Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 13:40, курсовая работа
Цель исследования - Выявить современные возможности использования музыкального и педагогического наследия П.И. Чайковского.
Задачи исследования:
- изучить жизненный путь и творческое наследие П.И. Чайковского;
- изучить педагогическую деятельность П.И. Чайковского
- на основе проведённого анализа программ для общеобразовательной школы выявить влияние творческих идей и наследия П.И. Чайковского на современное музыкальное образование;
Введение________________________________________________2
Глава 1. Музыкально-педагогическая деятельность П.И. Чайковского : исторический и теоретико – педагогический анализ. __5
Жизнь и творческий путь П.И.Чайковского. _______5
Педагогическая деятельность П.И. Чайковского.___17
Глава 2. Влияние творческого наследия П.И. Чайковского на современное музыкальное образование.____________________________26
2.1 Музыка для детей П.И.Чайковского._______________26
Музыка П.И.Чайковского в современных программах для общеобразовательной школы.____________________40
Практическая работа по изучению произведений П.И.Чайковского.__________________________________57
Заключение______________________________________________72
Список литературы_______________________________________74 /
После исполнения задаю вопрос: «Похож ли этот марш на марш для взрослых? Можно себе представить, что под этот марш шагают, например, взрослые солдаты?» Такое предположение вызывает оживление, смех. «Чем же этот марш непохож на «взрослый» марш?» Дети отвечают: «Он маленький, веселый, довольно тихий». Помогаю: «А шагают солдатики легко или тяжело? Звуки в марше высокие или низкие, «тяжелые»?» Затем повторяю марш.
На следующем уроке
нужно закрепить понятие «
Дети внимательно слушают все эти марши и правильно определяют, какой из прослушанных маршей «игрушечный».
Далее ставлю новую задачу, цель которой — проверить, в какой степени дети запомнили музыку марша Чайковского. Говорю: «Сейчас я исполню несколько «игрушечных» маршей, а вы должны узнать тот, который слушали в прошлый раз, - «Марш деревянных солдатиков».
На следующем уроке обращаю внимание детей на то, что музыка в середине «Марша деревянных солдатиков» меняется. Детям трудно определить, в чем заключается это изменение. Поэтому я сама говорю, что марш становится как будто более строгим, серьезным. Затем проигрываю марш еще раз и предлагаю детям поднять руки тогда, когда они услышат, что музыка изменилась.
«Старинная французская песенка».
Мелодия этой песни взята
Чайковским из сборника старинных французских
песен, составленного Векерленом. Содержание
данной песни — воспоминание о
прошедшей молодости. Композитор использовал
эту мелодию и в «Детском альбоме»,
и в опере «Орлеанская дева» (
Дети не сразу воспринимают эту пьесу, плохо запоминают ее название. Слова «французская», «старинная» мало говорят им, не вызывают у них никаких ассоциаций. Чтобы приблизить содержание пьесы пониманию детей, я придумала небольшой рассказ: «В «Детском альбоме» есть очень красивая пьеса. Она называется «Старинная французская песенка». Где ее услышал Чайковский, точно неизвестно. Но, может быть, дело было так. Чайковский путешествовал по Франции. Гуляя в небольшом городке по тихой зеленой улице, он вдруг услышал пение. Петр Ильич остановился и стал прислушиваться. Оказалось, что пела старушка. Она сидела у открытого окна и вязала. Чайковский подошел к ней и спросил: «Скажите, пожалуйста, какую песню вы поете? Она мне очень нравится». «О, это старинная-старинная французская песенка, — ответила старушка, — ее сочинили очень давно. Когда я была еще маленькой девочкой, моя бабушка пела ее». Чайковский поблагодарил старушку и пошел дальше. Вернувшись на родину, Петр Ильич вспомнил эту песню, написал пьесу и включил ее в «Детский альбом».
После такого вступления у детей появилось желание услышать песню, которую старушка запомнила с детских лет и которая так понравилась Чайковскому. Прослушав этот рассказ, дети правильно называют эту пьесу: именно «французская», а не «немецкая», «украинская» и т.д., что бывает нередко; дети начинают понимать слово «старинная»; у них появляется уважение к песне, которая столько лет поется и всем нравится.
Музыка этой пьесы грациозна, изящна, шаловлива. Это характерная детская полька.
Перед тем как исполнить «Польку», рассказываю о том, что ее танцуют весело, слегка подпрыгивая. Прошу кого-нибудь из ребят показать, как танцуют польку, или показываю сама. Это очень помогает понять, почувствовать характер пьесы. Затем спрашиваю ребят: «Как вы думаете, какую музыку сочинил композитор для такого танца? Какая музыка должна быть в польке: медленная или быстрая, отрывистая или плавная?» Дети отвечают: «Полька — танец веселый, значит и музыка быстрая. Если полька танцуется с прыжками, значит и музыка отрывистая». После такой беседы слушаем «Польку» из «Детского альбома».
При последующем повторении выясняется, что музыка пьесы не все время одинаковая: в середине она меняется. Обращаю внимание детей на то, что мелодия танца постепенно движется вниз, а потом возвращается обратно.
Во время слушания «Польки» предлагаю детям проделать такое упражнение: когда мелодия движется вверх, поднимать вверх руки и делать вращательные движения кистями рук; потом, продолжая вращать кистями рук, постепенно, соответственно с движением мелодии, опускать руки вниз, а затем вместе с повышением мелодии снова поднимать руки вверх.
Это упражнение не получается сразу: многие ребята из-за недостаточно развитого слухового внимания слишком долго задерживают руки внизу; некоторые ученики сразу, а не постепенно поднимают или опускают руки и т.д. Но довольно скоро все становится на свое место: движения рук точно следуют за движением мелодии. Это упражнение дети обычно делают с большим удовольствием.
Дальнейшая работа над «Полькой» протекает так же, как и над «Маршем деревянных солдатиков», то есть дети узнают польку среди других танцев (чтобы закрепить понятие польки), а потом узнают данную польку среди других полек или плясовых песен.
Многие дети знают, что вальс — танец плавный, небыстрый, что танцуют его, кружась парами.
Говорю, что вальс всегда можно узнать по характерному, плавному, как бы покачивающемуся сопровождению. Показываю движения вальса, характер сопровождения.
Затем дети слушают «Вальс» из «Детского альбома». Обращаю их внимание на то, что в середине пьесы музыка меняется: здесь нет такой плавности, какая была раньше, движения танцующих как-то изменились.А потом опять звучит музыка — та же, что и в начале «Вальса».
На следующем уроке предлагаю детям узнать вальс (незнакомый) среди других танцев, а затем узнать «Вальс» Чайковского, уже знакомый ребятам, среди незнакомых вальсов (та же задача, что в «Марше деревянных солдатиков» и в «Польке»), то есть помогаю детям усвоить, понять характер вальса как жанра и запомнить лучше данный вальс.
«Шарманщик поет».
Чайковский в одном из своих писем писал: «В Венеции по вечерам к нашей гостинице подходил иногда какой-то уличный певец с маленькой дочкой, и одна из их песенок мне очень нравится. Вот она...» И дальше идет запись песни, которая легла в основу пьесы «Шарманщик поет». Рассказываю об этом факте ребятам, а потом исполняю пьесу. Напев ее очень напоминает игру шарманщика, который поет и усталой рукой вертит ручку шарманки. Мелодия пьесы очень красивая, напоминает вальс.
В заключение беседы о пьесе обращаю внимание детей на ее форму: в ней две части, как бы запев и припев.
«Песня жаворонка».
Детей в этой пьесе Чайковского обычно привлекает ее изобразительность, жизнерадостность. Перед тем как исполнить пьесу, рассказываю, что жаворонок поет очень высоко в небе. Он щебечет, порхает с места на место, то поднимаясь высоко-высоко, то опускаясь вниз. Показываю быстрое чередование соседних звуков — трель, которая напоминает щебетание птиц.
Здесь можно использовать метод сравнения таким образом: сказать, что Чайковский сочинил две песни под одинаковым названием — «Песня жаворонка»: одну — для детей, другую — для взрослых (из «Времен года»). Играю начало «Песни жаворонка» из «Времен года» и спрашиваю, чем эта пьеса отличается от пьесы из «Детского альбома».
Дети охотно и довольно разносторонне высказываются. Например, они говорят: «Детская «Песня жаворонка» более веселая, а взрослая — более грустная, медленная. В детской — птичка щебечет, порхает, а во взрослой — жаворонок только поет и поет медленно и грустно». Дети делают предположения о том, почему жаворонок взрослых поет грустно: «Он уже старый, ему трудно летать» или «Он вернулся, а гнездо разорено» и т. д. «А Чайковский сочинил веселую песню для детей потому, что дети любят веселые песни, а не грустные».
Необходимость сопоставить две песни побуждает ребят вникнуть, в доступной их возрасту мере, в особенности пьесы.
При последующих повторениях я иногда предлагала детям найти «Песню жаворонка» среди других произведений, посвященных птицам: фортепианное вступление к «Жаворонку» М. Глинки, начало «Хора птиц» из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова, «Птички» Э. Грига.
Это единственная в «Детском альбоме» пьеса фантастического жанра. Б. Асафьев назвал «Бабу-ягу» очень редким и выразительнейшим примером фантастики Чайковского. Он писал: «Известно, что чем сильнее ему (Чайковскому.) не нравился какой-либо жанр музыки, тем удачнее у него получалось сочинение, когда он за этот жанр брался. Взявшись за какой-либо казавшийся ему чуждым жанр, например фантастический, он решал задачу настолько, по-своему, необычно, что обогащал музыку свежей струей. Так замечательно показан образ бабы-яги, настороженное внимание к страшному».
Когда после прослушивания «Бабы-яги» я спрашиваю детей: «Какая музыка в пьесе, как здесь изображена баба-яга», — они говорят: «Страшная, злая». Но так можно сказать и не слушая музыки. Тогда я спросила: «Что баба-яга здесь делает? Может быть, она спит или отдыхает?» Тут поднялся лес рук: «она не спит, а бегает в разные стороны», «кидается то в одну, то в другую сторону», «то ездит верхом, то прыгает», — отвечали ребята. Из всех средств воплощения они обратили внимание только на быстроту движения, остальное им было трудно.
Делала я и так: говорила, что сыграю две очень быстрые пьесы из «Детского альбома» — «Игру в лошадки» и «Бабу-ягу», и просила определить, которая из них «Баба-яга». Прослушав обе пьесы, дети всегда отвечали правильно и поясняли: «Там, где мальчик скачет на лошадке, музыка ровная, спокойная, веселая. А в «Бабе-яге» музыка страшная, беспокойная, неровная».
Я обращала внимание детей на резкие акценты, ударения.
«Неаполитанская песенка».
Эту песню Чайковский слышал в Неаполе, где ее пели как серенаду. Она, по-видимому, очень понравилась композитору, так как он использовал ее и в «Детском альбоме» и в балете «Лебединое озеро».
Рассказываю детям, что Неаполь — город в Италии, он славится красивыми песнями и хорошими певцами. Чайковский писал в одном из своих писем: «На каждом шагу слышишь здесь на улице превосходные голоса, и не далее как в эту минуту я слышу вдали очень красивый голос, во все горло распевающий какую-то песню». Неаполитанские песни чаще всего поются под гитару, и пьеса Чайковского начинается с короткого: вступления, напоминающего звуки гитары. Вторая часть песни — подвижная, напоминает пляску.
Когда дети прослушают произведение несколько раз, можно обратить их внимание и на то, что и в первой части музыка не вся одинаковая, а тоже меняется.
«Неаполитанскую песенку» хорошо сначала прослушать в исполнении на фортепиано, а затем в грамзаписи, как танец из «Лебединого озера». Детям очень интересно услышать уже знакомое произведение в новом варианте. Сравнивая, они обнаруживают, что в «Лебедином озере» этот танец играет оркестр, а основную мелодию ведет труба, что в балете танец имеет длинное вступление и заключение, поэтому и вся пьеса получается гораздо длиннее. Почему так происходит? «Неаполитанская песенка» написана для детей, а они вначале не умеют слушать длинные произведения. Поэтому для ребят Чайковский написал покороче, а для балета — подлиннее.
«Неаполитанская песенка» обычно очень нравится детям, они быстро ее запоминают и часто напевают.
«Камаринская» — одна из популярнейших плясовых русских народных песен. Ее положил в основу своей гениальной «Камаринской» Глинка. Чайковский писал об этом произведении: «Какая поразительно оригинальная вещь — «Камаринская», из которой все русские позднейшие композиторы (и я, конечно, в том числе) до сих пор черпают самым явным образом контрапунктические и гармонические комбинации, как только им приходится обрабатывать русскую тему плясового характера».
Решив познакомить детей с прославленной песней, Чайковский сделал обработку очень простую, короткую и в то же время удивительно яркую, разнообразную.
Рассказываю детям, что
«Камаринская» — старинная
Мелодия «Камаринской» каждый раз, в каждом куплете, немного меняется, и можно легко представить себе, что меняются при этом и движения пляски. Обыкновенно «Камаринскую» начинают сдержанно, довольно медленно, а потом пляска разгорается, становится все быстрее и быстрее.
Я спрашивала детей: «Сколько в «Камаринской» куплетов? Сколько раз меняется пляска?» Они внимательно вслушивались в музыку, подсчитывали на пальцах и отвечали: «Четыре куплета». Если детям сразу трудно ответить на вопрос, сама вначале показываю начало каждого куплета.
В каждом классе всегда есть любители-танцоры, им можно предложить проплясать «Камаринскую». (В этом возрасте дети еще не стесняются показать перед классом свое мастерство.) В таких случаях остальные ребята проверяют, совпадает ли перемена движений с музыкой.
Информация о работе Музыкально-педагогическое наследие П.И. Чайковского