Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 05:08, шпаргалка
1. Управленческий труд и его специфика
2. Сущность системного и процессного подходов к управлению
3. Модель внутренних и внешних переменных организации
4. Конфликт в организации. Виды конфликтов и способы их разрешения
...
13. Распределение компетенции и отношения между федерацией и ее субъектами.
региональная
продуктовая
Линейно – функциональная.
Преимущества: универсальность.
Недостатки: люди концентрируются на усилиях, а не на результатах; оторванность функциональных подразделений друг от друга.
Свободные.
Недостатки: атхократия не везде применима, двойное подчинение, работает временно.
Преимущество: гибкость данной структуры.
Недостатки: использование такой структуры – дорогостоящее дело; возможно дублирование функций.
1) Дифференциация – разделение
какой-то системы на отдельные
части. Высокая или низкая дифф
Интеграция – объединение
Дифференциация влияет на разделение труда, масштаб управляемости, иерархию.
Интеграция влияет на связи в организации, распределение прав и ответственности.
1. Разделение труда. Оно м.б. вертикальным или горизонтальным. Горизонтальное – постадийное разделение работ внутри организации. Вертикальное - разделение людей по уровням власти.
Проблемы, связанные с высоким разделением труда: отдельный работник будет все больше отделяться от целей организации; снижение мотивации.
2. Связи в организации: 1. линейные и функциональные 2. формальные и неформальные 3. вертикальные, горизонтальны, диагональные 4. внешние взаимосвязи и внутренние взаимосвязи д.б. установлены коммуникационные сети.
3. Масштаб управляемости – количество подчиненных на одного рук-ля. С помощью масштаба управляемости мы определяем на сколько широка будет наша орг-ция.
Масштаб управляемости зависит от:
1. охвата контроля C=(n*2 ):2 + (n-1) – формула кол-ва взаимосвязей в зависимости от кол-ва подчиненных
где n –кол-во подчиненных, С- кол-во связей, к-ые должен контролировать рук-ль.
Оптимальные показатели: рук-ль высшего звена 5-7 чел. в подчинении; рук-ль среднего звена до 10 чел.; руководитель низшего звена до 15 чел.
2. размер организации. В малой
организации масштаб
отрасли (сферы деят-ти).
Факторы:
схожесть работ
территориальная удаленность работ друг от друга
сложность работ
уровень подготовки подчиненных
уровень профессионализма самого руководителя
степень четкости целей в организации
В зависимости от иерархии и масштаба управляемости можно привести классификацию организаций.
2.
|
«Китайская пагода» |
1. Малые организации
|
Плоские организации |
Высокая
иерархия
низкая
Узкий
4. Иерархия – кол-во уровней, разделяющих высшего рук-ля и низшего исполнителя. Иерархия основана на разделении труда. Она показывает высоту компании. Чем больше уровней управления, тем больше иерархий.
Иерархия зависит от: размеров организации, сферы деятельности, уровня подготовки подчиненных.
5. Распределение прав и ответственности. Определяем на основе каких принципов будет происходить распределение прав и ответственности по уровням иерархии внутри организации.
Существует 2 схемы распределения прав и ответственности:
1. «елочка» - в ее основе лежит
модель Вебера – принципы
- права и ответственность соответствующего работника по принятию того или иного решения
- зона поглощения прав принятия
решений вышестоящим уровнем
управления.
За неправильное решение отвечает тот,
кто принял это решение.
2 «матрешка» - полное поглощение прав и ответственности нижестоящих вышестоящими.
«+» -четкость управления, если высший орган принял решение, то низшие его точно исполнят.
«-» - нет свободы действия, «инициатива наказуема».
Департаментизация – это группировка работ с целью формирования подразделений предприятия.
Она проводится по 2 направлениям: 1-группировка вокруг ресурсов, 2-группировка вокруг результатов.
Виды департаментизации:
1. линейная - объединение подразделений по вертикале от вышестоящих к нижестоящим.
2. функциональная – по горизонтал
3. по региону, продукту, потребителю т.е. дивизиональная
матричная
Она может происходить по двум направлениям:
группировка вокруг ресурсов (отдел кадров группируется вокруг трудовых ресурсов).
группировка вокруг результатов (плановый отдел).
Централизация – степень концентрации прав принятия решения на том или ином уровне управления.
Децентрализация – делегирование части полномочий от вышестоящего уровня управления к ниже стоящему. Централизация и децентрализация – это не взаимоисключающие понятия, они могут одновременно существовать в одной организации.
Степень централизации и
1. капиталоемкость принимаемых
решений, т.е. чем больше
2. размера организации, чем
3. сферы деятельности
4. наличие квалифицированных кадров – если высококвалифицированные кадры, то низкая централизация.
5. развитие техники контроля
– установка видеокамер, установка
компьютерной программы, т.е.
6. стремление частей организации к самостоятельности. Если части организации хотят получить большую самостоятельность, то лучше им дать ее, иначе будет снижена их мотивация.
7. состояние внешней среды.
Свободные структуры входят в группу атхократий (атхос – специализация, кратос – власть). Пример: сетевой маркетинг.
Пирамида перевернута, потому что
административной власти нет. Руководство
внизу – координация деятельнос
Теорию Z разработал Уил Оучи. Создал теорию Z на основе теории «x и y» (Магрегор). Теория z-это совмещение Японской и американской компаний. Получили распространение в Японской компании на территории США.
«Z»-совместно американского и японского типа управления.
Параметры |
Япония |
США |
Z |
Найм |
Пожизненный |
Краткосрочный |
Долгосрочный |
Карьера |
Медленное |
Быстрое |
Медленный |
Работа |
Широкая специализация |
Узкоспециализированная |
Умеренная специализация |
Контроль |
Неясный, неформальный |
Ясный и формальный |
Неясный, неформальный |
Принятие решений |
Групповое |
Индивидуальное |
Групповое |
Ответственность |
Групповая |
Индивидуальная |
Индивидуальная |
Интерес к человеку |
Широкий |
Узкий |
Широкий |
Оценка работы |
Качественная |
Количественная |
Качественная |
Партисипативная организация - это способ формирования системы управления в иерархической организации. Система управления в такой организации называется партисипативным управлением - это предоставление работниками права принятия тех или иных решений. Могут воздействовать на: 1) график работы, 2) темп и ритм работы, 3) условия труда, 4) отбор, подготовка и переподготовка кадров, 5) совершение техники и технологии, 6) стратегическое управление компанией. Существует 3 стадии партисипативного управления: 1) выдвижение альтернатив, не требующих структурных изменений в организации, работники только могут выдвигать альтернативы, окончательный выбор лежит за руководителем. 2) разработка вариантов решений. Небольшая корректировка структуры организации. 3) выбор альтернативы. Работники могут участвовать в самом принятии решений, равные правы у руководителя и подчиненных. Партисипативные организации направлены на мотивацию работников, повышение активности, интереса. Вводить ее нужно медленно.
ФПГ пути создания: 1) в виде АО открытого типа - центр компания, 2) участники ФПГ передают свои акции в доверительное управление одному лицу из участников группы, этот участник становится центр компании, 3) приобретение одним из участников группы пакетов акций других предприятий, становятся участниками группы.
В ЦК представлены, состав ФПГ: 1) управленческий блок: ЦК группы, консалтинговые фирмы, 2) кредитно - финансовый блок: ком банк, инвест. фирма, страх компания, пенсионный фонд, лизинговые компании, 3) промышленно - конструктивный блок: промышлен компания, опытно конструкторское бюро, 4) торгово - транспортный блок: торговый дом, транспортная компания.
1) определение объемов и
Холдинговая компания-компания или корпорация владеющая контрольными пакетами акций или долями в паях других компаний с целью контроля и управления их деятельностью. Компании входящие в холдинговые называются дочерними. Контрольный пакет акций ведушая форма участия в капитальных предприятиях, обеспечивающая безусловное право принятия или отклонения определенных решений на общем собрании его участников и в его органах управления. Цели: 1) получение контроля над смежниками и поставщиками 2)перераспределение финансовых ресурсов 3) диверсификация (некоторые виды бизнеса) 4) минимизация воздействия валютного контроля на прибыль транснациональных компаний 5) централизация участия в капитале других компаний. Преимущества: 1) борются с конкурентами благодаря своей обьединенности 2) использование возможностей увеличения размеров производства и сбыта 3) возможность достижения высокой эффективности международном движении капитала. Недостатки: 1) стремление к монополизму 2) стремление к усилению контроля над предприятиями 3) искусственное поддержание не рентабельных предприятий за счет рентабельных 4) невозможность четкого отслеживания перераспределения фондов между своими предприятиями.
Этапы жизненного цикла:
1. Рождение – основная цель - выживание, а также организация должна концентрировать свое внимание на новшествах. Метод управления – высокая централизация власти. Здесь требуется наивысшая сплоченность коллектива. Со стороны руководителя д.б. тщательный контроль за действиями исполнителей.
2. Детство – самый опасный этап. Цель – получение краткосрочной прибыли. Организация должна ориентироваться на конкурентную борьбу. Главное не проиграть конкурентную борьбу. Тип управления – небольшая группа единомышленников. Внутренний рост организации. Ставится акцент на отношения в коллективе, мы должны следить за профессионализмом нашего персонала, мы не должны нанимать тех, кого знаем. Главное – профессионализм.
3. Отрочество – быстрый рост размеров. Организация достаточно активно меняется. Цель – ускоренный рост фирмы. Она должна вырасти как можно больше. Ставится акцент – на завоевание доли рынка, расталкивая конкурентов «локтями». Метод управления – делегирование полномочий. Организация задумывается о будущем, разрабатывает стратегии на будущее, например, бизнес – план.