Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 19:30, курсовая работа
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты формирования имиджа;
2. Определить функции, которые он выполняет.
3. Рассмотреть факторы, которые влияют на формирование имиджа .
4. Описать процедуру и методику исследования.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…...3
ГЛАВА І.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА РУКОВОДИТЕЛЯ……………………………………………………………….9
1.1.Понятия и сущность имиджа…………………………………………….…..9
1.2. Имидж, его функции и механизм формирования.. ……………..…….….12
1.3.Психологические особенности имиджа руководителя и его проявления в деятельности…………………………………………….…………………….....18
ГЛАВА ІІ. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИМИДЖА РУКОВОДИТЕЛЯ ……………………………………………………………..25
2.1.Программа исследования……………………………………………………25
2.2.Анализ результатов эмпирического исследования ………………….……26
2.3.Практические рекомендации по формированию имиджа руководителя…………………………………………………………………..…47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...…52
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...55
Рис. 2. Группы руководителей, выделенные после анализа результатов тестирования методикой Т. Лири.
В первую группу
были определены руководители, оценка
которых по всем первым
Во вторую группу были включены руководители, оценка которых подчиненными по 2 - 3 из первых четырех октантов преобладала над оценкой по следующим четырем и была больше или равна единице. Подчиненные воспринимают таких руководителей как уверенно-доминирующих, стремящихся занять обособленную позицию и отличающихся категоричностью отстаивания собственной позиции, что иногда мешает сформировать групповое мнение и объединить коллектив для достижения целей. Кроме этого, проявляющееся неприятие мнения подчиненных приводит к возникновению некоторой отстранённости в межличностных отношениях с подчиненными, что мешает оптимально использовать их возможности и интересы.
В третью группу были отнесены руководители, оценка которых подчиненными по первым четырем октантам не превышала оценку по следующим четырем и была меньше или равна единице. Руководители этой группы (7) воспринимаются как пассивно-доверчивые, избегающие активного социального контакта и принимающие иногда решения, ориентированные на поддержание значимых отношений, имеющихся с некоторыми членами коллектива. Делегируемые подчиненными возможности по решению широкого спектра управленческих проблем приводит к тому, что руководство этой категории рассматривается иногда подчиненными как половинчатое и недостаточное.
Таким образом, проделанный анализ позволил выделить три группы руководителей, каждая из которых имеет свой имидж. Наглядное отображение сложившегося о них представления у подчиненных показано на
рисунке 3.
Рис. 3. Имиджи руководителей трудовых подразделений в представлении подчиненных сотрудников.
*Отмечены корреляции значимые на уровне p < 0,05. Объем выборки N = 30 | ||||||||
Октанты |
Авторит. |
Эгоист. |
Агрессив. |
Подозр. |
Подчинен. |
Зависим. |
Дружел. |
Альтруист |
Авторитарность |
1 |
0,37 |
0,43* |
-0,32* |
-0,25 |
-0,34* |
0,23 |
0,32* |
Эгоистичность |
0,37* |
1 |
0,63* |
0,35* |
-0,08 |
-0,08 |
-0,25 |
-0,06 |
Агрессивность |
0,43* |
0,63* |
1 |
0,31 |
0,04 |
-0,02 |
0,04 |
0,14 |
Подозрительность |
-0,32 |
0,35* |
0,31 |
1 |
0,55* |
0,51* |
-0,25 |
-0,16 |
Подчиненность |
-0,25 |
-0,08 |
0,04 |
0,55* |
1 |
0,77* |
0,05 |
-0,11 |
Зависимость |
-0,34* |
-0,08 |
-0,02 |
0,51* |
0,77* |
1 |
0,01 |
-0,08 |
Дружелюбие |
0,23 |
-0,25 |
0,04 |
-0,25 |
0,05 |
0,01 |
1 |
0,57* |
Альтруистичность |
0,32* |
-0,06 |
0,14 |
-0,16 |
-0,11 |
-0,08 |
0,57* |
1 |
Дальнейшее исследование переменных проходило с использованием математического обеспечения программы Statistika –5. Все переменные были проверены на нормальность распределения признака, определены средние арифметическое `C и квадратическое отклонение (s), рассчитаны показатели асимметрии (А) и эксцесса (Е). Расчеты подтвердили нормальность распределения признаков.
Для сопоставления эмпирических распределений признаков был проведен корреляционный анализ (корреляция Пирсона), позволивший уточнить имеющиеся между переменными корреляционные связи.
Таблица 3
Таблица характеристик, сформировавших имидж руководителей в представлении подчиненных (методика Т. Лири).
Анализ корреляционных связей, позволяет выделить характеристики, определившие имидж руководителей в представлении подчиненных. Как видно из данных, представленных в таблице, сформировавшийся имидж руководителей определили такие качества, как уверенность, доминантность, энергичность, целеустремленность (1 - 4 октанты). Имеющиеся тесные связи между показателями этих октантов подтверждает ранее сделанный вывод о том, что имидж руководителей носит доминантный характер. Подчиненные видят своих руководителей уверенными, требовательными, резкими в оценках, настойчиво добивающихся целей, стоящих перед подразделениями, и нетерпимыми к негативным проявлениям в поведении подчиненных.
Однако данные описательной статистики и корреляционного анализа, не вскрывают глубинных характеристик, а лишь частично определяют содержание компонентов составляющих имидж руководителя. Кроме этого, не ясны причины, которые явились основанием для его формирования. Поэтому для их выяснения и конкретизации был проведен факторный анализ.
При выборе числа факторов выделяемых для анализа, я руководствовалась существующим критерием Кайзера, согласно которому рекомендуется рассматривать лишь те факторы, чьи собственные значения превышают 1. Эта процедура была осуществлена с использованием графического критерия Scree-test (критерий каменистой осыпи). Это графический критерий, позволяющий приближенно оценить число факторов в модели. Полученные факторы представлены на рисунке 4.
Рис. 4. График собственных значений критерия Scree-test для выбора числа факторов.
На основании построенного графика (где по оси ординат отложены номера собственных значений, по оси абсцисс – соответствующие численные значения), можно определить оптимальное для анализа и интерпретации число факторов. Так, координата точки, в которой убывание зависимости замедляется наиболее сильно, определяет число факторов. Согласно выбранному критерию для нашей выборки по исследуемым показателям, осыпание замедляется наиболее существенно в точке с координатами 3. Следовательно, при формировании имиджа руководителя, определяющими будут 3 фактора, наиболее существенно влияющие на складывающееся у подчиненных представление о своих руководителях.
Необходимо отметить, что существование и влияние этих факторов во многом обусловлено условиями, которые совокупностью своего воздействия повлияли на сформировавшийся имидж руководителей, во многом предопределили его восприятие и оценку. На основании расчетов графического критерия Scree-test (критерий каменистой осыпи) проведен факторный анализ, результаты которого представлены в таблице 4.
Таблица. 4.
Факторные нагрузки (Вращение: нормализованный варимакс) Метод анализа: главных компонент *Отмеченные нагрузки p > 0,7 | |||
Переменные |
Фактор 1 |
Фактор 2 |
Фактор 3 |
I. Авторитарность |
-0,42 |
0,59 |
0,42 |
II. Эгоистичность |
-0,01 |
0,89* |
-0,22 |
III. Агрессивность |
0,11 |
0,88* |
0,13 |
IY. Подозрительность |
0,75* |
0,34 |
-0,29 |
Y. Подчиненность |
0,90* |
-0,05 |
0,05 |
YI. Зависимость |
0,89* |
-0,11 |
0,03 |
YII. Дружелюбие |
0,03 |
-0,11 |
0,89* |
YIII. Альтруистичность |
-0,07 |
0,11 |
0,83* |
Сумма переменных |
2,37 |
2,06 |
1,81 |
Среднее значение переменной |
0,30 |
0,26 |
0,23 |
Факторные нагрузки переменных (методика Т. Лири).
Для полноты анализа факторной нагрузки, позволяющей уточнить, какая из переменных в наибольшей степени влияет в целом на оценку руководителей, была выполнена процедура исследования собственных значений и дисперсии выделенных факторов, что позволило уточнить на какую часть исследуемой совокупности признаков она распространяется. Результаты исследования представлены в таблице 5.
Таблица 5
Собственные значения и дисперсии выделенных факторов.
Метод выделения факторов по главной компоненте.
Наименование фактора |
Собственные значения фактора |
Процент общей дисперсии (%) |
Накопленные собственные значения |
Кумулятивный процент дисперсии |
1 отрицательных качеств |
2,55 |
31,88 |
2,55 |
31,88 |
2 позитивных качеств |
2,05 |
25,66 |
4,60 |
57,54 |
3 поддержки |
1,64 |
20,56 |
6,25 |
78,10 |
Полученные результаты позволяют отметить, что первый фактор, названный нами фактором отрицательных качеств, имеет наибольший процент общей дисперсии (32%) и показывает, что влияние этого фактора достаточно велико и объединяет в себе такие показатели со значимой нагрузкой (p>0,7), как: подозрительность (0,75), подчиненность (0,90), зависимость (0,89). Рассматриваемая совокупность признаков, объединенных данным фактором, характеризует проявления личностных качеств руководителей, которые в целом отрицательно отражаются на представлении о них у подчиненных. Именно на них «смещен ракурс воздействия» и поэтому акцентируются лишь определенные качества руководителей.
Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что подчиненные острее реагируют на проявление руководителем таких качеств как чрезмерная критичность, требовательность переходящая в придирчивость, уступчивость, неуверенность в себе, тревожность, проявления конформизма. Можно заметить, что эти качества относятся к личностному компоненту имиджа, но в негативном аспекте их проявлений, способном своим единичным проявлением разрушить его целостность и в целом изменить представление о руководителе.
Второй фактор – позитивных качеств, имеет процент общей дисперсии, равный (25,66%), объединил в себе такие показатели со значимой нагрузкой (p >0,700) как: эгоистичность (0,89), агрессивность (0,88). Эти показатели подтверждают наши выводы о ведущей роли в формировании имиджа руководителя таких качеств как уверенность в себе, настойчивость, нацеленность на достижение результата, энергичность.
Полученные результаты исследования позволяют предположить, что данные характеристики во-многом связаны со стилем руководства руководителей и их нацеленностью, прежде всего, на решение коллективом текущих задач. В целом, это соответствует требованиям, предъявляемым к развитию профессионально–важных качеств руководителя, однако, это ещё и пример для подчиненных, носитель ценностей, знаний, традиций, которые передаются не только в ходе делового сотрудничества, но и в процессе межличностного общения.
Третий фактор – поддержки, с общей дисперсией – (20,56%), объединяет (78,1%) совокупности руководителей с такими показателями значимой нагрузки (>0,700) как: дружелюбие (0,89); альтруистичность (0,83), характеризует проявления у руководителей способности к эмпатии, компромиссу и отзывчивости. Рассматриваемая совокупность признаков, объединенных данным фактором, позволяет сделать вывод о том, что даже незначительное умение проявить эти способности находит отклик у подчиненных, что свидетельствует об их желании и готовности к более тесному социальному контакту со своим руководителем. По моему мнению, именно этот фактор показывает на имеющийся потенциал управленческого ресурса руководителя, который позволил бы смягчить возникающие в процессе деятельности конфликты, недопонимание между сотрудниками, что в целом, сделало бы имидж руководителя более сбалансированным.
Таким образом, проделанный анализ рассчитанных факторов, позволяет выделить среди них два доминирующих (1 и 2), которые наиболее активно и одновременно разнонаправленно влияют при формировании имиджа руководителя. Проявление этой разной направленности заключается в том, что подчиненные, с одной стороны, отмечают у руководителей развитые лидерские качества, умение руководить, потребовать, а с другой - подчиненность и зависимость (видимо при общении со старшими начальниками). Разрешение этого противоречия по моему мнению возможно при повышении управленческой культуры руководителя и более активного социального взаимодействия, разъясняющего место и роль руководителя в организации.
Лидерство укрепляет управленческий статус руководителя, повышает его социальную активность и придает весомость принимаемым решениям. Известно, что суть лидерства заключается в осуществлении целенаправленного влияния на исполнителей со стороны субъекта деятельности для достижения поставленной цели. В практической деятельности руководители стремятся стать лидерами, в виду того, что в трудовых подразделениях эффективность коллективных действий требует оперативности. В виду этого, в организации происходит институциализация лидерства, его трансформация в руководство, которое, опираясь на властные позиции, выходит на передний план управления.
Информация о работе Эмпирическое исследование имиджа руководителя