Музыкально-педагогическое наследие П.И. Чайковского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 13:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - Выявить современные возможности использования музыкального и педагогического наследия П.И. Чайковского.
Задачи исследования:
- изучить жизненный путь и творческое наследие П.И. Чайковского;
- изучить педагогическую деятельность П.И. Чайковского
- на основе проведённого анализа программ для общеобразовательной школы выявить влияние творческих идей и наследия П.И. Чайковского на современное музыкальное образование;

Содержание

Введение________________________________________________2

Глава 1. Музыкально-педагогическая деятельность П.И. Чайковского : исторический и теоретико – педагогический анализ. __5
Жизнь и творческий путь П.И.Чайковского. _______5
Педагогическая деятельность П.И. Чайковского.___17

Глава 2. Влияние творческого наследия П.И. Чайковского на современное музыкальное образование.____________________________26
2.1 Музыка для детей П.И.Чайковского._______________26
Музыка П.И.Чайковского в современных программах для общеобразовательной школы.____________________40
Практическая работа по изучению произведений П.И.Чайковского.__________________________________57


Заключение______________________________________________72
Список литературы_______________________________________74 /

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 333.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        2.2. Педагогическая деятельность П. И. Чайковского.

 

Талант П.И.Чайковского  проявился и в его преподавательской  деятельности. Как педагог П.И.Чайковский проявил себя личностью тонко  чувствующей, умеющей понимать малейшие нюансы душевных состояний своих учеников.

Музыкальная педагогика той или иной своей гранью сопровождала композитора, без преувеличения, на протяжении всей его жизни.

Принимая с детства  участие в педагогическом процессе сначала в качестве ученика частных учителей музыки, затем воспитанника С.-Петербургской консерватории, Чайковский продолжил взаимоотношения с музыкальной педагогикой как профессор теории музыки в Московской консерватории, директор Московского отделения Императорского русского музыкального общества, наставник музыкантов самых разных уровней образования до конца своих дней. С этапа его собственного ученичества и до консультаций великого мастера младшим современникам, пишущим музыку, неизменной «красной линией» педагогики Чайковского была композиция. О первой своей учительнице Марии Марковне Пальчиковой, сочинявшей, хотя и на дилетантском уровне, фортепианную музыку и даже посылавшей свои сочинения Государыне Императрице, Петр Ильич впоследствии писал: «Мне было пять лет, когда я был посвящен учительницей музыки  в начальные основы моего искусства».[24,65] В самом широком смысле «моим искусством» была для Чайковского музыка, но также и собственно композиция, потому не исключено, что не только с обучения игре на фортепиано, но и с элементарных азов сочинительства началась его музыкальная жизнь. Взаимоотношения композитора с музыкальной педагогикой прервала лишь его внезапная смерть.

Чайковский и первые русские консерватории – это  особая страница в отечественном  композиторском образовании. Петр Ильич был среди учеников первого набора первой отечественной консерватории, вошел в состав выпускников ее первого выпуска и являлся единственным среди всех прочих музыкантов-специалистов выпускником по классу теории музыки. Таким образом, Чайковский стал первым профессиональным композитором, освоившим всю систему европейского музыкально-теоретического образования, не выезжая за границу. В этом было преимущество Чайковского и перед старшими современниками – М.И. Глинкой и А.Г. Рубинштейном, получившими несистематическое композиторское образование в Европе, и перед представителями петербургской композиторской школы в лице «Могучей кучки». Оказавшись по окончании С.-Петербургской консерватории в Москве, Чайковский принял самое непосредственное участие в организации второй российской консерватории, и стал в ней первым профессором по классу композиции. Таким образом, Чайковский оказался не только свидетелем, но и активным участником процесса становления отечественного композиторского образования и как ученик, и как преподаватель.

Также, есть все основания говорить о том, что педагогическая деятельность П.И.Чайковского выдвинула его как теоретика и автора музыкально-теоретических трудов на почетное место в европейском и отечественном музыкознании. Его «Руководство к практическому изучению гармонии», «Краткий учебник гармонии, приспособленный к чтению духовно-музыкальных сочинений в России», а отчасти и перевод с собственными примечаниями «Руководства к инструментовке» Ф.О. Геварта базируются на общекультурном знании эпохи и аккумулируют в себе сумму знаний, подготовленных предшествующим ходом нововременной музыкально-теоретической науки.

 

Рассмотрим преподавательскую деятельность П.И.Чайковского в Московской консерватории.

1 сентября 1866 года открылась  Московская консерватория. На торжестве открытия Пётр Ильич, в числе прочих выступавших ораторов, произнёс речь. Он отметил заслуги Антона Григорьевича Рубинштейна в деле основания и развития музыкального образования в России и пожелал учащимся Московской консерватории, чтобы они стремились к славе честного художника, беря за образец личность Антона Григорьевича. В. Ф. Одоевский в своей речи сказал: «Будем надеяться, что со временем Московская консерватория не оставит без художественно-исторической обработки и наших народных мирских напевов, рассеянных по всему пространству великой Руси… Воспитанники консерватории, получив полное музыкальное образование. Будут и по сему предмету важными способниками музыкального искусства; некогда их трудами соберутся с разных концов России наши подлинные народные напевы и науке представится возможным бессознательное доныне ощущение перевести на технический язык, определить те внутренние законы, коими движется наше народное пение».[1,99]

Здание, в котором разместилась Московская консерватория, находилось на углу Воздвиженки (ул. Калинина) и Арбатской площади; сейчас на месте этого здания, разрушенного фашистской бомбой в 1941 году, разбит сквер.

В состав преподавательского персонала консерватории вошли  скрипач Ф. Лауб, виолончелист Б. Коссман, пианисты А. Дюбюк, И. Венявский, А. Доор. Певица А.Д. Александрова-Кочетова и другие. Если прибавить сюда Чайковского и Н. Рубинштейна, то первый педагогический состав Московской консерватории можно назвать блестящим. 

Входя в класс Пётр Ильич испытывал сильное волнение в особенности на первых уроках. Ему казалось, что он не сумеет объяснить свой предмет учащимся и не сможет толково ответить на их вопросы. Каждый раз, как он видел поднятую руку слушателя, сердце его замирало, он краснел и от желания скрыть застенчивость отвечал на вопрос преувеличенно строго. Отчасти по неопытности, отчасти из подражания своему учителю Антону Рубинштейну Чайковский предъявлял ученикам непомерные требования, задавая слишком много. Но, несмотря на неизбежные для начинающего педагога промахи, занятия в его классах шли успешно. Вначале он преподавал музыкальную теорию, затем прибавились гармония и инструментовка. Постепенно Пётр Ильич освоился, нашёл подход к студентам. Довольно сложные подчас, лекции его никогда не были скучны. Он искренне старался заинтересовать слушателей, пытался приоткрыть им тот прекрасный мир гармонии, который был доступен ему, композитору.

Чайковскому хотелось научить  своих учеников использованию всех тембровых богатств современного симфонического оркестра. Всеми силами стремясь пробудить в своих слушателях любовь к искусству, он перевёл с немецкого языка брошюру Роберта Шумана «Советы молодым музыкантам», в которой великий композитор так проникновенно говорит о музыке. Опыт такого рода у Чайковского уже имелся. Ещё в ученические годы, в Петербурге, он перевёл с французского языка книгу Ф.О. Геварта «Руководство к инструментовке», которая в 1866 году была издана П. И. Юргенсоном и сослужила хорошую службу многим поколениям русских музыкантов. Но самым ценным вкладом Чайковского в дело музыкального образования в России было создание «Руководства по практическому изучению гармонии». Изданная в 1872 году тем же Юргенсоном, книга эта была первым русским учебником гармонии. В ней композитор талантливо, живо и чётко излагал учение гармонии, смело связывал его не только с западноевропейской, но  и с русской национальной композиторской школой. Учебник Чайковского выдержал девять изданий, дожил до наших дней, по нему занимались многие из советских музыкантов и композиторов.

Консерваторские занятия  Петра Ильича по количеству часов  были необременительны. Он не тяготился  уроками, когда перед ним были внимательные и способные ученики, для которых он не жалел ни времени  ни сил. Р. Геника оставил описание его  занятий: «Когда я поступил в класс Чайковского, его учебник гармонии ещё не был издан; он появился в каталоге Юргенсона на следующий год. Чайковский, расхаживая по классу, медленно и очень внятно диктовал нам, а мы записывали. Всё первое полугодие он знакомил нас с построением и связью различных гармоний, объясняя задержания и предъёмы, заставляя разрешать задачи на цифрованный бас; к гармонизации мелодии он переходил лишь во втором полугодии. Изложение Чайковского, его замечания, объяснения и поправки были замечательно ясны, сжаты и удобопонятны. Позднее я проходил в его классе инструментовку и теорию так называемой свободной композиции, перекладывая для оркестра различные фортепианные пьесы, писал под его руководством струнный квартет и для окончательного экзамена – оркестровую увертюру. Простота, ясность изложения, пластичность формы, прозрачность, лёгкость инструментовки были идеалами, к которым Чайковский заставлял стремиться своих учеников; различные правила он любил иллюстрировать ссылками на Глинку и Моцарта».[1,100]

В 1891 году Н. Д. Кашкин, отмечая первое 25-летие Московской консерватории, счёл нужным указать, что «высокое положение теоретических классов Московской консерватории… в значительной степени подготовлено было… талантом П.И. Чайковского, соединявшимся в нём с чрезвычайной добросовестностью и аккуратностью в занятиях по его классам».[1,100]

Различными были судьбы учеников Чайковского. Артистическую  карьеру талантливого скрипача Иосифа Котека прервала ранняя смерть от чахотки. Его однокурсник Станислав Барцевич стал впоследствии видным музыкальным деятелем, профессором Варшавской консерватории. Европейскую известность стяжали виолончелист Анатолий Брандуков и пианист Зилоти…

Но любимейшим из учеников, другом и соратником Чайковского-композитора стал Сергей Иванович Танеев, крупнейший мастер «московской» композиторской школы.

«Не знаю никого, - записал  однажды Пётр Ильич в своём  дневнике, - кто бы в моём мнении и  сердечном отношении стоял выше его».[30,c.250]

Они пришли в Московскую консерваторию почти одновременно: молодой профессор Чайковский и  десятилетний Серёжа Танеев, с малых лет поражавший всех своей исключительной музыкальной одарённостью. Девять лет проучился он в стенах консерватории. В числе его наставников были и Николай Рубинштейн (по классу фортепиано), и П.И. Чайковский, у которого он изучал композицию и инструментовку.

Танеев окончил консерваторию  с медалью весной 1875 года. Когда  три года спустя. Чайковский  решился  оставить музыкально- педагогическое поприще, он сам указал Н.Г. Рубинштейну на Танеева как на своего достойного преемника. Покидая консерваторию. Пётр Ильич передал любимому ученику свою профессорскую кафедру.

По его настойчивой  рекомендации С.И. Танеев был назначен впоследствии, после смерти Н.Г. Рубинштейна  и ухода сменившего его Н.А. Губерта, на должность директора Московской консерватории. Он возглавлял её в течение четырёх лет (1885-1889 гг.), причем, по словам Чайковского, проявил на этом посту стойкость, твёрдость, энергию и, вместе с тем, способность стоять выше всяких дрязг, мелких перепирательств, сплетен и т. д.».[30,с.251]

 После кончины Петра Ильича Танеев счёл своим долгом принять на себя заботу о музыкальном наследстве своего учителя и друга: разобравшись в сохранившихся после композитора незавершённых сочинениях и черновых эскизах. Он закончил и инструментовал ряд последних произведений Чайковского

В истории русской музыкальной педагогики композиторская педагогика Чайковского, то есть педагогика композитора и педагогика композиции, - звено бесконечной цепи воспитания талантов. И пусть это звено так же бесконечно мало в масштабах мировой цивилизации, значимость его от этого отнюдь не уменьшается. П.И. Чайковский не воспитал множества талантливых учеников – не та стояла перед ним задача. Однако пример его педагогической деятельности, не специально и без назидания, мог бы оказаться поучительным в деле воспитания таланта хотя бы и для малой части просвещенного человечества под названием «музыканты – педагоги». Педагогические позиции не выверялись и специально не обосновывались композитором – ведь педагогика случилась в его жизни. И сформировалась она именно такой, какой могла сформироваться у гения музыкальной композиции и просто гения Петра Ильича Чайковского.

Для доказательства существования  педагогики Петра Ильича Чайковского  как самостоятельной единицы  следует рассмотреть две извечные составляющие педагогического процесса: дидактическую и воспитательную в их проекции на деятельность Петра Ильича.

Технологический профессионализм  учителя отвечает за ремесленную  безопасность, то есть владение предметом, психологический же учит безопасности духовной – закладывает нравственные основы мироощущения будущего художника. И то, и другое неразрывно связанно между собой и одно в другое перетекает. Механизм этой связи заключается в общений учителя и ученика – так же двуплановом, поскольку происходит оно как и на профессиональной, так и на личностной почве.

Посмотрим, как это  было у Петра Ильича, и начнём с технологической стороны педагогической деятельности композитора.

Продуктивность технологического процесса обучения конкретной образовательной  дисциплине в огромной степени зависит от уровня таких педагогических способностей учителя как академические и дидактические.

К академическим относятся  «способности к соответствующей  области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т.д.)» [13,с.148]. И не было ничего более нелепого, если бы мы стали сейчас доказывать наличие у Петра Ильича Чайковского способностей к сочинению музыки. Что же качается дидактических способностей, то пристальный взгляд на них не помешал бы уже для того, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу, что Петр Ильич не мог быть плохим преподавателем, даже вопреки собственной негативной оценке Петром Ильичом своих педагогических способностей.

К дидактическим способностям педагогическая наука относит «способность передавать учащимся учебный материал, делая его более доступным. Профессиональное мастерство включает способность не просто доходчиво преподносить знания, популярно и понятно излагать материал, но и способность организовать самостоятельную работу учащихся, умно и тонко «дирижировать» познавательной активностью учащихся, направлять её в нужную сторону» [13, с.148].

Располагая нижеприведенными историческими свидетельствами, в  наличии дидактических способностей у Петра Ильича можно не сомневаться: «Изложение Чайковского, его замечания, объяснения и поправки были замечательно ясны, сжаты и удобопонятны  - вспоминал ученик Петра Ильича Р.Геника, – Простота, ясность изложения, пластичность формы, прозрачность, легкость инструментовки были идеалами, к которым Чайковский заставлял стремиться своих учеников: различные правила он любил иллюстрировать ссылками на М.И.Глинку и Ф.А.Моцарта».[1,c.100]

Информация о работе Музыкально-педагогическое наследие П.И. Чайковского