Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 19:45, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить сущность и методику проведения SWOT-анализа, провести SWOT-анализ предприятия и определить направления совершенствования конкурентного положения предприятия.
Объект исследования – ОАО «Пинский комбинат хлебопродуктов».
Предмет исследования – конкурентное положение предприятия на рынке.
Задачи курсовой работы:
Введение………………………………………………………………………
5
1 Теоретические основы анализа внешней и внутренней среды предприятия…………………………………………………………………..
6
1.1 Свойства внешней среды предприятия……………………………….
6
1.2 Внутренняя среда функционирования предприятия…………………
14
1.3 Сущность и методика проведения SWOT-анализ предприятия…….
16
2 SWOT-анализ ОАО «Пинский комбинат хлебопродуктов» ……………
23
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Пинский комбинат хлебопродуктов»………………………………………………….
23
2.2 Стратегический SWOT-анализ предприятия…………………………
28
3 Предложения по снижению негативного влияния внешней среды на ОАО «Пинский комбинат хлебопродуктов»……………………………….
31
Заключение………………………………
Рисунок 1.1 – Положение SWOT-анализа в выработке долгосрочной программы развития организации
Примечание – Источник: собственная разработка
Таким образом, любое сегментирование начинается со всестороннего изучения рыночной ситуации, в которой работает компания, и оценки типов возможностей и угроз, с которыми она может столкнуться. Отправной точкой для подобного обзора служит SWOT-анализ, один из самых распространенных видов анализа в маркетинге. Проще говоря, SWOT-анализ позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны фирмы, а также потенциальные возможности и угрозы. Достигается это за счет того, что менеджеры должны сравнивать внутренние силы и слабости своей компании с возможностями, которые дает им рынок. Исходя из качества соответствия делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам.
В целом, проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы, изображенной на рисунке 1.2, так называемой «матрицы SWOT-анализа». В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы.
Сильные стороны предприятия – то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции и т.п.
Возможности (O)
|
Угрозы (T)
| |
Cильные стороны (S)
|
Поле “SO” |
Поле“ST” |
Cлабые стороны (W)
|
Поле“WO” |
Поле“WT” |
Рисунок 1.2 – Стандартная матрица SWOT-анализа
Примечание – Источник: собственная разработка
Слабые стороны предприятия – это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или то, что предприятию пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит его в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.
Рыночные возможности – это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые может использовать предприятие.
Рыночные угрозы – события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.
Отметим, что один и тот же фактор для разных предприятий может быть как угрозой, так и возможностью. Например, для магазина, торгующего дорогими продуктами, рост доходов населения может быть возможностью, так как приведет к увеличению числа покупателей. В то же время, для магазина-дискаунтера тот же фактор может стать угрозой, так как его покупатели с ростом зарплат могут перейти к конкурентам, предлагающим более высокий уровень сервиса.
SWOT-анализ должен
SWOT-анализ может выполняться с применением техники «мозговой атаки». Однако если в задачи входит оценка руководства организации, эта техника окажется малоэффективной, поскольку члены организации могут опасаться высказывать свои настоящие взгляды в присутствии других лиц. Отсюда следует, что необходимо применять также и иные техники, обеспечивающие анонимность конкретным авторам анализа. С этой целью можно, прежде всего, собрать выполненный каждым членом организации анализ, а потом поддать результаты общей верификации и дискуссии. Каждый из пунктов во всех четырех направлениях анализа может оцениваться рядовыми членами организации по схеме: «да», «нет», должен корректироваться (как?).
Качество анализа можно повысить, привлекая к его проведению лиц, не относящихся к организации. Однако благодаря тому, что они не замешаны во внутренних «раскладах» организации, такие лица могут выступить беспристрастными арбитрами, которые в состоянии оценить предложения, а также, ставя особые вопросы, спровоцировать организацию к более обстоятельному переосмыслению своих положений и действий.
При проведении SWOT-анализа, а в особенности анализа шансов и угроз, должны использоваться ранее проведенные исследования общественного мнения. Связь организации с определенной проблемой, вопросом, приписывание ей компетентности в какой-либо сфере, может быть для нее хорошим шансом. Вместе с тем, с точки зрения организации оценка ее определенных действий как весьма непопулярных может стать значительной угрозой. Исследования общественного мнения могут также подтвердить выводы анализа, касающихся слабых и сильных сторон. Даже если организация имеет сильного лидера, но это личность весьма непопулярна в обществе, тяжело приписать ее наличие к сильным сторонам организации. Может оказаться, что такой лидер очень хорошо руководит, но именно его низкая популярность является угрозой для организации.
В целом проведение стратегического анализа поможет структурировать информацию о предприятии и рынке, по-новому взглянуть на текущую ситуацию и перспективы, поставить достижимые цели долгосрочного развития, разработать конкурентоспособный комплекс стратегий достижения этих целей, выработать и осуществить функциональные планы рыночных мероприятий.
2 SWOT-АНАЛИЗ ОАО «ПИНСКИЙ КОМБИНАТ ХЛЕБОПРОДУКТОВ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Пинский комбинат хлебопродуктов»
ОАО «Пинский комбинат хлебопродуктов» – одно из самых старейших предприятий в отрасли хлебопродуктов. После освобождения г.Пинска от фашистских захватчиков в 1944 году, существующая и работающая в г. Пинске обойная мельница влилась в Белтрест «Главмука» под названием «Мельзавод № 13». Доля государства в уставном фонде – 99,96%; юридических лиц негосударственных форм собственности – 0,01%; физических лиц – 0,03%, в т.ч. коллектива комбината – 0,03%.
ОАО «Пинский комбинат хлебопродуктов» является одним из крупных предприятий Брестской области по производству муки, крупы, комбикормов. В настоящее время в состав комбината входят:
- элеватор емкостью 64 тыс. тонн;
- секция сортового помола пшеницы производительностью 130 т/ сутки, с общим выходом муки 75 %;
- крупоцех по производству ячневой крупы производительностью 130 т/сутки, с общим выходом крупы ячневой 65 %;
- комбикормовый цех, производительностью 480 т/сутки, комбикормов со складом силосного типа на 3600 тонн;
- 2-х секционная мельница по производству муки ржаной обдирной и сеяной, производительностью 90 т/сутки, с выходом 70 % муки всего, в т.ч. муки ржаной обдирной 20 % и сеяной ржаной 50 %;
- Лунинецкий производственный участок со складами для хранения 6400 тонн сортовых семян, 8900 тонн рядового зерна, 5700 тонн готовой продукции;
- Столинский производственный участок со складами емкостью 15730 тонн, мини мельницей с суточной производительностью 15 т/сутки, мини пекарней по выпечке хлеба.
В августе 2005 года за имеющиеся долги приобретено поголовье свиней в количестве 6000 голов. По состоянию на 01.01.2014 года оно увеличено до 10032 голов. Основные фонды используются на условиях безвозмездной аренды и находятся в собственности кормовой лаборатории Пинского райисполкома.
Основные экономические показатели деятельности организации за 2011– 2013 годы приведены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Основные экономические показатели деятельности ОАО «Пинский комбинат хлебопродуктов» за 2011-2013 гг.
Показатель |
Год |
Темп роста (%) | |||
|
2011 |
2012 |
2013 |
или изменение (+/-) | |
|
|
|
|
2012г.к 2011 г. |
2013 г.к 2012 г. |
1 Объем производства продукции, млн руб. в действующих ценах |
76355 |
143546 |
305221 |
188,0 |
212,6 |
2 Выручка от реализации продукции, работ, услуг (за минусом налогов и иных обязательных платежей, включаемых в выручку), млн руб. |
88096 |
149964 |
315547 |
170,2 |
210,4 |
3 Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ и услуг, млн руб. |
86034 |
135315 |
283094 |
157,3 |
209,2 |
4. Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг), млн руб. |
2062 |
14649 |
32453 |
710,4 |
221,5 |
5 Рентабельность продаж, % |
2,3 |
9,8 |
10,2 |
+7,5 п.п. |
+0,4 п.п. |
6 Прибыль (убыток) отчетного периода, млн руб. |
774 |
8726 |
14462 |
1127,4 |
165,7 |
7 Чистая прибыль (убыток), млн руб. |
220 |
7078 |
12847 |
3217,3 |
181,6 |
8 Среднегодовая стоимость основных производственных средств, млн руб. |
54241 |
88541 |
142577 |
163,2 |
164,4 |
9 Фондоотдача основных средств |
1,408 |
1,620 |
2,141 |
115,1 |
132,1 |
10 Среднесписочная численность производственного персонала, чел. |
535 |
550 |
565 |
102,8 |
102,7 |
11 Производительность труда, млн руб. |
142,7 |
261,0 |
540,2 |
182,9 |
207,0 |
Примечание – Источник: собственная разработка по данным Приложения А, Б, В, Г
За период 2011-2013 гг. объем производимой продукции увеличивается на 88 % в фактических ценах в 2012 году и в 2,12 раз в 2013 году.
За период 2011-2013 гг. при увеличении выручки от реализации работ, услуг на 110,6 % в 2012 году и возрастания себестоимости продукции на 109,2 % в 2013 году, прибыль от реализации выросла на 121,5 %. Отметим, что себестоимость продукции увеличилась меньшими темпами, чем выручка от реализации, за счет чего и произошел рост прибыли от реализации.
Динамика рентабельности производственной деятельности на протяжении анализируемого периода 2011-2013 гг. растет. Рентабельность продаж продукции выросла на 0,4 п.п. за 2012 год, что намного ниже в сравнении с предыдущим годом, когда рентабельность увеличилась на 7,5 п.п. за год.
Таблица 2.1 свидетельствует об эффективном использовании основных средств так как по показателям прослеживается увеличение: фондоотдача выросла на 32,1 %.
На ОАО «Пинский комбинат хлебопродуктов» на протяжении 2011-2013 гг. прослеживается постоянный рост производительности труда за счет увеличения объемов производимой продукции. В целом предприятие развивается стабильно и получает прибыль.
Одним из важнейших условий достижения устойчивого состояния предприятия является ориентация производства и реализация на наиболее полное удовлетворение запросов покупателей (работа под потребность потребителя). Стабилизировать свою позицию на рынке комбинат сможет благодаря организационным, маркетинговым и другим решениям, заключающимся в следующем:
- в активном завоевании территорий, это оптовый внешний рынок – Украина, Россия; розничный рынок частных подворий;
- в возврате утраченных
рынков (сегмент предприятий «
- в укреплении позиции на новом сегменте рынка (частном секторе Пинского, Ивановского, Лунинецкого и Столинского районов), предлагая товары с различными характеристиками, наиболее полно удовлетворяющими нужды данного сектора рынка, по ценам не выше конкурентов;
-в предложении более качественного товара по сравнению с конкурентами (обеспечивается закупками качественного сырья и подтверждается сертификатом соответствия системы менеджмента качества серии ИСО 9000);
-в укреплении собственной дистрибьюторской сети, позволяющей расширить существующие рынки сбыта (развитие сети в Столинском и Лунинецком районах);