Музыкально-педагогическое наследие П.И. Чайковского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 13:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - Выявить современные возможности использования музыкального и педагогического наследия П.И. Чайковского.
Задачи исследования:
- изучить жизненный путь и творческое наследие П.И. Чайковского;
- изучить педагогическую деятельность П.И. Чайковского
- на основе проведённого анализа программ для общеобразовательной школы выявить влияние творческих идей и наследия П.И. Чайковского на современное музыкальное образование;

Содержание

Введение________________________________________________2

Глава 1. Музыкально-педагогическая деятельность П.И. Чайковского : исторический и теоретико – педагогический анализ. __5
Жизнь и творческий путь П.И.Чайковского. _______5
Педагогическая деятельность П.И. Чайковского.___17

Глава 2. Влияние творческого наследия П.И. Чайковского на современное музыкальное образование.____________________________26
2.1 Музыка для детей П.И.Чайковского._______________26
Музыка П.И.Чайковского в современных программах для общеобразовательной школы.____________________40
Практическая работа по изучению произведений П.И.Чайковского.__________________________________57


Заключение______________________________________________72
Список литературы_______________________________________74 /

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 333.50 Кб (Скачать файл)

«Танец маленьких лебедей», так же как и ранее звучавшая  танцевальная музыка Чайковского, открывает перед нами путь в балет.

6. Первый класс, третья четверть. Тема – «Куда ведут нас «Три кита», 3-й урок, тема - «Куда ведёт нас песня?» : «Финал Четвёртой симфонии» П. Чайковского (фрагмент) – слушание.

Ребята услышат, как  в симфонии Чайковского песня «Во поле берёзка стояла» превратится в «симфоническую мелодию», звучащую то мягко и нежно, то печально, то быстро и тревожно, сопровождаясь тяжёлыми ударами барабана, то мелькая в разных голосах. Набегающих, как волны, один на другой.

7. Первый класс, третья четверть. Тема – «Куда ведут нас «Три кита», 6-й урок, тема- «Куда ведёт нас танец?»: «Неаполитанская песенка» П.Чайковского – слушание. «Неаполитанский танец» из балета «Лебединое озеро» П. Чайковского – слушание.

В «Неаполитанской песенке» указать на яркое сопоставление двух контрастных частей – довольно медленной и очень быстрой. На этом уроке «Неаполитанская песенка» звучит как фрагмент из балета «Лебединое озеро» в исполнении оркестра с солирующей трубой.

8. Первый класс, четвёртая  четверть. Тема – «Что такое музыкальная речь», 2-й урок: «Кот в сапогах и Белая кошечка» из балета «Спящая красавица» П. Чайковского – слушание.

В этом фрагменте обратить внимание ребят на то, как остроумно  композитор нарисовал не только два  ярких характера: игривой кошечки и важного кота в сапогах. Но и изобразил, как они оба мяукают и как игривая кошечка умеет царапаться, если её обижают.

9. Второй класс, третья четверть. Тема - «Развитие музыки», 5-й урок: Финал Четвёртой симфонии П. Чайковского (фрагмент) – слушание.

Перед слушанием фрагмента  из финала Четвёртой симфонии наиграть тему в ёё нескольких вариантах. Предлагаемых в хрестоматии. Обнаруживание ребятами сходства между развитием темы (в фортепианном звучании) и собственным исполнением песни будет для них интересным и полезным для дальнейшего восприятия музыки в оркестровом звучании.

10. Второй класс, четвёртая четверть. Тема – «Построение (формы) музыки», 1-й урок: «Главная тема 3-й части Шестой симфонии» (маршевый эпизод) П. Чайковского – слушание.

Этот фрагмент прозвучит  в заключение урока; ребята, очевидно, скажут, что он одночастный.

11. Третий класс, вторая четверть. Тема – «Между музыкой моего народа и музыкой народов моей страны нет непереходимых границ»,1-й урок: «Финал Первого концерта для фортепиано с оркестром» П. Чайковского (фрагмент) – слушание.

Для перехода от «Веснянки» ( укр. нар. песня) к финалу Первого  фортепианного концерта П. Чайковского  надо рассказать ребятам, что интерес  и любовь композиторов одного народа к музыке других народов существовали всегда, существует и сегодня. Особенно ярко выражен этот интерес у русских композиторов.

Замечательным примером может служить музыка Чайковского. Кроме русских народных песен, мы встречаем в его сочинениях мелодии  французские, итальянские и, конечно, близкие ему, как русскому композитору, мелодии украинских и белорусских народных песен.

Прослушивание финала Первого  фортепианного концерта Чайковского  даёт возможность на прекрасной, увлекательной  музыке поставить и пояснить некоторые  другие важные вопросы: услышать, как мягкая, лирическая, с небольшим налётом хороводной танцевальности «веснянка» превращена Чайковским в стремительную, танцевальную, радостную музыку – скромная песня превратилась в пышную музыку концерта для фортепиано с оркестром. Можно предложить  ребятам определить на слух, кто сопровождает музыку, исполняемую на фортепиано (если оркестр, то какой). Ребятам будет интересно проследить, как изменилась песня и по характеру, и по мелодии, и по ритму.

12. Третий класс, третья четверть. Тема – «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ. 2-ё урок: «Осенняя песня» П. Чайковского – слушание.

Пусть ребята вслушаются в музыку «Осенней песни». В сопоставление  минора и мажора и вспомнят, как  красива природа, когда заходит солнце. В этой музыке мажор, словно луч солнца, стремящийся вырваться сквозь тучи, но музыка всё же остаётся минорной, а настроение – печальным.

  1.   Четвёртый класс, первая четверть.Тема – «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы». 2-ой урок: «Грустная песенка» П. Чайковского – слушание.

Называть композитора  перед исполнением не надо. Пусть ребята в опоре на свои представления о характере музыки Чайковского попытаются сами определить, чья это музыка.

  1. Пятый класс, первая четверть. Тема «Преобразующая сила музыки». 2- ой урок: Вторая тема первой части Шестой симфонии П Чайковского – слушание.

  Знаменитый советский хирург С.С Юдин, по его собственным словам, перед особо трудными операциями привык у себя в кабинете перелистывать страницы партитуры Шестой симфонии Чайковского. Давайте и мы  прослушаем хоть несколько страниц этой гениальной музыки. Слушая её, подумайте о том, как вам самим сможет помочь эта музыка в трудную минуту жизни, когда нужно будет стать особенно сильным, сосредоточенным и спокойным…

15. Пятый класс, первая  четверть. Тема «Преобразующая сила  музыки». 3- ой урок: Вальс (фа минор)  П. Чайковского – слушание.

В записи прозвучат два  фортепианных вальса: Чайковского и  Шопена. Предварительно ни имена композиторов, ни названия пьес не должны быть названы. Перед ребятами поставить следующие задачи: во-первых, определить к какому типу относятся эти пьесы («танцевальные»); во-вторых, высказать свое мнение, могут ли новые две пьесы оказать на человека такое же доброе влияние. Какое музыка из симфонии Чайковского оказывала на хирурга Юдина, и в чём здесь будет очевидное различие; в-третьих, попытаться определить, какими композиторами написаны вновь прозвучавшие пьесы, что эти пьесы сближает. А что отличает одну от другой.

16. Пятый класс. Четвёртая четверть. Тема: «В чём сила музыки». 6-ой урок: Первый концерт для фортепиано с оркестром П. Чайковского (2-я и 3-я части) – слушание.

Перед звучанием сыграть  ребятам главные темы обеих частей. Чтобы они дали определение характера этих тем: во 2-й части первая тема лирическая, песенная, нежная и т.д.; тема среднего эпизода (сперва сыграть помедленнее) – вальс, в котором ребята, возможно, услышат нерусский характер (тогда им интересно будет узнать, что это мелодия французской песенки, которую Чайковский в юности любил напевать со своим братом). В концерте мелодия этой песенки звучит как очень быстрый, весёленький вальс.

17. Шестой класс, четвёртая четверть. Тема: «Музыкальная драматургия» (продолжение). 4-й и 5-й уроки: Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П. Чайковского – слушание.

После разбора «Ромео и Джульетты» учащиеся, вероятно, ощутят, что сочинение это написано в  сонатной форме: вступление 9образ патера Лоренцо), экспозиция (образ Вражды и образ Любви), разработка (борьба Зла и Добра), реприза (развитие образов Вражды и Любви) и кода (смерть и торжество Любви).

18. седьмой класс, первая  четверть. Тема: «Что значит современность  в музыке?». 5-й урок: Скерцо из Четвёртой симфонии П. Чайковского – слушание.

Можно обратить внимание ребят на то, что это скерцо построено в трёхчастной форме (песенно-плясовая сценка и марш занимают среднюю часть), но важнее, чтобы, слушая эту музыку, они следили за тем, как сопоставляются, сближаются и сочетаются три основные образа. «Жизнь» этих трёх образов значительно важнее, чем общая трёхчастность всего Скерцо.

 Программа по музыке (экспериментальная) « Преображение» для начальных классов общеобразовательной школы 1-3 класс, автор-составитель Н.Ф. Байбак.[4] Одним из основных принципов программы является принцип опоры на русское народное музыкально-поэтическое творчество. Программа содержит поурочно спланированный материал, в котором представлено название произведения и обозначен вид деятельности. Рассмотрим произведения П.И. Чайковского.

Первый класс.

Первая четверть, 2 урок. П.И. Чайковский «Сладкая грёза» и «Утренняя молитва» - слушание.

Первая четверть, 10-й  урок. Чайковский «Болезнь куклы» , «Похороны  куклы» - слушание.

Третья четверть, второй урок. П.И. Чайковский «Мама»  - слушание.

Третья четверть, 7-ой урок. П.И. Чайковский, Музыка к весенней сказке А. Островского «Снегурочка», Проводы масленицы – слушание.

Второй класс.

Первая четверть. 1 урок. П.И. Чайковский. Детский альбом «В церкви» - слушание.

Первая четверть, 8-й  урок. П.И. Чайковский, Детский альбом «Баба Яга» - слушание.

Вторая четверть, 4-й  урок. П.И. Чайковский. Времена года. На тройке – слушание.

Вторая четверть, 7-й  урок. П.И.Чайковский. Балет «Щелкунчик»  Вальс снежных хлопьев, Арабский танец, Испанский танец – слушание.

Вторая четверть.8-й  урок. П.И. Чайковский. Опера «Черевички» Сцена хора – слушание. Балет «Щелкунчик» Танец феи Драже – слушание.

Третья четверть, 2-й  урок. П.И. Чайковский, Колыбельная –  слушание.

Третья четверть, 4-й  урок. П.И. Чайковский, Детский альбом «Марш деревянных солдатиков», «Новая кукла» - слушание.

Третья четверть. 7-й  урок. П.И. Чайковский. Музыка к весенней сказке А. Островского «Снегурочка», Проводы масленицы – слушание.

Третья четверть, 9-й  урок. П.И. Чайковский. Детский альбом «Песня жаворонка» - слушание.

Третий класс.

Первая четверть. 3-й  урок. П.И. Чайковский. Торжественная  увертюра «1812 год» (отрывок) – слушание.

Первая четверть, 5-й  урок. П.И.Чайковский. Опера «Евгений Онегин» «Уж как по мосту» - слушание.

Первая четверть. 6-й  урок. П.И. Чайковский. Симфония №2, часть 4 – слушание.

Вторая четверть, 7-й  урок. П.И Чайковский. Балет «Щелкунчик». Дуэт Мари и Принца (Па-де-де, д. 2), Марш – слушание.  

Третья четверть, 9-й  урок. П.И. Чайковский. Времена года. Март - слушание.

Четвёртая четверть. 3-й  урок. П.И. Чайковский. Легенда – слушание.

Четвёртая четверть. 7-й  урок. П.И. Чайковский. Снегурочка. Ай, во поле липенька . А мы просо сеяли  – слушание.

«Музыка»  учебно-методический комплект для 1-4 классов начальной школы, рекомендован Министерством образования Российской Федерации для образовательных учреждений разного типа. Авторы программы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.[18] Принципиальной позицией авторов является опора на идеи музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского. Учебно-методические комплекты по музыке для каждого класса включают в себя учебник и рабочую тетрадь для учащихся, учебно-методическое пособие, хрестоматию музыкального материала и фонохрестоматию (аудиокассеты) для учителя. Учебники и тетради имеют разделы, в названиях которых выражены художественно-педагогические идеи блока уроков четверти года.

Рассмотрим приведённые  в учебно-методическом пособие произведения П.И. Чайковского.

    Первый класс.

       Первый раздел «Музыка вокруг нас». Тема «И Муза вечная со мной!». П.И. Чайковский балет «Щелкунчик»: фрагмент из второго акта «Па-де-де» - после прослушивания предложить ребятам подобрать слова, которыми можно охарактеризовать эту музыку, а также те чувства, которые возникают у них.

          Первый раздел «Музыка вокруг  нас». Тема «Душа музыки – мелодия». П.И. Чайковский. Три пьесы из «Детского альбома» - «Сладкая грёза», «Марш деревянных солдатиков», «Вальс» (или «Полька») – создадут в сознании детей три разных образа, три характера, три настроения. Перед их прослушиванием напомните школьникам ,что с музыкой П.И. Чайковского они уже встречались на страницах учебника, и наиграйте «Па-де-де» из балета «Щелкунчик».

           Первый раздел «Музыка вокруг нас». Тема «Музыка осени». П.И. Чайковский ,цикл «Времена года», «Октябрь».В пьесе «Октябрь» стоит выделить плачущие, стонущие, как бы поникшие интонации, которыми композитор выражает душевное состояние человека – печаль, грусть, его прощание с теплом, светом. Можно сказать ребятам о том, что, передавая определённое эмоциональное состояние, композитор, как поэт и художник, выбирает соответствующие музыкальные краски: яркие, светлые (мажор) или более приглушённые, неяркие, а подчас и тёмные (минор). Так в каком же ладу написана эта пьеса?

            Первый раздел «Музыка вокруг  нас». Тема «Добрый праздник среди зимы». П.И. Чайковский балет «Щелкунчик». Урок посвящён одному из самых любимых праздников детворы – Новому году. Сказка Т. Гофмана ведёт детей в мир чудес, волшебства, приятных неожиданностей. Муза знакомит первоклассников с тремя фрагментами из балета: «Маршем» детей у новогодней ёлки, «Вальсом снежных хлопьев» и «Па-де-де» из второго акта. Пусть школьники попытаются представить себя действующими лицами балета: придумают ритмическое сопровождение к «Маршу» и промаршируют под его звуки; изобразят плавными движениями рук, корпуса «Вальс снежных хлопьев»; продирижируют музыкой «Па-де-де», звучащей как гимн добру, радости, свету, счастью, любви. 

              Второй раздел «Музыка и ты». Тема «Музыка утра». П.И. Чайковский «Зимнее утро» из «Детского альбома» - слушание. В первой части пьесы «Зимнее утро» многократно повторенная двузвучная интонация с акцентированным первым аккордом, постоянно стремящаяся вверх, передаёт радостное возбуждение ребёнка, выраженное в прерывистой взволнованной речи. Что могло вызвать такое состояние? И вдруг – интонация мольбы, просьбы, а может быть, вздоха, жалобы – во второй части. С чем это связано?.. И наконец, третья часть: в ней как будто повторяется мелодия первой части, но наиболее внимательные учащиеся заметят, что в её окончании, переплетаясь друг с другом, звучат интонации и первой, и второй частей.

Очень важно выразительно исполнить пьесу. Дети чрезвычайно  тонкие слушатели, и точность их ответа часто зависит от того, как учитель  преподнесёт произведение, как раскроет его замысел в своём исполнении.

Информация о работе Музыкально-педагогическое наследие П.И. Чайковского