Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 13:40, курсовая работа
Цель исследования - Выявить современные возможности использования музыкального и педагогического наследия П.И. Чайковского.
Задачи исследования:
- изучить жизненный путь и творческое наследие П.И. Чайковского;
- изучить педагогическую деятельность П.И. Чайковского
- на основе проведённого анализа программ для общеобразовательной школы выявить влияние творческих идей и наследия П.И. Чайковского на современное музыкальное образование;
Введение________________________________________________2
Глава 1. Музыкально-педагогическая деятельность П.И. Чайковского : исторический и теоретико – педагогический анализ. __5
Жизнь и творческий путь П.И.Чайковского. _______5
Педагогическая деятельность П.И. Чайковского.___17
Глава 2. Влияние творческого наследия П.И. Чайковского на современное музыкальное образование.____________________________26
2.1 Музыка для детей П.И.Чайковского._______________26
Музыка П.И.Чайковского в современных программах для общеобразовательной школы.____________________40
Практическая работа по изучению произведений П.И.Чайковского.__________________________________57
Заключение______________________________________________72
Список литературы_______________________________________74 /
Введение______________________
Глава 1. Музыкально-педагогическая деятельность П.И. Чайковского : исторический и теоретико – педагогический анализ. __5
Глава 2. Влияние творческого наследия П.И.
Чайковского на современное музыкальное
образование.__________________
2.1 Музыка для детей П.И.Чайковского.______________
Заключение____________________
Список литературы_____________
Введение
Актуальность темы дипломной работы предопределена исторической, теоретической и практической значимостью музыкального и педагогического творчества П.И Чайковского. Наследие Петра Ильича Чайковского, посвятившего себя служению одному из прекраснейших искусств - Музыке - поражает исключительной многогранностью.
Композитор создал сочинения почти во всех музыкальных жанрах: оперы и балеты, симфонии и программные симфонические произведения, концерты и камерно-инструментальные ансамбли, произведения для различных инструментов и, в частности, многочисленные пьесы для фортепиано, хоровые сочинения и кантаты, вокальные ансамбли, романсы и песни. Сборник "Пятьдесят русских песен" переложенных им для фортепиано в четыре руки, музыкально-критические статьи, первый русский учебник "Руководство к практическому изучению гармонии", дневники, почти пять тысяч писем. Всё это составило "Полное собрание сочинений композитора" из 62-х томов музыкальных произведений и около 20-ти литературных произведений и переписки.
Наследие - это не только реликвия. Созданные композитором шедевры, составили основу русского музыкального репертуара ещё в XIX веке и получили жизнь за рубежом. Сегодня они - составная часть мировой культуры. Имя П.И.Чайковского тесно связано с отечественным музыкальным образованием, музыкальным просвещением. Произведения Чайковского идут на сценах всех музыкальных театров в России и за рубежом. Они звучат в исполнении всех оркестров, ансамблей, хоров и солистов.
С 1940 года имя композитора стали носить Московская и Киевская консерватории. А затем - Пермский театр онеры и балета. Ежегодно у памятника у памятника композитору, перед зданием Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского, проводится торжественное открытие Праздника песни в Москве.
Начиная с 1958 года раз в четыре года, в Москве проходит традиционный Международный конкурс музыкантов-исполнителей имени П. И. Чайковского. В нём принимают участие музыканты разных специальностей.
Местом активной музыкально-общественной жизни стал Дом-музей композитора в Клину. Всё большее число почитателей его творчества посещает дом-музей композитора, находящийся на его родине в Воткинске и литературно-мемориальный музей А.С.Пушкина и П.И.Чайковского в Каменке. А в городе Чайковском, расположенном на Воткинском водохранилище, ежегодно проводится фестиваль музыкального искусства.
Музыка Чайковского звучит повсюду: в прославленных театрах и концертных залах (в России и за рубежом), с экранов телевизоров, радиоприёмников и мобильных телефонов. Она звучит в консерваториях, музыкальных училищах, музыкальных школах, в кружках самодеятельности и в каждом доме. Её играют и поют, слушают и изучают. Музыка Петра Ильича Чайковского с нами в будни и в праздники.
Но П.И. Чайковский заслуживает самого пристального внимания не только как композитор, но и как педагог, воспитатель музыкантов разных специальностей и прежде всего композиторов . Его педагогика оказалась тем культурно- историческим феноменом, в котором сфокусировались основные тенденции времени – времени становления в России профессионального музыкального образования, практическим следствием чего явилось формирование композиторских школ и системы профессионального обучения композиторов в России конца 19-20в.
Тема исследования – «Музыкально-педагогическое наследие П.И. Чайковского».
Объект исследования – творческое наследие П.И. Чайковского.
Предмет исследования – влияние музыкального и педагогического наследия П.И. Чайковского на современное массовое музыкальное образование.
Цель исследования - Выявить современные возможности использования музыкального и педагогического наследия П.И. Чайковского.
Задачи исследования:
- изучить жизненный путь и творческое наследие П.И. Чайковского;
- изучить педагогическую
- на основе проведённого
- проанализировать опыт
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что:
- педагогические взгляды П.И. Чайковского отразились в его композиторском творчестве;
- изучение педагогических взглядов и педагогической деятельности П.И. Чайковского может способствовать организации восприятия его музыки детьми в общеобразовательных школах и ДШИ.
Методы исследования:
теоретические: изучение и анализ литературы, обобщение и систематизация выводов и результатов.
практические: наблюдение, беседа.
Источники исследования: историко-педагогическая, музыкально- педагогическая, музыкально- теоретическая, справочная литература.
База практической работы – ДШИ с. Новоалександрово Владимирской области и МОУ Лингвистическая гимназия №23 им. Столетова г. Владимира.
Глава 1. Музыкально-педагогическая деятельность П.И. Чайковского: исторический и теоретико – педагогический анализ.
1.1 Жизнь и творческий путь П.И. Чайковского.
Величайший русский композитор Пёрт Ильич Чайковский сформировался как художник в знаменательную для России эпоху 60-70-х годов XIX века, в период высокого подъёма общественной и художественной мысли, расцвета русской литературы и публицистики, изобразительного искусства и музыки.
Шестидесятые годы вплотную
поставили перед русскими художниками
важнейшую задачу создания на новом
этапе идейно и художественно
значительного национально-
Сила гения П.И.Чайковского
в большей степени способствова
Среди своих современников П.И.Чайковский занял особое положение благодаря удивительной способности к широкому охвату многообразных явлений действительности, проницательности и отзывчивости к наиболее сложным проблемам современной жизни. Гениальный дар П.И. Чайковского проявился, прежде всего, в отражении процессов внутренней жизни человека, в обращении к кардинальным вопросам бытия. Именно поэтому П.И. Чайковского справедливо ставят в один ряд с корифеями русской культуры – Л.Н.Толстым, А.С.Пушкиным, М.П.Мусоргским.
Чайковский Петр Ильич родился 25 апреля 1840 года в заводском поселке Воткинск, в Удмуртии, в семье горного инженера, директора Камско-Воткинских заводов. В Воткинске, а с шестилетнего возраста в Алапаевске (на Урале) протекли ранние детские годы композитора. Народные песни - по преимуществу протяжные, лирические напевы рыбаков, часто по вечерам звучавшие с озера, - были первыми, наиболее яркими музыкальными впечатлениями Чайковского.
В эти же годы Чайковский познакомился и с некоторыми произведениями итальянских и немецких композиторов, которые он слушал в исполнении на оркестрине (механическом органе), привезенной отцом в Воткинск. В раннем возрасте начались и его первые уроки игры на фортепиано.
Мальчик рос в атмосфере родительской любви, его воспитание было поручено француженке-гувернантке Фанни Дюрбах. Правдивый, отзывчивый, чуткий к людям мальчик с ранних лет завоевал большую любовь всех окружающих. В десятилетнем возрасте его отдали учиться в петербургское Училище правоведения, которое готовило чиновников для департамента юстиции.
Музыка все больше заполняла его жизнь. Он стал петь в хоре Училища правоведения - сначала дискантом, а затем альтом; брал уроки музыки у итальянца Пиччиоли; слушал оперы и концерты с друзьями-правоведами. Важным событием той поры стало знакомство с оперой Моцарта "Дон Жуан" в исполнении итальянской труппы в Петербурге. Во время пребывания в училище в 1855-1858 годах Чайковский занимался у пианиста Рудольфа Кюндингера. Учитель сразу заметил выдающиеся способности воспитанника. А затем Петр Ильич брал уроки теории музыки у брата Кюндингера - Августа.
Осенью 1859 года Петр Ильич поступает в открывшиеся музыкальные классы при Русском музыкальном обществе. А через два года, уже будучи чиновником Министерства юстиции, в знаменательные дни празднования тысячелетия России он подает заявление в дирекцию РМО о приеме в открывшуюся консерваторию. В письме к сестре Александре Ильиничне от 10 сентября 1862 года Чайковский сообщал: Я поступил во вновь открывшуюся консерваторию, и курс в ней начинается на днях. В прошлом году, как тебе известно, я очень много занимался теорией музыки и теперь решительно убедился, что рано или поздно, но я променяю службу на музыку. Не подумай, что я воображаю сделаться великим артистом, - я просто хочу только делать то, к чему меня влечёт призвание; буду ли я знаменитый композитор или бедный учитель,- но совесть моя будет спокойна, и я не буду иметь тяжкого права роптать на судьбу и на людей".[1,56]
Приняв твердое решение посвятить себя музыке, Чайковский страстно овладевает профессиональными знаниями. От занятий в фортепианном классе он был освобожден, так как преподаватели считали его достаточно подготовленным. Занимаясь у Николая Ивановича Зарембы теорией музыки, Чайковский справлялся с необычайно трудными, огромными по объему задачами, удивляя своим трудолюбием и энергией. С не меньшим рвением он занимался и композицией у Антона Григорьевича Рубинштейна. Чрезвычайно довольный учеником, Рубинштейн сделал его своим стипендиатом, а с 1864 года поручил вести занятия в классе гармонии.
В течение 1863-1864 учебного года Чайковский, овладевая искусством инструментовки, перекладывал для самых разных составов оркестра произведения других авторов и собственные сочинения. В том же году для большого симфонического оркестра Чайковский написал пьесу "Римляне в Колизее", оркестровал первую часть Крейцеровой сонаты Бетховена и две вариации из Симфонических этюдов Шумана. Оркестровку одной из сонат Бетховена он сделал столь изысканной и мудреной, включив английский рожок и другие редкие инструменты, что рассердил своего учителя. Во время летних каникул композитор написал большую симфоническую увертюру, выбрав в качестве программы "Грозу" А.Н. Островского. Осенью следующего года - струнный квартет и еще одну увертюру, которые получили одобрение у педагогов и были исполнены в ученических концертах.
Приближалась знаменательная дата выпуска. Звание свободного художника и серебряная медаль увенчали годы напряженного, упорного труда Чайковского. Однако спустя три месяца после получения диплома он читает суровый, убийственный приговор Ц.А.Кюи: "Консерваторский композитор г. Чайковский совсем слаб".[1,77] Но молодой композитор не падает духом. У него зреет замысел оперы... Но прежде Чайковский принимается за сочинение симфонии.
Свою первую симфонию Чайковский назвал "Зимние грезы". Это первая симфония, созданная русским композитором, получившим у себя на родине, в России, профессиональное музыкальное образование. "Зимние грезы" проникнуты русскими песенно-танцевальными интонациями. Его симфония стала исповедью души. В ней Чайковский выразил все наболевшее и радовавшее, смятение и искания, стремление к вечно прекрасному, возвышенному. В "Зимних грезах" проявились тот образный строй, способ лирического высказывания, драматургическое мышление и музыкальная выразительность (особенно в оркестровках), которые будут типичны для всего его симфонического творчества. Уже тогда он сформировал свой, ярко индивидуальный симфонический метод.
В январе 1866 года, приняв
приглашение Николая
В 1860-70-х годах установились
и прочные связи Чайковского
с композиторами "Могучей кучки"
- Балакиревым и Римским-
Информация о работе Музыкально-педагогическое наследие П.И. Чайковского