Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 22:57, реферат
Путь русской музыкальной культуры на протяжении XVIII века характеризуется решительной победой светского начала в мироощущении и художественном дознании русского общества, а также широким освоением русскими музыкантами форм европейской музыки. Этот период завершается рассмотрением процесса формирования русской национальной композиторской школы.
В XVIII веке первые появились нотные записи народных песен.
Важным этапом
в истории русской
Новое
отношение к народному
Большие
сдвиги произошли в 70-х годах, когда
к собиранию и записи народных
песен обратились не только любители,
но и талантливые профессиональные музыканты.
Последние десятилетия XVIII века ознаменовались выходом в свет первых печатных нотных сборников русских песен. В 1776 году придворный музыкант, «камер-гуслист» В. Ф. Трутовский издает первую часть своего «Собрания русских простых песен с нотами», а в 1790 работавший в России чешский музыкант И. Прач, в сотрудничестве с поэтом Н. А. Львовым, выпускает «Собрание народных русских песен с их голосами». Издание этих сборников было одним из ярких признаков растущих демократических тенденций русской культуры.
В области обработки и
Сборник Трутовского состоял из четырех частей, выходивших последовательно в течение двадцати лет.
Сборник
Трутовского — ценнейший
культуры. Композитор с большой полнотой
запечатлел в нем наиболее характерные,
излюбленные песни XVIII столетия: старинные
крестьянские, веселые, плясовые и бойкие
солдатские; видное место занимают украинские
песни, популярны с в то время в русском
быту, а также городские песни типа романсов.
Сборник
Трутовского, несмотря на его огромное
культурно-художественное значение, все
же не пользовался такой популярностью,
как появившийся вслед за ним сборник
Львова — Прача.
Сборник
Львова — Прача под заглавием.
«Собрание народных русских песен с их
голосами» вышел впервые в1790 году. В течение
всего XIX века и вплоть до наших дней он
сохранил свое важное значение как один
из основных источников в области русской
музыкальной фольклористики. К нему постоянно
обращались виднейшие русские композиторы;
из него заимствовали материал почти все
составители последующих песенных сборников,
вплоть до Н. А. Римского-Корсакова. Многие
песни, записанные Львовым и Прачем, сохраняют
свою популярность ив наши дни («Во поле
береза стояла», «Ай, во поле липинька»,
«Заинька», «Во саду ли, в огороде» и другие). I
«Собрание народных русских песен» долгое время было известно в литературе как «сборник Прача» — только по имени второго из составителей. Между тем не менее важную роль в создании этого замечательного памятника сыграл выдающийся деятель русской культуры XVIII века Николай Александрович Львов (1751—1803).
Особое
место среди песенных сборников
XVIII века занимает так называемый «Сборник
Кирши Данилова», составленный в середине
XVIII века в Западной Сибири. Сборник этот
долгое время существовал только в рукописи
и был впервые издан (без нот) в 1804 году
под названием «Древние российские стихотворения,
собранные Киршею Даниловым».
Богатое
и многообразное народное творчество
XVIII века послужило той плодородной
почвой, на которой выросла и развилась
русская композиторская школа. Начиная
с этой поры процесс собираний и изучения
народных песен становится важным, необходимым
условием всего дальнейшего развития
русской музыкальной культуры. Широкое
отражение народная песня нашла в русской
профессиональной музыке XVIII века, и, прежде
всего в ее важнейшем жанре - комической
опере.
КОМИЧЕСКАЯ
ОПЕРА
Среди различных жанров профессиональной музыки конца XVIII века опера занимает первое место. Именно опера в эту эпоху становится наиболее развитым, наиболее профессиональным и вместе с тем наиболее массовым видом музыкального творчества.
Первые русские оперы
знаменательную пору крестьянской
войны, в период высшего подъема русского
просветительства. По своему направлению
они приближались к наиболее действенному,
передовому литературному жанру этого
времени — к бытовой комедии. В опере,
как и в комедии, затрагивались самые острые,
коренные проблемы русской действительности,
и в первую очередь вопрос о социальном
неравенстве, о тяжелом, бесправном положении
крепостного крестьянства. Для оперы,
как и для комедии, характерно решительное
отрицание выспреннего стиля эпохи классицизма,
приближение к живой действительности,
меткое отображение современных нравов.
Русская опера XVIII века — это прежде всего
реалистическая опера-комедия бытового
плана, тесно связанная со всем укладом
русской общественной жизни. И в жанровом,
и в драматургическом отношении она сближалась
с реалистической литературой конца XVIII
века, черпая в ней сюжетные мотивы, характеры,
образы, ситуации.
Опера по-своему метко высмеивала отсталые нравы русского общества, бичевала пороки скотининых и простаковых.
Критическая, обличительная
Первая
известная русская опера «
В
середине 70-х годов русский оперный
репертуар обогатился произведениями.
Среди них обличительной
В драматургическом
отношении ранняя русская комическая
опера представляла собой синтетический
музыкально-драматический жанр, основанный
на чередовании музыкальных номеров с
разговорным диалогом. Такой «смешанный»
принцип драматургии устойчиво сохранялся
в оперном жанре вплоть до 1830-х годов —
до постановки оперы «Иван Сусанин» Глинки.
Но
функция музыки в опере конца
XVIII— начала XIX века не оставалась неизменной.
Подбор песенных номеров у многих авторов носит случайный характер и не имеет прямой связи с развитием драматического действия. Но в лучших образцах оперного жанра композиторы находят правильный путь и делают песню основным средством музыкальной характеристики. К числу этих лучших образцов следует отнести известную оперу М. М. Соколовского на текст писателя А. А. Аблесимова «Мельник— колдун, обманщик и сват» (1779).
Оперу «Мельник — колдун, обманщик и сват» нередко называют «первой русской оперой». Это определение, исторически не вполне точное (до «Мельника» на театральной сцене появилось не менее десяти оперных сочинений русских авторов), все же имеет серьезные основания. Аблесимову и Соколовскому действино удалось впервые создать оперу, которая надолго вошла в репертуар и даже сыграла определяющую роль в данном жанре.
Музыка оперы
хорошо отвечает простому и занимательному
сюжету. Первоначальным ее «создателем»,
по существу, был сам Аблесимов, который
писал своё либретто в расчете на определенные
мелодии, или «голоса», народных песен.
Писатель демократического направления,
один из сотрудников Новикова, он хорошо
знал народную песню и, создавая свой «народный
водевиль», по-видимому, ориентировался
на только что вышедший в эти годы сборник
Трутовского. На материале песен из сборника
Трутовского основано большинство вокальных
номеров оперы. По указанию Аблесимова,
песни эти были обработаны скрипачом московского
театра Михаилом Матвеевичем Соколовским,
которого и следует считать композитором
«Мельника».
К сожалению, первоначальная партитура оперы, предназначенная для постановки 1779 года, до нас не дошла. Сохранились только ее позднейшие варианты, и то не полностью, а в оркестровых голосах. Однако широкая популярность «Мельника» вызвала в XIX веке ряд новых переделок. Эти позднейшие редакции легли в основу печатного клавира, опубликованного в 1884 году издателем Юргенсоном и вновь переизданного уже в советский период. Имя настоящего композитора оперы в течение долгого времени оставалось забытым. В печатных изданиях она приписывалась виднейшему мастеру русской оперы XVIII века Е. И. Фомину . Однако участие Фомина в создании оперы до сих пор не доказано. Советским музыковедам удалось документально установить. авторство Соколовского и даже восстановить по отдельным голосам наиболее ранний сохранившийся вариант партитуры.
В музыке «Мельника» ярко определился характерный для народно-бытовой комической оперы принцип «песенной драматургии». Композитор и либреттист сумели достигнуть полного единства музыки и текста, дать выразительную, живую характеристику каждого персонажа в песенном номере. Широкими, разудалыми «молодецкими» песнями обрисован сметливый Мельник ,в задумчивых песнях лирического склада изливает свои думы Анюта; веселую, бойкую песню запевает молодой парень Филимон. Композитор умело оттеняет жанровые особенности каждой песни в соответствии с данным характером и сценической ситуацией.
Несмотря на
композиционную несложность, опера
«Мельник — колдун, обманщик и сват»
явилась заметной вехой на пути исторического
развития русского музыкального театра.
В ней впервые определился
тот тип народно-бытовой
Постановка «Мельника» утвердила господство комической оперы на театральной сцене. Вслед за оперой Аблесимова — Соколовского появились произведения более крупных, выдающихся авторов. Окончательно сформировавшийся к началу 80х годов жанр оперы-комедии достиг расцвета в творчестве трех мастеров - Пашкевича, Фомина и Бортнянского.
Старший из композиторов
русской оперной школы - Василий
Алексеевич Пашкевич
Самая ранняя из сохранившихся опер Пашкевича — «Н е счастье от кареты» — хронологически оказалась сверстницей «Мельника». Постановка ее в 1779 году в Петербурге вызвала живой интерес публики и критики. Сотрудником Пашкевича в создании этой оперы был Я. Б. Княжнин — один из прогрессивных писателей XVIII века, чья «вольнодумная» трагедия «Вадим Новгородский» была сожжена по приказу Екатерины II.
По содержанию
опера Пашкевича — Княжнина заметно
выделяется в театральном репертуаре
того времени. Под видом наивной
бытовой комедии здесь
Правда, антикрепостническая тенденция у Княжнина выражена пока еще в очень смягченном, «чувствительном» тоне, во вкусе сентиментальной литературы того времени.
Однако для того времени эта тенденция была прогрессивной. Образы страдающих крестьян — Лукьяна и его невесты Анюты, насильно разлученных жестоким помещиком,— с большим сочувствием и сердечностью обрисованы композитором; они глубоко трогательны и патетичны. Это уже отнюдь не те веселые, беззаботные поселяне, каких мы видим в «Мельнике». Подчеркивая моральное достоинство и душевное благородство молодых героев, Пашкевич рисует их как людей, наделенных глубокими чувствами, способных бороться за свое счастье, способных показать зрителю, что «и крестьяне любить умеют».
Выделяется своими
художественными достоинствами
и необычной судьбой опера «Санктпетербургский
гостиный двор». Первая ее постановка
состоялась в 1782 году.
Считается
что автором литературного
Матинского
- драматурга считают одним из предшественников
Гоголя и Островского. Быт и нравы купечества,
мелких чиновников, мещан - обычное содержание
пьес Матинского, в том числе и «Санктпетербургского
гостиного двора». Главные действующие
лица оперы - купец Сквалыгин и жених его
дочери чиновник Крючкодей. Эта достойная
друг друга пара не брезгует ничем: взятки,
подлоги, обман, разного рода мошенничества
- все пускается в ход ради наживы. Справедливость,
однако, торжествует: Сквалыгин и Крючкодей
разоблачены и несут наказание по закону.
Информация о работе Формирование русской национальной композиторской школы