Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 09:29, шпаргалка
Работа содержит ответы на 8 вопросов по дисциплине "Менеджмент".
Стратегический менеджмент
1. Основные
элементы стратегии. Методы
Существует два
1.стратегия - это конкретный долгосрочный план достижения некоторой цели, а выработка стратегии - это процесс нахождения некоторой цели и составление долгосрочного плана. Такой подход основывается на том, что все возникающие изменения предсказуемы, происходящие в среде процессы поддаются полному контролю и управлению.
2.под стратегией понимается долгосрочное качественно определенное направление развития предприятия, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы внутрипроизводственных отношений, а также позиций предприятия в окружающей среде. При таком понимании стратегию в общем виде можно охарактеризовать как выбранное направление деятельности, функционирование в рамках которого должно привести организацию к достижению стоящих перед ней целей. Примером стратегии первого типа может служить долгосрочный план производства определенной продукции, в котором зафиксированы объем и ассортимент выпуска по каждому временному промежутку.
К числу стратегий второго типа можно отнести следующие:
- увеличить долю объема продаж
на рынке до 35% (условно) без
понижения цены;
- проникнуть в сети распределения,
контролируемые конкурентами.
Основные элементы стратегии. В деловой жизни под стратегией понимается общая концепция того, как достигаются цели организации, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого ограниченные ресурсы. Такая концепция (соответствует стратегии второго типа) включает в себя несколько элементов :
-система целей, включающая миссию, общеорганизационные и специфические цели.
-политика, или совокупность конкретных правил организационных действий, направленных на достижение поставленных целей.
-планы, т.е. система конкретных действий по реализации принятой политики, призванная решать задачи распределения ресурсов. Так, ресурсы можно направлять : - на решение наиболее важных и насущных для предприятия проблем (в переломные моменты деятельности предприятия, когда возникает необходимость в концентрации сил на решающих направлениях деятельности) ;- выделять пропорционально потребностям,
- предоставлять всем подразделениям поровну, если они будут близки по размерам и занимаются сходными видами деятельности. ( в период спокойного развития).
Наиболее часто используемые в управленческой практике методы выбора стратегии .
- Выбор в зависимости от целей.
- Обращение к вышестоящему звену управления.
- Наем консалтинговых агентств, не входящих в организацию.
Выбор в зависимости от целей- сосредоточивается на целях организации, в зависимости от которых и оцениваются альтернативные стратегии. Таким образом, допускается возможность получения различных вариантов стратегии, количественно определенных относительно их сильных и слабых сторон. При этом самый подходящий из вариантов может быть выделен для реализации. Например, если одной из важнейших целей организации является защита окружающей среды, то это и будет использовано для оценки вариантов стратегии (например, создание сети магазинов товаров для ухода за животными).
Для успешного использования
Обращение к вышестоящему звену управления
Это тоже достаточно распространенный метод выбора конкретной стратегии из серии альтернатив. Обычно серия жизнеспособных вариантов стратегии совместно с индивидуальными оценками передается более высокому руководству, которое и должно принять решение о конкретном пути действий. Это звено управления впоследствии, руководствуясь своей предпринимательской интуицией, примет решение исходя из того, в какой мере конкретная стратегия соответствует общему предназначению организации.
Наем консалтинговых агентств, не входящих в организацию, - обычное явление при выборе стратегии. Хотя их часто нанимают из-за каких-либо конфликтов внутри организации, широта и глубина опыта персонала агентств в различных вопросах управления ценны сами по себе. Консультанты часто имеют богатый опыт работы с различными организациями, который можно приложить к конкретной ситуации. При принятии решения в таких случаях также необходима объективность.
2. Принципы построения дерева целей и критерии целеполагания
Цели организации
– это управленческое обязательство
Цели вырабатываются для :-осуществления миссии бизнеса; -для реализации видения бизнеса; -в рамках ценностей бизнеса.
Виды целей: -Конечная — для горизонта планирования; -Промежуточные — для интервалов планирования.
Методики постановки целей. Цель должна быть:
Конкретная (Specific)
Измеримая (Measurable)
Достижимая (Achivable)
Ориентирована на результат (Result-oriented)
Соотносимая с конкретным сроком (Timed)
S.M.A.R.T.
Дерево целей - это структурированный
иерархический перечень целей организации,
в котором цели более низкого уровня подчинены
и служат для достижения целей более высокого
уровня.
Соответственно, наверху находится главная,
генеральная цель организации. Поскольку
достижение генеральной стратегической
цели организации является достаточно
сложной задачей, то производят декомпозицию
цели - разложение цели на несколько более
мелких целей, совокупное достижение которых
приводит к достижению основной цели.
Далее процесс повторяют для каждой более
мелкой цели нижнего уровня до тех пор,
пока в результате декомпозиции цель не
станет достаточно простой, чтобы быть
достижимой, реалистичной и возможной
для исполнения точно в соответствии с
содержанием и в запланированное время
(см. принципы S.M.A.R.T
Принципы построения дерева целей
-главная цель должна содержать описание конечного результата,
-реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения цели предыдущего уровня;
-количество уровней декомпозиции зависит от масштабов и сложности поставленных целей, принятой в -организации структуры, иерархии её менеджмента, (Декомпозиция — процесс детализации и адаптации цели к конкретному уровню и функции.)
-при формулировании целей разных уровней следует описывать желаемые результаты, а не способы их достижения,
-подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга и не выводимы друг из друга,
-формирование дерева целей заканчивается формулировкой задач, которые могут быть выполнены определёнными способами и в установленные сроки.
При построении «дерева целей» его проектирование идет по методу «от общего к частному». Прекращение декомпозиции цели на более мелкие прекращается в тот момент, когда дальнейший процесс является нецелесообразным в рамках рассмотрения Главной цели.
Целеполагание - это определение и установка целей, в какой-либо деятельности. В менеджменте - один из важных этапов стратегического бизнес-планирования. Цель - это четкое представление о требуемом результате. Правильно поставленная цель задает критерии для ее идентификации, то есть дает возможность обоснованно ответить на вопрос - достигнута цель или нет. Различают краткосрочные и долгосрочные цели, цели компании во внешней (продукция, клиенты, конкуренты) и во внутренней среде, связанные с производством, персоналом. Исходными пунктами для постановки той или иной цели могут выступать миссия, видение, ценности компании, принцип отношений с конкурентами, проблемы компании, потребности компании.
Определение видения и миссии компании предшествуют целеполаганию. Но отправной точкой в постановке целей является положение компании здесь и сейчас.
В общем случае цель может быть охарактеризована через:
• качественное описание, выраженное на естественном языке;
• количественные показатели и их ожидаемые значения;
• временной горизонт - время, отведённое на её достижение.
Модель целей организации
2. Принципы построения дерева целей и критерии целеполагания (2 вариант)
Под целью организации обычно понимается некий ожидаемый результат или же некоторое будущее желательное состояние какого-то объекта (организации в целом, показателей ее деятельности, направления бизнеса, функционального блока, производственного комплекса и т.п.). Целеполагание - это определение и установка целей, в какой-либо деятельности. В менеджменте - один из важных этапов стратегического бизнес-планирования. Термин на английском языке: Цель - это четкое представление о требуемом результате. Правильно поставленная цель задает критерии для ее идентификации, то есть дает возможность обоснованно ответить на вопрос - достигнута цель или нет. Различают краткосрочные и долгосрочные цели, цели компании во внешней (продукция, клиенты, конкуренты) и во внутренней среде, связанные с производством, персоналом. Исходными пунктами для постановки той или иной цели могут выступать миссия, видение, ценности компании, принцип отношений с конкурентами, проблемы компании, потребности компании.
Определение видения и миссии компании предшествуют целеполаганию. Но отправной точкой в постановке целей является положение компании здесь и сейчас
В общем случае цель может быть охарактеризована через:
• качественное описание, выраженное на естественном языке;
• количественные показатели и их ожидаемые значения;
• временной горизонт - время, отведённое на её достижение.
Модель целей организации
Порядок построения дерева целей
Основой для построения вершины дерева целей становится набор стратегических целей, определяемых в рамках стратегии организации. Здесь следует обратить внимание на то, что стратегически значимыми следует признать не только те цели, которые определяют направления стратегического развития, но и долгосрочные цели, связанные с поддержанием функционирования системы управления и посистем, связанных с производством и обеспечением.
Достижение стратегических целей обеспечивается достижением как операционных (регулярных, перманентно достигаемых) целей, так и проектных (уникальных по своему содержанию) целей.
Цели в рамках модели необходимо
тщательно классифицировать и соответствующим
образом структурировать в
Выделение, описание и иерархическое упорядочивание каждой из целей выполняется посредством выполнения ряда соответствующих аналитических процедур и процедур согласования и утверждения.
К каждой из определяемых на нижнем уровне детализации целей, насколько это возможно, применяются требования SMART (Specific - конкретная; Measurable - измеримая; Achievable - достижимая; Realistik - реалистичная; Timed - ограниченная по времени).
3. Стратегии интеграции
Выделяют два основных типа стратегий интегрированного роста:
Горизонтальная интеграция — это обьединение организаций, функционирующих и конкурирующих в одной области деятельности. Главной целью этой стратегии является усиление позиции фирмы путем поглощения определенных конкурентов или установления контроля над ними. К числу основных причин горизнтальных объединений следует отнести: уменьшение интенсивности конкуренции, достижение критической величины объема производства для получения зффекта масштаба. расширения спектра товаров и услуг получение доступа к новым сегмеюам рынка и т.п.
Вертикальная интеграция - это приобретение или усиление конт роля над структурами, входящими в технологичес цепочку выпуска продукции на ступенях до или после производственного процесса. Соответственно различают две Разновидности Стратегии вертикальной интеграции:
• стратегия обратной (регрессивной) вертикальной интеграции, когда организация присоедив функции поставщика, приобретает или усиливает контроль над соответствующими структурами. Основными мотивами данной стратегии являются защита стратегически важных источников ресурсов; уменьшение зависимости от поставщиков; доступ к новой технологии, необхо димой для успеха в основной деятельности, и др. Обратная вертикальная интеграция дает существеннь преимущества, когда бизнес поставщиков является высокодоходнытм, когда стоимость поставляемых компонентов занимает основную долю в себестоимости конечного продукта, и необходимые для их произ водства технологическц навыкм легко освоить;
• стратегия прямой (прогрессивной) вертикальной интеграции, когда организация приобретает или усиливает контроль над структурами, находящимися мжду фирмой и конечным потребителем — системами транспортировки распределения, сбыта и сервиса. Данный тип интеграции выгоден при значительном расширении посреднических услуг организации, а также когда фирма не может найти посредников с качественным уровнем работы. Основными целями, преследуемыми организацией в этом случае, являются снижение издержек обращения, изучение потребностей клиентов, повышение качества обслуживания потребителей.
Организации обращаются к стратегиям интегрированного роста, когда дальнейшее выживание и развитие в отрасли не может быть обеспечено на основе интенсивного роста. Такая ситуация характер на прежде всего для зрелых рынков, где сферы влияния уже поделены. Используя эффект кооперирования, добавляя новые структуры в рамках технологической цепочки создания продукта, организация может увеличить свою конкурентоспособность и повысить эффективность функционирования.
Стратегии интегрированного роста могут осуществляться различными способами:
• создание новых внутриорганизационных структур;
• образование новых
• создание стратегических альянсов.
Осуществляя стратегический выбор, организации должны учитывать риски, присущие стратегиям интеграционного роста. Это, прежде всего, риски, связанные с концентрацией капитала в одной отрасли, а также с сокращением стратегической гибкости организации. Кроме того, вертикальная интеграция имеет ряд специфических недостатков:
1) ограничивается свобода в