Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 20:31, курсовая работа
Наше время – это время перемен. Сейчас Росии нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творческими мыслить. Ведь только такие люди внесут свою лепту в развитие культуры и, тем самым, поднимут престиж страны на должный уровень.
Творчество – актуальная потребность детства. Творческая активность детей обусловлена их возрастными психологическими особенностями: чувственной восприимчивостью, синкретизмом (целостностью восприятия), а также их двигательной гиперактивностью и интересом к деятельностному контакту с действительностью. Детское художественное творчество имеет важное значение для личностного развития человека в пору его детства и является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем.
Введение
Наше время – это время перемен. Сейчас Росии нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творческими мыслить. Ведь только такие люди внесут свою лепту в развитие культуры и, тем самым, поднимут престиж страны на должный уровень.
Творчество – актуальная потребность детства. Творческая активность детей обусловлена их возрастными психологическими особенностями: чувственной восприимчивостью, синкретизмом (целостностью восприятия), а также их двигательной гиперактивностью и интересом к деятельностному контакту с действительностью. Детское художественное творчество имеет важное значение для личностного развития человека в пору его детства и является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем.
Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества. Все это в полной мере относится к музыкальному искусству и школьным урокам музыки.
Многолетние наблюдения показывают, что ситуация творчества для абсолютного большинства учителей является новой, неожиданной, непривычной. Б.Асафьев в свое время писал, что человек, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, углубляет свой жизненный опыт и становится иным по психологическому складу, чем человек, только подражающий актам других. По его мнению, суть дела вовсе не в том, чтобы сочинять оригинальную музыку и выискивать вундеркиндов-композиторов, а в том, чтобы вызвать и воспитывать музыкально-творческий инстинкт.
Также, необходимо заметить, что непосредственно выражать и раскрывать художественное творчество школьников можно, лишь опираясь на специфику музыкального языка. Художественное творчество школьников не возможно без развития у них музыкальных способностей, которые развиваются в музыкальной деятельности. Чем она активнее и разнообразнее, тем эффективнее протекает процесс музыкального развития и, следовательно, успешнее достигается цель музыкального воспитания. Таким образом, развитие художественного творчества является существенной предпосылкой успешного формирования музыкальной культуры.
Проблема художественного творчества школьников – сложная проблема. С одной стороны, практически нет ни одного ученого или методиста по музыке, которые бы не высказывались о важности и необходимости творчества. С другой стороны, собственно художественное творчество учащихся в массовом музыкальном воспитании почти незаметно. Конечно, научить творить в музыке 30 учеников за один час в неделю невозможно, но определенные шаги в этом направлении предпринимать необходимо.
Проблеме художественного творчества посвятили свои труды многие ученые, педагоги, психологи и методисты:
- так, свои научные труды Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, К. Роджерс, П. Эдвардс посвятили творческому развитию личности, в первую очередь личности ребенка;
- такие ученые, как Г.В. Ковалева, Н.Ф. Вишнякова, Л. Дорфман, Н.А. Терентьева, А. Мелик-Пашаев, Л. Футлик поднимали в своих исследованиях проблему творческих способностей учащихся;
а также исследователи в области музыкального воспитания и образования, такие как Э.Б. Абдуллин, А.А. Мелик-Пашаев, анализировали в своих трудах широкий круг вопросов, связанных с развитием и активизацией творчества детей.
Проблема художественного творчества школьников обусловлена необходимостью совершенствования организации творческой деятельности учащихся и стимулирования их активного отношения к действительности. Вследствие этого поиск новых современных приемов, методов и способов для воздействия на учащихся с целью развития их творческих способностей выступает как актуальный, что определило выбор темы исследования: Художественное творчество школьников на уроках музыки.
Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия художественного творчества школьников на уроках музыки.
Объект исследования: художественное творчество школьников.
Предмет исследования: художественное творчество школьников на уроках музыки.
Согласно поставленной цели и предмету определены следующие задачи:
Методы исследования: теоретический анализ отечественной педагогической, психологической и музыковедческой литературы по проблеме исследования.
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы художественного творчества школьников на уроках музыки.
В настоящее время нет единого принятого определения понятия «творчество». Искусствоведы, философы, педагоги, психологи - каждый по своему дает определение данному понятию. Рассмотрим некоторые из них.
В «Психологическом словаре» творчество – «это всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты)»[1,С.485].
В истории культуры и искусства «творчество» определяется как «процесс культурной человеческой деятельности, в результате которого создаются качественно новые материальные и духовные ценности; способность человека из доставляемого действительностью материала созидать новую реальность, удовлетворяющую многообразным потребностям человеческой жизнедеятельности» [2,С.56].
Педагоги рассматривают «творчество» как деятельность, результатом которой является создание новых, оригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной или (и) субъективной значимостью [3, С.322].
С точки зрения философии, «творчество» — «это социально обусловленная целенаправленная созидательная деятельность, в которой полнее всего представлены продуктивные компоненты, присущие человеческому труду; эта деятельность направлена на порождение принципиально, качественно новых, нравственно оправданных и эстетически совершенных культурных ценностей. Творчество — процесс, благодаря которому происходит восхождение человека к высшим ступеням духовности, нравственности и свободы, развитие личности и культуры. Движущими силами творчества являются активность субъекта, преодолевающая предустановленные границы деятельности, и эвристическое стимулирование творческого процесса» [4, С. 178].
Анализ перечисленных определений понятия «творчество», показал, что все они схожи в одном, что «творчество» - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее для субъекта деятельности или для человечества вообще.
В курсовой работе мы будем опираться на данное определение творчества.
В процессе
мыслительной деятельности
Анализ - это
мыслительное разложение
Синтез - это мысленное
объединение частей, свойств, действий
в единое целое. В его процессе
устанавливается отношение
Сравнение - это
установление сходства или
Абстракция
состоит в том, что субъект, вычленяя
какие-либо свойства, признаки изучаемого
объекта, отвлекается от остальных.
В этом процессе признак, отделяемый
от объекта, мыслится независимо
от других признаков предмета,
становится самостоятельным
Конкретизация предполагает возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрыть содержание. При - конкретизации понятий происходит обогащение их новыми признаками, добавление чего нового, то есть происходит активизация творчества.
Обобщение - мысленное
объединение предметов и
Все указанные операции не могут проявляться изолировано вне связи друг с другом. На их основе возникают более сложные операции, такие как классификация, систематизация и прочие. Каждая из мыслительных операций может быть рассмотрена как соответствующее умственное действие. При этом подчеркивается активность, действенный характер человеческого творчества, возможность творческого преобразования действительности. Творчество человека не только включает в себя различные операции, но и протекают на различных уровнях, в различных формах, что в совокупности позволяет говорить о существовании разных видах творчества.
Существует бесчисленное
количество видов творчества. По
этой причине до сих пор
нет единой классификации
1. Художественное творчество – оно связано в большей степени с эстетическим освоением действительности.
2. Научное творчество
– предполагает открытие
3. Техническое
творчество – проявляется в
непосредственно практическом
4. Педагогическое творчество – поиск и реальное нахождение нового в сфере педагогической деятельности.
Это основные виды творчества, но, кроме них, можно выделить и ряд других видов: политическое, изобретательское, организаторское, философское, мифологическое и множество других.
Остановимся на понятии «художественное творчество» более подробно.
Художественное творчество происходит от древне-русского худогъ — "сведущий, опытный"; из готск. handugs — "мудрый".
С точки зрения литературоведения, художественное творчество – это особая деятельность человека, порождающая качественно новое произведение и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Художественное творчество совершается на основе законов художественно-образного отражения действительности [5, С. 234].
В «Современном энциклопедическом словаре» художественное творчество рассматривается как «форма творчества, способ духовной самореализации человека посредством чувственно-выразительных средств (звука, пластики тела, рисунка, слова, цвета, света, природного материала и т.д.)» [6, С. 322].
Невозможно не согласится с формулировкой этого понятия приведенной В. И. Далем: "Изящные художества стремятся к созданию первообраза красоты, союза добра и истины, которых отраженье мы видим в вещественной природе" [7, С.466].
В педагогике «художественное творчество» - «это вид общественно полезной и производственной деятельности, состоящей в создании новых эстетических ценностей и прежде всего произведений искусства. Художественное творчество, его организация, содержание, технология, является предметом и основой художественного воспитания, как составной части эстетического» [8, С.169].
Из всего
вышесказанного мы можем
Информация о работе Художественное творчество школьников на уроках музыки