Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 19:45, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить сущность и методику проведения SWOT-анализа, провести SWOT-анализ предприятия и определить направления совершенствования конкурентного положения предприятия.
Объект исследования – ОАО «Пинский комбинат хлебопродуктов».
Предмет исследования – конкурентное положение предприятия на рынке.
Задачи курсовой работы:
Введение………………………………………………………………………
5
1 Теоретические основы анализа внешней и внутренней среды предприятия…………………………………………………………………..
6
1.1 Свойства внешней среды предприятия……………………………….
6
1.2 Внутренняя среда функционирования предприятия…………………
14
1.3 Сущность и методика проведения SWOT-анализ предприятия…….
16
2 SWOT-анализ ОАО «Пинский комбинат хлебопродуктов» ……………
23
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Пинский комбинат хлебопродуктов»………………………………………………….
23
2.2 Стратегический SWOT-анализ предприятия…………………………
28
3 Предложения по снижению негативного влияния внешней среды на ОАО «Пинский комбинат хлебопродуктов»……………………………….
31
Заключение………………………………
-формирование рынка сбыта продукции;
-в формировании, поддержании и развитии конкурентного образа торговой марки (проведение рекламных компаний, издание рекламных каталогов);
-в применении инструментов
маркетинга, обеспечивающих качественную
информационную поддержку
Основными оптовыми потребителями муки на внутреннем рынке являются филиалы «Хлебпрома»:
-хлебозаводы в городах Пинск, Столин, Лунинец и Давид-Городок – 10 232 т (51%);
- торговля (ОПС, городская, других областей, фирменная) – 5627 т (28,1%);
- производственные предприятия «Белкоопсоюза»: коопромы Брестской области – 4 151 т (20,7%).
Основными оптовыми покупателями муки на внутреннем рынке являются филиалы «Хлебпрома»: хлебозаводы в городах Пинск, Столин, Лунинец, Давид-Городок – 55 %; предприятия «Белкоопсоюза» в городах Пинск, Столин, Лунинец, Иваново и др. – 20 %; и прочие предприятия розничной и оптовой торговли Брестской области и других областей – 25 %.
Рисунок 2.1 – Структура потребителей продукции ОАО «Пинский КХП» Брестской области в 2013 году, %
Примечание – Источник: собственная разработка
На рисунке 2.1 видно, что основными потребителями комбикормов в 2013 году явились:
- крупные животноводческие комплексы: ОАО «Беловежский», РУСП «СГЦ Западный», СПК «Дворецкий»;
- СПК Пинского, Столинского, Лунинецкого, Ивановского, Ивацевичского, Дрогичинского и других близлежащих районов (47 %);
- присоединенные комплексы «Южное» и СПК «Плещицы» (10 %);
- птицефабрики: ОАО «Пинскрайагросервис», Кобринская, Медновская, Оранчицкая (6%);
- рыбхозы: ОАО «Полесье», РПТУП «Новоселки» (7 %);
- население (6%);
- прочие потребители (1%).
В 2013 году предприятие поставляло продукцию на экспорт. Поставки производились в страны СНГ. Всего поставлено 501 тонна муки ржаной обдирной на сумму 104 тысячи долларов, в том числе в Республику Молдову – 189 тонн, Украину – 60 тонн, Россию – 252 тонны. Удельный вес выручки от реализации на экспорт составил 0,5 %.
В таблице 2.2 представим технологическое и финансовое состояние конкурирующих предприятий и степень их влияния на рынок.
Таблица 2.2 – Технологическое и финансовое состояние конкурирующих предприятий и степень их влияния на рынок
Конкурент |
Преимущества конкурентов на внутреннем рынке |
Недостатки конкурентов |
ОАО Барановичский комбинат хлебопродуктов |
1. Расположен на территории крупного транспортного узла. 2. В зоне обслуживания
находятся крупные 3. Использует давальческое
сырье птицефабрик РО « 4. Модернизированное оборудование. В производстве комбикормов введены в эксплуатацию экструдер и экспандер. 5. Качество соответствует системе менеджмента качества СТБ ИСО 9001. 6. Стабильное финансовое положение. |
Проникновение на традиционные рынки, занимаемые пинским предприятием, сдерживают большие транспортные расходы по доставке продукции. |
ОАО Жабинковский комбикормовый завод |
1. Удобное географическое
расположение (транспортный узел, близость
к областному центру и 2. Качество соответствует системе менеджмента качества СТБ ИСО 9001. 3. Модернизированное 4. Использует современные
маркетинговые технологии в |
Проникновение на традиционные рынки, занимаемые пинским предприятием, сдерживают большие транспортные расходы по доставке продукции. |
ОАО «Брестхлебопродукт» |
1. Расположен в областном центре на территории крупного транспортного узла. 2. Широкий ассортимент
крупяной и мукомольной 3. Использует современное оборудование по фасовке крупы и муки. 4.Качество соответствует системе менеджмента качества СТБ ИСО 9001. |
|
ОАО Дрогичинский комбикормовый завод |
1. имеет унитарное оборудование по производству премиксов, поэтому имеет больше возможностей для использования в производстве комбикормов. 2. Используются современные
маркетинговые технологии в 3. Имеет склад таможенного хранения. |
Предприятие не имеет сертификата соответствия системы менеджмента качества серии ИСО 9000. Сложное финансовое положение. |
Примечание – Источник: собственная разработка
Можно сделать вывод о том, что все предприятия-конкуренты имеют более-менее равное положение на рынке, исходя из своих производственных возможностей.
К основным недостаткам работы конкурентов можно отнести:
- несоответствие
продукции требованиям
- недостаточно
эффективную работу
- недостаточное
внимание к использованию
Таким
образом, продукция предприятия
имеет социально-значимый характер, её
потребление относительно стабильно.
От её качества во многом зависит успех
работы предприятий хлебопечения, животноводческих
и
птицеводческих хозяйств. В тоже время,
предприятие зависит от своих потребителей.
Их платёжеспособность и производственные
мощности во многом определяют состояние
рынков сбыта комбината.
2.2 Стратегический SWOT-анализ предприятия
Для оценки и повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции отделом сбыта и маркетинга ОАО «Пинский комбинат хлебопродуктов» проводится трехуровневое исследование конкуренции:
Эти исследования позволяют выявить слабые и сильные стороны, а также определить угрозы и возможности предприятия.
В таблице 2.3 представим SWOT-анализ ОАО «Пинский комбинат хлебопродуктов». SWOT – это аббревиатура четырех английских слов: S – Strengths –сильные стороны; W – Weaknesses – слабые стороны; O – Opportunities – возможности; T – Threats – угрозы.
Причем сильные и слабые стороны характеризуют саму организацию, а возможности и угрозы – ее внешнее окружение.
Данные SWOT-анализа, позволили определить следующие проблемы в хозяйственной деятельности предприятия, влияющие на его конкурентоспособность (внешние и внутренние факторы среды):
1) В связи со спецификой
продукции имеются
Таблица 2.3 – SWOT-анализ ОАО «Пинский комбинат хлебопродуктов»
Возможности: |
Угрозы: | |
1.Относительная стабильность на рынке. 2. Изменение рекламных технологий 5.Появление новых поставщиков сырья 7.Снижение налогов и пошлин 8.Неудачные действия |
1. Влияние политики государства 3.Изменение покупательских предпочтений 4.Сбои в поставках сырья 5.Рост темпов инфляции 6.Ужесточение законодательства 7.Изменение уровня цен 8.Появление новых конкурентов | |
Сильные стороны: |
«Сила и возможности» |
«Сила и угрозы» |
- Отличный уровень сервиса и обслуживания клиентов - Высокий контроль качества - Высокая квал-ция персон. (мерчендайзинг, скидки) - Широкий ассортимент - Относительная стабильность на рынке |
|
|
Слабые стороны: |
«Слабость и возможность» |
«Слабость и угрозы» |
- Отсутствие подробного страт. пл.развития - неучастие персонала в принятии управл. решений - Отсутствие выделенного бюджета на рекламу |
|
|
Примечание – Источник: собственная разработка
2) Наличие конкурентов
в области не позволяет в
полной мере загрузить
3) Высокая себестоимость
производства продукции
4) Снижение сбыта комбикормов за счет роста предпочтений потребителей продукции более высокого качества.
5) А основным внутренним
фактором среды можно назвать:
недостаток оборотных средств
на расширение
В рамках мероприятий по стратегическому развитию ОАО «Пинский комбинат хлебопродуктов» наиболее значимыми являются:
- расширение ассортимента
продукции, приближенного к европейскому
уровню качества, и на этой
основе повышение
- сокращение непроизводственных расходов с разработкой планов доходов и расходов и установлением ежедневного контроля за их исполнением;
- рост производительности
труда и на основе этого
увеличения объемов
- обновление и техническое
перевооружение производства с
внедрением нового
- корректировка графиков
и маршрутов доставки сырья
от хозяйств сырьевой зоны
с целью исключения
- реализация программ
по энергосбережению и
Реализация стратегических целей предприятия позволит снизить риски сокращения числа работников, продажи части активов, снижения объемов производства и продаж. Обновив оборудование и закупая качественное сырье, предприятие сможет сконцентрировать все ресурсы для улучшения экономического положения.
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ПО СНИЖЕНИЮ НЕГАТИВНОГО
Главной задачей на 2014 гг. ОАО «Пинский комбинат хлебопродуктов» является расширение существующих сегментов и поиск новых рынков сбыта. Наиболее эффективный способ достижения целей – выезды специалистов отдела маркетинга в командировки по регионам Республики для налаживания деловых отношений с предприятиями торговли.
Цели и задачи по сбытовой деятельности.
- завоевание определенной доли рынка по объему реализуемой продукции;
- завоевание определенных позиций на рынках по качеству предлагаемой продукции;
- обеспечение соответствующего роста продаж;
- достижение превосходства над конкурентами.
- проводить мероприятия, повышающие имидж ОАО «Пинский комбинат хлебопродуктов» (участие в выставках, личные встречи с представителями торговых точек, размещение рекламы в средствах массовой информации).
С целью выявления резервов увеличения объемов продаж предлагаем план мероприятий, таблица 3.1.
Таблица 3.1 – План мероприятий по увеличению сбыта на ОАО «Пинский комбинат хлебопродуктов»
Направление |
Содержание мероприятий |
1.Изучение конъюнктуры рынка |
Определение емкости рынка с разбивкой по областям |
Определение доли рынка | |
Изучение причин не максимального заполнения емкости рынка | |
Маркетинговые исследования в отношении продукции конкурентов пользующейся спросом. | |
2. Анализ ценообразования |
Анализ цен на аналогичные виды продукции. |
Концепция ценообразования конкурентов. | |
Анализ затрат на продвижение продукции на рынке. | |
3.Изучение требования заказчика |
Определение объема реализации продукции. |
Анализ изменения числа потребителей. | |
Изучение и анализ количества наименований и видов продукции других комбинатов в торговой сети. | |
4.Изучение конкурентов |
Определение основных конкурентов по регионам |
Выявление особенностей и недостатков продукции, деятельности конкурентов. |
Примечание – Источник: собственная разработка
Для повышения экспорта планируется реализовать следующие мероприятия (таблица 3.2).