Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 21:37, шпаргалка
Понятие и сущность менеджмента
Менеджмент в управленческой мысли до XX века
Система Ф.Тейлора
ВОПРОСЫ
по дисциплине «МЕНЕДЖМЕНТ»
Управление как
1) оборонительная; 2) политическая; 3) экономическая.
На первом этапе, когда
группы были незначительные, управление
осуществлялось одним человеком. По
мере разрастания и усложнения функций,
появилась необходимость
Менеджмент – специфический вид деятельности, который занимается управлением.
Управление – осознанная целенаправленная деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды: общества, живой и неживой природы.
Сущность мен-та – управлять всем: производством, финансами, кадрами, ресурсами для упорядочения системы управления, от исходной ситуации – к улучшению результатов.
Элементы, на которые направлена управленческая деятельность, образуют объект управления, направитель управленческой деятельности называется субъектом управления, им может быть отдельный человек или группа людей
Менеджмент – управление в условиях рыночной экономики, совокупность принципов, методов. средств и форм управления производства, разработанных в условиях рыночной экономики и применяемых в странах с развитой рыночной экономикой с целью повышения эффективности производства, увеличения прибыли и прибавочной стоимости.
1.Древняя примитивная практика управления и организации
коллективных действий в Древнем Мире
2.Появление древних цивилизаций Азии, Африки и Европы, рабовладельчества, государственности с формированием и укрупнением бурократических организаций
3.В средние века
феодализма в малых масштабах
и группах с помощью
4.Капиталистическая
организация заимствовала у
В основу своей теории Тейлор
положил принцип
Тейлор сформулировал четыре принципа управления индивидуальным трудом рабочих:
Мотивы поведения Тейлор считал таким же важным фактором производства как способы труда, инструменты, но только основанными на более сложных закономерностях.
Представляют и сегодня научный интерес такие идеи Тейлора:
Социальная философия Тейлора послужила фундаментом американской теории менеджмента. Среди ее основополагающих принципов можно выделить:
А. Файоль предложил формализованное
описание работы управляющих в организациях,
выделив характерные для них виды деятельности
или функции: планирование, организовывание,
руководство, координацию и контроль.
Им были сформулированы принципы менеджмента,
которыми предлагалось руководствоваться
при решении управленческих задач и выполненииций
менеджмента (см. таблицу 4).
Принцип |
Содержание принципа |
1 . Разделение труда |
Специализация работ, необходимая для эффективного использования рабочей силы (за счет сокращения числа целей, на которые направлены внимание и усилия работающего). |
2. Полномочия и ответственность |
Каждому работающему должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за выполнение работы. |
3. Дисциплина
|
Рабочие должны подчиняться условиям соглашения | между ними и руководством предприятия; менеджеры должны применять справедливые санкции к нарушителям дисциплины. |
4. Единоначачие |
Работник получает распоряжение и отчитывается только перед одним непосредственным начальником. |
5. Единство действий |
Все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану. |
6. Подчиненность личных интересов |
Интересы организации имеют преимущество перед интересами индивидов. |
7. Вознаграждение персонала |
Получение работниками справедливого вознаграждения за свой труд. |
8. Централизация
|
Естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Лучшие результаты достигаются при верной пропорции между централизацией и децентрализацией. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности. |
9. Скалярная цепь |
Неразрывная цепь команд, посредством которых передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии («цепь начальников»). |
10. Порядок |
Рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем рабочем месте. |
1 1 . Справедливость |
Установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи. |
12. Стабильность персонала |
Установка работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, так как высокая текучесть снижает эффективность. |
13. Инициатива |
Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ. |
14. Корпоративный дух |
Гармония
интересов персонала и |
Главный вклад А. Файоля в теорию управления состоит в том, что он рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация.
Концепция "человеческих отношений" имеет сложную структуру.
Она соединяет в себе принципы, разрабатываемые такими различными дисциплинами, как социология, психология, экономическая и политическая науки, наука об управлении и организации, философия, этика, социальная антропология.
В экономической сфере
появление и совершенствование
системы "человеческих отношений"
были связаны с поиском новых
средств повышения
Система "человеческих отношений" призвана искусственно вдохнуть в производство все более властно диктуемый производительными силами дух коллективизма в труде.
В целях более полного вовлечения работников в производствен-
ный процесс особое внимание начинает уделяться их психологическим ощущениям в бюрократированной производственной громаде и поиску возможностей смягчить чувство обезличенности, безвластности над рачмененным производственным процессом.
Предполагаемая "коллективная ответственность" работников, таким
образом, включает в себя добровольную солидарность с интересами производства, быструю приспособляемость к новым условиям и новым требованиям, принятие всех последствий рационализации предприятия, таких, как чрезмерная интенсификация труда, повышение нервной утомляемости, изменение принципов квалификации работников и оплаты труда, аналитической оценки рабочих мест, дробления заработной платы на постоянную и невременные части и другие новшества послевоенной западной НОТ, а также структурная и технологическая безработица.
Это одна из основополагающих
социально-философских
Идея "революции менеджеров" и термин принадлежат Бернхэму, но во многом исходит от Гегеля и К. Маркса (их идей о сущности и роли корпораций в капиталистическом обществе). Главный идеолог этого направления утверждает, то в качестве "нового правящего слоя" менеджеры получат в распоряжение государственный аппарат и контроль над средствами производства. Тем самым под тезис о "революции менеджеров" подводится в перспективе база в виде раздвинутого до национальных масштабов государственного капиталистического сектора в экономике.
Второй этап – в конце XIX – начале XX века в эпоху семейного капитализма связывают с теориями Э, Бернштейна и К. Шмидта: класс капиталистов постепенно вытесняется административной стратой, интересы которого противоположны интересам собственников.
На третьем этапе,
Идеи "революции менеджеров" находят различное преломление. В
некоторых из них традиционное для данной теории противопоставление управляющего собственнику используется для доказательства тезиса об исчезновении капиталистов и превращении общества в социальную систему различных профессиональных групп, состоящую якобы только из лиц наемного труда, в которой руководящая роль принадлежит менеджерам. В других - и их большинство – основной идеологический акцент делается на логическом увязывании тезиса о "социальной ответственности бизнеса" с социальными функциями менеджеров, которые предстают, таким образом, как конкретные носители "ответственности" промышленного сектора. Особое внимание при этом в обязанностях менеджмента уделено росту функций надзора, стимулирования и координации человеческой деятельности на производстве, происходящему по мере отделения управления от собственности и отделения профессионально-технических функций от административных внутри управления.
Так Дарендорф подчеркивает важность изменений в составе гос
подствующего класса для предупреждения социальных конфликтов на производстве. Поскольку менеджмент в силу определенного промежуточного положения между собственниками и рабочими нуждается в согласии рабочих как в необходимой "второй основе" власти (помимо власти, передоверенной собственником) и не может, в отличии от "полноправного" собственника осуществлять свою власть в открытом противоречии с подчиненными, - такое согласие имеет для него общеклассовое, но и специфическое для данного слоя значение.
При известной ограниченности и односторонности этих выводов
результаты исследований, касающихся объективных изменений в положении менеджеров в обществе и на производстве, используются и организациями трудящихся и бизнесменами. Именно менеджеры находят сегодня новые формы взаимодействия с профсоюзами. В их руках сосредоточены результаты социальных исследований, рекомендации психологов, контроль над коммуникациями, "позициями" и "ролями", т.е. те средства, которые делают социальное взаимодействие на производстве, по формулировке Р. Миллса "менее материальным и более психологическим". Именно этот слой воспринимает первым и проводит в жизнь новую "философию производственного управления".