Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 19:45, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить сущность и методику проведения SWOT-анализа, провести SWOT-анализ предприятия и определить направления совершенствования конкурентного положения предприятия.
Объект исследования – ОАО «Пинский комбинат хлебопродуктов».
Предмет исследования – конкурентное положение предприятия на рынке.
Задачи курсовой работы:
Введение………………………………………………………………………
5
1 Теоретические основы анализа внешней и внутренней среды предприятия…………………………………………………………………..
6
1.1 Свойства внешней среды предприятия……………………………….
6
1.2 Внутренняя среда функционирования предприятия…………………
14
1.3 Сущность и методика проведения SWOT-анализ предприятия…….
16
2 SWOT-анализ ОАО «Пинский комбинат хлебопродуктов» ……………
23
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Пинский комбинат хлебопродуктов»………………………………………………….
23
2.2 Стратегический SWOT-анализ предприятия…………………………
28
3 Предложения по снижению негативного влияния внешней среды на ОАО «Пинский комбинат хлебопродуктов»……………………………….
31
Заключение………………………………
Внутренняя среда предприятия состоит из ряда подсистем:
1) экономическая - совокупность отношений по поводу использования ограниченных ресурсов в целях удовлетворения общества в товарах (услугах), получения прибыли и эффективного расширенного воспроизводства труда и капитала;
2) Техническая - взаимосвязанная и взаимоо6условленная совокупность техники с технологической, экономической и организационной подсистемами, обеспечивающая решение конкретных задач по техническому вооружению производства;
3) организационная - позволяет рационально использовать оборудование, предметы труда, производственные площади, трудовые ресурсы, информацию;
4) социальная - совместно с экономической формирует цели производства, принципы и методы его организации, обусловлена тем, что люди в процессе совместного труда вступают в определенные социальные отношения;
5) финансовая - совокупность источников и направлений использования денежных средств для осуществления процессов производства и управления [20, c. 203].
Подсистемы характеризуются определенной структурой, между отдельными подсистемами складываются определенные взаимозависимости, пропорции, от которых зависит эффективность деятельности предприятия. На протяжении жизненного цикла предприятия соотношение постоянного (машины, оборудование, транспортные средства) и переменного (труд) капитала непрерывно изменяется. Возможность замещения труда капиталом и капитала трудом характеризуется предельной нормой технологического замещения факторов производства.
Внутреннюю среду функционирования предприятия формируют следующие взаимосвязанные группы факторов:
Современная организация – сложная органическая система. Все, что находится внутри такой системы, называется внутренней средой организации. Анализ этой среды должен быть системным и многофакторным.
При стратегическом анализе вся внутренняя среда организации, а также ее отдельные подсистемы и компоненты, по существу, рассматриваются как стратегический ресурс организации. Таким образом, стратегический анализ внутренней среды данной организации в зависимости от конкретной ситуации может быть в той или иной степени уникальным, но при этом обязательно должно выдерживаться главное условие – полнота стратегического анализа, его качество и конечная эффективность [17, c. 162].
Наиболее известное внутреннее разделение – это выделение в организации структурных подразделений и традиционных функциональных подсистем. К первым относят департаменты, отделы, сектора и т.д., вторые – это службы планирования, маркетинга, финансов, персонала и т.д. Разделение с позиций стратегического анализа должно обеспечить полноту и правильное стратегическое видение организации в целом.
Учитывая современное состояние стратегического менеджмента, рекомендуется следующая структура стратегического анализа внутренней среды организации:
- стратегический анализ отдельных бизнесов организации;
- стратегический анализ функциональных подсистем;
- стратегический анализ основных структурных подразделений;
- стратегический анализ всех бизнес – процессов организации.
Данной структуре стратегического анализа внутренней среды организации соответствует структурное построение процесса разработки стратегии организации и, следовательно, итоговая структура ее общей (корпоративной) стратегии.
1.3 Сущность и
методика проведения SWOT-
Стратегический анализ внешней
и внутренней среды – важнейший этап разработки
успешной долгосрочной программы развития
компании.
Стратегический анализ внешней и внутренней
среды предприятия уделяет особое внимание
двум группам факторов: во-первых, условиям
в отрасли и конкуренции; во-вторых, конкурентоспособности,
положению на рынке, сильным и слабым сторонам
компании.
Стратегические решения связаны
скорее с внешними, чем с внутренними проблемами
компании, в особенности решения по выбору
номенклатуры продукции и сегментов рынка.
Причем на эти стратегические решения
могут сказываться как факторы «ближнего»,
так и «дальнего окружения компании».
Поэтому, внешний анализ, помимо оценки
рыночной конъюнктуры, должен охватывать
такие сферы, как экономика, политика,
технология, международное положение
и социально-культурное поведение («дальнее
окружение»), т. е. проводиться в соответствии
с моделью GETS, что означает четыре группы
внешних сил давления:
Анализ проводится в контексте выявления возможностей и угроз «дальнего окружения», факторы которого оцениваются в плоскости: влияние на компанию – вероятность их реализации.
Исследование деятельности компании в контексте внешней среды предполагает также анализ общей ситуации и конкурентных условий отрасли («ближнее окружение»). Цель такого анализа – оценка семи ключевых факторов внешней среды:
1. Основные экономические характеристики отрасли. Размер и темпы роста рынка, масштабы конкуренции, количество компаний-участников, их относительные размеры, условия входа в отрасль и выхода из нее, степень вертикальной интеграции, темпы технологических изменений, размеры экономии на масштабе и за счет эффекта обучаемости, степень стандартизации или персонализации продукции компаний-конкурентов, уровень прибыльности.
2. Формы и интенсивность конкуренции. В отрасли присутствуют обычно пять факторов конкуренции: соперничество между участниками отрасли, возможность вхождения в отрасль новых конкурентов, конкуренция со стороны производителей товаров-заменителей, влияние поставщиков, влияние компаний-потребителей. Задача анализа конкуренции в отрасли — оценить каждый фактор, определить уровень конкурентного давления и выработать стратегию конкуренции, чтобы, во-первых, по мере возможности обезопасить компанию от воздействия пяти факторов конкуренции, во-вторых, использовать правила конкуренции в отрасли на благо компании, в-третьих, достичь конкурентного преимущества.
3. Причины изменений в
структуре конкуренции и
4. Сильные и слабые конкуренты. Разработка карты стратегических групп – ценный (если не необходимый) инструмент для оценки и сравнения рыночных позиций конкурирующих компаний. Соперники, принадлежащие к одной либо соседствующим стратегическим группам, активно конкурируют друг с другом, а компании, принадлежащие к удаленным стратегическим группам, как правило, не являются конкурентами вовсе.
5. Возможные действия конкурентов. Этот этап аналитического анализа включает в себя анализ стратегий конкурентов, выявление сильных и слабых соперников, оценку их конкурентных возможностей, прогноз их ближайших действий. Хорошо налаженный сбор информации о сопернике позволяет предугадать его действия, подготовить эффективные контрмеры и включить их в план действий компании. Менеджеры, не изучающие конкурентов, рискуют получить неприятный сюрприз в виде неожиданных действий соперников. Компания не может рассчитывать на победу, если не отслеживает и не прогнозирует деятельность конкурентов.
6. Ключевые факторы успеха в конкурентной борьбе. Ключевые факторы успеха – это стратегия, конкурентные возможности, результаты деятельности, определяющие коммерческий успех или провал компании, и ее конкурентоспособность. Ключевые факторы успеха играют огромную роль, поэтому все компании должны их выявлять и анализировать. Четкое представление о факторах, играющих решающую роль в достижении долгосрочного конкурентного преимущества, способствует разработке успешной стратегии.
7. Общая привлекательность отрасли и перспективы прибыльности факторы привлекательности и непривлекательности, специфические проблемы отрасли, благоприятные и неблагоприятные перспективы получения прибыли). Если отрасль признана привлекательной, есть смысл избрать агрессивную стратегию, направленную на упрочение конкурентной позиции, расширение продаж, развитие производственной базы и обновление оборудования. В противном случае, следует искать другие возможности – слабые компании будут поглощены конкурентами, в то время как сильные ограничат инвестирование и изберут стратегии снижения затрат и (или) инновационные для повышения конкурентоспособности и обеспечения прибыльности в долгосрочной перспективе. Иногда, в целом непривлекательная отрасль, может привлечь внимание компании с хорошими позициями и необходимыми ресурсами и опытом, позволяющими отвоевать долю рынка у более слабых конкурентов.
В процессе анализа положение компании исследуется по пяти параметрам:
В полном объеме стратегический анализ доступен лишь очень крупным компаниям. Однако в условиях динамично изменяющейся среды, даже для сравнительно небольших предприятий, одной интуиции руководителя становится недостаточно для успешных действий на рынке. Этим обусловлена необходимость постановки в таких компаниях ограниченных, более «дешевых» вариантов выработки стратегий. Поэтому, как основной инструмент регулярного стратегического управления, предлагается выбрать матрицу «качественного» стратегического анализа (SWOT).
Таким образом, SWOT-анализ – это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).
SWOT-анализ в долгосрочной
программе развития предприятия
SWOT-анализ – это