Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 22:57, реферат
Путь русской музыкальной культуры на протяжении XVIII века характеризуется решительной победой светского начала в мироощущении и художественном дознании русского общества, а также широким освоением русскими музыкантами форм европейской музыки. Этот период завершается рассмотрением процесса формирования русской национальной композиторской школы.
Более самостоятельно
композитор проявил себя в других:
песнях, по типу изложения приближающихся
к романсу, с отдельно выписанной
партией фортепианного сопровождения
(«Куда мне, сердце страстно», «Тобой всечасно
мысль питая» и другие).
К
числу лучших произведений Дубянского
относится классически строгая, полная
сосредоточенной скорби траурная сицилиана
на текст В. В. Капниста «Уже со тьмою нощи»
(в подлиннике стихотворение носит название
«На смерть дочери»).Музыка этого романса
пленяет чистотой вокальной мелодии и
выразительностью музыкального языка.
Более
широкий круг настроений отображен
в творчестве Осипа Антоновича Козловского
(1757—1831). По сравнению с Дубянским, это
был музыкант другого масштаба — подлинный
профессионал, крупный симфонист и музыкальный
деятель, игравший активную роль в музыкальной
жизни России на рубеже XVIII и XIX веков.
Современники
называли Козловского «творителем нового
рода российских песен». Это суждение
справедливо: именно в творчестве Козловского
окончательно сформировался «новый род»
русского романса как сольной камерной
песни более сложной структуры, с развитым
фортепианным сопровождением. Немалое
значение для композитора имело знакомство
с русской поэзией: почти все его «российские
песни» написаны на слова известных поэтов
XVIII века Державина, Нелединского-Мелецкого,
Сумарокова и других авторов.
По
своей стилистической направленности
творчество Козловского стоит уже на пороге
XIX века. В его сильном и мужественном искусстве
всегда преобладает склонность к патетике,
героизму, драматической экспрессии. Тяготея
к «бетховенской» героической сфере чувства
(особенно в своей театральной музыке),
Козловский в то же время выступает и как
художник предромантической эпохи. Известная
преувеличенность чувства, патетическая
приподнятость, резкая смена эмоциональных
состояний — характерные черты стиля
композитора. Эти предромантические тенденции
наглядно отразились уже в «российских
песнях», созданных Козловским на исходе
XVIII столетия, в период 1790-х годов.
Композитор заметно расширяет жанровую сферу вокальной лирики, не ограничиваясь мягкой чувствительностью, присущей Дубянскому. Среди «российских песен» Козловского мы найдем и простую русскую песню в народном духе («Выду ль в темный я лесочек»), и светлую, идиллическую пастораль («Милая вечор видела» на слова Ю. А. Нелединского-Мелецкого), и драматическую крупную по масштабам песню в духе монолога («Где, где, ах, где укрыться»).
Особенно
характерны для Козловского романсы-
Есть
у Козловского и светлые песни-
Создавая
песни, Козловский опирался на существующую
народно-бытовую традицию. Он хорошо знал
украинскую и русскую народную песню,
прислушивался к ней и проникался ее настроениями.
Об этом свидетельствует целый ряд его
песен в народном духе. «Выду ль в темный
я лесочек», «Всякой здеся веселится»,
обработка украинской песни «На бережку
у ставка» и многие другие. Близость композитора
к русскому городскому фольклору особенно
заметна в лирических песнях -трехдольного,
вальсообразного склада, с мягкой и плавной
мелодией («Пчелка» на слова Г. Р. Державина,
«Лети к моей любезной», «Я птичкой быть
желаю»).
Большое значение Козловский придает инструментальному сопровождению. Своим романсам он предпосылает самостоятелъные фортепианные вступления, имеющие значение эпиграфа или прелюдии. Разнообразной становится у него и самая фактура
аккомпанемента.
В
своей вокальной лирике Дубянский
и Козловский выступают как даровитые
основоположники русского романса. Большим
завоеванием у обоих композиторов явилась
широкая разработка специфически вокальной
мелодии, подчиненной принципу распевности.
Их песни были заметным шагом вперед, по
сравнению с привлекательной, но весьма
ограниченной в своих выразительных возможностях
«галантной» лирикой того же Теплова.
От инструментальной мелодии песен-менуэтов
Теплова они приходят к живой и человечной
распевности мелодии, подчиненной принципу
вокальности.
Творчество
Дубянского и Козловского, разумеется,
пока еще ограничено типичными настроениями
любовно-лирической сентиментальной поэзии.
Но в пределах этой поэтической атмосферы
у них намечается заметное разнообразие:
здесь и патетические романсы-монологи,
и романсы скорбно-элегического характера,
и пейзажные, пасторальные романсы, и серенады,
и песни в народ* ном духе. Все эти виды
романсовой лирики получают дальнейшее
развитие в XIX веке у предшественников
и современников Глинки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Путь,
пройденный русской музыкой в
течение длительного
Неиссякаемым
источником вдохновения для современных
русских композиторов остается музыкальное
творчество народа - его древнейших
и более поздних исторических
пластов, вплоть до видов и форм,
рожденных Советской эпохой. В
наши дни в русской музыке находят
отражение и давние традиции древнерусской
хоровой культуры.
От
русской классической музыки последующих
исторических периодов советские музыканты
воспринимают и по-новому развивают
в своей деятельности важнейшую
идейно-эстетическую традицию всей русской
художественной культуры - тесную связь
искусства с передовыми социальными и
нравственными идеалами эпохи, утверждение
высоких идей народности, гуманизма через
образы немеркнущей художественной правды
и красоты...
СОДЕРЖАНИЕ
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Формирование русской национальной композиторской школы