Формирование управленческой команды в общеобразовательном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 14:47, дипломная работа

Краткое описание

Кадровый потенциал общеобразовательных учреждений характеризует способность к решению проблем инновационного развития образования на основе высокой нравственности, интеллекта, компетентности, профессионализма деловой активности, профессиональной мобильности и качества деятельности. По уровню кадрового потенциала судят о качестве деятельности учреждения образования. Проблема инновационных изменений в современном российском образовании ставит новые задачи перед преподавателями образовательных учреждений

Содержание

Введение Глава 1. Теоретические основы формирования управленческой команды в общеобразовательном учреждении.
1.1 Сущность и принципы командной работы
1.2 Типология управленческих команд
1.3 Классификация методов организации командной работы Глава 2. Анализ организации управленческой команды в общеобразова-
тельном учреждении МБОУ «ООШ № 22» города Стерлитамак
2.1 Общая характеристика общеобразовательного учреждения
2.2 Анализ руководящих кадров
2.3 Рекомендации по совершенствованию деятельности управленческой команды МБОУ «ООШ № 22» города Стерлитамак
Заключение Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 212.00 Кб (Скачать файл)

 

 

1.2.  Типология управленческих команд

 

Педагогическая команда – это группа педагогов образовательного учреждения и других субъектов (родители, учащиеся, субъекты социума, социальные партнеры и т.д.), созданная для решения стратегических и тактических задач развития учреждения. Команда занимает промежуточное место между рабочей группой и коллективом. Отличается от группы, тем, что команды - это спонтанно и специально организующиеся группы людей, входящих и не входящих в состав педагогического коллектива объединенных общими интересами и едиными целевыми установками для осуществления деятельности творческого характера педагогического содержания, как правило, стратегического уровня развития образовательного учреждения. По времени деятельности более длительные, чем рабочие группы, более динамичны, мобильны, профессиональны, продуктивны, они организуются административным и неадминистративным путем в отличие от рабочих групп.2

Управленческая команда - это функциональная группа, состоящая из взаимодополняющих специалистов-управленцев, и организованная для решения определенных (ситуативных и постоянных) управленческих задач. 3 Для того, чтобы в организации сформировалась эффективная управленческая команда, недостаточно простого провозглашения командных принципов работы административного звена. В работе управленческой команды присутствуют многочисленные характерные черты, обязательно учитываемые при ее формировании.

     Управленческая команда как целостная функциональная система, состоящая из координированных специалистов - менеджеров, характеризуется рядом свойств, позволяющих отнести ее к классу социальных групп. Но в отличие от общепринятого выделения групп по социально-демографическим признакам, определение управленческой команды обладает рядом особенностей, которые требуют терминологического, типологического и функционального анализа.

  Члены управленческой команды - это не только специалисты, ответственные за определенные участки работы, но и собственно управленцы - у их мотивациях может преобладать мотивация власти, и работа управленческой команды в таких условиях может стать осложняемой конкуренцией администраторов. Для того, чтобы команда эффективно функционировала, все ее участники должны четко осознавать ее структуру и свое место в ней.

1. Типы команд.

      Согласно позиции Д. Макинтош-Флетчер, можно выделить два вида команд в зависимости от планируемых сроков их функционирования и количества решаемых задач. Кросс-фупкционалъная команда формируется для достижения одной цели, выполнения определённого объёма работ или реализации конкретного проекта. Интактными командами Д. Макинтош-Флетчер называет продолжительное время существующие рабочие группы, сформированные для решения значительного количества достаточно схожих задач. Можно заключить, что с организационной точки зрения правильно будет образовывать команды первого типа (кросс-функциональные) из сотрудников различных подразделений существующей организации, а команды второго типа (интактные) создавать в виде самостоятельных, долговременно существующих, производственных (в широком понимании) подразделений. Второй подход воплощает стандартную идею линейного иерархического менеджмента, а первый - проектно-ориентированный подход к менеджменту. Существует и еще один вариант типологии управленческих команд, предлагаемый Д. Макинтош-Флетчер - это типологическая схема, включающая четыре категории команд, характеризуемых в соответствии со стоящими перед ними целеями: совещательная, производственная, проектная, группа действий. К последней предполагается относить спортивные команды, экспедиции, команды на переговорах, военные подразделения и т.п.

       Похожую типологию предлагают и Дж. Катценбах и Д. Смит. Их подход основан на классификации команд в соответствии с их родом деятельности. Соответственно, они выделяют такие виды команд как управляющие, производственные и занимающиеся подготовкой рекомендаций. Подходы, основанные на типологиях по родам деятельности или в зависимости от стоящих целей, помогают в выборе лишь второй группы критериев определения ресурсов и правил формирования команды. Этот вывод следует из того, что такая классификация может дать ответ только на вопрос о том, какого рода профессиональные качества участников следует учитывать при формировании команд, но ничего не говорит о предъявляемых к ним требованиях. Очевидно также, что при комплектации команд необходимо учитывать профессиональный аспект как можно подробней. Так, классификацию по родам деятельности имеет смысл дополнить отраслевым разделением, а классификацию по целям - разделением на цели, решение которых требует монопрофессионального состава команды (любые относительно простые задачи с большим объёмом работ, такие задачи, например, решает команда грузчиков) или полипрофессионального состава (примеры: диверсионная группа (радист, минер, штурман, снайпер и другие), футбольная команда (нападающие, защитники, полузащитники, вратарь), управленческая команда для бизнес-организации (менеджер, маркетолог, снабженец, логистик, бухгалтер).4

В связи с признаком организационной формы создания команды, их можно подразделять на официальные, неофициальные и проектные.

Официальные команды. Такого типа команды могут возникать на базе официальной структуры организации. Распределение ролей в такой команде должно соответствовать официальным статусам членов группы и лидером группы должен быть непосредственный начальник. Такую команду логично называть официальной командой. Возникновение официальной команды - обычно постепенный процесс, начинающийся сразу после занятия членами будущей команды своих должностей. Дальнейший успех этого процесса определяется тем, насколько «сильным» командным лидером окажется человек, официально занимающий лидерскую позицию (подробнее об этом - в параграфе «Лидерство в управленческой команде»), насколько хорошо будут исполнять свои роли рядовые члены команды, и тем, возникнет или нет у них доверие к своему лидеру.

Неофициальные команды. Процесс формирования официальной команды логично считать завершившимся тогда, когда ее лидер вербализирует цель команды (в данном случае его задача - своими словами в четкой и ясной форме протранслировать вниз основные организационные цели) и возникнет ситуация, когда все члены команды будут эту цель поддерживать.

Однако официальная команда - простейший случай. Внутри всякой организации существуют организации неформальные. Неформальные организации представляют собой непредсказуемый фактор, так как неформальные команды и другие группы могут оказывать сильное влияние на поведение отдельных сотрудников и выполнение ими должностных обязанностей.

Весьма распространенное явление функционирования любых организаций - стихийное образование внутри их структуры различных групп. Если у одного из членов подобной группы выявится достаточный набор лидерских свойств, то не исключено, и такое случается достаточно часто для того, чтобы этой проблеме уделялось особое внимание при изучении проблем менеджмента, что через некоторое, обычно небольшое, время, такая группа преобразуется в команду. Обычно распределение ролей в такой команде не соответствует должностям, которые занимают ее члены, и такую команду можно назвать неофициальной командой. Еще одно основное отличие такой команды от официальной состоит в том, что цель, которую будет преследовать такая команда должна прийти в команду «снизу», а не по официальной вертикали, как обычно бывает в официальной команд. «Снизу» в данном случае означает, что у группы людей, в дальнейшем образовавшей команду, помимо существования потенциального лидера, должна изначально существовать цель, которую все члены группы будут разделять на личностном, индивидуальном уровне. Поэтому в случае неофициальной команды лидер будет выражать именно данную цель, созвучную устремлениям всех членов группы цель, для достижения которой группа и преобразовалась в команду. Таким образом, основным условием возникновения неформальной команды является наличие в определенной группе внутри организации потенциального командного лидера и наличие у членов этой группы единой, разделяемой всеми, цели, причем достижение этой цели должно требовать применения именно командных методов работы и большинство членов группы должно осознавать это. Примером такого процесса может стать профсоюзное движение, на первых этапах истории которого первые рабочие объединения эффективно трансформировались в собственно профсоюзы.

Проектные команды. В последние десятилетия часто использующимся управленческим приемом стало «проектное» решение разнородных организационных проблем, для своего решения требующих привлечения разноплановых специалистов и/или требующих их координированных усилий. При таком подходе внутри организации формируется рабочая группа, куда входят представители разных подразделений, по одному или по нескольку от каждого. В проект входят только члены тех подразделений, участие которых в том или иной степени необходимо для решения «проектной» проблемы. Стоит заметить, что, так как подразделения делегирует в проектные команды не самых «высокопоставленных» своих членов, то в нормальной практике работы организации будущие члены проектной команды практически не взаимодействуют. Время существования этого объединения определяется сроками, необходимыми для качественного исполнения проекта и обычно составляет время от нескольких недель до нескольких месяцев. Часто участие в таком проекте совмещается  выполнением своих стандартных обязанностей внутри линейного подразделения.5

Проектная команда, по многим формальным признакам, является своего рода комбинацией формальной и неформальной команд. С одной стороны, состав коллектива, созданного для выполнения определенного проекта, обычно жестко определен сверху и от пожеланий его членов практически не зависит (исключение составляет практика формирования проектной команды проектным менеджером «под себя»). Цели функционирования такой команды также определяются руководством. С другой стороны, достаточно короткое время проекта и по определению «слабый» (следствие параллельности данного образования постоянным организационным структурам) официальный статус ее руководителя предъявляют к человеку, возглавляющему такую команду, повышенные «лидерские» требования. Непонимание этого механизма часто оказывается причиной неэффективной работы проектных команд. Другая проблема, часто разрушающая результаты работы проектных команд, заключается в сложности продвижения внутри организации тех продуктов и идей, которые ею произведены, так как она является в достаточной мере неформальным параллельным большинству структурных подразделений организации, образованием.

Таким образом, для успешного образования и дальнейшего успешного функционирования проектной команды необходимо наличие у нее гораздо более сильного лидера, чем требуется в случае официальной (задача облегчается сильным статусом и возможностью за счет длительных взаимодействий выработать у сотрудников привычки подчиняться) или неофициальной (существует мощная объединяющая идея) команды. Можно констатировать, что управленческая команда - это функциональная группа, состоящая из взаимодополняющих специалистов-управленцев, и организованная для решения определенных (ситуативных и постоянных) управленческих задач. Свойства членов управленческой команды: общие цели, ценности и подходы к реализации совместной деятельности; взаимодополняющие навыки; общая ответственность за конечные результаты; способность изменять функционально-ролевую соотнесенность.

 

              1.3.  Классификация методов организации командной работы

 

Методы организации командной работы - это способы осуществления управленческой деятельности для достижения целей управления и развития образовательного учреждения.

Классификация методов.

  1. Административные методы:

-организационные (структура, штаты, договора, локальные акты  ит.д.)

-распорядительные (прямое  административное регулирование, приказы, распоряжения и т.д.);

-координация и взаимосвязь  действий;         

-делегирование полномочий

  1. Нормативно-правовые методы. Методы правового регулирования
  2. Экономические методы (материальное стимулирование, доплаты и т.д.)
  3. Социально-психологические методы:

-социологические;

-мотивационные;

-системно – коммуникативные;

-диагностические;

-управление конфликтами  и стрессами

  1. Методы прогнозирования и планирования, организации регулирования и контроля
  2. Методы организации системы повышения квалификации
  3. Методы личностного воздействия

-беседа;

-убеждение;

-личный пример

  1. Информационно-аналитические методы

Названные методы организации командной работы представляют неразрывное и взаимодополняемое единство способов достижения поставленных задач.                                                                         

                                                                                                    Таблица 3 

                     Характеристики методов управления

Признаки методов управления

Группы методов управления

   
 

методы принуждения

методы побуждения

методы убеждения

Общепринятое название группы методов, примерно соответствующей новой группе

административные

экономические

социально-

психологические

Субстанция методов

директива, дисциплина

оптимизация мотивов

психология, социология

Цель управления

выполнение законов, директив, планов

достижение конкурентоспособности выпускаемых объектов

Достижение

 взаимопонимания

Структура управления

жесткая

адаптивная к ситуациям

адаптивная к личности

Форма собственности, где преимущественно применяются методы

государственная

корпоративная, частная, государственная и д.р.

частная

Субъект воздействия

коллектив, индивидуум

индивидуум

индивидуум

Форма воздействия

при помощи нормативно-методических документов

мотивация

управление социально-

 психологическими 

процессами

Основное требование к субъекту при применении методов

исполнительность, организованность

профессионализм в данной области

психологическая

устойчивость личности

Потребности, на удовлетворение которых нацелены методы

физиологические, обеспечение безопасности

физиологические

все потребности

Тип организационной структуры, для которой в наибольшей мере приемлемы данные методы

линейная, функциональная

проблемно-целевая, матричная

бригадная

Преимущественное направление управляющего воздействия

сверху вниз

вертикальное (сверху вниз и снизу вверх)

вертикальное и

 горизонтальное

Уровень иерархии управления, где преимущественно применяются методы

высший и средний

высший, средний, низший

низший

Характер управленческой информации

качественная, детерминированная

качественная, стохастическая

комплексная

(как фактор качества),

 стохастическая

Стиль руководства, характерный для данной группы методов

авторитарный

смешанный

демократический

Тип темперамента субъекта управления (руководителя), наиболее адекватный данной группе методов

флегматик

сангвиник

сангвиник

То же относительно объекта управления (исполнителя)

сангвиник

флегматик, холерик

меланхолик

Тип чаше всего принимаемого управленческого решения

решения, основанные на строгом соблюдении нормативно- методических документов и директив

решения, основанные на моделировании и комплексном обосновании

решения, основанные

на суждении, интуиции,

 опыте лица,

принимающего их

Конкретные методы и способы управления

государственное регулирование экономики;  
стандартизация и сертификация; 
мониторинг экосистемы; 
нормативно-методическое регулирование системы управления; 
планирование, учет и контроль

экономическое стимулирование;  
анализ затрат, качества и других параметров систем;  

экономико- математическое моделирование; 
балансовые методы

мониторинг социально-

 психологических 

процессов;  
моделирование с

оциально- психологичес

ких процессов; 
психотехнологии; 
моральное стимулирова

ние

Рекомендуемое соотношение применяемых методов (сумма равна 10)

4

4

2

Информация о работе Формирование управленческой команды в общеобразовательном учреждении