Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 14:45, шпаргалка
Теоретические основы менеджмента
Ф. Тейлор, научная организация труда и научный менеджмент. Реализация механистического подхода к росту производительности труда. А. Файоль и наука администрирования. М. Вебер и «рациональная бюрократия», Р. Дэвис и рациональное планирование. Э. Мэйо и эксперименты в Хоуторне. Ч. Бернард: формальные и неформальные структуры в организации. А. Маслоу – структура потребностей и мотивов. Д. Макгрегор – теории «Х» и «У» в управлении.
- краткосрочные цели - очерчивают планы деятельности отдельных подразделений организации и их внутренних структур.
- тактические цели (операционные) - основные программные действия внутри каждого подразделения.
Также на:
- краткосрочные (до года)
- среднесрочные (от 1 до 5 лет)
- долгосрочные (от 5 лет)
Также делятся на:
- стратегические
- финансовые
Политика - есть правила, или директивы, определяющие границы действий организации.
Программа - определяет направленную на достижение главных целей пошаговую последовательность действий.
Стратегические дилеммы:
Система стратегического мышления: как принимаются стратегические решения?
Рациональный подход |
Интуитивный подход | |
Упор на |
логику |
интуицию |
Особая ценность |
строгость и стройность рассуждений |
неожиданность и полет фантазии |
Анализу мешает |
неполная информация |
приверженность стереотипам |
Основа решений |
расчеты |
суждения |
Реальность предполагается как |
объективная, частичная познаваемая |
субъективная, частично создаваемая игроками |
Система формулировки стратегии: как выполняются стратегические действия?
Стратегическое планирование |
Инкрементализм | |
Упор на |
Свободу |
Вынужденные действия |
Природа формирования стратегии |
Разработка |
Находка |
Стратегии |
Система решений(план) |
Система действий(поведение) |
Отношение к будущему |
Принятие обязательств |
Избегать обязательств, гибкость |
Реализация стратегии.
Стратегические решения - определяют общее направление развития предприятия и его жизнеспособность перед лицом прогнозируемых, непредсказуемых, а также и вообще неизвестных на данный момент событий, которые могут произойти в его значимом окружении:
Кто принимает стратегические решения
Лидерство |
Динамика | |
Упор на |
контроль |
хаос |
Процесс реализации стратегии |
лидер управляет поведением |
действия задаются предыдущими событиями |
Податливость организации |
высокая |
низкая |
Направление изменений |
структура следует стратегии |
стратегия следует структуре |
Этапы развития теории стратегического управления:
44. Формирование миссии и целей компании.
Стратегическое видение, его составляющие. Понятие миссии организации. Факторы выработки миссии, цели ее формулирования. Типы миссий. Цели организации. Классификация целей. Области установления целей. Требования к целям. Стратегические намерения. Методы разработки миссии и целей: «целевой портрет» и «дерево целей», метод «GAP-анализ». Пирамида разработки стратегии: корпоративная стратегия, конкурентные стратегии, функциональные стратегии, операционные стратегии. Факторы, влияющие на стратегию компании: внутренняя и внешняя среда.
Видение бизнеса – это прообраз будущего фирмы, ее интуитивная модель, включающая составляющие:
Миссия объясняет суть деятельности компании, специфику бизнеса и путь развития компании – все то, что отличает эту компанию от остальных в этой отрасли (Томпсон, Стрикленд).
Миссия:
Факторы выработки миссии:
Цели формулирования миссии:
В миссии отражаются:
Типы миссий:
Цели - это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность:
Классификация целей:
Области установления целей:
Требования к целям:
Фазы установления целей:
Стратегические намерения: выражаются в борьбе за достижения долгосрочных стратегических целей:
К ним относят:
Методы разработки миссии и целей:
На этапе формирования миссии и целей организации необходимо построить целевой потрет или дерево целей.
Метод «GAP-анализ» (Стенфорд, Калифорния):
Анализ разрыва - простой, но эффективный метод стратегического анализа. Его цель - определить, существует ли разрыв между целями фирмы и ее возможностями и, если да, то установить, как его «заполнить».
Данный метод применяется на
этапе формирования миссии и целей
предприятия для прогнозировани
Шаги анализа:
Конкретное применение анализа разрыва означает:
Другой способ применения анализа разрыва - это определение разницы между наиболее высокими ожиданиями и самыми скромными прогнозами.
Пирамида разработки
стратегий для
Для однопрофильной компании корпоративная стратегия и бизнес стратегии объединяются.
На всех уровнях разработки стратегии на разработку оказывают влияние совокупность факторов внешней и внутренней среды.
Разработка миссии компании на основе бизнес-инжиниринга
Ось "НАДО" - отражает потребности рынка,
Ось "МОГУ" - определяется уникальностью ресурсов и навыков компании,
Ось "ХОЧУ" - представляет собой философию бизнеса (ожидания, ценности, принципы).
В такой системе координат
45. Внешняя среда организации.
Понятие внешней среды, внешняя среда прямого и косвенного влияния, ее составляющие. Конкурентная позиция. Модель «5+» М. Портера. Оценка рыночной власти поставщиков и покупателей. Входные барьеры. Движущие силы конкуренции. Методы анализа внешней среды: SWOT-анализ, PEST-анализ, метод карт стратегических групп, ключевые факторы успеха (КФУ), модель жизненного цикла отрасли, ETOM-анализ, оценка общей привлекательности отрасли.
Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институциональных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности. Внешняя среда обусловлена внешними факторами влияния.