Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 15:00, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Менеджмент"

Вложенные файлы: 1 файл

Перечень вопросов к государственному экзамену.doc

— 2.35 Мб (Скачать файл)

Эффективный руководитель старается  поддерживать разумный баланс власти, достаточный для достижения целей, но не вызывающий у подчиненных непокорности. Баланс власти руководителей и подчиненных.

Власть рук-ля над подчиненными власть подчиненных над рук-ми

Зависимость подчиненных от рук-ля зависимость рук-ля от подчиненных

Формы власти:

1) Власть основана на принуждении  (примет – боязнь быть отчисленным). Подразумевает страх наказания  в случае невыполнения требований  или предписанных действий.

2) власть основа на вознаграждении  – подразумевает положительное  подкрепление импульсов, побуждающих  личность к труду. Материальное  и моральное стимулирование выявляет  скрытые резервы и повышает  производительность.

3) Экспертная власть – влияние на личность через специализированные знания, разумную веру в преобладание другой личности посредством имеющихся знаний. Врачи – это разумная вера. Гадалки и экстрасенсы – слепая вера.

4) Харизма или эталонная власть - строится на слепой вере в  силу качеств и способностей лидера, влияние целиком личностное.

5)Законная власть – та форма  власти, на которой орг-ия держится.

 

7. Лидерство в современной  организации

Подходы к лидерству. Подход к лидерству  с позиции личных качеств. Поведенческие  подходы к лидерству. Стили лидерства.  Континуум стилей Р. Лайкерта. Двумерная трактовка стилей лидерства и управленческая решетка Блейка-Мутон. Ситуационные подходы. Ситуационная модель руководства Ф. Фидлера. Подход "путь-цель" Митчелла-Хауса. Теория жизненного цикла руководителя Херси-Бланшара. Модель принятия решений руководителя Врума-Иеттона.

 

Лидерство – словесный социально-психологический  феномен, который до  настоящего времени не поддается точному определению. Лидерство – способность оказывать влияние как на отдельную личность, так и на группу, направляя усилия всех на достижение целей организации. Лидерство связано с властью авторитета, властью влияния. Руководство, в отличие от лидерства, связано с властью полномочий, компетенции и др..

Лидерство – проявление психологического влияния, неформальной власти. Руководство – официальное лицо в организации, наделенное властными полномочиями и отвечающее за выполнение всех функций управления. Лидер –  член группы, играющий в ней ключевую роль в отношении направления, контроля и изменения деятельности других членов группы по достижению групповых целей.

Лидерство — это способность  оказывать влияние, направляя усилия всех на достижение целей организации. Лидерство — это всегда вопрос степени, силы влияния, зависящей от соотношения личных качеств лидера с качествами тех, на кого он пытается оказать влияние, и с ситуацией, в которой находится данная группа.

• Предпринято много попыток  составить, на основе исследований и  опыта, список качеств лидера. Типичный перечень качеств лидеров включает следующие черты. Лидер проявляет высокую выдержку в напряженных ситуациях; поощряет участие подчиненных в принятии решений; постоянно задает себе вопросы (т. е. старается анализировать ошибки и отдает себе отчет в том влиянии, которое они оказывают);

признает, что живет в мире конкуренции, и понимает «законы конкурентной борьбы»; тактично выражает неприязнь; сдерживает эмоции при победе; не расстраивается из-за поражения; понимает необходимость ограничений и «непопулярных решений»; отождествляет себя с группой; ставит реальные цели. Другой список включает в себя следующие качества хорошего лидера: мудрость, честность, мужество, интерес к людям, лояльность, творческое воображение и глубокий интерес к осуществляемой деятельности.

Формальное лидерство  рассматривается как приоритетное влияние определенного лица на членов организации, основывающееся на руководящем полномочии данного лица в общественной иерархии. Руководство – это всегда формальное лидерство. Неформальное лидерство – субъективная способность, готовность и изменение человека выполнять роль лидера, а также призванное за ним право на руководство со стороны группы. Неформальный лидер далеко не всегда является руководителем по статусу.

Теории лидерства. Среди теорий лидерства выделяют:

Концепцию физических качеств (высокий рост, вес, сила). Она не подтвердилась. Напротив, часто лидер бывает малого роста, малой физической силы.

Концепцию интеллигентности (Гизели), которая предполагает наличие позитивных личностных качеств и способностей: интеллигентность, инициативность, уверенность в себе, привязанность к сотрудникам, решительность, зрелость, мотивационные способности.

Концепции харизматического лидера (М. Вебер, В.М. Гасе, Б. Шамир, Р.И. Хозе, А.М. Тур). Отношение к харизматическому лидеру основано на вере в него, почитании руководящей личности, деятельность человека исполняется под влиянием харизмы лидера вдохновенна. Решающая харизматическая способность – влияние на восприятие. мира и ценность членов коллектива.

Поведенческий подход к лидерству (К. Левин, М. Бейкенбил, Ф. Фидлер, Лейкерт). Полученные данные явились основанием для различных классификаций стилей руководства или стилей поведения лидеров. Основное внимание в этих исследованиях было сосредоточено на поведении руководителей. Недостатком этой теории является предположение о существовании одного эффективного стиля лидерства.

Ситуационная теория Ф. Фидлера.

Ф. Фидлер выделил три критические  величины ситуации, которые на самый  эффективный стиль лидерства: влияние  должности; структура задач; взаимоотношения между лидерами к членам группы.

Разновидностью ситуационной теории является и мотивационная концепция  Т. Митчела и Р. Хауса. Другое название этой модели – "Путь – цель". Эта  модель дает возможность понять, каким  образом поведение лидера действует на мотивацию подчиненных, а также на удовлетворенность и производительность их труда.

Теория П. Херси и К. Блашора. Она принадлежит к ситуационной модели лидерства и носит название "теория жизненного цикла". С позиций  этих авторов эффективность стиля лидерства зависит от "зрелости" исполнителей. Зрелость исполнителей предполагает способность нести ответственность за свое поведение и желание достигнуть поставленной цели.

Модель принятия решений Врума–Йеттона. Фокус модели – на принятие решений. От руководства ожидается структурирование и выделение показателей проблемы, наличие информации, определение к задачам подчиненных.

Классификации лидерства по процессуальному  подходу к типологии лидерства:

Ю. Хемфилл выделяет следующие типы лидеров:

пробный, который проявляется в начале деятельности группы, когда еще не определены функциональные роли;

успешный лидер – тот, за которым  охотно следуют члены группы;

эффективный – тот, который вовлекает  членов группы во взаимодействие и  помогает группе в решении задач.

Кеттел Р.Б. рассматривает а) фокусированное лидерство, когда все члены группы сплотились вокруг одного лица; б) рассеянное, когда разные лидерские функции  выполняют разные люди.

Следует отметить, что эффективное  лидерство должно носить стратегический, адаптивный характер в связи с деятельностью лидеров–руководителей в условиях быстро меняющегося мира.

Типология лидерства по психоаналитическому  подходу: "Вожак". "Тиран". "Организатор". "Соблазнитель". "Герой". "Дурной пример". "Кумир". "Изгой". "Козел отпущения".

В зависимости от преобладающих  функций, выделяют следующие виды лидеров: лидер–организатор; лидер–борец; лидер–дипломат; лидер–утешитель.

По содержанию лидерской деятельности в социальных группах обычно выделяют три типа лидеров (иногда их называют "ролями" лидера). Деловое лидерство. Эмоциональное лидерство. Информационное лидерство.

Л.И. Уманский определяет шесть типов  лидеров по исполняемым ролям: организатор, инициатор, генератор эмоционального настроя, эталон ("звезда"), мастер, эрудит.

В управлении персоналом используется классификация в зависимости  от того, как их воспринимается группа: "один из нас"; "лучший из нас"; "хороший человек"; "слушатель".

Лидерство различают и по силе влияния  на членов группы: "беспрекословный  лидер"; "небеспрекословный лидер".

В зависимости от направленности влияния, лидерства рассматриваются как  конструктивное, деструктивное и нейтральное.

Как же определяются лидерские качества? Исследователь лидерства Стивен Кови определяет пригодность к лидерству  с помощью следующих 8 критериев:

  • непрерывное самосовершенствование;
  • ориентация на служение другим людям;
  • излучение положительной энергии, доброжелательность и уклонение от восприятия от отрицательной энергии и конфликтов;

вера в других;

  • рациональное распределение времени и усилий;
  • внутренняя уверенность, оптимизм, свежий взгляд;
  • самокритичность, толерантность, признание заслуг других и их равного права на самовыражение;
  • забота о физическом здоровье, интеллектуальном и духовном развитии.

 

8. Организационные  отношения и структуры. 

Организационные отношения. Типология  организационных структур. Реорганизация  структур управления как реорганизация структур власти и перераспределения властных полномочий в системе менеджмента. Жизненный цикл организации, характеристика его стадий. Организационные задачи управления. Задачи слияния, поглощения, разделения. Задачи распределения и перераспределения управленческих функций, властных полномочий и ресурсов. Задача формирования корректирующих организационных механизмов.

 

Организационные отношения – воздействие, взаимодействие или противодействие между элементами организации внутри и вне ее при создании, функционировании, развитии и разрушении.

 
Среда организационных отношений: В – взаимодействие; П – противодействие

Элементы организации – составные неделимые части, которые лежат в основе конкретной организации, или ее первичные компоненты, которые достаточны для появления организации как нового целостного явления.

Организационные отношения могут складываться на уровне:

  • здравого смысла;
  • взаимного уничтожения;
  • заранее спроектированного взаимодействия.

Внешняя среда включает условия  и организации, в том числе  политические, экономические и экологические  условия; конкурирующие организации, поставщиков и потребителей, социальную инфраструктуру и т.д. Так, для учебного института внешней средой будет город, где он расположен, отношение общества к образованию и т.д. Внешние организационные отношения возникают с чиновниками различных муниципальных и федеральных служб, спонсорами, поставщиками и потребителями и т.д. Внутренней средой для учебного института являются все его подразделения, в том числе кафедры, деканаты, хозяйственные службы, персонал, студенты.

Создание благоприятной атмосферы  взаимодействия организации с внешней  средой и во внутренней среде –  это задача профессионального управления.

Город со множеством организаций также  имеет внешнюю и внутреннюю среду. Методология деятельности специалиста  по организации зависит от интеграции (сложности) организации.

Организационные отношения могут  быть вертикальными (по уровням управления) и горизонтальными (по выполняемым  функциям). Принята следующая классификация  организационных отношений: структурные  и процессорные.

 
Типология организационных отношений

К структурным организационным отношениям относятся воздействия, взаимодействия и противодействия.

Воздействие определяется как однонаправленное действие по передаче приказа, распоряжения, совета, просьбы от одного объекта (субъекта) управления к другому. Например, руководитель выдает работу исполнителю – это воздействие от субъекта к объекту; или мастер цеха просит главного инженера организации помочь ему – это воздействие от объекта к субъекту.

Взаимодействие – это положительное действие обратной связи (положительная реакция) со стороны человека (объекта управления) на воздействие.

Противодействие – это отрицательное действие обратной связи со стороны человека на воздействие.

Организационные отношения складываются в процессах организации: производства в целом или его отраслей; труда  на предприятии; сферы обращения; создания, реформирования, реорганизации, реструктуризации и ликвидации.

В основе организационных отношений  лежит порядок, т.е. принятый или  установленный свыше регламент  нахождения объекта во времени и  в пространстве. Порядки бывают алфавитными , номерными, должностными, сложившимися, ведомственными, особыми (при чрезвычайных ситуациях), уставными, по законодательству и др.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"