Музыкально-педагогическое наследие П.И. Чайковского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 13:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - Выявить современные возможности использования музыкального и педагогического наследия П.И. Чайковского.
Задачи исследования:
- изучить жизненный путь и творческое наследие П.И. Чайковского;
- изучить педагогическую деятельность П.И. Чайковского
- на основе проведённого анализа программ для общеобразовательной школы выявить влияние творческих идей и наследия П.И. Чайковского на современное музыкальное образование;

Содержание

Введение________________________________________________2

Глава 1. Музыкально-педагогическая деятельность П.И. Чайковского : исторический и теоретико – педагогический анализ. __5
Жизнь и творческий путь П.И.Чайковского. _______5
Педагогическая деятельность П.И. Чайковского.___17

Глава 2. Влияние творческого наследия П.И. Чайковского на современное музыкальное образование.____________________________26
2.1 Музыка для детей П.И.Чайковского._______________26
Музыка П.И.Чайковского в современных программах для общеобразовательной школы.____________________40
Практическая работа по изучению произведений П.И.Чайковского.__________________________________57


Заключение______________________________________________72
Список литературы_______________________________________74 /

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 333.50 Кб (Скачать файл)

 

Итак, учащиеся I и II классов  познакомились с девятью пьесами  из «Детского альбома» — «занимательными, заставляющими инструмент и петь, и беседовать, и веселиться, и думать, иллюстрировать, рассказывать».[3,c.15] Дети научились внимательно вслушиваться в них, различать характер, некоторые особенности музыки. Дети полюбили эти пьесы и хорошо их запомнили.

В музыкальной школе я работаю в качестве преподавателя фортепиано и концертмейстера  в течение последних 4 лет. Для меня этот личный опыт преподавателя очень важен, так как близкое общение с детьми дало мне много интересного и полезного не только в плане  педагогических открытий, но и жизненного опыта. В моём классе обучаются 8 человек(1-3 класс).

За время своей работы я часто обращалась к музыке П.И. Чайковского, а особенно к пьесам из его «Детского альбома».

Кроме индивидуальных уроков, я иногда провожу с ребятами групповые  уроки, чтобы познакомить ребят с творчеством какого либо композитора. И один такой урок я посвятила знакомству с «Детским альбомом» П.И. Чайковского.

                                         Конспект урока.

Цель урока: Познакомить  с фортепианным циклом П.И.Чайковского "Детский альбом".

 

Задачи:

- познакомить с историей создания "Детского альбома";

- прослушать ряд пьес из "Детского альбома";

- исполнить некоторые пьесы на фортепиано;

- учиться анализировать услышанную музыку: уметь определять характер произведения, размышлять, что может выражать музыка;

- развивать образное мышление, представлять, что может изображать музыка, (что бы я нарисовал, если бы был художником, слушая музыку);

- прививать любовь к прекрасному, к замечательной русской музыке.

 

Перед началом урока звучит "Танец Феи Драже"

 

Учитель: Какая прекрасная музыка звучала перед началом нашего урока? Кто может назвать произведение и его автора? (П.И. Чайковский "Танец Феи Драже" из балета "Щелкунчик")

П.И. Чайковский был первым русским композитором, создавшим для детей альбом фортепианных пьес.

Весной 1878 года П.И. Чайковский вернулся на родину из-за границы и  приехал погостить на Украину, в  семью своей сестры Александры Ильиничны  Давыдовой. В свободное время  П.И. любил возиться со своими маленькими племянниками. У Александры Ильиничны было семеро детей, и Чайковский без устали придумывал для них праздники с кострами, фейерверками и, конечно, танцами, где он сам аккомпанировал на рояле.

Его маленький племянник  в отведённые для занятий часы с трудом осваивал премудрости игры на фортепиано. Сидя на веранде за чаем, Пётр Ильич слышал, как в соседней комнате терзает гаммы и этюды незадачливый "пианист". Ему стало жалко малыша, и он решил написать цикл лёгких фортепианных пьес, разнообразных по характеру, с оглядкой на трудности начинающего, пьес лёгких, запоминающихся, с интересными названиями. Здесь встречаются картины природы и названия детских игр. Сказочные персонажи и танцевальные мелодии.

"Детский альбом" - это 24 лёгкие пьесы для фортепиано. На титульном листе первого издания: "Посвящается Володе Давыдову. Детский альбом. Сборник лёгких пьес для детей".

Открываем альбом. На первом листе написано: "Зимнее утро". Сам Пётр Ильич родился в маленьком  городке. Мне кажется, что и в "Зимнем утре" он изобразил своё детское впечатление. Будто малыш выглянул в окно и увидел засыпанную снегом улицу и замёрзшие окошки в доме напротив. Представьте себе, что вы подышали на замёрзшее стекло, оно подтаяло, и в эту маленькую проталинку мы смотрим, что делается за окном. Закройте глаза и послушайте пьесу "Зимнее утро". Интересно, что каждый из вас увидит, благодаря музыке?      

 

Слушание: пьеса "Зимнее утро"

Учитель: Что вы представили, слушая музыку?

 

Учитель: Мне нравится, как композитор передаёт в музыке детские игры - девочек и мальчиков. В играх девочек, конечно, присутствуют куклы. Одна кукла заболела, пьеса так и называется "Болезнь куклы".

Послушайте, что выражает эта музыка, какие чувства, настроения?

Слушание: пьеса "Болезнь куклы".

Учитель: Что композитор хотел выразить этой музыкой?

Кажется, что композитор рассказывает о девочке, которую  очень жалко. У девочки заболела любимая кукла. Музыка рисует, как  капают слёзы девочки, которая горюет над её кроваткой. И как кукла  тяжело вздыхает.

А мальчики любят играть в солдатиков. Вот отчеканивает шаг в забавном марше игрушечное войско. А что означает слово "марш"? Слово марш означает шествие. Под музыку людям шагать удобнее. Ритм музыки очень хороший дирижёр. Сами звуки могут командовать движением. На все случаи жизни есть марши. Музыка - марш - это не только аккомпанемент вашим шагам, но и портрет шагающих.

Сейчас этот марш для вас исполнит Настя Лаврова (ученица 2-го класса).

Исполнение: "Марш деревянных солдатиков" .

Учитель: Послушайте следующую пьесу и подумайте, кого эта музыка может охарактеризовать, какая она по характеру, кому эту музыку мог посвятить Пётр Ильич?

Слушание: «Мама».

Учитель: Какие интонации слышатся в музыке?

(нежные, ласковые, певучие,  они будто успокаивают, объясняют  что-то)

Наверное, такими были воспоминания самого Петра Ильича: недаром всю жизнь он помнил чудесные глаза своей мамы, её плавные, полные достоинства движения, глубокий грудной голос, который проникал в душу.

 

Есть в "Детском  альбоме" пьеса о няне, которая  любит рассказывать сказки, а о чём, мы сейчас узнаем по интонациям и характеру произведения. Придумайте название этой пьесе.

Слушание: «Нянина сказка».

Слушание:"Баба Яга".

Учитель: Какие интонации передаёт эта музыка? - картина сказочного полёта.(коварство, зло, хитрость или доброту, нежность, ласку?)

Какому сказочному персонажу  больше подходит эта музыка?

 

Полька из "Детского альбома» воссоздаёт атмосферу домашнего праздника. Пётр Ильич любил участвовать в домашних вечерах семьи Давыдовых, здесь он чувствовал себя свободно и непринуждённо. В письмах, написанных за несколько дней до начала сочинения "Детского альбома", композитор описывает именины сестры Саши: "Много гостей, и мне вечером придётся аккомпанировать ради милых племянниц, очень любящих потанцевать".

Слушание: "Полька".

Учитель: Чайковский рассказывал, как во Флоренции, в Италии, на улице он однажды услышал под гитару десятилетнего мальчика, окружённого толпой народа.

"Он пел чудесным  густым басом, голосом с такой  теплотой, какая и в настоящих  артистах редко встречается". Когда Пётр Ильич приехал домой, он переделал эту песенку в пьесу для фортепиано. Называется она "Старинная французская песенка". Послушайте, Кристина Григорян (ученица 2-ого класса) сейчас вам её исполнит.

Исполнение: "Старинная французская песенка".

 

Учитель: "Неаполитанская песенка" - одна из самых знаменитых мелодий. Сам Пётр Ильич тоже любил эту музыку, и на её основе он впоследствии создал знаменитый "Неаполитанский танец" к балету "Лебединое озеро". В воображении встаёт картинка весёлого итальянского карнавала - его не раз наблюдал Чайковский, бывая в Италии.

Слушание: "Неаполитанский танец" из балета «Лебединое озеро».

 

Учитель: "Я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки:" - писал Чайковский. Детские впечатления композитора, его любовь к народной песне, пляске нашли отражение в трёх пьесах "Детского альбома": это "Русская песня", "Мужик на гармонике играет" и "Камаринская".

К обработке народной песни Чайковский предъявлял строгие требования: "Необходимо, чтобы песнь была записана, насколько возможно, согласно с тем, как её исполняет народ". Послушайте "Камаринскую ".

До чего сегодня весело у нас -

Под камаринскую все  пустились в пляс.

Пляшет мама, пляшет папа, пляшу я,

Пляшут сёстры, пляшет вся моя семья.

Пляшет бабка, пляшет дед,

Пляшет братик и сосед:

Слушание: "Камаринская".

Жаль закрывать последнюю  страничку "Детского альбома". Жалко  расставаться с чудесным поэтическим  миром, в который погружает нас  музыка великого композитора. И с гордостью думаешь о тех ребятах, которые исполняют пьесы и делают жизнь музыки П.И.Чайковского вечной.

           Итог урока:

Как называется сборник, в который вошли пьесы для  детей?

Кому посвятил Пётр Ильич "Детский альбом"?

Сколько пьес входит в "Детский альбом"?

Какая пьеса, из услышанных на уроке, больше всего понравилась?

 

           В целом, анализируя свой практический опыт, я могу с уверенностью отметить, что музыка П.И. Чайковского является мощной преобразующей силой в музыкальном воспитании, служит фактором реализации первостепенной цели музыкального образования.

         «Детский альбом» был написан  П.И. Чайковским в расчёте на детскую аудиторию, поэтому дети с лёгкостью и непринуждённостью слушают эти пьесы, хорошо их запоминают. Им очень нравится эта музыка и они с удовольствием её учат и исполняют на фортепиано.

Сам П.И. Чайковский говорил, что «испытанные в годы юности художественные восторги оставляют след на всю жизнь и имеют огромное значение при сравнительной оценке произведения искусства даже в старческие годы».[3,51] К произведениям, оставляющим след на всю жизнь, принадлежит и «Детский альбом» П.И. Чайковского.

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

                                                

                                                      

                                                  Заключение.

"Имя Чайковского  стало эпохой в мировом развитии  музыки, ценнейшим русским вкладом  в неё, одним из проявлений  неистощимой художественной одарённости  великого народа и его величайшей культуры".

                                                                                                       Б.В.Асафьев.

 

             Педагогическая деятельность П.И. Чайковского оказала огромное влияние на последующее становление музыкального образования в России.

Воздействие творчества Чайковского на следующее поколение  русских музыкантов было очень значительным. С.В.Рахманинов, А.С.Аренский, А.К.Глазунов и С.И.Танеев могут быть названы  прямыми последователями Чайковского; его влияние нетрудно заметить и в творчестве столь разных композиторов, как Н.Я.Мясковский и И.Ф.Стравинский. В определенные десятилетия советского периода симфонизм Чайковского официально трактовался как образец, которому должны следовать современные композиторы. За пределами России Чайковский тоже очень популярен, но влияние его гораздо слабее, за исключением сферы оркестрового письма.

                      Большинство произведений П.И.  Чайковского входят в золотую  мировую коллекцию музыкальных  шедевров. Наследие - это не только реликвия. Созданные композитором шедевры, составили основу русского музыкального репертуара ещё в XIX веке и получили жизнь за рубежом. Сегодня они - составная часть мировой культуры. Произведения Чайковского идут на сценах всех музыкальных театров в России и за рубежом. Они звучат в исполнении всех оркестров, ансамблей, хоров и солистов.

 

Музыкально-педагогическое наследие П.И. Чайковского оказало влияние на современное музыкальное образование. В системе современного музыкального образования России дети знакомятся с шедеврами произведений П.И.Чайковского, на которых воспитывалось не одно поколение. Большинство произведений в программах не были написаны П.И. Чайковским для детей, но хорошо слушаются и воспринимаются детьми.

  В ВКР выявлены современные возможности использования музыкально-педагогического наследия П.И. Чайковского.

В результате анализа  современных образовательных программ для общеобразовательных школ было выявлено, что музыка П.И. Чайковского  представлена в них различными жанрами: от небольших фортепианных пьес до картин опер, частей из симфоний.

Анализируя собственный  опыт организации восприятия музыки П.И. Чайковского в школах, мы пришли к следующим выводам:

- Детям очень нравится  музыка П.И. Чайковского, они  с лёгкостью и непринуждённостью её слушают и хорошо запоминают.

- Музыка П.И. Чайковского  является мощной преобразующей  силой в музыкальном воспитании, служит фактором реализации первостепенной  цели музыкального образования.

Информация о работе Музыкально-педагогическое наследие П.И. Чайковского