Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 22:57, реферат
Путь русской музыкальной культуры на протяжении XVIII века характеризуется решительной победой светского начала в мироощущении и художественном дознании русского общества, а также широким освоением русскими музыкантами форм европейской музыки. Этот период завершается рассмотрением процесса формирования русской национальной композиторской школы.
ВВЕДЕНИЕ
Главной задачей музыкально исторического курса является раскрытие основных закономерностей формирования и развития русской музыкальной культуры.
Выдвигая на первый план
Путь
русской музыкальной культуры на
протяжении XVIII века характеризуется решительной
победой светского начала в мироощущении
и художественном дознании русского общества,
а также широким освоением русскими музыкантами
форм европейской музыки. Этот период
завершается рассмотрением процесса формирования
русской национальной композиторской
школы. Ее рождение в последней трети века
было обусловлено активизацией демократических
национальных сил во всех сферах русской
культуры и искусства и протекало при
обострении социальных противоречий в
недрах абсолютистско-дворянского строя.
ФОРМИРОВАНИЕ РУССКОЙ
НАЦИОНАЛЬНОЙ КОМПОЗИТОРСКОЙ ШКОЛЫ
Последняя
треть XVIII века занимает рубежное положение
.в истории русской музыки. В
это время в России складывается
и созревает своя, национальная композиторская
школа. Наступает первый расцвет молодой
светской музыкальной культуры, подготовленный
реформами Петра I и всем предшествующим
развитием музыкально-общественной жизни.
Выдвигается группа талантливых композиторов,
завоевывающих известность не только
в России, но и за рубежом. Березовский,
Бортнянскй, Пашкевич, Фомин, Хандошкин
утверждают самодеятельное значение молодой
русской композиторской школы.
Подъем
русской культуры в конце 18 столетия
был подготовлен всем ходом общественно-
После
разгрома крестьянского восстания
в России усилился гнет самодержавия.
Наступила реакция последних лет екатерининского
царствования, продолжавшаяся затем и
в годы правления Павла I. Революционный
, переворот 1789 года поставил под угрозу
существование монархических режимов
в Европе и вызвал горячий отклик среди
передовой части русского общества.
В кругах передового дворянства и просвещенной интеллигенции назревает протест против сословного неравенства и крепостнического гнета. Гроза революции разбудила общественную мысль и укрепила «мятежный дух» в сердцах лучших людей России: наступила радищевская пора.
С особой полнотой
демократические тенденции
Углубляется и понимание народности в русском искусстве. Народное творчество все больше привлекает внимание передовых мыслителей и художников этого времени. Растет интерес к народной поэзии, эпосу, песне и сказки.
К
передовому направлению русской
литературы близко примыкает русская
композиторская школа. Возникшая на
волне общественного подъема, она сложилась
как школа подлинно народная и национальная
по своим эстетическим принципам. Ее демократические
тенденции во многом определялась близостью
самих композиторов к народной среде.
Нельзя забывать, что создателями русской
оперы были Фомин — сын солдата, Пашкевич
— музыкант из придворного оркестра; крупнейшими
композиторами хоровой музыки — украинские
певчие Бортнянский и Березовский; самыми
выдающимися мастерами инструментальной
музыки — выходцы из народа Хандошкин
и Кашин. Рядом с ними работали многие
безвестные представители крепостной
интеллигенции — композиторы, дирижеры,
певцы.
Деятельность
всех этих музыкантов развертывалась
в условиях ужасающего бесправия, сословного
неравенства и социального гнета. Даже
самые талантливые из них, как, например,
Фомин, влачили существование людей, с
трудом добывающих кусок хлеба своим искусством.
Их творческие успехи, за редким исключением,
оставались незамеченными в печати и общественной
жизни. В оперном репертуаре, в театральных
афишах и печатных либретто имена композиторов
упоминались далеко не всегда, а созданные
ими партитуры нередко уничтожались «за
ненадобностью». О поразительном равнодушии
«высшего» образованного общества к творениям
русских музыкантов свидетельствует красноречивый
факт почти полной неразработанности
их биографий. До сего времени невыясненными
остаются многие факты жизни и творчества
Березовского, Пашкевича, Фомина, Хандошкина
и других деятелей русского музыкального
искусства. Их современников мало интересовала
личность композитора, его творческий
облик, его стремления. И только путем
упорного, длительного изучения документальных
материалов советским исследователям
удалось восстановить общую картину творческой
деятельности крупнейших мастеров.
Одной
из главных проблем в изучении
русской композиторской школы XVIII столетия
до сих пор остается вопрос о влиянии на
русскую музыку установившихся западноевропейских
традиций, соотношение в ней «русского»
и «западного».
Значительность
этих влияний не подлежит сомнению.
В условиях стремительного роста светского
искусства русские музыканты неминуемо
должны были усваивать опыт старших композиторских
школ Европы. Ведь именно им, талантливым
создателям первых русских опер, ораторий,
инструментальных произведений, и надлежало
вывести отечественную музыку на путь
общеевропейского развития и приобщить
ее к достижениям мировой культуры. В первых
опытах русских композиторов нетрудно
обнаружить следы влияния итальянской
или французской оперы, инструментальных
традиций итальянской, немецкой, австрийской
или .чешской школы, а главное — классических
творений Моцарта, Глюка, Гайдна. Но это
отнюдь не лишало русскую композиторскую
школу национального своеобразия. Скорее
напротив: помогало ей обрести свой самостоятельный
облик, свое лицо.
Как и в других областях русского искусства, в русской музыке нашли отображение различные стилистические направления, сложившиеся в европейском искусстве XVIII столетия,— классицизм, сентиментализм, реализм. Но положение музыки было неодинаковым с литературой, архитектурой, живописью, ибо русская композиторская школа ко времени ее формирования была самой ^молодой среди различных художественных школ нашей страны.
Русская композиторская школа, развивавшаяся
на протяжении всего лишь тридцати лет,
не могла за столь короткий срок пройти
весь этот сложный путь, в ней не успели
оформиться с той же законченностью художественные
направления, которые нашли
более полное выражение в
смежных искусствах. Применительно к музыке
можно говорить скорее о своеобразном
усвоении, обобщении этих различных стилистических
направлений, при общей устремленности
композиторов к национальной самобытности
своего искусства. Сложившаяся в условиях
высокого подъема русской литературы
и изобразительного искусства, русская
музыка по-своему претворила эти разносторонние
художественные тенденции. В то же время
жанры музыкального творчества развивались
тогда неравномерно и столь же неравномерно,
по-разному проявлялись в каждом
из них различные стороны русской
эстетики 18 века.
Наиболее прогрессивная для литературы критическая тенденция нашла, например, открытое выражение в опере — самом развитом жанре, фактически выросшем на почве русского драматического театра, а потому и объединившем совместные усилия писателей и музыкантов. В камерной музыке и особенно в романсе, напротив, преобладало влияние сентиментализма, стремление проникнуть в интимный мир человеческих чувств. Поэзия сентиментализма, при всей ее ограниченности, сыграла в целом положительную роль в камерном музыкальном искусстве этого времени, направив творческую мысль музыкантов по пути углубления психологической выразительности, отображения внутреннего мира человека. Этот популярнейший жанр чувствительной песни-романса (или «российской песни», как называли его в то время) был связан с наиболее демократической линией русской сентиментальной поэзии, проявившейся в творчестве поэтов-песенников Чулкова, Попова и их многочисленных подражателей. _
Явственно прослеживается в русской музыке и влияние классицизма, этого господствующего художественного направления XVII — XVIII веков. В настойчивом стремлении русских музыкантов овладеть конструктивными законами музыкального искусства, сложившимися музыкальными формами, в уменье подчинить свои замыслы строгой логике музыкального мышления (в том числе закономерностям классической функциональной гармонии и классической полифонии) нельзя не усмотреть воздействия эстетики классицизма, с ее идеалом гармонии форм, пластических образов, ясности выражения. Наиболее отчетливо и наглядно этот эстетический идеал выразился в творчестве Бортнянского — крупнейшего русского композитора XVIII века — в его хоровых композициях, сонатах и увертюрах. Принципы классицизма нашли отражение и в творческой деятельности других русских композиторов — Березовского, Пашкевича; Фомина, Хандошкина, Козловского, умевших развить свое мастерство на почве общих законов классического искусства конца века.
При
всей незрелости художественных форм,
при всем недостатке высокого мастерства,
русские композиторы XVIII века стремились
выразить в музыке свое национальное содержание,
свою тематику, свой образный строй. Об
этом свидетельствуют и первые русские
оперы, реалистически отображающие нравы
и быт русского общества, и первые инструментальные
сочинения, основанные на народнопесенных
темах, и первые русские романсы, питавшиеся
истоками народной песни и канта. Во всех
этих жанрах русские композиторы искали
свой путь развития, хотя и пользовались
приемами общеевропейского классического
музыкального стиля XVIII века. Процесс освоения
основных форм профессиональной музыки
носил у них творческий характер прежде
всего потому, что в эти традиционные формы
они стремились вложить оригинальное,
самобытное содержание и опирались при
этом в первую очередь на русскую народную
песню.
Народная
песня — главный источник творчества
композиторов XVIII века. На основе оригинального,
самобытного народнопесенного тематизма
формировались, по существу, все музыкальные
жанры этого времени: опера, симфония,
камерная музыка, камерный ансамбль, вокальная
лирика. Овладевая сложными вокальными
и инструментальными формами, русские
композиторы стремились прежде всего
использовать в них богатство своих народных
мелодий. Естественно, что первое место
в русской музыке XVIII века заняла комическая
опера — народная по сюжету и языку, насыщенная
народнопесенным материалом. Правда, у
композиторов доглинкинской эпохи мы
не найдем еще полного и совершенного
владения выразительными средствами народной
песни. Далеко не сразу им удалось встать
на правильный путь разработки народных
мелодий, народных жанров. Русской музыке
того времени не хватало еще той глубины
и силы .художественного обобщения, того
метода высокого реализма, которым
характеризуется музыкальное
искусство классической, глинкинской
поры. Русские композиторы 18 века не могли
еще сделать народную песню выразительницей
больших идей и глубоких дум. Но тем не
менее уже в эту раннюю пору национальная
композиторская школа обрела свой истинный
путь развития, оказавшийся необычайно
плодотворным,- путь народности и жизненной
правды. Он был указан народной традицией.
НАРОДНАЯ ПЕСНЯ
Развитие профессионального
Народная песня этого времени отличалась редким богатством и многообразием содержания. Век крепостничества и крестьянской войны породил в народе новые песни, чутко отображавшие тяжелую долю народа, его чаяния и освободительную борьбу.
Свои заветные думы народ высказывал в песнях крестьянских восстаний. Сложившиеся в эпоху бурных социальных потрясений, борьбы обездоленного крестьянства с гнетом крепостничества, песни эти полны сурового величия и мощи. Такова «бурлацкая» песня «Не шуми, мати зеленая дубровушка», вплетенная Пушкиным в ткань повести «Капитанская дочка» и охарактеризованная поэтом как любимая песня Пугачева.
Большое
значение в народном быту по-прежнему
сохраняет историческая песня. Исторические
песни конца XVII и всего XVIII века — свидетельство
глубокого интереса народа к своему историческому
прошлому. Преобразования и победы Петра
I, события Северной войны, а затем походы
Суворова нашли широкое отражение в народной
песне, особенно в песнях военной, солдатской
среды.
К
числу новых песенных жанров, порожденных
общественно-историческими
Наряду с рекрутскими, в солдатской среде зарождались и бодрые походные песни, прославляющие отвагу и доблесть русских воинов, подвиги русских полководцев. Таковы песни о Суворове: продолжая традицию исторического жанра, они в то же время по музыкальному складу и языку уже приближаются к солдатским походным песням XIX века с их маршеобразным ритмом. К XVIII веку относится формирование городской песни. В народном быту этого времени приобретают большое значение песни служилого люда, солдатские и матросские, песни городского мещанства, дворовых крепостных и «фабричных» (рабочих). Старинные крестьянские напевы, попадая в условия городского быта, также существенно меняются и звучат в новых вариантах.
Информация о работе Формирование русской национальной композиторской школы