Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 14:45, шпаргалка

Краткое описание

Теоретические основы менеджмента
Ф. Тейлор, научная организация труда и научный менеджмент. Реализация механистического подхода к росту производительности труда. А. Файоль и наука администрирования. М. Вебер и «рациональная бюрократия», Р. Дэвис и рациональное планирование. Э. Мэйо и эксперименты в Хоуторне. Ч. Бернард: формальные и неформальные структуры в организации. А. Маслоу – структура потребностей и мотивов. Д. Макгрегор – теории «Х» и «У» в управлении.

Вложенные файлы: 1 файл

Перечень вопросов к государственному экзамену.doc

— 2.35 Мб (Скачать файл)

 

Эффективность - это определение  или нахождение вариантов проведения исследования, который кратчайшим путем ведет к успеху, т.е. характеризуется целесообразность выполнения работ. Эффективность исследования систем управления обусловлена спецификой социально-экономических систем, ядром которых является человек. Связи, благодаря которым существуют эти системы, характеризуют сложные и противоречивые отношения между людьми, основанные на их интересах, мотивах и установках. Поэтому все изменения в деятельности предприятий связаны с человеком и обусловлены причинной связью и зависимостью.

Оценка — это установление наличия и степени проявления той или иной характеристики системы управления. Средством оценки является показатель. На оценках построены анализ, нормативное регулирование функционирования и развития, поиск и определение тенденций, изучение особенностей и существенных черт того или иного явления.

Оценки могут быть программно-тестовыми и экспертными. Первые очень широко используются в настоящее время, поскольку компьютерная техника открывает в этом отношении большие возможности. Но многие характеристики можно оценить только на основе работы группы экспертов. Очень эффективно сочетание этих двух видов оценок.

Оценки разделяются также на коллективные и индивидуальные, точные и приблизительные, эпизодические и периодические, общие и локальные, простые и сложные (последние всегда построены на специальных расчетах, агрегировании информации, синтетических показателях).

Выбор вида оценки имеет большое  значение в достижении успеха исследования.

Принципы:

• принцип научности. Оценка всегда основана на методике ее проведения, а методики могут быть разными: можно оценивать на основе здравого смысла, богатого опыта, а можно — на основе науки и использования научных методов, математического моделирования.

• принцип целевого назначения (важное дополнение предыдущего принципа). Оценка может проводиться в целом, или быть ориентирована на некоторые предположительные результаты, или иметь ясную, конкретную цель.

• принцип разнообразия, полноты и системности. Очень часто подлежат оценке только те характеристики, которые известны, доступны, понятны, измеряемы.

• принцип количественной определенности оценки. Оценивать можно в параметрах констатации качества, описания особенностей, но можно и в количественных показателях, которые дают точную информацию и позволяют эффективнее оперировать оценками — сравнивать, синтезировать, улавливать изменения.

 

42. Диагностика  и организационное перепроектирование систем управления

Организационное перепроектирование и создание эффективной организации. Методология выявления причин организационных патологий. Выявление организационных и системных противоречий при диагностике управленческих процессов в организации. Диагноз проблем и разработка альтернативных подходов к изменениям в области менеджмента. Стратегия организационно-экономических изменений и организационного развития предприятия, корпорации.

 

Организационная диагностика рассматривается  как исследовательская деятельность, направленная на установление, анализ и оценку проблем развития и повышения  эффективности системы менеджмента организации и выявление главных направлений их решений. Диагностика является первым этапом процесса совершенствования управления, в результате которого определяются и формулируются задачи, подлежащие выполнению в ходе разработки и реализации комплекса конкретных мероприятий.

Цель диагностики – формирование общего представления о предприятии  и определение направлений углубленных  исследований. Методика анализа ориентируется  на выявление проблем и узких  мест в системе управления.

Диагностика состояния организации включает в себя:

  • выявление и структуризацию существующих и потенциальных проблем организации;
  • выявление текущих возможностей и скрытых резервов организации.

Алгоритм диагностического обследования можно представить в виде следующих этапов:

  • предварительное интервьюирование руководства фирмы;
  • подготовка сотрудников к восприятию идей рационализации и участию в работе по разрешению проблемы;
  • анализ итогов предварительного интервью, подготовка к анкетированию и интервьюированию сотрудников;
  • анкетирование;
  • детальное интервьюирование;
  • предварительный анализ собранной информации и сбор недостающих материалов;
  • углубленный анализ диагностической информации, выработка и сопоставление предложений по разрешению проблемы.

 

 

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

43. Сущность стратегического  управления.

Предпосылки применения стратегического  управления. Понятие стратегического  управления, стратегический процесс. Эволюция систем управления: бюджетирование, долгосрочное планирование, стратегическое планирование, стратегическое управление. Понятие стратегии. 5«П» Минцберга. Подходы к формулированию стратегии по Томпсону, Стрикленду. Типы стратегий по уровням управления. Понятие бизнес-модели. Определение цели, их классификации, политика, программа. Основные стратегические дилеммы: стратегическое мышление, формулирование стратегии, реализация стратегии. Стратегические решения.

 

Предпосылки применения стратегического  планирования:

  • возрастание неопределенности внешней среды – турбулентность
  • обострение конкуренции
  • интеграционные процессы – слияния и поглощения
  • рост числа потребностей и способов их удовлетворения
  • увеличение самостоятельности компаний в принятии решений

Стратегическое управление – поиск, идентификация и реализация долгосрочных преимуществ фирмы.

Стратегическое управление в коммерческой фирме – разработка и реализация действий, ведущих к долгосрочному превышению уровня результативности фирмы над уровнем конкурентов.

Стратегическое управление – это  не набор инструкций, это аналитическое мышление и эффективное использование ресурсов. – Питер Друкер.

Процесс стратегического управления:

- анализ среды

- определение миссии и целей

- альтернативные варианты, выбор  стратегии

- реализация стратегии

- оценка и контроль выполнения

Сравнительные характеристики систем управления

Параметры

Бюджетирование

Долгосрочное планирование

Стратегическое планирование

Стратегическое управление

Предсказуемость

Прошлое повторяется

Тенденции

сохраняются - 

экстраполяция

Новые

явления/тенденции

предсказуемы

Частичная предсказуемость по слабым сигналам

Тип изменений

Медленнее реакции фирмы

Сравним с реакцией фирмы

Быстрее реакции фирмы

Процесс

Циклический

Реальное время

Акцент в

управлении

Стабильность / реакция на перемены

Предвидение

Исследование

Творчество

Период

с 1900г..

с1950-х

с 1970-х

с 1990-х гг.


 

Классическое понимание стратегии  – искусство ведения боя (битва  при Херонее – Александр и  Филипп против греческих войск).

Критерии эффективной стратегии:

- Важные, отчетливо сформулированные задачи. Все ли предпринимаемые усилия направлены на выполнение важных, конкретных и в целом достижимых целей?

- Поддержка инициативы. Оставляет  ли избранная стратегия простор  для самостоятельных действий и решений?

- Концентрация. Гарантирует ли  стратегия, что все силы организации  будут для получения нужного результата сконцентрированы в необходимый момент и в нужном месте?

- Гибкость. Имеет ли ваша стратегия  достаточный внутренний запас  ресурса прочности для обеспечения свободы маневра и гибкости системы?

- Скоординированное и ответственное руководство. Предусматривает ли ваша стратегия ответственное и преданное общему делу руководство по отношению ко всем главным целям?

- Неожиданность. Запланированы  ли в стратегии неожиданные  атаки на противника?

- Защита. Обеспечивает ли стратегия  защиту основных ресурсов и всех жизненно важных систем предприятия?

Стратегия - это  паттерн, или план, интегрирующий  главные цели организации, ее политику и действия в некое согласованное целое. – Д. Б. Куинн (логический инкрементализм).

Стратегия – сочетание плановых и ответных действий, являющихся реакцией на изменения в отрасли и конкурентные события. - А.А. Томпсон, А.Дж.Стрикленд.

Стратегия - намеченный путь развития компании, необходимые для этого  ресурсы, их распределение, координация и соответствующее планирование. - Ханс Виссема.

Стратегия - создание посредством  разнообразных действий уникальной и ценной позиции. - Майкл Портер.

Стратегия - теория бизнеса - Питер  Друкер.

Стратегия - общий, всесторонний план достижения целей. - Майкл Мескон.

Стратегия это

    • Набор целей и действий по использованию ресурсов организации с целью получения и сохранения  долгосрочной позиции преимущества по сравнению с конкурентами.

Пять "П" составляющих стратегии  Генри Минцберга:

- стратегия как план.

- стратегия как принцип поведения. Определения стратегии как плана и как механизма поведения могут оказаться вполне независимыми: планы могут так и не реализовываться, а схемы могут появляться безо всякого предварительного продумывания (спонтанная стратегия).

- стратегия как ловкий прием. Обманный маневр.

- стратегия как позиция. Связь  с внешней средой – поиск  ниши.

-  стратегия как перспектива.  С этой точки зрения стратегия  является перспективой, и суть ее определяется не только избранной позицией, но и укоренившимся способом восприятия мира. Стратегия как перспектива (идеология, культура) – является разделяемой всеми сотрудниками и абстрактной (невещественной).

Как создается стратегия:

Формулирование (что делать):

    • Оценка внутренней среды
    • Оценка внешней среды
    • выбор (целей, масштаба, действий)

Реализация (как это делать)

    • Действия по интеграции возможностей компании и отрасли
    • Позиционирование
    • Адаптация на ходу

Подходы к формулированию стратегии. Кто и как разрабатывает стратегию?

1) Подход главного архитектора.  Директор сам решает, какие  цели необходимо достичь и контролирует реализацию стратегии (Майкл Делл, Билл Гейтс). – стратегии маленьких фирм.

2) Делегирование. Частичная передача  ответственности управляющим среднего  звена.

3) Совместный (коллективный) подход. Для  разработки стратегии привлекаются сотрудники со всех уровней управления (Nokia).

4) Привлечение внутренних резервов. При этом подходе высшее руководство  предлагает отдельным служащим и целым рабочим группам выдвигать предложения по запуску новых товарных линий и освоению новых направлений деятельности, предоставляют организационные и фин. ресурсы для реализации данных идей (British Airways – Барбара Кассини – Go Fly).

Типы стратегий:

В любой организации существует 3 уровня управления: топ-левел (верхний  уровень – уровень директоров и заместителей), мидл-левел (уровень начальников отделов и департаментов) и супервайзер-левел (уровень супервайзеров - мастеров). Каждому уровню управления соответствует свой уровень стратегий. Стратегии принято делить на:

  • корпоративные стратегии: с какими продуктами и на каких рынках конкурировать
  • стратегии бизнес уровня: как конкурировать в конкретной ситуации
  • функциональные стратегии: поиск эффективного поведения функциональных служб
  • операционные стратегии: поведение отдельных сотрудников организации

Бизнес-модель показывает насколько  экономическая составляющая стратегии  компании, т.е. соотношение «доходы-издержки-прибыль», обеспечивает жизнеспособность всего предприятия.

Таким образом, стратегия определяет методы конкуренции и ведения  бизнеса компании, не касаясь конкретных финансовых результатов и последствий конкурентной борьбы, а бизнес-модель на основании показателей прибыли и издержек, получаемых в результате применения данной стратегии, обеспечивает жизнеспособность данной компании.

Бизнес-модель – за счет чего фирма получает деньги. Microsoft (закрытые исходные коды, продажа копий, бесплатная тех. поддержка) -  и Linux (открытые коды, бесплатное скачивание, платная тех. поддержка).

Цели (или задачи) определяют, какие  результаты и когда должны быть достигнуты, однако практически ничего не говорят о том, как именно будут получены планируемые результаты.

Цели – результаты и последствия, желательные для организации; критерии оценки деятельности организации и ее развития.

Классификация целей.

Цели делятся на:

- главная цель (стратегическая) –  определяет смысл существования  организации, достигается путем решения общих организационных задач, определяющих характер предприятия и основные направления его развития.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"