Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 09:29, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 8 вопросов по дисциплине "Менеджмент".

Вложенные файлы: 1 файл

Стратегический менеджмен1.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

Сформулированные  цели в последующем воплощаются  в жизнь посредством реализации соответствующих задач. Получаемые решения задач призваны показать, «где фирма будет находиться через  год и более на пути к осуществлению  провозглашенной миссии». Задачи должны быть: конкретными; измеряемыми; направленными на совершение определенных практических действий; реалистичными; учитывающими ресурсы времени и финансов, которыми располагает фирма.

Выполнение стратегии — это проведение стратегических изменений в организации, переводящих ее в такое состояние, в котором организация будет готова к проведению стратегии в жизнь.

Оценка  и контроль над выполнением стратегии  являются логически завершающим  процессом, осуществляемым в стратегическом управлении. Он обеспечивает устойчивую обратную связь между процессом достижения целей и собственно целями, стоящими перед организацией. Основные задачи любого контроля следующие:

  • определение того, что и по каким показателям проверять;
  • оценка состояния контролируемого объекта в соответствии с принятыми стандартами, нормативами или другими эталонными показателями;
  • выяснение причин отклонений, если таковые вскрываются в результате проведенной оценки;
  • осуществление корректировки, если она необходима и возможна.

 
Принципы  стратегического управления

Стратегическое  развитие фирмы должно базироваться на использовании следующих основополагающих принципов.

1. Принцип научно-аналитического  предвидения и разработки стратегииговорит о том, что для разработки стратегического решения недостаточно одних лишь пожеланий и субъективных предвидений. Необходим анализ предшествующей деятельности организации, общей ситуации в области ее деятельности и динамики ее изменения. Необходим также прогноз, а возможно, и разработка сценариев развития организации в ближайшей и более отдаленной перспективе.

Выверенные, хорошо обоснованные стратегии могут  быть разработаны лишь на базе тщательного  анализа с выявлением основных факторов, определяющих развитие организации, и  наиболее вероятных тенденций их изменения на базе установления основных сил и механизмов, способных оказать на них существенное влияние.

2. Принцип учета и согласования  внешних и внутренних факторов  развития организации предполагает, что стратегические решения, принятые на основании учета влияния только внешних или только внутренних факторов, будут неизбежно страдать недостаточной системностью, что, в свою очередь, может вести к ошибочно принятым решениям. А ведь стратегические решения должны быть выверенными и эффективными, поскольку за ними стоят направления развития и последующие результаты деятельности не только отдельно взятого человека, но целой организации, с судьбой которой нередко связаны судьбы многих работников.

Об  отсутствии в организации стратегического  управления можно судить и по тому, что, планируя свою деятельность на долгосрочную перспективу, организация предполагает неизменными условия ее функционирования в течение всего планируемого периода. Осуществляя такое планирование «на века» и основываясь лишь на принципе экстраполяции, т.е. при прогнозировании будущего исходя лишь из тех тенденций и статистических данных, которые характеризуют деятельность в настоящее время и в прошлом, организация обрекает себя на достаточно высокую вероятность стратегической ошибки.

3. Принцип соответствия стратегии и тактики управления организациейутверждает, что для обеспечения успешной деятельности организации необходимы и выверенная стратегия, и эффективная тактика. При этом эффективная деятельность организации возможна при условии, когда тактика организации соответствует ее стратегии, а формирование стратегии учитывает реальные возможности решения тактических задач.

4. Принцип приоритетности человеческого  фактора подчеркивает, что ни стратегия, ни тактика организации не могут быть реализованы, если они не будут восприняты в качестве руководства к действию ее персоналом, и в первую очередь ее менеджерами, которым делегировано право принятия управленческих решений на вверенном им участке. Кроме того, нужно, чтобы персонал организации обладал профессиональными качествами, необходимыми для реализации стратегических решений. Поэтому одна из основных задач, стоящих перед руководством организации, состоит в подборе кадров, способных обеспечить выполнение принятых управленческих решений, и в организации эффективного управления персоналом с целью реализации принятой стратегии.

Следует отметить также, что деятельность современной  организации должна быть направлена, как правило, на удовлетворение рыночного  спроса, формируемого потребителем. Это  еще один аспект, подтверждающий приоритетность человеческого фактора в наше время.

5. Принцип определенности стратегии  и организации стратегического  учета и контроля указывает на то, что понимание персоналом стоящих перед ним задач должно вытекать из четких формулировок стратегии организации. Нечетко сформулированные стратегические цели организации могут приводить к неоднозначному ее толкованию различными службами организации. Планы деятельности организации, отражающие выработанную руководством стратегию, в этом случае не могут обеспечивать выполнение стратегических задач.

Как известно, один из основных принципов практического  управления организацией —принцип обратной связи и адекватная реакция руководства организации на наметившиеся отклонения в ходе принятых организацией планов действий. Осуществление обратной связи невозможно без эффективного учета и контроля принятых в организации стратегических решений. Действенность такой системы учета и контроля также возможна лишь при наличии четко сформулированных стратегических целей и решений.

6. Принцип соответствия стратегии  организации имеющимся ресурсамуказывает на то, что без обеспечения ресурсами (которые включают не только сырье, материалы, комплектующие, энергию, но и персонал, информацию, деловых партнеров, имидж и т. д.) реализация стратегии, какой бы замечательной она ни была, оказывается частично или полностью под угрозой.

На  стадии выработки стратегии не всегда представляется возможным точно  оценить ресурсы, которыми может  располагать организация в будущем. Однако укрупненные оценки тех ресурсов, с помощью которых принятая организацией стратегия может быть реализована, обязательны. Только будучи уверенным в том, что необходимые для достижения поставленных стратегических целей ресурсы окажутся в распоряжении организации, можно приступать к работе по их реализации.

7. Принцип соответствия стратегии  организации имеющимся технологиям подчеркивает, что достижение любой цели, реализация любых замыслов возможны, только если в распоряжении организации имеются технологии, с помощью которых можно последовательно решить конкретные задачи, связанные со стратегической целью.

К числу  упомянутых технологий относятся не только технологии производства продукции  или оказания услуг, но и технологии продвижения их на рынки сбыта, их реализации, технологии получения необходимых инвестиций, организации финансовых потоков, создания стабильной финансовой ситуации на предприятии.

Даже  если организация располагает необходимыми для достижения стратегической цели ресурсами, но отсутствуют способы, умения, навыки, знания, или, иными словами, технологии, без которых имеющиеся ресурсы не могут быть в полном объеме задействованы для получения конечного продукта или услуг, то достижение поставленных организацией стратегических целей окажется невозможным.

***

Сформулированные выше принципы стратегического управления организацией еще раз доказывают необходимость полномасштабного использования технологии выработки, принятия и реализации управленческих решений на стратегическом уровне.

При этом на вооружение должны быть взяты в первую очередь те технологии и методы, которые позволяют сделать процесс принятия стратегических решений болеегибким, более полно и адекватно учитывающим те реальные ситуации, в которых приходится функционировать организации.

В заключение отметим, что успешной стратегией деятельности организации будет являться своевременный учет возможности как положительного, так и отрицательного развития фирмы на целевом рынке и оценки вероятных последствий. Искусство менеджера состоит в том, чтобы в хорошем положении организации увидеть возможное плохое, а из плохой ситуации попытаться извлечь максимальную экономическую выгоду для себя. В этом случае определение профессионально разработанной эффективной стратегии развития организации является необходимым условием ее эффективной деятельности.

 

К основным принципам  формирования стратегии относятся:

  • принцип научно-аналитического предвидения к разработке стратегии;
  • принцип учёта и согласования внешних и внутренних факторов развития организации;
  • принцип соответствия стратегии и тактики управления организации;
  • принцип приоритетности человеческого фактора;
  • принцип определённости стратегии и организации стратегического учёта и контроля;
  • принцип соответствия стратегии организации имеющимся ресурсам;
  • принцип соответствия стратегии организации имеющимся технологиям.

 

7. Стратегии  диверсификации

 

Имеются два главных типа диверсификации - связанная и несвязанная. Связанная  представляет собой новую область  деятельности компании, связанную с существующими областями бизнеса (например, в производстве, маркетинге, материальном снабжении или технологии).

Несвязанная диверсификация - новая  область деятельности, не имеющая  очевидных связей с существующими  сферами бизнеса.

Большинство компаний обращаются к  диверсификации тогда, когда они  создают финансовые ресурсы, превосходящие  необходимые для поддержания  конкурентных преимуществ в первоначальных сферах бизнеса. Диверсификация может  осуществляться следующими путями:

- через внутренний рынок капиталов; 
- реструктурированием; 
- передачей специфических искусств между СЗХ; 
- разделением функций или ресурсов.

Диверсификация с помощью внутреннего  рынка капиталов выполняет те же функции, что и фондовый рынок. При внутреннем рынке капиталов главный офис выполняет следующие роли:

- выполняет функций стратегического планирования, состоящие в определении портфеля СЗХ корпорации; 
- определяет финансовые цели и отслеживает деятельность СЗХ; 
- размещает корпоративные капиталы среди конкурирующих СЗХ.

В этих условиях СЗХ представляют собой автономные центры прибыли, находящиеся  только под финансовым контролем  главного офиса.

Когда диверсификация становится серьезным стратегическим выбором, необходимо принять решение  о том, как она будет осуществлена: с родственными видами бизнеса, с неродственными или при сочетании этих двух случаев. Выделяют шесть альтернативных стратегий:

1).Стратегии  внедрения в новые отрасли.  Приобретение, создание новой компании  и совместное предприятие.

2).Стратегии родственной диверсификации.

3).Стратегии  неродственной диверсификации.

4).Стратегии  исключения и ликвидации.

5).Стратегии  обновления компании, сокращения  и реструктуризации.

6).Стратегии  многонациональной диверсификации.

Третья группа эталонных  стратегий развития бизнеса — стратегии диверсифицированного роста — реализуются если фирмы дальше не могут развиваться на данном рынке с данным продуктом в рамках данной отрасли. Стратегии данного типа рассмотрены ниже.

  • Стратегия центрированной диверсификации базируется на поиске и использовании имеющихся в существующем бизнесе дополнительных возможностей для производства новых продуктов. Существующее производство остается в центре бизнеса, а новое возникает исходя из тех возможностей, которые заключены в освоенном рынке, используемой технологии, а также в других сильных сторонах функционирования фирмы.

Пример — производитель льняных  тканей организует производство одежды из этих тканей.

  • Стратегия горизонтальной диверсификации предполагает поиск возможностей роста на существующем рынке за счет новой продукции, требующей новой технологии, отличной от используемой. При данной стратегии фирма должна ориентироваться на производство технологически не связанных продуктов, которые бы использовали уже имеющиеся возможности фирмы, например в области поставок. Так как новый продукт должен быть ориентирован на потребителя основного продукта, то по своим качествам он должен быть сопутствующим уже производимому продукту. Важное условие реализации данной стратегии — предварительная оценка фирмой собственной компетентности в производстве нового продукта.

Примером здесь может быть стратегия  производства мотоциклов на автомобильном  предприятии.

  • Стратегия конгломеративной диверсификации выражается в том, что фирма расширяется за счет производства новых продуктов, технологически не связанных с уже производимыми. Новые продукты реализуются на новых рынках. Это одна из самых сложных для реализации стратегий развития, так как ее успешное осуществление зависит от многих факторов (компетентности персонала, и в особенности менеджеров, сезонности в жизни рынка, наличия необходимых сумм денег и т.п.).

Пример — организация производства холодильников на металлургическом комбинате.

В настоящее время большинство  зарубежных концернов — широко диверсифицированные предприятия.

Основная опасность данной стратегии  диверсификации в распылении сил. Поэтому  стратегию могут осуществлять преимущественно  крупные организации, обладающие большим  потенциалом.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"