Цели и функции управления предприятием или организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 19:38, курсовая работа

Краткое описание

Для написания курсовой работы по менеджменту туризма мною выбрана тема «Цели и функции управления предприятием туризма». Выбор темы обусловлен интересом к данной проблеме и желанием обогатить собственные знания в области менеджмента туризма. В начале третьего тысячелетия туризм превратился в мощное планетарное, политическое и социально-экономическое явление, оказывающее влияние на мировое устройство и политику ряда государств и регионов. Он стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире, сравнимым по эффективности вложения инвестиций с нефтегазодобывающей промышленностью и автомобилестроением.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….....3
1 Теоретические основы функций и целей управления предприятием туризма……………………………………………………..……………..7
1.1Сущность и содержание функций управления в сфере туризма….7
1.2Специфика целей управления в сфере туризма……………………18
2 Особенности управления гостиницей……………………………......23
2.1Гостиничный бизнес и гостиница сегодня………………………....23
2.2 Автоматизированная система управления гостиницей………......25
2.3Соглашение об управлении гостиницей и сотрудничество с управляющей компанией………28
2.4Shelter как система управления гостиницей……………………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………......................................40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….42

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Евсюкова Татьяна.docx

— 79.15 Кб (Скачать файл)

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….....3

1 Теоретические основы функций и целей управления предприятием туризма……………………………………………………..……………..7

1.1Сущность и содержание функций управления в сфере туризма….7

1.2Специфика целей управления в сфере туризма……………………18

2 Особенности управления гостиницей……………………………......23

2.1Гостиничный бизнес и гостиница сегодня………………………....23

2.2 Автоматизированная система управления гостиницей………......25

2.3Соглашение об управлении гостиницей и сотрудничество                           с управляющей компанией…………………………………………..…28

2.4Shelter как система управления гостиницей……………………….35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………......................................40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….42

 

ВВЕДЕНИЕ

туризм  гостиница у

Для написания курсовой работы по менеджменту туризма мною выбрана тема «Цели и функции управления предприятием туризма». Выбор темы обусловлен интересом к данной проблеме и желанием обогатить собственные знания в области менеджмента туризма.

В начале третьего тысячелетия туризм превратился в мощное планетарное, политическое и социально-экономическое явление, оказывающее влияние на мировое устройство и политику ряда государств и регионов. Он стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире, сравнимым по эффективности вложения инвестиций с нефтегазодобывающей промышленностью и автомобилестроением.

В системе туризма тесно переплетены  интересы экономики и культуры, экологии и занятости населения, безопасности и международных отношений, гостиничного бизнеса и транспортных организаций. Развитие туризма имеет большое значение, как для отдельной личности, так и для государства в целом.

Туристская индустрия – это  совокупность предприятий, организаций и учреждений материального производства и непроизводственной сферы, обеспечивающих производство, распределение, обмен и потребление туристского продукта, освоение и использование туристских ресурсов, и создание материально-технической базы туризма. Являясь сложным межотраслевым народнохозяйственным комплексом, туристская индустрия включает в себя следующие компоненты:

  • предприятия, предоставляющие услуги по размещению (гостиницы, мотели, кемпинги, пансионаты, дома отдыха и т.д.);
  • организаторы туризма – туристские предприятия по разработке, продвижению и реализации туристского продукта (туроператоры и туристические агенты);

                                       

  • предприятия питания (рестораны, кафе, бары и другое);
  • транспортные предприятия (авто – и авиационные предприятия, железнодорожные ведомства, предприятия морского и речного транспорта и другое);
  • производственные туристские предприятия (производство туристских сувениров, гостиничной мебели, туристского снаряжения);
  • экскурсионные бюро;
  • предприятия торговли (магазины по реализации туристского снаряжения и сувениров);
  • учреждения самодеятельного туризма (туристские, альпинистские, велосипедные клубы);
  • предприятия сферы досуга и развлечений (тематические парки, киноконцертные залы, клубы по интересам, залы игровых автоматов и другое);
  • органы управления туризмом (государственные учреждения, общественные туристские организации);
  • учебные, научные и проектные учреждения.

 

Эффективность туризма  складывается из следующих функций:

 

  1. Туризм – источник валютных поступлений и средство для обеспечения  занятости населения;
  2. Туризм развивает отрасли, обслуживающие сферу туризма: строительство, торговлю, производство товаров народного потребления, связь.
  3. Туризм расширяет вклады в платежный баланс страны1.

 

 

В России туризм – только развивается, и влияние туристической индустрии на экономику страны пока невелико. Неразвитость туристической инфраструктуры, невысокое качество сервиса, устойчивый миф о России как о стране повышенного риска привели к тому, что в настоящее время на нашу страну приходится менее 1% мирового туристского потока.

Показатель туристической  подвижности населения России –  один из самых низких в мире. Большая часть турфирм предпочитает отправлять наших туристов за границу и только некоторые устраивают туры по России. Причем в основном туристы посещают Москву и Санкт-Петербург.

Туризм является отдельной  отраслью, не мобилизующей валютные поступления в Россию, а наоборот, каналом утечки валюты во внушительных размерах. Возможно, лавина предложений отдыха за рубежом была востребована в России нами, потому что там нам предложили за умеренные цены сервис более высокого качества.

В курсовой работе больший акцент будет сделан на предприятия, предоставляющие услуги по размещению (гостиницы, мотели, кемпинги, пансионаты, дома отдыха и т.д.), т.к. заявленная тема курсовой работы оставляет выбор любого из видов предприятий туризма.

На современном этапе гостиничная  индустрии как отрасль экономики  достаточно быстро развивается, а гостиничный  бизнес в целом увеличивает ВВП  любой страны. Следовательно, этот бизнес выгоден, если правильно им управлять  и знать такую отрасль как  менеджмент туризма. Чтобы развивать эту отрасль необходимо владеть знаниями о процессах развития и управления данной сферы. Отсюда следует актуальность выбранной темы.

 

 

 

 

 

 

Объекты исследования - гостиничные  предприятия.

Предметы исследования – управление гостиничным предприятием.

Цель исследования - изучить особенности  управления гостиничным предприятием.

 

Задачи исследования:

1. Сущность и содержание функций  управления в сфере туризма.

2. Специфика целей и задач управления в сфере туризма.

3. Описать общую характеристику  гостиничных предприятий.

4. Дать характеристику основным  системам управления гостиницей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы функций и целей управления предприятием туризма

 

 

1.1 Содержание и сущность функций управления в сфере туризма

 

Когда мы говорим о том, что какое-то предприятие функционирует, то подразумеваем, что люди на этом предприятии совершают определенные действия. Большинство людей планируют свою деятельность на определенный срок (день месяц, год и т.д.), после чего организуют ресурсы, необходимые для выполнения этого плана. По ходу работы мы сравниваем то, что сделали, с поставленными ранее целями и задачами. Такая повседневная работа затрагивает целый ряд управленческих функций, т.е. управление необходимо рассматривать как циклический процесс, состоящий из конкретных видов управленческих работ, называемых функциями управления.

Функции управления – это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работы.

Таким образом, одним из основных компонентов, составляющих содержание управления, являются функции. Следовательно, для  выполнения той или иной работы необходимо заранее определить, что нужно получить в результате, как организовать дело, мотивировать и проконтролировать его выполнение. А это и есть функции управления. Хотя со временем технику управления и усовершенствовали, основополагающие управленческие функции все же остались практически неизменными.

Функции управления имеют специфический  характер, особое содержание и могут  осуществляться самостоятельно. Они  могут быть, как неразрывно связаны или не связаны между собой. Чаще всего они как бы взаимопереплетаются друг с другом. Например, информация, собранная с помощью функции контроля, «говорит» менеджерам о том, как выполняются их планы (функция планирования). В то же время контроль должен быть надлежащим образом обоснован и организован (функция мотивирования и организации). Другими словами, в системе управления все управленческие функции объединены в единый целостный процесс.

Организационная структура управления предприятием – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирование как единого целого.2

Если менеджер желает обеспечить «безоблачное»  будущее своему предприятию, он должен постоянно выполнять все управленческие функции. И начинать нужно обязательно с планирования. Если работа спланирована, то она должна быть организована. Качество труда в большей степени зависит от побуждающих мотивов, предложенных менеджером. Наконец, чтобы определить точность выполнения планов, нужно проконтролировать процесс труда. Как видим, все четыре функции связаны и взаимообусловлены, то есть ни одно звено из этой цепи не выбросишь.

Таким образом, функции управления можно представить как виды управленческого  труда, связанные с воздействием на управляемый объект. Существует несколько подходов к классификации  функций управления. Для туристской индустрии важнее всего рассмотреть  планирование, организацию, мотивацию  и контроль.

Каждая из этих функций менеджмента  очень важна для организации. Вместе с тем планирование как функция управления обеспечивает основу для других функций и считается самой главной из них, а функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выполнение тактических и стратегических планов организации3.

Управление системой туризма должно основываться на стратегическом (спроецированном в будущее) видении и предвидении. На основе видения (своего рода «рисунков», которые показывают нас в будущем), являющегося ведущей идеей менеджмента, разрабатывается политика туристской фирмы, которая представляет общие цели и нормы отношений, обеспечивающие жизнеспособность и развитие этой структуры.

Планирование – это один из этапов процесса управления, на котором определяются цели любой туристской структуры, а  также методы их достижения. В одних  случаях фирма прекращает свое существование  после достижения поставленных целей, в других ставятся новые, более значимые цели. Это указывает на то, что  планирование не представляет собой  какого-то одноразового действия. Это  непрерывный процесс (одна из стадий процесса управления) изучения новых  путей и методов совершенствования  деятельности фирмы за счет выявленных возможностей, условий и факторов.

Формирование политики предприятия  осуществляется чаще всего на высшем уровне управления. Все положения  политики туристской фирмы представляются, как правило, в виде ведущего туристского  образа. Ведущий образ содержит в  себе долгосрочные цели, философию, политику (принципы взаимоотношений с различными заинтересованными группами), культуру предприятия и его законодательные  права.

Функция планирования включает в себя следующие виды работ:

  • участие в разработке устанавливаемых управлениями туризма целей развития региона;
  • текущий анализ конкурентоспособности места (рынок, прямые и косвенные конкуренты, спрос, поставщики, отрасль);
  • разработку стратегии конкурентоспособности региона, его особой позиции;
  • претворение в жизнь стратегии конкурентоспособности региона – прежде всего оказание консультаций туристским предприятиям, проведение инновационного менеджмента.

Результатом планирования как функции  менеджмента может быть туристский образ региона.

Таким образом, под планированием  деятельности туристского предприятия  следует понимать систематический, информационно обрабатываемый процесс  качественного, временного и количественного определения будущих целей, методов и средств, управления, формирования и развития предприятия.

В любом плане, составленном в туристской фирме, всегда присутствует организационный этап, т.е. этап создания реальных условий для достижения запланированных целей. Речь идет о формировании структуры фирмы и обеспечении ее всем необходимым для решения задач, определенных на первом этапе процесса управления – этапе планирования.

На примере организации работы туроператоров можно более наглядно представить себе организационную  функцию управления туризмом. Так, туроператор  решает торговую, производственную и информационную задачи. По каждой из них менеджер распределяет обязанности и устанавливает ответственность, т.е. речь идет об установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями фирмы, определении порядка и условий ее функционирования. Это процесс объединения людей и средств для достижения поставленных фирмой целей.

Как уже отмечалось, важная цель планирования – это каким-то образом решить проблему неопределенности. Потребность  в приспособлении к переменам  – один из факторов, придающих планированию такое важное значение. Тем не менее, каким бы важным не было планирование, это только начало. Туристская фирма, имеющая много разных планов и не имеющая цельной схемы (структуры) претворения их в жизнь, обречена на неуспех. Дело в том, что функция планирования и организационная функция тесно связаны между собой. В некотором смысле планирование и организация как бы объединяются. Планирование готовит сцену для того, чтобы реализовать цели организации (организует структуру системы, создает аппарат, который будет «играть» на сцене), а организация как функция управления создает рабочую структуру, главным компонентом которой выступают люди. Речь идет о привнесении человеческого фактора в нечто имеющееся на бумаге (план), в нечто неодушевленное.

Информация о работе Цели и функции управления предприятием или организацией