Функции менеджента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 15:15, курсовая работа

Краткое описание

Менеджмент - современная система управления предприятием, действующая в условиях рыночной экономики. Термин «Менеджмент» по сути является аналогом термина « управление», его синонимом. Однако есть отличие.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность управленческих функций………….………………………..6
1.1 Понятие и содержание функций менеджмента……………………………..8
1.2 Особенности управления в современной рыночной экономике………….11
Глава 2. Основные функции менеджмента……………...……………………..14
2.1.Функция «планирование»…………………………………………………...15
2.2. Функция «организация»…………………………………………………….18
2.3.Функция «мотивация»……………………………………………………….27
2.4.Функция «контроль»………………………………………………………...31
2.5. Функция «координация»……………………………………………………33
Заключение………………………………………………………………………36
Список литературы ……………………………………………………………..37
Приложение.

Вложенные файлы: 1 файл

ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

Сущностная характеристика менеджмента - это функция или вид деятельности по руководству людьми. Эту особенность любого вида управления отмечала Мэри Паркер Фоллет в определении менеджмента как обеспечения выполнения работы с помощью других лиц. В процессе развития менеджмента сущность управления получила трактовку «воздействия на людей» для согласования и упорядочения их действий в совместном труде посредством мотивации поведения.

Наиболее полное содержание менеджмента как процесса отражают основные функции, выступающие общим условием управления социальными и социально-экономическими процессами. Процесс воздействия будет реальным при его завершении в производственно-хозяйственной деятельности, где применяются любые средства взаимодействия: цели, стратегии, методы, структуры управления. Поэтому процесс управления может быть рассмотрен как процесс взаимодействия субъекта и объекта управления, где реализуются идеи субъекта, т.е. менеджера. Данная группа функций объединяется процессом выработки и реализации управленческого решения, имеющим универсальные этапы в определенной их последовательности, которые можно трактовать как группы функций менеджмента, т. е. видов деятельности по выработке и реализации управленческих решений.

 

 

1.2 Особенности  управления в современной рыночной экономике.

 

Отношения управления в рыночной экономике многогранны, многослойны, ибо отражают разные грани  социально-экономических отношений  между людьми и коллективами, занятыми в производственных и непроизводственных сферах деятельности организаций различных форм собственности.

Многогранность  социально-экономических проблем, открывшихся  перед российским обществом в  ходе его коренных преобразований, отражает в первую очередь экономические  процессы: разнообразие видов собственности  и форм их реализации; развитие товарно-денежных отношений; гибкое государственное регулирование экономических процессов; развитие предпринимательства и конкуренции, механизмов мотивации, ответственности и страхования.

Каждый из факторов, формирующих смешанную рыночную экономику, воздействует на менеджмент, обеспечивая его развитие в соответствии с экономической теорией, а с другой стороны, указанные и иные преобразования экономических процессов проводятся в жизнь посредством менеджмента, присущими ему методами и средствами в соответствии с управленческими закономерностями и принципами. Именно менеджмент представляет то звено, где переплетаются интересы экономики, интересы политической и социальной жизни общества, его культуры и идеологии, национальные и мировые тенденции развития каждой из сфер жизни общества. Таким образом, объединяющая роль менеджмента проявляется в интеграционном характере функций, отражающих его сущность.

«Выделение  управления в самостоятельный вид  трудовой деятельности и последующее  разделение управленческого труда на функции с современных позиций представляется объективным и необходимым процессом обособления отдельных его видов в самостоятельные сферы трудовой деятельности управленческих работников. Таким образом, объективной основой процесса функциообразования в менеджменте можно считать необходимость специализации деятельности по управлению организацией. Такая специализация должна быть направлена на достижение целей организации и предполагать наиболее целесообразный и выверенный практикой управления механизм его осуществления». Важная особенность функций менеджмента, обусловленная спецификой российской экономики, заключается в потребности высокой степени адаптивности к изменениям внешней и внутренней среды.

Переходный  этап развития рыночной экономики России характеризуется особым характером взаимодействия рыночных рычагов управления и системы государственного регулирования. Поэтому функции менеджмента, помимо их интеграционной роли, обеспечивают адаптацию производственно-хозяйственных систем к новым и часто изменяющимся государственным регуляторам, а также адаптацию к новым рыночным условиям во всех сферах хозяйственной и социальной деятельности.

Под адаптивностью  понимается способность сохранения качественной определенности функции  менеджмента при изменениях социально-экономической среды. В систему адаптивных элементов системы менеджмента включается вся совокупность средств воздействия: целевые, регулирующие, координирующие, активизирующие, мотивирующие, контролирующие, самоорганизующиеся. Отсюда следует, что система средств воздействия и взаимодействия по каждой функции должна обладать гибкостью и обеспечивать меньшие потери ресурсов при изменении социально-экономических и организационно-технических факторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА

На сегодняшний  день к функциям менеджмента относится :

- планирование,

- организация,

- мотивация,

- контроль,

- координация.

Функции управления многообразны. Существуют различные  подходы к их классификации. Одним  из таких подходов может быть разделение функций на общие и специализированные. К общим принято относить: планирование, организацию, или правильнее организованные, мотивацию и контроль. Иногда к этим функциям относят и координацию, но чаще ее считают подфункцией, обеспечивающей согласование и взаимодействие остальных функций. Связь между ними может быть описана следующей схемой (См. приложение 1).

Специализированные  функции в большей степени, чем  общие зависят от характера деятельности организации - предпринимательская  или бюджетная. Внутри этих двух групп специализированные функции также различны, например для крупного, среднего и малого бизнеса. Внутри бюджетной сферы есть различия в функциях, например образовательных, медицинских учреждений. (См. приложение 2). Рассмотрим подробнее природу и состав каждой из функций менеджмента (См. приложение 3).

 

 

    1. Функция «планирование».

 

Функция «планирование» является номером один в менеджменте. Реализуя ее, предприниматель или управляющий на основе глубокого и всестороннего анализа положения, в котором в данный момент находится фирма, формулирует стоящие перед ней цели и задачи, разрабатывает стратегию действий, составляет необходимые планы и программы. Сам процесс планирования позволяет более четко формулировать целевые установки организации и использовать систему показателей деятельности, необходимую для последующего контроля результатов. Кроме того, планирование обеспечивает более четкую координацию усилий структурных подразделений и таким образом укрепляет взаимодействие руководителей разных служб организации. А это значит, что планирование — это непрерывный процесс изучения новых путей и методов совершенствования деятельности организации за счет выявленных возможностей, условий и факторов. Следовательно, планы не должны носить директивного характера, а меняться в соответствии с конкретной ситуацией.

По своей  сути, функция планирования отвечает на три основных вопроса:

Где мы находимся  на данное время? Руководители должны оценить сильные и слабые стороны  организации в таких важных отраслях, как финансы, маркетинг, производство, научные исследования и разработки, трудовые ресурсы. Все это осуществляется с целью определения, чего может реально добиться организация.

Куда мы хотим  двигаться? Оценивая возможности и  угрозы в окружающей среде, такие, как конкуренция, клиенты, законы, политические факторы, экономические условия, технология, снабжение, социальные и культурные изменения, руководство определяет, что может помешать организации достижению этих целей.

Как мы собираемся это сделать? Руководители должны решить как в общих чертах, так и конкретно, что должны делать члены организации, чтобы достичь выполнения целей организации.

Планирование - это процессы решения определенных комплексов задач, результаты которых  направлены на заблаговременное принятие и оценку взаимосвязанной совокупности решений по достижению такого состояния в будущем, которое желательно, но от которого нельзя ожидать, что оно наступит само собой.

Планирование  основано на: а) предсказании того, что  может произойти с организацией, если не предпринимать планового вмешательства; б) определении условий деятельности организации, соблюдение которых обеспечит достижение намеченных целей; в) выявлении возможностей, предоставляемых внешней средой, которые организация может использовать для достижения своих целе.

Стратегическое  планирование - это долгосрочное комплексное  планирование, ориентированное на конечные результаты.

Стратегия - это  набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется  в своей деятельности.

Размещение ресурсов указывает на выбор руководством организации предпочтительных сфер деятельности и выделение на их развитие ограниченных ресурсов. В силу своей ограниченности и жесткого регулирования использования ресурсов организация вынуждена перераспределять имеющиеся ресурсы между различными сферами деятельности.

Формирование  миссии и системы целей представляет процесс проектирования предприятия  или процесс его развития. Миссия может не меняться длительное время.

Тактическое планирование имеет следующие особенности:

а) небольшие  периоды времени (от одного года до пяти лет);

б) узкий спектр плановых заданий (количественно понятие  «узкий» установить сложно);

в) результатом  являются средства и их распределение  между плановыми заданиями;

г) планы вырабатываются на уровне руководства среднего звена;

д) основными  компонентами являются тактика и  политика.

Тактика - это  краткосрочные стратегии, согласующиеся  с долгосрочной стратегией и соотнесенные с конкретными действиями.

Текущее (оперативное) планирование представляет собой процесс разработки конкретной документации по обеспечению производства необходимыми ресурсами, выпуску продукции соответствующего ассортимента с целью своевременного удовлетворения потребностей заказчика.

 

 

 

 

 

 

2.2. Функция «организация».

 

Функция «организация» — это формирование структуры организации, а также обеспечение всем необходимым для ее работы — персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами. В любом плане, составляемом в организации есть создание реальных условий для достижения запланированных целей, часто это требует перестройки структуры производства и управления с тем, чтобы повысить их гибкость и приспособляемость к требованиям рыночной экономики. При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность воплотить свои решения в реальность, используя важную функцию менеджмента, как мотивация.

Сущность функции  состоит в том, чтобы обеспечить выполнение решения с организационной  стороны, то есть создать такие управленческие отношения, которые бы обеспечили наиболее эффективные связи между всеми  элементами управляемой системы.

Организовать  — значит разделить на части и делегировать выполнение общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий, а также установления взаимосвязей между различными видами работ.

Содержанием функции  является:

- приспособление организационной структуры фирмы к задачам намечаемой деятельности;

- подбор людей для конкретной работы и делегирование им полномочий, прав использования ресурсов организации.

Для успешной реализации функции необходимо учитывать требования следующих локальных принципов организации:

- принцип цели. Организация, ее отдельные звенья работают во имя достижения общей цели;

- эластичности организации. При определении задач и ответственности должен быть установлен оптимум между свободой действий отдельных работников и административными предписаниями;

- устойчивости. Систему управления необходимо строить так, чтобы ее элементы не подвергались коренным изменениям под влиянием внешней и внутренней среды;

- непрерывного совершенствования. Предполагает необходимость систематической организационной работы по совершенствованию процесса организации и реализации решений;

- прямой соподчиненности. Любой работник должен иметь одного начальника;

- объема контроля. Менеджер в состоянии квалифицированно обеспечить и проконтролировать работу ограниченного числа подчиненных;

- безусловной ответственности руководителя за действия подчиненных;

- соразмерности ответственности данным полномочиям;

- исключения. Решения повторяющегося характера низводятся до рутинных, выполнение которых поручается нижестоящим управленческим звеньям;

- приоритета функций. Управленческая функция рождает орган управления, а не наоборот;

- комбинирования. Необходимо обеспечивать наиболее правильное сочетание централизма и самостоятельности.

Организация управления основывается на ряде принципов: делегирование, полномочия, ответственность.

Делегирование.

Делегирование означает передачу задач и полномочий лицу, которое  принимает на себя ответственность за их выполнение.

Сегодня руководитель уже  не в состоянии единолично решать все возникающие управленческие проблемы, даже непосредственно входящие в круг его служебных обязанностей, поскольку их слишком много, они разнообразны и специфичны, а его знания, опыт и время ограничены. В связи с этим руководителю приходится расщеплять свои полномочия и распределять их между подчиненными, что дает возможность освободиться от второстепенных дел и приблизить принятие решений к месту их реализации. При этом руководитель сохраняет за собой выработку стратегии, контроль и общее управление.

Информация о работе Функции менеджента