В предметном аспекте
– как результат оказанного воздействия
корпоративной среды на трудовой
коллектив организации. Полученный
результат указывает на требуемые
или ожидаемые образцы
В генетическом аспекте
– как внутренний источник инициации
необходимых корпоративных
Корпоративная среда - это специфическая, характерная для данной организации система связей, действий, отношений и взаимоотношений, которые осуществляются в рамках конкретной предпринимательской деятельности, спроецированной на местный, региональный, национальный или международный рынок. Механизм устройства внутренних связей (корпоративных отношений) в трудовом коллективе служит отражением качественного базиса действий менеджмента организации, направленных на поиск путей повышения эффективности работы, выступает также как организационно-экономическое пространство, в котором развертывается деятельность трудового коллектива и принимаемые управленческие решения. В теоретико-методологическом плане – это сложная совокупность явлений, отношений и деятельности в рамках рассматриваемой организации как открытой системы. Корпоративная среда есть то, что обеспечивает взаимное соответствие частей в процессах создания, функционирования и развития системы (организация) как целостного образования.
Корпоративная среда
становится отражением корпоративной действительности,
под которой понимается вся совокупность
корпоративных отношений, складывающихся
между участниками организационно-
2 ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ КОРПОРАТИВНАЯ СРЕДА
2.1 Внешняя среда организации и ее составляющие
В условиях глобализации резко возрастает роль внешних факторов (даже для компаний, поставляющих продукцию только на внутренние рынки). Грамотный руководитель обязан отслеживать происходящие во внешней среде изменения и адекватно на них реагировать.
В процессе функционирования корпорации в ее корпоративную среду вовлекаются тем или иным способом различные категории людей, поэтому руководство корпорации в процессе принятия решений должно учитывать интересы таких экономических составляющих общества как:
1. Потребители, которые
требуют к себе самого
2. Служащие, суть отношений которых с корпорацией переходит от обычных требований справедливой оплаты труда и к другим аспектам взаимоотношений работодателя с работником: равенство возможностей, защита здоровья на рабочем месте, финансовая безопасность, невмешательство в личную жизнь, свобода самовыражения и обеспечение соответствующего уровня жизни.
3. Местное население, на которое корпорации оказывают наибольшее воздействие в процессе производства. Именно здесь от них ждут непосредственного участия в решении местных проблем: образование, организация транспорта, условия для отдыха, система здравоохранения, решение проблем окружающей среды. В России, где много градообразующих предприятий эта проблема особенно актуальна, поэтому именно здесь корпорации, прежде всего, должны объяснять суть и характер своей деятельности.
4. Общество в целом, на которое корпорации оказывают воздействие на национальном и международном уровне. Их деятельность оказывается объектом пристального внимания различных групп и организаций, включая академические круги, правительственные структуры и средства массовой информации. От корпораций ждут участия в решении проблем национального и международного масштаба. В то же время их первой и главной обязанностью перед обществом является забота о поддержании собственной экономической жизнеспособности в качестве производителя товаров и услуг, в качестве нанимателя и создателя рабочих мест. Одной из главных мировых проблем, особенно в настоящее время, является проблема экологической безопасности производства.
5. Поставщики, большую часть которых составляют, как правило, малые предприятия, ожидающие от сотрудничества с крупными компаниями справедливых торговых отношений и своевременных платежей. Взаимоотношения крупных корпораций и их поставщиков являют собой важное звено любой экономической системы, так как само существование малого бизнеса зависит от честного отношения к нему со стороны корпораций.
6. Акционеры вступают с корпорацией в особые отношения: они делают возможным само существование корпорации как поставщики "рискового" капитала, необходимого для ее возникновения, развития и роста. Интересы акционеров должны учитываться во всех важнейших действиях общества.
Вместе с тем, внешние факторы также влияют на результативность работы организации.
Социальная среда. Рост населения, развитие культуры, образования, определяют характер растущего потенциального рынка; измерение потребности в количестве и качества благ, которые потребляются (продуктов, жилья, комфорта), изменение стиля жизни приводит к трансформации понятий занятости и отдыха, здорового образа жизни, комфорта жилья, а все вместе — мотивация для изменения производства благ и услуг.
Правовая среда. Все бизнес-организации работают в юридических рамках, нормы права регулируют поведение бизнес-организаций и решают споры, конфликты между ними и обществом в целом. Поэтому развиваются законы, контрактное право, защита потребителей и тому подобное.
Государственная среда. Государство в экономике может играть три разных роли: невмешательство государства в процессы экономики (свободный рынок); радикальное вмешательство в экономику (социализм и коммунизм); прагматичное вмешательство, то есть согласование политических взглядов, индивидуальной инициативы, прибыльной мотивации, рыночных сил (рынок, который регулируется).
Политическая среда. Внутренний
рынок находится под
Технологическая среда. Динамика спроса и предложения на рынке труда, ресурсов и финансов, влияет на темпы инновационных процессов в технологии. Силы конкуренции стимулируют процесс развития технологий.
Экономическая среда. Процессы производства продукции и услуг всегда находятся в конкретной связи с экономической средой: уровнем занятости, платежным балансом, темпами экономического роста.
Таким образом, внешняя организационная среда включает находящиеся вне пределов компании элементы, на которые она может в силу своих возможностей оказывать влияние, либо оказывающие на нее существенные воздействия.
Внешнюю среду организации обычно подразделяют на два уровня: общую (генеральную) среду и среду задач.
Общая (генеральная) среда представляет собой внешний слой самых разнообразных, но оказывающих лишь косвенное влияние на деятельность организации элементов. Она включает в себя социальные, демографические и экономические факторы, примерно в равной степени воздействующие на все компании (увеличение темпов инфляции, рост числа семей, в которых работают оба супруга). Такие события не влияют на деятельность фирмы напрямую, но так или иначе воздействуют на функционирование всех организаций. Окружение, в котором непосредственно оперирует организация, или среда задач (функциональная среда), воздействует на большинство ее повседневных функций, напрямую связанных с основными видами деятельности (конкуренты, поставщики и потребители).
Рисунок 2.1 – Общая среда, среда задач и внутренняя среда организации.
Примечание - Источник [4]
На рис. 2.1 представлены взаимосвязи генеральной, функциональной и внутренней среды. Организация как открытая система черпает из внешней среды ресурсы, возвращая в нее товары и услуги.
Каждая организация характеризуется определенной внутренней средой, включающей в себя все внутрифирменные элементы: работников, менеджмент (руковод ство фирмы) и играющую основную роль корпоративную культуру, которая детерминирует поведение индивидов в компании и способности адаптации последней к внешним условиям. Подробнее о корпоративной культуре пойдет речь в следующем разделе.
2.2 Корпоративная культура как основной элемент внутренней среды организации
В условиях рыночной экономики
перед руководством любой компании
постоянно возникает проблема повышения
эффективности ее деятельности. Лишь
высокая эффективность, может обеспечить
конкурентоспособность
Основным фактором оказывающим влияние на основные стороны деятельности субъекта хозяйствования является корпоративная культура. Корпоративная культура связана с достижением наилучших социально-психологических условий на предприятии, таких как: создание условий для творческого эффективного труда, создание условий для социального мира и партнерства, создание интересов общества и государства [4, с.22].
Основным фактором оказывающим влияние на основные стороны деятельности субъекта хозяйствования является корпоративная культура. Анализ и развитие положительных тенденций корпоративной культуры позволяют повысить управляемость любого экономического объекта, а в следствии с этим и эффективность деятельности предприятия даже в условиях неопределенности внешней среды. Культурные аспекты все чаще рассматриваются как важное средство, при помощи которого предприятия могут обеспечить себе стабильность и процветание и оставаться конкурентоспособными даже в период кризиса.
Совершенствование корпоративной культуры, превращение ее в мощное побуждающее и объединяющее начало, может стать одним из рычагов повышения эффективности функционирования предприятия, поэтому многие современные руководители рассматривают корпоративную культуру, как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников и обеспечить продуктивное взаимодействие [16, с.22].
Мировой кризис показал, что конкурентное преимущество имеют те субъекты хозяйствования, которые способны адаптироваться к сложным условиям, четко представляют себе перспективы своего дальнейшего развития и которые могут организовать производственную деятельность в соответствии с выбранными стратегическими направлениями.
Только в последние годы корпоративную культуру стали признавать основным показателем, необходимым для правильного понимания управления на предприятии. Можно сказать, что корпоративная культура является основой жизненного потенциала предприятия: то, ради чего люди стали членами одной компании; то, как строятся отношения между ними; какие устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности предприятия они разделяют; что, по их мнению, хорошо, а что, плохо.
Все это не только отличает одно предприятие от другого, но и существенно предопределяет успех его функционирования и выживания в долгосрочной перспективе. В белорусских организациях вопрос о необходимости изучения и управления корпоративной культурой встал не так давно, поэтому на сегодняшний день существует недостаточность методической и теоретической проработки данного вопроса отечественными специалистами [14].
Важными факторами, оказывающими влияние на формирование корпоративной культуры являются: национальная культура, культура руководителя, миссия предприятия, его структура и размер, структура рабочей силы и внешняя среда.
Корпоративная культура может быть приемлемой для определенного периода времени и условий, так как изменение условий внешней конкуренции, государственного регулирования, стремительные экономические перемены и новые технологии потребуют изменений культуры предприятия, сдерживающей повышение ее эффективности, а в следствии и повышения эффективности деятельности предприятия.
Изменения вносимые в культуру предприятия требуют много времени, поскольку существующая корпоративная культура укореняется в сознании людей, сохраняющих приверженность ей. Эта работа включает в себя формирование новой миссии, целей организации и ее идеологии, модели эффективного руководства, использование опыта предыдущей деятельности, укоренившихся традиций и процедур, оценку эффективности предприятия, ее формальной структуры, проектировку помещений и зданий и т. д. Для этого необходимо проводить диагностику основных параметров корпоративной культуры и вносить изменения в ее структуру. Если его работники не владеют помимо набора необходимых умений и навыков, сводом писанных и неписанных правил, законов жизни данного предприятия, не выбирают определённого отношения к своей работе, к своему предприятию, коллегам и клиентам, то предприятие не может эффективно функционировать.
Информация о работе Формирование корпоративной среды напредприятии