Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 15:15, курсовая работа
Менеджмент - современная система управления предприятием, действующая в условиях рыночной экономики. Термин «Менеджмент» по сути является аналогом термина « управление», его синонимом. Однако есть отличие.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность управленческих функций………….………………………..6
1.1 Понятие и содержание функций менеджмента……………………………..8
1.2 Особенности управления в современной рыночной экономике………….11
Глава 2. Основные функции менеджмента……………...……………………..14
2.1.Функция «планирование»…………………………………………………...15
2.2. Функция «организация»…………………………………………………….18
2.3.Функция «мотивация»……………………………………………………….27
2.4.Функция «контроль»………………………………………………………...31
2.5. Функция «координация»……………………………………………………33
Заключение………………………………………………………………………36
Список литературы ……………………………………………………………..37
Приложение.
Сущностная характеристика менеджмента - это функция или вид деятельности по руководству людьми. Эту особенность любого вида управления отмечала Мэри Паркер Фоллет в определении менеджмента как обеспечения выполнения работы с помощью других лиц. В процессе развития менеджмента сущность управления получила трактовку «воздействия на людей» для согласования и упорядочения их действий в совместном труде посредством мотивации поведения.
Наиболее полное содержание менеджмента как процесса отражают основные функции, выступающие общим условием управления социальными и социально-экономическими процессами. Процесс воздействия будет реальным при его завершении в производственно-хозяйственной деятельности, где применяются любые средства взаимодействия: цели, стратегии, методы, структуры управления. Поэтому процесс управления может быть рассмотрен как процесс взаимодействия субъекта и объекта управления, где реализуются идеи субъекта, т.е. менеджера. Данная группа функций объединяется процессом выработки и реализации управленческого решения, имеющим универсальные этапы в определенной их последовательности, которые можно трактовать как группы функций менеджмента, т. е. видов деятельности по выработке и реализации управленческих решений.
1.2 Особенности управления в современной рыночной экономике.
Отношения управления
в рыночной экономике многогранны,
многослойны, ибо отражают разные грани
социально-экономических
Многогранность
социально-экономических
Каждый из факторов, формирующих смешанную рыночную экономику, воздействует на менеджмент, обеспечивая его развитие в соответствии с экономической теорией, а с другой стороны, указанные и иные преобразования экономических процессов проводятся в жизнь посредством менеджмента, присущими ему методами и средствами в соответствии с управленческими закономерностями и принципами. Именно менеджмент представляет то звено, где переплетаются интересы экономики, интересы политической и социальной жизни общества, его культуры и идеологии, национальные и мировые тенденции развития каждой из сфер жизни общества. Таким образом, объединяющая роль менеджмента проявляется в интеграционном характере функций, отражающих его сущность.
«Выделение управления в самостоятельный вид трудовой деятельности и последующее разделение управленческого труда на функции с современных позиций представляется объективным и необходимым процессом обособления отдельных его видов в самостоятельные сферы трудовой деятельности управленческих работников. Таким образом, объективной основой процесса функциообразования в менеджменте можно считать необходимость специализации деятельности по управлению организацией. Такая специализация должна быть направлена на достижение целей организации и предполагать наиболее целесообразный и выверенный практикой управления механизм его осуществления». Важная особенность функций менеджмента, обусловленная спецификой российской экономики, заключается в потребности высокой степени адаптивности к изменениям внешней и внутренней среды.
Переходный этап развития рыночной экономики России характеризуется особым характером взаимодействия рыночных рычагов управления и системы государственного регулирования. Поэтому функции менеджмента, помимо их интеграционной роли, обеспечивают адаптацию производственно-хозяйственных систем к новым и часто изменяющимся государственным регуляторам, а также адаптацию к новым рыночным условиям во всех сферах хозяйственной и социальной деятельности.
Под адаптивностью понимается способность сохранения качественной определенности функции менеджмента при изменениях социально-экономической среды. В систему адаптивных элементов системы менеджмента включается вся совокупность средств воздействия: целевые, регулирующие, координирующие, активизирующие, мотивирующие, контролирующие, самоорганизующиеся. Отсюда следует, что система средств воздействия и взаимодействия по каждой функции должна обладать гибкостью и обеспечивать меньшие потери ресурсов при изменении социально-экономических и организационно-технических факторов.
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА
На сегодняшний день к функциям менеджмента относится :
- планирование,
- организация,
- мотивация,
- контроль,
- координация.
Функции управления многообразны. Существуют различные подходы к их классификации. Одним из таких подходов может быть разделение функций на общие и специализированные. К общим принято относить: планирование, организацию, или правильнее организованные, мотивацию и контроль. Иногда к этим функциям относят и координацию, но чаще ее считают подфункцией, обеспечивающей согласование и взаимодействие остальных функций. Связь между ними может быть описана следующей схемой (См. приложение 1).
Специализированные функции в большей степени, чем общие зависят от характера деятельности организации - предпринимательская или бюджетная. Внутри этих двух групп специализированные функции также различны, например для крупного, среднего и малого бизнеса. Внутри бюджетной сферы есть различия в функциях, например образовательных, медицинских учреждений. (См. приложение 2). Рассмотрим подробнее природу и состав каждой из функций менеджмента (См. приложение 3).
Функция «планирование» является номером один в менеджменте. Реализуя ее, предприниматель или управляющий на основе глубокого и всестороннего анализа положения, в котором в данный момент находится фирма, формулирует стоящие перед ней цели и задачи, разрабатывает стратегию действий, составляет необходимые планы и программы. Сам процесс планирования позволяет более четко формулировать целевые установки организации и использовать систему показателей деятельности, необходимую для последующего контроля результатов. Кроме того, планирование обеспечивает более четкую координацию усилий структурных подразделений и таким образом укрепляет взаимодействие руководителей разных служб организации. А это значит, что планирование — это непрерывный процесс изучения новых путей и методов совершенствования деятельности организации за счет выявленных возможностей, условий и факторов. Следовательно, планы не должны носить директивного характера, а меняться в соответствии с конкретной ситуацией.
По своей сути, функция планирования отвечает на три основных вопроса:
Где мы находимся на данное время? Руководители должны оценить сильные и слабые стороны организации в таких важных отраслях, как финансы, маркетинг, производство, научные исследования и разработки, трудовые ресурсы. Все это осуществляется с целью определения, чего может реально добиться организация.
Куда мы хотим двигаться? Оценивая возможности и угрозы в окружающей среде, такие, как конкуренция, клиенты, законы, политические факторы, экономические условия, технология, снабжение, социальные и культурные изменения, руководство определяет, что может помешать организации достижению этих целей.
Как мы собираемся это сделать? Руководители должны решить как в общих чертах, так и конкретно, что должны делать члены организации, чтобы достичь выполнения целей организации.
Планирование - это процессы решения определенных комплексов задач, результаты которых направлены на заблаговременное принятие и оценку взаимосвязанной совокупности решений по достижению такого состояния в будущем, которое желательно, но от которого нельзя ожидать, что оно наступит само собой.
Планирование
основано на: а) предсказании того, что
может произойти с
Стратегическое планирование - это долгосрочное комплексное планирование, ориентированное на конечные результаты.
Стратегия - это набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности.
Размещение ресурсов указывает на выбор руководством организации предпочтительных сфер деятельности и выделение на их развитие ограниченных ресурсов. В силу своей ограниченности и жесткого регулирования использования ресурсов организация вынуждена перераспределять имеющиеся ресурсы между различными сферами деятельности.
Формирование миссии и системы целей представляет процесс проектирования предприятия или процесс его развития. Миссия может не меняться длительное время.
Тактическое планирование имеет следующие особенности:
а) небольшие периоды времени (от одного года до пяти лет);
б) узкий спектр плановых заданий (количественно понятие «узкий» установить сложно);
в) результатом являются средства и их распределение между плановыми заданиями;
г) планы вырабатываются на уровне руководства среднего звена;
д) основными компонентами являются тактика и политика.
Тактика - это краткосрочные стратегии, согласующиеся с долгосрочной стратегией и соотнесенные с конкретными действиями.
Текущее (оперативное) планирование представляет собой процесс разработки конкретной документации по обеспечению производства необходимыми ресурсами, выпуску продукции соответствующего ассортимента с целью своевременного удовлетворения потребностей заказчика.
2.2. Функция «организация».
Функция «организация» — это формирование структуры организации, а также обеспечение всем необходимым для ее работы — персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами. В любом плане, составляемом в организации есть создание реальных условий для достижения запланированных целей, часто это требует перестройки структуры производства и управления с тем, чтобы повысить их гибкость и приспособляемость к требованиям рыночной экономики. При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность воплотить свои решения в реальность, используя важную функцию менеджмента, как мотивация.
Сущность функции состоит в том, чтобы обеспечить выполнение решения с организационной стороны, то есть создать такие управленческие отношения, которые бы обеспечили наиболее эффективные связи между всеми элементами управляемой системы.
Организовать — значит разделить на части и делегировать выполнение общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий, а также установления взаимосвязей между различными видами работ.
Содержанием функции является:
- приспособление организационной структуры фирмы к задачам намечаемой деятельности;
- подбор людей для конкретной работы и делегирование им полномочий, прав использования ресурсов организации.
Для успешной реализации функции необходимо учитывать требования следующих локальных принципов организации:
- принцип цели. Организация, ее отдельные звенья работают во имя достижения общей цели;
- эластичности организации. При определении задач и ответственности должен быть установлен оптимум между свободой действий отдельных работников и административными предписаниями;
- устойчивости. Систему управления необходимо строить так, чтобы ее элементы не подвергались коренным изменениям под влиянием внешней и внутренней среды;
- непрерывного совершенствования. Предполагает необходимость систематической организационной работы по совершенствованию процесса организации и реализации решений;
- прямой соподчиненности. Любой работник должен иметь одного начальника;
- объема контроля. Менеджер в состоянии квалифицированно обеспечить и проконтролировать работу ограниченного числа подчиненных;
- безусловной ответственности руководителя за действия подчиненных;
- соразмерности ответственности данным полномочиям;
- исключения. Решения повторяющегося характера низводятся до рутинных, выполнение которых поручается нижестоящим управленческим звеньям;
- приоритета функций. Управленческая функция рождает орган управления, а не наоборот;
- комбинирования. Необходимо обеспечивать наиболее правильное сочетание централизма и самостоятельности.
Организация управления основывается на ряде принципов: делегирование, полномочия, ответственность.
Делегирование.
Делегирование означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.
Сегодня руководитель уже не в состоянии единолично решать все возникающие управленческие проблемы, даже непосредственно входящие в круг его служебных обязанностей, поскольку их слишком много, они разнообразны и специфичны, а его знания, опыт и время ограничены. В связи с этим руководителю приходится расщеплять свои полномочия и распределять их между подчиненными, что дает возможность освободиться от второстепенных дел и приблизить принятие решений к месту их реализации. При этом руководитель сохраняет за собой выработку стратегии, контроль и общее управление.