Функции менеджента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 15:15, курсовая работа

Краткое описание

Менеджмент - современная система управления предприятием, действующая в условиях рыночной экономики. Термин «Менеджмент» по сути является аналогом термина « управление», его синонимом. Однако есть отличие.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность управленческих функций………….………………………..6
1.1 Понятие и содержание функций менеджмента……………………………..8
1.2 Особенности управления в современной рыночной экономике………….11
Глава 2. Основные функции менеджмента……………...……………………..14
2.1.Функция «планирование»…………………………………………………...15
2.2. Функция «организация»…………………………………………………….18
2.3.Функция «мотивация»……………………………………………………….27
2.4.Функция «контроль»………………………………………………………...31
2.5. Функция «координация»……………………………………………………33
Заключение………………………………………………………………………36
Список литературы ……………………………………………………………..37
Приложение.

Вложенные файлы: 1 файл

ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

Сущность управления заключается в умении "добиваться выполнения работы другими".

Цели делегирования:

- разгрузить вышестоящих руководителей, освободить их от текучки и создать наилучшие условия для решения стратегических задач;

- повысить дееспособность нижестоящих звеньев;

- активизировать "человеческий фактор", увеличить вовлеченность и заинтересованность работников.

Процесс делегирования  полномочий включает следующие этапы:

- поручение работникам индивидуальных конкретных заданий;

- предоставление соответствующих полномочий и ресурсов подчиненным.

Делегирование базируется на полномочиях и ответственности.

Полномочия.

Полномочия  – это совокупность официально предоставленных  прав и обязанностей самостоятельно принимать решения, отдавать распоряжения и выполнять действия в интересах организации. Пределы полномочий в общем случае сужаются сверху вниз.

Полномочия  делегируются должности, а не персонально  лицу, которое занимает эту должность  в данный момент. Это отражается в старой военной поговорке: "Честь отдается мундиру, а не человеку". Если работник меняет работу, он теряет полномочия старой должности и получает полномочия новой.

Предпосылки делегирования полномочий:

- благоприятный морально-психологический климат в коллективе, взаимное доверие между руководителем и подчиненными;

- обладание последними требуемой квалификацией, знаниями, опытом, желанием принять участие в управлении и добровольно взять на себя ответственность за порученное дело;

- возможность своевременно вознаградить.

Ни при каких  обстоятельствах не делегируется:

- выработка общей политики организации или подразделения;

- принятие решений в условиях нехватки времени, критической ситуации или повышенного риска;

- общее руководство;

-рассмотрение конфиденциальных вопросов, а также связанных с поощрением и наказанием.

Поскольку способность  людей реализовывать полномочия не может быть однозначно определена заранее, делегирование связано  с риском. Однако он оправдан, так  как делегирование полномочий сулит  немалые выгоды. Для организации  они связаны с приближением принятия решений к месту их реализации, а, следовательно, с повышением качества, гибкости, оперативности работы. Руководителей делегирование полномочий освобождает от текущих дел, позволяет более рационально распределить нагрузку среди подчиненных и заняться решением наиболее сложных проблем, выявить кандидатов на продвижение. Подчиненным делегирование позволяет максимально продуктивно использовать и продемонстрировать свои способности, знания, опыт; проявить инициативу и самостоятельность; создать стартовую площадку для продвижения по службе; повысить квалификацию; получить большее удовлетворение от работы; экономить время в связи с отсутствием ожидания указаний.

Однако, несмотря на это и руководители, и подчиненные  часто сопротивляются делегированию полномочий.

Нежелание руководителей  делегировать полномочия может быть обусловлено:

- некомпетентностью, боязнью потерять власть, престиж, прослыть бездельниками;

- копированием стиля высшего руководства;

- непониманием важности делегирования;

- загруженностью текущей работой и отсутствием времени для выбора исполнителя, постановки задачи, контроля ее выполнения;

- неспособностью рисковать, недоверием подчиненным, боязнью ответственности за их возможные ошибки;

- нежеланием расставаться с любимым делом;

- боязнью конфликтов с исполнителями по поводу возложения на них  дополнительных обязанностей.

Подчинённые уклоняются от принятия полномочий вследствие:

- нежелания самостоятельно работать;

- нехватки знаний, отсутствия веры в себя;

- страха ответственности за ошибки;

- боязни оказаться умнее руководителя, недоверия к нему;

- перегрузки другими обязанностями;

- отсутствия реальной возможности и что-то сделать;

- формального отношения со стороны руководителей.

Виды управленческих полномочий:

- распорядительные (общие, линейные, функциональные);

- рекомендательные;

- представительские (координационные, контрольно-отчетные);

- согласительные (предостерегающие, блокирующие).

1. Распорядительные  полномочия предполагают, что их  обладатели имеют право принимать решения, обязательные для исполнения теми, кого они касаются. Исходя из содержания решений эти полномочия бывают общими, линейными и функциональными.

Общие полномочия, подразумевающие право на принятие решений, связанных с постановкой  целей, выработкой стратегии, действиями в кризисной ситуации и пр., принадлежат высшему руководству.

Линейные полномочия, предполагающие наличие прямой должностной  связи между руководителями и  исполнителями, означают, что первые предписывают вторым, что, когда и  где те должны делать или, наоборот, не делать, чтобы обеспечить достижение поставленной цели. Линейными полномочиями обычно обладает руководство основных подразделений (производственных, сбытовых, финансовых и пр.). Обычно в круг линейных полномочий входят вопросы оперативного управления технологическими процессами, организации труда персонала, приема и увольнения сотрудников, их оценки, поощрения и наказания, поддержания благоприятного морально-психологического климата в коллективе и т. п.

Функциональные  полномочия сводятся к принятию решений о том, как достичь целей, то есть о методах выполнения работы лицами, непосредственно подчиняющимися линейным руководителям. Для сохранения единства управления содержание и объем функциональных полномочий строго регламентируются. Обычно ими обладают руководители таких служб фирмы, как плановая, бухгалтерская, кадровая, маркетинговая и т. п., являющиеся главными специалистами в соответствующих направлениях.

2. Рекомендательные  полномочия подразумевают предоставление (при необходимости)  советов, каким образом лучше всего решить тот или иной узкий вопрос. Но эти советы не являются обязательными для исполнения и не носят инициативного характера. Такими полномочиями обладают, например, консультанты.

3. Представительские  полномочия предусматривают выполнение по поручению руководства следующих функций:

- обеспечение согласованного взаимодействие субъектов на низовых уровнях управления (координационные полномочия). Обычно ими располагают различного рода комитеты и комиссии;

- проверка в установленных рамках деятельности субъектов, получение от них необходимой информации (контрольно-отчетные полномочия). Подобные полномочия могут быть возложены на специальные подразделения (например, контрольно-ревизионное), а также на функциональные службы (например, бухгалтерию).

4. Согласительные  полномочия состоят в том, что  их обладатели в соответствии  с законом обязаны выразить  свое отношение к решениям, принимаемым  в рамках распорядительных или  координационных полномочий. К ним относятся:

- предостерегающие полномочия. Ими располагает, например, юридическая служба, сотрудники которой проверяют соответствие таких решений действующим правовым нормам, указывают на содержащиеся в них ошибки и нарушения и предлагают их исправить. В противном случае они не ставят своей визы под документом. В то же время руководители могут игнорировать мнение юристов, беря на себя всю полноту ответственности за возможные последствия;

- блокирующие (параллельные) полномочия. Ими обладает главный бухгалтер, без чьего согласия, оформляемого подписью, решение, реализация которого связана с затратой денежных средств, не является законным и не может исполняться.

Ответственность.

Ответственность означает, что работник отвечает за результаты выполнения задачи перед  тем, кто передает ему полномочия.

Управленческие  полномочия неотделимы от ответственности - необходимости отдавать отчет за принятые решения, активные действия и их последствия.

Ответственность не может быть делегирована.

Объем ответственности  – одна из причин высоких должностных окладов у менеджеров, особенно руководящих крупными организациями. Различают два вида ответственности:

  • общую;
  • функциональную.

Общая ответственность  имеет своим объектом создание условий, необходимых для осуществления  той или иной деятельности. Например, руководитель организует подбор кадров, отдает распоряжения и т. п.

Функциональная  ответственность связана с выполнением  конкретной работы и является уделом исполнителя.

Если полномочия превышают ответственность, открывается  свобода для административного  произвола, поскольку многие действия руководителей могут остаться безнаказанными. Обратная же ситуация приводит к параличу активной деятельности из-за боязни негативных последствий для себя. Поэтому соответствие полномочий и ответственности в каждом звене управленческой структуры является одним из важнейших условий ее нормального функционирования.

Общее для всех организаций - это то, что они нуждаются  в управлении. Большинство организаций  имеют горизонтальное разделение труда. Классический пример которого: производство, финансы и маркетинг. Это основные виды деятельности, которые необходимы для успешной работы организации (См. приложение 4).

 

2.3.Функция «мотивация».

 

Мотивация - побуждение к действию; динамический процесс  физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека через труд удовлетворять свои потребности.

В то же время  мотивация (мотив) — одно из ключевых понятий психологической теории деятельности, разрабатывавшейся ведущими советскими психологами А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном. В их формулировке под мотивацией или мотивом надо понимать определённую потребность, хотя их не следует путать с потребностью и целью как таковыми. У человека мотивация имеет под собой также интеллектуальную подоснову, эмоции лишь косвенно влияют на ее процесс.

Виды мотивации.

Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная  с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

Внутренняя  мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности. Положительная и отрицательная  мотивация. Мотивация, основанная на положительных  стимулах называется положительной. Мотивация основанная на отрицательных стимулах называется отрицательной. Связь мотивации с внутренними потребностями. Сoглacнo тeopии Мacлoy, вce потребности чeлoвeкa мoжнo paздeлить нa пять гpyпп:

• физиoлoгичecкиe пoтpeбнocти — нeoбxoдимыe для выживaния;

• пoтpeбнocти в бeзoпacнocти и yвepeннocти в бyдyщeм;

• coциaльныe пoтpeбнocти — пoтpeбнocти в пpичacтнocти к кaкoмy-либo чeлoвeчecкoмy cooбщecтвy, гpyппe людeй;

• пoтpeбнocти в yвaжeнии, пpизнaнии;

• пoтpeбнocти caмoвыpaжeния.

Рacпoлaгaя пoтpeбнocти в видe cтpoгoй иepapxичecкoй cтpyктypы, Мacлoy пoкaзывaл, чтo пoтpeбнocти низшиx ypoвнeй (физиoлoгичecкиe и пoтpeбнocти в бeзoпacнocти) тpeбyют пepвooчepeднoгo yдoвлeтвopeния. Пpeждe чeм пoтpeбнocть cлeдyющeгo ypoвня cтaнeт нaибoлee мoщным oпpeдeляющим фaктopoм в пoвeдeнии чeлoвeкa, дoлжнa быть yдoвлeтвopeнa пoтpeбнocть бoлee низкoгo ypoвня (пpичeм нeoбязaтeльнo пoлнocтью). Мeнeджepy нeoбxoдимo нaблюдaть зa пoдчинeнными, чтoбы oпpeдeлить, кaкиe aктивныe пoтpeбнocти движyт ими.

В психологическом смысле выделяют три разновидности оценивания:

  • поощрительное,
  • порицательное,
  • замалчивающее.

В ходе экспериментального исследования три группы молодых  людей в лабораторных условиях выполняли  одну и ту же работу, при этом независимо от результатов: первую группу поощряли одобрением, вторую группу порицали замечанием, третью группу обходили вниманием. Оказалось, что наихудшие результаты показала третья группа, немного лучшие — вторая, а наилучшие — первая группа.

Руководитель  не должен отмалчиваться, когда есть возможность дать оценку работе. При этом (если результаты оставляют желать лучшего) старайтесь не говорить работнику, что у него получается все плохо, разумнее сообщить, что у него есть способности и все возможности работать лучше.

Тем самым оценка выполняет функцию стимулирования. Однако далеко не всегда руководитель усматривает в своем управленческом воздействии наличие фактора мотивации для подчиненного.

Существует 15 факторов психологического значения оценивания:

• каждая конкретная оценка несет в себе элементы стимулирования и мотивации;

• оценка работы, а также поведения и личности работника является предпосылкой изменения  отношения к работе оцениваемого работника (может как активизировать, так и дезактивизировать поведение);

• разновидности поощрения (одобрение, похвала, премирование и т.д.) улучшают результаты труда в семи-девяти случаях из десяти; • разновидности порицания не улучшают результативности труда в семи-девяти случаях из десяти;

• оценивание предполагает гармоничное согласование поощрения и порицания с целью реализации воспитательной функции как для объекта воздействия (конкретно работника), так и для окружающих членов трудового коллектива;

Информация о работе Функции менеджента