Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 21:37, шпаргалка

Краткое описание

Понятие и сущность менеджмента
Менеджмент в управленческой мысли до XX века
Система Ф.Тейлора

Вложенные файлы: 1 файл

Menedzhment_FDO303z_otvety.docx

— 763.23 Кб (Скачать файл)

3.  Административная ответственность и взысканияиспользуются в случаях совершения административных правонарушений.    

Разновидности административного  взыскания:    

– штрафы;    

– предупреждения;

– административный арест;     

– исправительные работы;     

– конфискация или возмездное изъятие предметов.     

Роль административных методов  управления:являются мощным рычагом достижения поставленных целей в случаях, когда нужно подчинить коллектив и направить его на решение конкретных задач управления.

 

  1. Методы руководства: экономические методы

Экономические методы управления– способы и приемы воздействия на население, в основе которых лежат экономические отношения людей и использование их экономических интересов.      

Экономические методывоздействуют на экономические интересы личности, коллектива, государства для достижения оптимальных результатов их функционирования с минимальными требованиями и материальными затратами.      

Содержание экономических  методов:представляют взаимосвязанную систему стимулирования и экономического воздействия на все стороны жизнедеятельности государства, коллектива и индивида и их органы управления.     

Две группы экономических методов управления.    

1.  Прямой экономический расчетбазируется на плановом, централизованном, директивном распределении и перераспределении трудовых, материальных и финансовых ресурсов для обеспечения макропропорций расширенного воспроизводства.     

Прямой экономический  расчет является плановым и директивным (обязательным).    

Прямой экономический  расчет важен для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и в других случаях, принимая форму  субсидий, субвенций и дотаций.    

2.  Хозяйственный расчетбазируется на употреблении стоимостных категорий в качестве регулирующих инструментов и рычагов соотнесения результатов и затрат в производстве и реализации продукции.      

Основные принципы экономических методов управления:1)системность; 2)комплексность.    

Экономические методы управления опираются на все рычаги хозяйствования:     

– прибыль;    

– финансы;    

– кредиты;    

– рентабельность;    

– фондоотдачу;    

– заработную плату и т. п.     

Экономические интересы можно рассматривать по уровням  их преимущественного влияния.     

Назначение экономических  методов:путем воздействия на экономические интересы работников и экономических контрагентов с помощью налогов, цен, кредита, оплаты труда, прибыли и других экономических рычагов создать эффективный механизм работы.     

Экономические методы основываютсяна использовании экономических стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность управленческих работников за последствия принимаемых решений и побуждающих работников добиваться осуществления установленных задач без специальных указаний.     

Специфические черты  экономических методов:    

– управляемые процессы становятся более эластичными и адаптивными;     

– появляется возможность более эффективного контроля;    

– административный контроль становится не обязательным;    

– распространение экономических методов сочетается с относительным обособлением отдельных подразделений и повышением уровня саморегулирования. Примеры проявленияэкономических методов управления персоналом.    

1. Субсидирование персонала. Многие организации имеют субсидированные столовые и рестораны для своего персонала.     

2. Товары со скидкой. Во многих организациях работники имеют возможность приобретать товары и услуги организации со скидкой.    

3. Ссуды. Возможность получения ссуд с низким процентом на различные потребительские цели.

 

  1. Методы руководства: социологические методы

Роль социологических  методов управления: позволяют руководителю коллектива выполнять социальное планирование, регулировать социально-психологический климат, обеспечивать эффективные коммуникации и поддерживать на высоком уровне корпоративную культуру организации.     

Социальное планированиеобеспечивает постановку социальных целей и критериев, разработку социальных нормативов, достижение конечных социальных результатов.    

Социологические методы управления являются научным инструментарием  в работе с персоналом и помогают принимать эффективные кадровые решения в организации. Наблюдениепозволяет обнаружить качества сотрудников, которые проявляются в неформальной обстановке или различных жизненных ситуациях.     

Анкетированиепозволяет собирать необходимую информацию с помощью массового опроса в форме анкет.     

Интервьюирование– получение необходимой информации в ходе беседы.     

Социометрический методиспользуется при анализе деловых и дружеских взаимосвязей в коллективе, когда на основе анкетирования сотрудников строится матрица предпочтительных контактов между людьми, которая также показывает и неформальных лидеров в коллективе.     

Собеседование– метод, при котором в неформальной беседе решаются небольшие кадровые задачи.     

Личностные качествахарактеризуют внешний образ сотрудника, который достаточно стабильно проявляется в коллективе и является неотъемлемой частью социологии личности.    

Разновидности личностных качеств:    

– деловые (организационные), они необходимы для выполнения конкретных функций и задач,    

– моральные (нравственные) – отражают проявление личной морали человека.      

Партнерствопредставляет собой налаживание разнообразных форм взаимоотношений, на базе которых происходит общение людей. В партнерстве люди выступают как равноправные члены во взаимоотношениях.     

Основные этапы управленческого  общения:    

– выдача распорядительной информации;    

– получение обратной информации;     

– выдача оценочной информации. Переговоры– форма человеческого общения, в которой две или более сторон, имеющие различные цели и задачи, пытаются сопоставить различные интересы на основе продуманной схемы разговора и достигнуть соглашения в решении поставленного вопроса.      

Соревнование– специфическая форма общественных отношений и основанная на стремлении людей к успеху, достижениям и самоутверждению.     

Общение– специфическая форма взаимодействия людей на основе непрерывного обмена информацией, получаемой в ходе осуществления каких-либо действий, совершаемых ими.     

Конфликт– форма столкновения противоборствующих сторон, имеющая свой сюжет, композицию, направленность, которые по ходу действия трансформируются в кульминацию и развязку и заканчиваются положительным или отрицательным решением поставленной проблемы.    

Разновидности конфликтов:     

– личностный конфликт между внешней средой и внутренней моралью;    

– межличностные конфликты;     

– конфликты по поводу распределения ролей на работе;    

– деловые конфликты из-за столкновения интересов;    

– семейные конфликты по различным проблемам и др.

 

  1. Методы руководства: психологические методы

Роль психологических  методов:имеют большое значение в работе с персоналом, т. к. направлены на конкретную личность рабочего или служащего, строго персонифицированы и индивидуальны.      

Особенность:направлены на внутренний мир человека, его личность, интеллект, чувства, образ и поведение с целью направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач организации.     

Психологическое планированиеявляется новым направлением в работе с персоналом по формированию эффективного психологического состояния коллектива организации.    

Психологическое планирование основывается на необходимости всестороннего  развития личности человека, ликвидации отрицательных тенденций деградации отсталой части трудового коллектива.      

Возможности психологического планирования:предполагает постановку целей развития и критериев эффективности, разработку психологических нормативов и методов планирования психологического климата и достижения конечных результатов.      

Результаты психологического планирования:    

– разработка служебной карьеры на основе психологической ориентации сотрудников организации;    

– создание подразделений на основе психологического соответствия сотрудников;    

– положительный психологический климат в коллективе;    

– создание личной мотивации людей, основываясь на философии организации;     

– повышение интеллектуальных способностей членов коллектива и уровня их профессионального образования;    

– уменьшение психологических конфликтов (недовольства, скандалов, обид, стрессов, раздражений);    

– организация корпоративной культуры на основе норм поведения и образов идеальных сотрудников организации.    

Желательно, чтобы психологическое  планирование и регулирование выполняла  профессиональная психологическая  служба предприятия.     

Возможности психологических  методов:позволяют сделать правильный анализ душевного состояния людей, построить их психологические портреты, создать способы устранения психологического дискомфорта и формировать хороший климат коллектива.     

Области изучения психологии труда:психологические аспекты профессионального отбора, профориентации, профессионального утомления, напряженности и интенсивности труда, несчастных случаев и др.     

Области изучения психологии управления:анализирует аспекты поведения людей в трудовом коллективе, отношения руководителя и подчиненного, проблемы мотивации труда работников и психологического климата в коллективе.      

Социально-психологические  методы– это наиболее тонкий инструмент воздействия на социальные группы людей и личность человека.    

Пример социально-психологических  методов управления – удовлетворение и стимулирование персонала организации.     

Для сохранения благоприятного климата в коллективе и эффективной  работы в организации необходимо стимулировать работников, чтобы  они были счастливы и довольны условиями и размером оплаты труда.     

Все это приведет к  высокой производительности труда, восприимчивости к инновациям и  нововведениям и в результате к высокой конкурентоспособности  создаваемой продукции.

 

  1. Стили руководства менеджеров

Стиль руководства - это привычная манера поведения руководителя по отношению к своим подчиненным с целью повлиять на них или побудить к действию (выполнению заданий). 
Существует три стиля руководства:авторитарный;демократический;либеральный.

Сущность стилей руководства. 
1. Авторитарный стиль управления состоит в том, что вся полнота власти находится у руководителя и все решения принимаются им единолично, не учитывая мнения подчиненных. В данном случае используется командный метод управления. Авторитарный стиль управления необходим в кризисной ситуации, когда решения должны приниматься быстро и быть четко скоординированы, что значительно затрудняется в условиях коллективной деятельности по разработке решений. 
Положительные моменты: 
не требует особых материальных затрат:

позволяет быстрее наладить взаимодействие между сотрудниками и подразделениями.

Отрицательные моменты: 
подавляет инициативу;

требует громоздкой системы  контроля за работой персонала;

повышает степень  бюрократизма.

В результате снижается  удовлетворенность сотрудников  своей деятельностью и повышается их зависимость от руководителя. Долгосрочное использование такого стиля управления приводит к существенному снижению степени эффективности работы предприятия. Был характерен для нашей страны в период социализма. 
2. Демократический стиль предполагает делегирование руководителем части своих полномочий подчиненным и принятие решений на коллегиальной основе. Он актуален при стабильной работе предприятия и стремлении его к внедрению инноваций. 
Положительные моменты: 
стимулирует творческую деятельность;

снижает недовольство сотрудников  от принятых решений, так как они  принимаются совместно;

повышает мотивацию  труда;

улучшает психологический  климат на предприятии и удовлетворенность  от выполненной работы.

Отрицательные моменты: 
не осуществляется жесткого централизованного контроля;

ответственность за выполнение может долго перекладываться;

затягивается процесс  принятия решений и их выполнения.

3. Либеральный стиль представляет собой управление без участия руководителя. Работники предоставлены сами себе, приходится рассчитывать на их дисциплинированность. 
Особенности. 
1. Данный стиль управления возможно использовать при высокой квалификации работников и низком уровне подготовки руководителя. 
2. Подчиненным предоставляется полная свобода, которая может привести к анархии. 
Либеральный стиль управления применялся в нашей стране в период становления рыночной экономики с 1985 до середины 1990-х гг. Существование данного стиля управления в современных условиях возможно, если официальный руководитель является фиктивным (зиц-председатель), иначе такого менеджера вскоре "подсидят" его подчиненные. 
Несмотря на существенную разницу в данных стилях управления, нельзя выделить среди них абсолютно эффективный или неэффективный, так как все зависит от ситуации, в которой они применяются.

 

  1. Авторитарный стиль руководства

Теоретической основой  авторитарного стиля управления и его "эксплуататорской" и "благожелательной" разновидностей являются теории "X" и "Y" Дугласа Мак-Грегора.

"Эксплуататорский" авторитарный стиль сводится  к тому, что руководитель, не доверяя  подчиненным и не спрашивая  их мнения и советов, единолично  решает все вопросы и берет  на себя ответственность за  все, давая исполнителям лишь  указания, что, как и когда делать, а в качестве основной формы  стимулирования использует наказание.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"