Художественное творчество школьников на уроках музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 20:31, курсовая работа

Краткое описание

Наше время – это время перемен. Сейчас Росии нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творческими мыслить. Ведь только такие люди внесут свою лепту в развитие культуры и, тем самым, поднимут престиж страны на должный уровень.
Творчество – актуальная потребность детства. Творческая активность детей обусловлена их возрастными психологическими особенностями: чувственной восприимчивостью, синкретизмом (целостностью восприятия), а также их двигательной гиперактивностью и интересом к деятельностному контакту с действительностью. Детское художественное творчество имеет важное значение для личностного развития человека в пору его детства и является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 101.49 Кб (Скачать файл)

     - для показателя «Наличие представлений о художественном творчестве» используется методика «Наборщик» (см.приложение 2)

     - для измерения  показателя «Знание видов художественного  творчества» используется методика  «Что делать?» (см. приложение 3).

     - для измерения  показателя «Понимание предназначения  художественного творчества в  жизни» используется анкетирование (см. приложение 4).

     - для измерения  показателя «Отношение к творческим  заданиям» используется метод наблюдение.

      - для измерения  показателя «Проявление художественного  творчества» используется методика  «Создай подголосок к мелодии» (см. приложение 5).

     - для измерения  показателя «Стремление к самовыражению, оригинальности» используется методика «Сочини мелодию на стихотворение» (см. приложение 6).

     - для измерения  показателя «Наличие интереса  к художественному творчеству» используется анкетирование (см. приложение 7).

     - для измерения  показателя «Предложение новых  решений в процессе творческих  заданий» используется метод  наблюдение.

     - для измерения  показателя «Проявление самостоятельности  при выполнении творческих заданий» используется метод импровизации.

     - для измерения  показателя «Участие в коллективной  творческой деятельности» используется методика «Три ноты» (см.приложение 8).

     В связи с тем, что для успешного осуществления художественного творчества школьников на уроках музыки, необходимы знания об уровнях развития художественного творчества учащихся, потому как, выбор видов творчества зависит от уровня, на котором находится учащийся, были выделены критерии:

     Когнитивный  критерий. Его показателями являются  знание понятий художественное творчество и оперирование  ими, наличие представлений о художественном творчестве, знание видов художественного творчества, понимание предназначения художественного творчества в жизни.

     Мотивационно-потребностный критерий. Его показателями являются отношение к творческим заданиям, проявление художественного творчества, стремление к самовыражению, оригинальности,  наличие интереса к художественному творчеству.

     Деятельностный критерий. Его показателями являются предложение новых решений в процессе творческих заданий, проявление самостоятельности при выполнении творческих заданий, участие в коллективной творческой деятельности.

     Были определены  три уровня сформированности художественного творчесвтва школьников на уроках музыки: высокий, средний, низкий.

     Для измерения степени проявления показателей по каждому критерию были использованы методы:анкетирование, методика «Наборщик», методика «Что делать?», наблюдение, методика «Создай подголосок к мелодии», методика «Сочини мелодию на стихотворение», метод импровизации, методика «Три ноты»

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по первой главе.

     Изучение теоретических основ художественного творчества школьников позволило дать определение понятию «художественное творчество школьников «- форма активности и самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от образца и стереотипа, экспериментирует, видоизменяет окружающий его мир, создает нечто новое для других и для себя [9, С.124].

     Его формами являются:

     1. Пространственные (пластические) статические виды:

       а) прикладные: декоративное искусство;

       б) изобразительные: живопись, графика.

     2. Временные (динамические): литература, музыка.

     3. Пространственно-временные (синтетические): хореография, театр, эстрада.

     Виды художественного  творчества школьников на уроках  музыки:

  1. Импровизация на детских музыкальных инструментах
  2. Сочинение подголосков к мелодии
  3. Сочинение ритмического сопровождения к мелодии
  4. Сочинение мелодии на текст
  5. Импровизация голосом
  6. Ритмическая импровизация
  7. Импровизация в музыкально-ритмических движениях

     На основе  анализа теоретической, методологической  и искусствоведческой литературы были определены особенности художественного творчества на уроках музыки:

     Художественное  творчество школьников на уроках  музыки не искусство, оно представляет  собой познавательно поисковую  музыкальную практику.

      Творческое начало у школьников на уроках музыки может проявляться в пении простейших мотивов, часто возникающих непроизвольно, в сочинении мелодии на предложенный текст, в воспроизведении несложных мотивов разного характера; в выразительных движениях под музыку, в создании ритмического сопровождения к пьесам, в оценочных суждениях об услышанной музыке; в осмысленном исполнении песен с элементами собственной интерпретации.

      Был проанализирован опыт художественного творчества школьников на уроках музыки в теории и практике отечественной педагогики, который показал, что многие педагоги, методисты, ученые занимались данной проблемой и предлагали свои методы становления художественного творчества школьников, выдвигали различные идеи введения ребенка в мир музыки, а также разрабатывали различные программы по музыке.

     К сожалению, в опыте советских педагогов, методистов и ученых не освещаются такие аспекты проблемы художественного творчества школьников как: педагогические условия художественного творчества школьников на уроках музыки, способы становления художественного творчества и то, как вызвать интерес к художественному творчеству  у школьников.

     Были определены критерии (когнитивный, мотивационно-потребностный, деятельностный), показатели (знание понятий художественное творчество и оперирование  ими, наличие представлений о художественном творчестве, знание видов художественного творчества, понимание предназначения художественного творчества в жизни, отношение к творческим заданиям, проявление художественного творчества, стремление к самовыражению, оригинальности,  наличие интереса к художественному творчеству, предложение новых решений в процессе творческих заданий, проявление самостоятельности при выполнении творческих заданий, участие в коллективной творческой деятельности) и уровни (высокий, средний, низкий) сформированности художественного творчества школьников на уроках музыки, методы диагностики (анкетирование, методика «Наборщик», методика «Что делать?», наблюдение, методика «Создай подголосок к мелодии», методика «Сочини мелодию на стихотворение», метод импровизации, методика «Три ноты»).

 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Анкета для измерения показателя «Знание понятий художественное творчество и оперирование ими».

Дорогой друг!

Просим ответить на вопросы анкеты правдиво.

  1. Как ты понимаешь, что такое художественное творчество?
  2. Можно ли отнести к художественному творчеству: пение бабушки, журчанье ручья, трели соловья, шум леса?

А) да    б) нет   в) не все   г) не знаю

      3. Нравится  ли тебе слушать музыкальные  произведения великих    композиторов?

           А)  да    б) нет    в) затрудняюсь ответить

     4. если нравится то чем тебя привлекает это занятие?

     5. Нравится  ли тебе петь?

        А) да   б) нет   в) не знаю

    6.  Мечтал ли  ты когда-нибудь сам написать  великое музыкальное произведение и стать знаменитым композитором?

      А) да    б) нет в) затрудняюсь ответить

   7. Как ты считаешь можно ли заниматься художественным творчеством не являясь при этом великим композитором или певцом и почему?

    8. Какую роль  по твоему мнению играет художественное  творчество в жизни современных  людей?

9. Ты когда-нибудь пытался  сочинить новую мелодию?

   А) да    б)  нет    в) затрудняюсь ответить

10. Можешь ли ты считать  себя творцом когда напеваешь новую мелодию сочиняемую «на ходу» и почему?

 

 

 

Приложение 2

Методика «Наборщик» для измерения показателя «Наличие представлений о художественном творчестве».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Методика «Что делать?» для измерения показателя «Знание видов художественного творчества».

     Ученик предлагается прослушать одноголосную мелодию. После прослушивания они отвечают на вопросы: понравилась ли вам мелодия? Как вам кажется здесь чего-то не хватает? А чего по вашему мнению тут недостает? Вам бы хотелось сделать эту мелодию яркой, живой, красочной? Предложите свой вариант как украсить мелодию!

     Каждый ребенок  должен вспомнить все виды  художественного творчества, которые он знает, и предложить тот вид, который по его мнению больше всего подойдет для «оживления» мелодии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Анкета для измерения показателя «Понимание предназначения художественного творчества в жизни».

Дорогой друг!

Просим ответить на вопросы анкеты правдиво.

  1. Как ты думаешь, для чего нужно художественное творчество?
  2. Встречаешься ли ты с художественным творчеством в повседневной жизни?

А) да     Б) нет   В) затрудняюсь ответить

  1. Как ты считаешь, художественное творчество украшает повседневную жизнь человека?                                                                                              А) да   Б)   нет   В)  затрудняюсь ответить                                                                                                                  
  2. каким образом художественное творчество украшает повседневную                                                                                        жизнь?
  3. Ты сам лично встречаешься с художественным творчеством каждый день?                                                                                                              А) да  Б)нет   В) затрудняюсь ответить
  4. Если да, то с какими именно видами художественного творчества ты                               сталкиваешься каждый день?

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Методика «Создай подголосок к мелодии» для измерения показателя «Проявление художественного творчества».

     Учащимся предлагается  прослушать мелодию. После прослушивания  мелодия анализируется. Ученикам предлагается придумать подголосок к мелодии голосом. Каждый показывает свой подголосок. Выбирается два самых интересных и соединяют их в двухголосие. Затем ученикам предлагается сочинить подголосок на металлофоне. Все ученики показывают свой подголосок. Выбираются лучшие и соединяются с лучшим подголоском голосом. Так можно создавать 3-х и 4-х голосие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

Методика «Сочини мелодию на стихотворение» для измерения показателя «Стремление к самовыражению, оригинальности».

     Ученикам предлагается стихотворение. С помощью учителя анализируется содержание стихотворения, его настроение, эмоциональная окраска. ученики высказывают идеи какая должна быть мелодия, которая бы передала весь замысел поэта. Затем ученикам предлагается сочинить свою мелодию на данное стихотворение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

Анкета для измерения показателя «Наличие интереса к художественному творчеству»

     Дорогой друг!

     Просим ответить на вопросы анкеты правдиво.

     1. Нравится ли тебе слушать музыкальные произведения великих    композиторов?

       А)  да    б) нет    в) затрудняюсь ответить

     2. Если нравится то чем тебя привлекает это занятие?

     3. Нравится ли тебе петь?

        А) да   б) нет   в) не знаю

    4.  Мечтал ли ты когда-нибудь сам написать великое музыкальное произведение и стать знаменитым композитором?

      А) да    б) нет в) затрудняюсь ответить

   5. Как ты считаешь можно ли заниматься художественным творчеством не являясь при этом великим композитором или певцом и почему?

    6. Какую роль по твоему мнению играет художественное творчество в жизни современных людей?

    7. Ты когда-нибудь пытался сочинить новую мелодию?

        А) да    б)  нет    в) затрудняюсь ответить

    8. Можешь ли ты считать себя творцом когда напеваешь новую мелодию сочиняемую «на ходу» и почему?

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 8

Методика «Три ноты» для измерения показателя «Участие в коллективной творческой деятельности».

 

Информация о работе Художественное творчество школьников на уроках музыки