Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 21:37, шпаргалка
Понятие и сущность менеджмента
Менеджмент в управленческой мысли до XX века
Система Ф.Тейлора
3. Административная ответственность и взысканияиспользуются в случаях совершения административных правонарушений.
Разновидности административного взыскания:
– штрафы;
– предупреждения;
– административный арест;
– исправительные работы;
– конфискация или возмездное изъятие предметов.
Роль административных методов управления:являются мощным рычагом достижения поставленных целей в случаях, когда нужно подчинить коллектив и направить его на решение конкретных задач управления.
Экономические методы управления– способы и приемы воздействия на население, в основе которых лежат экономические отношения людей и использование их экономических интересов.
Экономические методывоздействуют на экономические интересы личности, коллектива, государства для достижения оптимальных результатов их функционирования с минимальными требованиями и материальными затратами.
Содержание экономических методов:представляют взаимосвязанную систему стимулирования и экономического воздействия на все стороны жизнедеятельности государства, коллектива и индивида и их органы управления.
Две группы экономических методов управления.
1. Прямой экономический расчетбазируется на плановом, централизованном, директивном распределении и перераспределении трудовых, материальных и финансовых ресурсов для обеспечения макропропорций расширенного воспроизводства.
Прямой экономический расчет является плановым и директивным (обязательным).
Прямой экономический расчет важен для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и в других случаях, принимая форму субсидий, субвенций и дотаций.
2. Хозяйственный расчетбазируется на употреблении стоимостных категорий в качестве регулирующих инструментов и рычагов соотнесения результатов и затрат в производстве и реализации продукции.
Основные принципы экономических методов управления:1)системность; 2)комплексность.
Экономические методы управления опираются на все рычаги хозяйствования:
– прибыль;
– финансы;
– кредиты;
– рентабельность;
– фондоотдачу;
– заработную плату и т. п.
Экономические интересы
можно рассматривать по уровням
их преимущественного влияния.
Назначение экономических методов:путем воздействия на экономические интересы работников и экономических контрагентов с помощью налогов, цен, кредита, оплаты труда, прибыли и других экономических рычагов создать эффективный механизм работы.
Экономические методы основываютсяна использовании экономических стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность управленческих работников за последствия принимаемых решений и побуждающих работников добиваться осуществления установленных задач без специальных указаний.
Специфические черты экономических методов:
– управляемые процессы становятся более эластичными и адаптивными;
– появляется возможность более эффективного контроля;
– административный контроль становится не обязательным;
– распространение экономических методов сочетается с относительным обособлением отдельных подразделений и повышением уровня саморегулирования. Примеры проявленияэкономических методов управления персоналом.
1. Субсидирование персонала. Многие организации имеют субсидированные столовые и рестораны для своего персонала.
2. Товары со скидкой. Во многих организациях работники имеют возможность приобретать товары и услуги организации со скидкой.
3. Ссуды. Возможность получения ссуд с низким процентом на различные потребительские цели.
Роль социологических методов управления: позволяют руководителю коллектива выполнять социальное планирование, регулировать социально-психологический климат, обеспечивать эффективные коммуникации и поддерживать на высоком уровне корпоративную культуру организации.
Социальное планированиеобеспеч
Социологические методы
управления являются научным инструментарием
в работе с персоналом и помогают
принимать эффективные кадровые
решения в организации. Наблюде
Анкетированиепозволяет собирать необходимую информацию с помощью массового опроса в форме анкет.
Интервьюирование– получение необходимой информации в ходе беседы.
Социометрический методиспользуется при анализе деловых и дружеских взаимосвязей в коллективе, когда на основе анкетирования сотрудников строится матрица предпочтительных контактов между людьми, которая также показывает и неформальных лидеров в коллективе.
Собеседование– метод, при котором в неформальной беседе решаются небольшие кадровые задачи.
Личностные качествахарактеризу
Разновидности личностных качеств:
– деловые (организационные), они необходимы для выполнения конкретных функций и задач,
– моральные (нравственные) – отражают проявление личной морали человека.
Партнерствопредставляет собой налаживание разнообразных форм взаимоотношений, на базе которых происходит общение людей. В партнерстве люди выступают как равноправные члены во взаимоотношениях.
Основные этапы
– выдача распорядительной информации;
– получение обратной информации;
– выдача оценочной информации. Переговоры– форма человеческого общения, в которой две или более сторон, имеющие различные цели и задачи, пытаются сопоставить различные интересы на основе продуманной схемы разговора и достигнуть соглашения в решении поставленного вопроса.
Соревнование– специфическая форма общественных отношений и основанная на стремлении людей к успеху, достижениям и самоутверждению.
Общение– специфическая форма взаимодействия людей на основе непрерывного обмена информацией, получаемой в ходе осуществления каких-либо действий, совершаемых ими.
Конфликт– форма столкновения противоборствующих сторон, имеющая свой сюжет, композицию, направленность, которые по ходу действия трансформируются в кульминацию и развязку и заканчиваются положительным или отрицательным решением поставленной проблемы.
Разновидности конфликтов:
– личностный конфликт между внешней средой и внутренней моралью;
– межличностные конфликты;
– конфликты по поводу распределения ролей на работе;
– деловые конфликты из-за столкновения интересов;
– семейные конфликты по различным проблемам и др.
Роль психологических методов:имеют большое значение в работе с персоналом, т. к. направлены на конкретную личность рабочего или служащего, строго персонифицированы и индивидуальны.
Особенность:направлены на внутренний мир человека, его личность, интеллект, чувства, образ и поведение с целью направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач организации.
Психологическое планированиеявляется новым направлением в работе с персоналом по формированию эффективного психологического состояния коллектива организации.
Психологическое планирование
основывается на необходимости всестороннего
развития личности человека, ликвидации
отрицательных тенденций
Возможности психологического планирования:предполагает постановку целей развития и критериев эффективности, разработку психологических нормативов и методов планирования психологического климата и достижения конечных результатов.
Результаты психологического планирования:
– разработка служебной карьеры на основе психологической ориентации сотрудников организации;
– создание подразделений на основе психологического соответствия сотрудников;
– положительный психологический климат в коллективе;
– создание личной мотивации людей, основываясь на философии организации;
– повышение интеллектуальных способностей членов коллектива и уровня их профессионального образования;
– уменьшение психологических конфликтов (недовольства, скандалов, обид, стрессов, раздражений);
– организация корпоративной культуры на основе норм поведения и образов идеальных сотрудников организации.
Желательно, чтобы психологическое планирование и регулирование выполняла профессиональная психологическая служба предприятия.
Возможности психологических методов:позволяют сделать правильный анализ душевного состояния людей, построить их психологические портреты, создать способы устранения психологического дискомфорта и формировать хороший климат коллектива.
Области изучения психологии труда:психологические аспекты профессионального отбора, профориентации, профессионального утомления, напряженности и интенсивности труда, несчастных случаев и др.
Области изучения психологии управления:анализирует аспекты поведения людей в трудовом коллективе, отношения руководителя и подчиненного, проблемы мотивации труда работников и психологического климата в коллективе.
Социально-психологические методы– это наиболее тонкий инструмент воздействия на социальные группы людей и личность человека.
Пример социально-
Для сохранения благоприятного климата в коллективе и эффективной работы в организации необходимо стимулировать работников, чтобы они были счастливы и довольны условиями и размером оплаты труда.
Все это приведет к
высокой производительности труда,
восприимчивости к инновациям и
нововведениям и в результате
к высокой
Стиль руководства - это привычная
манера поведения руководителя по отношению
к своим подчиненным с целью повлиять
на них или побудить к действию (выполнению
заданий).
Существует три стиля руководства:авторитарный;
Сущность стилей руководства.
1. Авторитарный стиль управления состоит
в том, что вся полнота власти находится
у руководителя и все решения принимаются
им единолично, не учитывая мнения подчиненных.
В данном случае используется командный
метод управления. Авторитарный стиль
управления необходим в кризисной ситуации,
когда решения должны приниматься быстро
и быть четко скоординированы, что значительно
затрудняется в условиях коллективной
деятельности по разработке решений.
Положительные моменты:
не требует особых материальных затрат:
позволяет быстрее наладить взаимодействие между сотрудниками и подразделениями.
Отрицательные моменты:
подавляет инициативу;
требует громоздкой системы контроля за работой персонала;
повышает степень бюрократизма.
В результате снижается
удовлетворенность сотрудников
своей деятельностью и
2. Демократический стиль предполагает
делегирование руководителем части своих
полномочий подчиненным и принятие решений
на коллегиальной основе. Он актуален
при стабильной работе предприятия и стремлении
его к внедрению инноваций.
Положительные моменты:
стимулирует творческую деятельность;
снижает недовольство сотрудников от принятых решений, так как они принимаются совместно;
повышает мотивацию труда;
улучшает психологический
климат на предприятии и
Отрицательные моменты:
не осуществляется жесткого централизованного
контроля;
ответственность за выполнение может долго перекладываться;
затягивается процесс принятия решений и их выполнения.
3. Либеральный стиль представляет
собой управление без участия руководителя.
Работники предоставлены сами себе, приходится
рассчитывать на их дисциплинированность.
Особенности.
1. Данный стиль управления возможно использовать
при высокой квалификации работников
и низком уровне подготовки руководителя.
2. Подчиненным предоставляется полная
свобода, которая может привести к анархии.
Либеральный стиль управления применялся
в нашей стране в период становления рыночной
экономики с 1985 до середины 1990-х гг. Существование
данного стиля управления в современных
условиях возможно, если официальный руководитель
является фиктивным (зиц-председатель),
иначе такого менеджера вскоре "подсидят"
его подчиненные.
Несмотря на существенную разницу в данных
стилях управления, нельзя выделить среди
них абсолютно эффективный или неэффективный,
так как все зависит от ситуации, в которой
они применяются.
Теоретической основой авторитарного стиля управления и его "эксплуататорской" и "благожелательной" разновидностей являются теории "X" и "Y" Дугласа Мак-Грегора.
"Эксплуататорский"
авторитарный стиль сводится
к тому, что руководитель, не доверяя
подчиненным и не спрашивая
их мнения и советов,