Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 15:00, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Менеджмент"
2. руководству следует определить, в каких конкретных мероприятиях, в какой степени, и в какой форме оно должно прямо принимать участие.
3. необходимо согласовать друг с другом различные процессы перестройки организации.
4. управление изменениями
5. управление изменениями
Управление проектами — область деятельности, в ходе которой определяются и достигаются четкие цели при балансировании между объемом работ, ресурсами, временем, качеством и рисками в рамках некоторых проектов. Ключевым фактором успеха проектного управления является наличие четкого заранее определенного плана, минимизации рисков и отклонений от плана, эффективного управления изменениями.
ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ
16. Теория организации в системе научных знаний
Объект, предмет теории
организации. Методы теории организации:
индуктивный, статистический, абстратктно-аналитический,
сравнительный. Подходы к изучению
проблем организации –
Теория организации — это область научного знания об общих закономерностях образования, устройства, функционирования и развития организаций как сложных динамических систем, имеющих цель.
В теории организации объектом изучения выступает организационный опыт окружающей нас действительности. При этом основные задачи познания заключаются в систематизации данного опыта, в осмыслении способов организации природы и человеческой деятельности, объяснении и обобщении этих способов, установлении тенденций и закономерностей их развития и роли «в экономии мирового процесса».
Предмет теории организации - организационные отношения, т.е. связи и взаимодействия между различного рода целостными образованиями и их структурными составляющими, а также процессы и действия организующей и дезорганизующей направленности.
Метод теории организации есть набор теоретико-познавательных и логических принципов и категорий, а также научного (формально-логического, математического, статистического, собственно организационного) инструментария для исследования системы организационных отношений. Метод организационной науки не описывает сам объект и предмет исследования (организационный опыт и систему организационных отношений), но предписывает исследователю, какие и как применять средства исследования, чтобы получить истинные знания о предмете.
Известно, что методы всякой науки определяются исходя из специфики решаемых задач. Задача теории организации состоит в систематизации и осмысливании организационного опыта, состоящего из множества факторов. Отсюда следует, что одним из важнейших инструментов его познания является индукция.
Индукция - движение мысли от единичного к всеобщему, от знания меньшей степени общности к знанию большей степени общности.
Статистический метод заключается в количественном учете факторов и частоте их повторяемости. Исследование массовых явлений окружающего мира с использованием методов теории вероятностей, группировок, средних величин, индексов, графических изображений и т.п. позволяет устанавливать характер и устойчивость организационных связей структурных элементов в различных комплексах, оценивать их уровень организованности и дезорганизации.
С помощью абстрактно-аналитического метода устанавливаются законы явлений, отражающие связи и постоянные тенденции. Средством для этого служит «абстрагирование», т.е. мысленное выделение существенных свойств и связей предмета, отвлечение от частностей, что позволяет увидеть в чистом виде основу изучаемых явлений.
Основными функциями науки об организации сложных систем являются: обучающая, или познавательная, методологическая, рационально-организующая и прогностическая.
Познавательная функция проявля
Методологическая функция прояв
Рационально-организующая функция проявляется в обобщении практического организационного опыта, накопленного передовыми компаниями — как в прошлом, так и в настоящем, в проектировании оптимальных моделей организаций будущего, разрешении системных конфликтов в организациях и др.
Прогностическая функция позволяет прогнозировать тенденции изменения организационных форм в будущем, предвидеть развитие новых организационных форм и их особенности.
За период от возникновения всеобщей организационной науки А.А. Богданова, заложившей основы теории организации, до наших дней бурный расцвет получили такие близкие к ней по содержанию и предмету исследования, научные направления, как кибернетика, общая теория систем, структурный анализ, теория катастроф, синергетика, теория организаций, теория управления, а также востребованные жизнью прикладные теории социального направления: теория менеджмента, социология организаций, организационное поведение и др.
17. Развитие организационно-
Основные факторы, оказавшие влияние на становление и развитие научных школ управления ХХ века. Развитие организационной науки в трудах отечественных теоретиков.
Классическая теория организации: научное направление – Ф.У. Тейлор; собственно теории организации - А.Файоль; бюрократической теории – М. Вебер. Тектология – всеобщая организационная наука (А.А. Богданов). Теория административного поведения (Г.Саймон).Теория Гласиер. Концепция формирования эффективных организаций – «структура-5» (Г. Минтцберг). Теория организационного потенциала (И.Ансофф). Теория институтов и институциональных изменений (Д.Норт). Ресурсная теория организации. Теория А. Пригожина – синергичные организации.
Теоретические основы построения организаций как часть общей науки об управлении разрабатывались на стыке разных отраслей знаний - менеджмента, социологии, антропологии, психологии, юриспруденции и др.
Изменения объективных условий функционирования организаций, характерные для XX века, внесли немало нового в развитие взглядов, научных концепций и управленческой практики.
Рост крупных организаций, отделение управления от собственности, развитие точных наук и наук о человеке послужили основой для разработки научного подхода к организациям, принципов и методов управления ими. Это вызвало к жизни множество научных идей и школ, изучающих закономерности построения организаций, их основные черты и стимулы функционирования - формальные и неформальные организации, человеческие отношения, социальные системы, разделение функций и ответственности, принятие управленческих решений, математический аппарат процессов управления.
Основные факторы, оказавшие влияние на становление и развитие научных школ управления XX века, сгруппированы в табл. 1.
Таблица 1 - Основные факторы, оказавшие влияние на становление и развитие научных школ управления XX века
Доминирующие факторы I половины XX века |
Ориентация научных школ |
Отделение управления от собственности Рост крупных организаций Развитие наук о человеке Развитие точных наук Утверждение рыночных отношений |
Закономерности и принципы построения организаций Разделение труда, функций и ответственности Человеческие отношения, мотивы и стимулы Социальные системы |
Доминирующие факторы II половины XX века |
Ориентация научных школ |
Революционные перемены в технологии Сложность и наукоемкость производства Глобализация производства и рынков Информационные технологии Многообразие потребительского спроса Рост неопределенности развития и рисковых инвестиций |
Системный подход к управлению Организационный потенциал и культура Бихевиоризм Маркетинг Реинжиниринг Концепция внутренних рынков Теория институтов и институциональных изменений Теория альянсов Приоритет социальных целей и развития |
Для решения вопроса о том, какая схема организации является оптимальной для данных конкретных условий, необходимо принимать во внимание различные подходы, предлагаемые теориями формирования организаций.
Теории, которые утверждают, что существует единственный рациональный способ построения организации, называются универсальными.
Теории, согласно которым оптимальная структура может различаться от ситуации к ситуации в зависимости от таких факторов, как изменение технологии и внешней среды, называются ситуационными.
Существующие теории различаются также по способу их разработки. Например, некоторые из них являются результатом логической дедукции, тогда как другие сформулированы на основе исследовательских разработок.
Идеи и концепции, образующие классическую теорию организации, разрабатывались многими учеными и практиками. К известным авторам, внесшим основной вклад в развитие главных разделов классической теории, относятся: научное управление - Ф. В. Тейлор, Ф. Гилбрет, Л. Гилбрет, Г. Л. Гантт, X. Манстерберг, X. Эмерсон, Г. Л. Таун, М. Л. Кук; собственно теория организации - X. Файоль, Дж. Д. Лизней, А. С. Рейли, Л. Урвик; бюрократическая теория - М. Вебер.
Одна из первых попыток проанализировать
организационные аспекты
18. Организация как система
Понятие и сущность организации. Роль организации в жизни современного общества. Определение организации. Черты и свойства организации: целостность, эмерджентность, гомеостазис. Основные функции предприятия. Организация как объект управления. Системный и структурный походы к определению сущности организации. Современный подход к управлению организацией.
Организация в менеджменте - это
объединение людей, совместно реализующих
некоторую программу или
Представление организации как системы позволяет выделить ряд присущих ей общих свойств, наблюдаемых в организациях любой природы. К таким свойствам относятся: целостность, эмерджентность, гомеостазис.
Любую организацию можно
Понятие целостности (связности, единства целого) неразрывно связано с понятием эмерджентности. Эмерджентностью называется наличие качественно новых свойств целого, отсутствующих у его составных частей. Это означает, что свойства целого не являются простой арифметической суммой свойств составляющих его элементов, хотя и зависят от них. С другой стороны, объединяемые в систему (целое) элементы могут терять свойства, присущие им вне системы, или приобретать новые.
Организация, будучи целостным, системным образованием, обладает, как отмечалось выше, свойством устойчивости, т.е. всегда стремится восстановить нарушенное равновесие, компенсируя возникающие под влиянием внешних факторов изменения. Указанное явление носит название гомеостазиса.
Организация как любая материальная система проходит часть или все этапы жизненного цикла. Этапы можно объединить в две группы: статическую и динамическую. Статическая группа включает следующие этапы: порог нечувствительности и ликвидации. Организацию, находящуюся в статической группе, называют статической организацией. В такой организации внутренние и внешние отношения рассматриваются в отрыве от их развития. Динамическая группа включает следующие этапы: внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад и крах. Организацию, находящуюся в динамической группе называют динамической организацией. В такой организации преобладают координирующие действия.
Принципы организации.
1. Принцип приоритета цели:
2. Принцип приоритета функций над структурой при создании организаций:
3. Принцип приоритета структур над функциями в действующих организациях:
4. Принцип приоритета субъекта управления над объектом при создании структурного подразделения (звена):
5. Принцип приоритета объекта управления над субъектом для действующих организаций:
6. Принцип соответствия между
поставленными целями и
7. Принцип соответствия
8. Принцип соответствия, эффективности производства и экономичности:
9. Принцип оптимального