Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 19:30, курсовая работа
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты формирования имиджа;
2. Определить функции, которые он выполняет.
3. Рассмотреть факторы, которые влияют на формирование имиджа .
4. Описать процедуру и методику исследования.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…...3
ГЛАВА І.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА РУКОВОДИТЕЛЯ……………………………………………………………….9
1.1.Понятия и сущность имиджа…………………………………………….…..9
1.2. Имидж, его функции и механизм формирования.. ……………..…….….12
1.3.Психологические особенности имиджа руководителя и его проявления в деятельности…………………………………………….…………………….....18
ГЛАВА ІІ. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИМИДЖА РУКОВОДИТЕЛЯ ……………………………………………………………..25
2.1.Программа исследования……………………………………………………25
2.2.Анализ результатов эмпирического исследования ………………….……26
2.3.Практические рекомендации по формированию имиджа руководителя…………………………………………………………………..…47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...…52
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...55
В акте управленческого воздействия у руководителя появляется необходимость убедительно довести до подчиненного информацию о принятом решении и добиться его выполнения, что отражается в стиле руководства, который проявляется в индивидуальной модели поведения, приемах и навыках управления подчиненными. В связи с этим, степень воздействия будет зависеть от того, насколько в структуре имиджа выделены наиболее значимые качества субъекта, с одной стороны, а с другой, подобраны аргументы, воздействующие на социальные ожидания личности или группы. Поэтому, неотъемлемым свойством имиджа выступает его воздейственность, которое понимается нами, как направленное влияние имиджа руководителя на сознание своих подчиненных, с целью реализации принятого решения. Основой этого влияния является целенаправленная деятельность – система четко продуманных действий, позволяющих воздействовать на сознание подчиненных всей совокупностью характеристик личности руководителя[13]. В связи с этим, модель поведения руководителя обязательно должна быть насыщена выразительными движениями, мимикой, жестами, благодаря которым изменяется не только восприятие его речевых паттернов, но и всей совокупности его психологических характеристик.
Устойчивое позитивное представление подчиненных о своем руководителе, является основанием их уверенных действий при выполнении задач, решаемых коллективом. В виду этого, у руководителя коллектива реально существует необходимость подтверждения своей способности успешно руководить, что формирует его позитивный образ и повышает доверие к нему со стороны его подчиненных. На основании этого вывода, мы выделили ещё одно свойство имиджа – устойчивость, которое понимается как представленность в модели поведения руководителя неизменных личностных характеристик, которые позволят подчиненным формировать определенное впечатление о нем.
Имидж - это целостный образ. Целостность имиджа руководителя коллектива выступает характеристикой сбалансированности его личностных качеств и их внешних проявлений. В этом случае имидж руководителя коллектива будет не только гармоничным, но и максимально эффективным. Целостность обеспечивает понимание действий руководителя и близость их оценок со стороны его подчиненных.
Кроме этого, выделена важная характеристика имиджа - презентабельность, рассматриваемая нами как специально сформированная и наиболее информативно насыщенная составляющая его образа. Эта характеристика отличает и выделяет носителя имиджа среди подобных других, позволяет успешно позиционироваться в сознание социального окружения. Презентабельность подчеркивает наиболее значимые качества объекта и одновременно воздействует на социальные ожидания личности или группы[14].
Рассмотрим некоторые из них подробнее. Основа имиджа руководителя – профессионально важные качества личности руководителя. Среди них особое место занимают психологические качества, которые позволяют руководителю реализовать знания, умения и достигать намеченных целей и задач. В управленческой деятельности значение имеют такие качества, как эмпатия, искусство убеждать, доступность, коммуникабельность, способность поддерживать обратную связь, соответствие должностному статусу.
Трудовой коллектив, рассматриваемый нами как целевая группа, которую охватывает своим воздействием имидж руководителя, имеет устоявшиеся традиции, нормы и ценности. Помимо этого, в коллективе имеется представление (иногда не совсем правильное) о месте и роли руководителя в процессе деятельности. Вместе они формируют соответствующие ожидания у работников относительно поступков и действий руководителя в различных ситуациях. От того, каким образом, и с каким успехом реализует эти ожидания, а трудовой коллектив решит задачу, настолько будет высока оценка его деятельности и имиджа[14].
Избираемая руководителем модель поведения должна находиться в неразрывном единстве с деятельностью, которая предполагает выполнение определенного алгоритма действий. Несвойственные складывающейся обстановке поступки и действия руководителя, приводят к конфликту представлений подчиненных о своем руководителе, что разрушает целостность его имиджа.
Формирование, а в дальнейшем и совершенствование имиджа руководителя, во многом происходит в процессе общения, на основе межличностного восприятия, что проявляется в более выраженной оценочной окраске, в более прямой зависимости представления о руководителе, от чувства удовлетворения, появившегося у воспринимающего его субъекта в результате взаимодействия с ним.
Обращает на себя внимание тот факт, что имидж руководителя формируется во многом благодаря достижению положительного результата в совместной деятельности. Успех позитивно окрашивает в сознании подчиненных качества, ранее проявленные руководителем. Благодаря этому, его имидж насыщается положительными характеристиками и приобретает потенциал влияния, основанный на высокой степени вероятности достижения поставленной им цели. В связи с этим, уровень доверия к решениям руководителя возрастает, повышается уверенность в действиях подчиненных, что в целом повышает эффективность управления[15].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что имидж руководителя обладает важным свойством - психологически воздействовать на сознание подчиненных и регулировать их поведение. Результаты этого воздействия проявляются в формирующейся социальной установке готовности выполнить распоряжение руководителя.
Реализация механизма влияния происходит в процессе интериоризации, в ходе которого в сознании подчиненных происходит формирование имиджа руководителя, складывающегося в результате усвоения внешней, реально представленной его деятельности. В отечественной психологии интериоризация трактуется как преобразование структуры предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания. Происходит превращение интерпсихологических (межличностных) отношений в интерпсихологические (внутриличностные отношения с самим собой).
В.Н. Мясищев исследовал личность с позиции теории отношений, в которой рассматривал отношения как «систему временных связей человека как личности – субъекта со всей действительностью или с отдельными её сторонами».
Между тем, до того как образуются отношения в результате взаимодействия руководителя и подчиненного, в сознании последнего сформируется имидж, который заложит основу будущих отношений. Имидж насыщает необходимой информацией сознание, давая возможность определиться, каким образом выстроить дальнейшие взаимоотношения с партнером по общению. Схематично динамика этого процесса показана на рисунке 2.
Рис. 1. Роль имиджа в формировании отношений.
В отечественной школе психологии сложилось представление о том, что формирование межличностных отношений происходит на эмоциональной основе. Это означает, что они возникают и складываются в результате определенных чувств, рождающихся по отношению друг к другу. В частности различаются две большие группы чувств: конъюнктивные, объединяющие и сближающие людей, и дизъюнктивные, разъединяющие, когда партнер по общению воспринимается как фрустрирующий объект, по отношению, к которому не возникает желания сотрудничать. Эмоции и чувства влияют на процесс общения и способны повлиять на оценку партнера в широком (позитивно - негативном) диапазоне. В свою очередь, имидж выступает в качестве конечного оценочного продукта коммуникации с одной стороны, и с другой, является основой для выстраивания определенных отношений с партнером по общению или совместной деятельности. При этом имидж руководителя воздействует на межличностные и на опосредованные совместной деятельностью отношения[15].
Таким образом, можно предположить, что формирование имиджа происходит на основе сопоставления нового, с уже имеющимся во внутреннем плане сознания образом, на фоне оценки результатов совместной деятельности.
Психологический анализ деятельности, проведенный отечественными психологами, позволил выявить систему профессионально важных качеств руководителя. В процессе управленческой деятельности появляется необходимость воплощения имеющихся качеств личности руководителя, в понятный и привлекательный образ руководителя. Имидж руководителя превращается в составляющую его ресурса управления, в инструмент управления трудовым коллективом. Цель совершенствования имиджа руководителя - повышение эффективности управленческой деятельности. Завершая рассмотрение места имиджа руководителя в процессе управленческой деятельности, можно сделать вывод о том, что имидж выполняет важную связующую, организующую роль между целью стоящей перед организацией, руководителем и способом ее достижения всеми участниками деятельности.
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ
В соответствии с целью исследования, проведено теоретико-методологическое обоснование и выявление психологических условий, формирования позитивного имиджа руководителя.
Уточнено понятие имиджа руководителя, который представляет собой эмоционально окрашенный, социально-значимый образ руководителя, имеющий характер стереотипа, сложившийся в сознании его социального окружения, оказывающий психологическое влияние на поведение подчиненных и самого руководителя.
Всё это позволило наметить основные направления эмпирического исследования особенностей имиджа руководителя.
ГЛАВА ІІ. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ИМИДЖА РУКОВОДИТЕЛЯ.
2.1. Программа исследования
Исследование носило планомерный и поэтапный характер и включало в себя последовательное проведение следующих достаточно условных этапов.
На первом этапе осуществлено уточнение и конкретизация инструментария, критериев и показателей сформированности имиджа руководителя.
На втором этапе, с учетом уточненных критериев и показателей оценки имиджа руководителя, двумя батареями тестов были обследованы рядовые сотрудники и руководители трудовых коллективов. Это позволило исследовать, а затем создать типологию существующих в настоящее время имиджей руководителей, а так же выявить условия и факторы их сформировавшие. Основу первой батареи тестов, предназначенной для исследования и выявления внешних психологических условий, составили: методика Т. Лири, метод личностного дифференциала, методики
А.Я. Анцупова, и М. Рокича. Этими методиками обследовались рядовые сотрудники, принимающие участие в эксперименте.
Во вторую батарею тестов, предназначенную для изучения внутренних психологических условий помимо указанных методик, вошли: методики А.Л. Журавлёва (экспертной оценки личностных качеств руководителя),
Р. Кеттела и методика изучения социально–психологических установок . Этими методиками обследовались руководители. Кроме этого, в качестве экспертов были привлечены руководители организаций и их заместители. В констатирующем эксперименте приняло участие 150 (Сто пятьдесят) сотрудников и 30 (Тридцать) руководителей подразделений 5 (Пяти) организаций г. Старый Оскол и г. Белгород, 10 (Десять) экспертов.
Ранее, на основе проведенного теоретического анализа, выделены следующие свойства имиджа руководителя: адекватность, воздейственность, устойчивость, целостность. С учетом этих свойства были разработаны критерии и показатели оценки имиджа руководителя.
В самом общем смысле под критериями (от греч. kriterion - средство для суждения) понимаются «признаки, на основании которых производится оценка, определение или классификация чего-либо; мера суждения, оценка какого-либо явления, мерило оценки» . Критерии отражают сущностную изменчивость явления (предмета исследования). Степень выраженности того или иного критерия представляют, с учетом системы показателей, репрезентирующих качественные и количественные характеристики отдельных свойств, элементов и состояний предмета изучения и оценки.
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования
Ранее, на основе проведенного теоретического анализа, выделены следующие свойства имиджа руководителя: адекватность, воздейственность, устойчивость, целостность. С учетом этих свойства были разработаны критерии и показатели оценки имиджа руководителя.
В самом общем смысле под критериями (от греч. kriterion - средство для суждения) понимаются «признаки, на основании которых производится оценка, определение или классификация чего-либо; мера суждения, оценка какого-либо явления, мерило оценки». Критерии отражают сущностную изменчивость явления (предмета исследования). Степень выраженности того или иного критерия представляют, с учетом системы показателей, репрезентирующих качественные и количественные характеристики отдельных свойств, элементов и состояний предмета изучения и оценки. При определении критериев оценки имиджа руководителя, использовались результаты многостороннего опроса экспертов, в качестве которых выступали, профессионалы высокой квалификации: руководители организаций и их заместители.
В результате различными экспертами были выделены следующие критерии, формирующие имидж руководителя:
Информация о работе Эмпирическое исследование имиджа руководителя