Художественное творчество школьников на уроках музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 20:31, курсовая работа

Краткое описание

Наше время – это время перемен. Сейчас Росии нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творческими мыслить. Ведь только такие люди внесут свою лепту в развитие культуры и, тем самым, поднимут престиж страны на должный уровень.
Творчество – актуальная потребность детства. Творческая активность детей обусловлена их возрастными психологическими особенностями: чувственной восприимчивостью, синкретизмом (целостностью восприятия), а также их двигательной гиперактивностью и интересом к деятельностному контакту с действительностью. Детское художественное творчество имеет важное значение для личностного развития человека в пору его детства и является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 101.49 Кб (Скачать файл)

     Творческое  начало должно пронизывать весь  процесс общения школьников с музыкой. Оно должно проявляться не только в оценочном суждении о воспринятой музыке, интерпретации произведения, но и в собственном творчестве (например, сочинении подголосков к мелодии песни).

     В процессе подготовки учащихся к творчеству прослеживаются три взаимосвязанных направления. Первое из них – обогащение жизненных и музыкальных впечатлений. Так, например, знание сказок, стихотворений, народных обычаев, героев книг, повадок зверей и т.п. создает основу для проведения той или иной музыкальной игры. Восприятие художественно ценных произведений обогащает слуховые впечатления учащихся, стимулирует заинтересованное отношение к музыке.

     Второе направление  знакомит ребят со способами  творческих действий. С этой целью  им предлагается сравнивать несложные  пьесы, песни, сходные, например, по  ритмическим оборотам, ладовым интонациям, но вместе с тем контрастные  по настроению. Даются образцы  музыкального творчества, например сочинения ритмического вступления и т.д. (на основе разучиваемого в классе материала).

     Третье направление  предусматривает овладение способами  творческих действий. Вначале их  показывает сам педагог: после  совместного анализа песни он  продумывает вслух план ее  исполнения, аргументирует целесообразность того или иного творческого решения. На примерах хорошо знакомых песен он объясняет и дает почувствовать детям, как сочетание одних и тех же ступеней лада позволяет создать различные музыкальные образы и что характер музыки зависит от совокупности средств музыкальной выразительности. На основе полученного опыта ребята в дальнейшем будут «сочинять» сами.

     Подготовка  учащихся к творческой деятельности  имеет большое значение. Например, чтобы придумать варианты напева, они должны обладать достаточным интонационно-ритмическим опытом, который формируется постепенно и в определенной последовательности; понимать, какие комбинации элементов мелодии возможны. Поэтому решению подобных заданий должно предшествовать освоение поэтического текста, его ритмической структуры, строения мелодии.

     Активным средством  художественного творчества школьников  являются творческие задания. Выполнение  их во многом зависит от  учителя, от его личности, увлеченности, способности участвовать в сотворчестве. педагог побуждает учащихся к творческим действиям, создавая определенные ситуации. Для активизации инициативы школьников он предлагает им творческие задания в форме игр. Выполнению заданий способствуют рассказанные им правила игры и сюжетная подсказка. Игра же создает на уроке атмосферу непринужденности, эмоциональной отзывчивости. Это очень важно, потому что в таких условиях наиболее полно раскрываются творческие возможности детей.

     Постепенное  усложнение условий игр, их содержания  способствует обогащению музыкального опыта и творческих возможностей учащихся. В творческих заданиях расширяется самостоятельность ребят. Если вначале игру ведет учитель, то позже – сами учащиеся. Иногда они придумывают свои игры или «переводят» обычные игры в музыкальные.

     Все творческие  задания выполняются в определенной  последовательности. Например, чтобы найти выразительные движения, соответствующие музыке, дети сначала слушают произведение, выявляют его характер, средства музыкальной выразительности, форму. Затем они планируют возможные варианты тех или иных движений. Замысел обсуждается коллективно или обдумывается индивидуально и дополняется. Итогом творческого решения является выразительное исполнение сочинения.

     Учитель должен  уделять большое внимание художественному творчеству школьников в различных формах музыкальной деятельности на уроках музыки: при слушании музыки (восприятии), пении, игре на детских музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях.

     Восприятие музыки является важнейшей задачей музыкального воспитания школьников, и происходит оно в процессе всех видов музыкальной деятельности. Например, для того чтобы изучить песню, ее надо сначала послушать; исполняя песню, важно вслушиваться в чистоту интонирования мелодии, выразительность ее звучания; аккомпанируя на музыкальных инструментах, двигаясь под музыку необходимо следить за ее изменением, развитием и передавать в движении свое отношение к произведению. Это будет являться художественным творчеством школьников. Ведь у каждого ребенка свое индивидуальное отношение к произведение, соответственно он «творит» что-то свое, новое, личностноценное.

     Основой воспитания  у школьников музыкального вкуса  являются художественно ценные произведения и активная музыкальная деятельность, направленная на их освоение. Правильно организованное слушание музыки, разнообразные приемы активизации восприятия *например, через движение, игру на простейших музыкальных инструментах, а также вокализацию тем) способствует развитию интересов и вкусов учащихся, формированию их музыкальных потребностей.

     Музыкальное  восприятие сложный процесс, в  основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности. Слушатель как бы «вживается» в музыкальные образы произведения. Однако почувствовать в музыке настроение – это еще не все, важно осмыслить идею произведения. Строй адекватных мыслей и чувств, понимание идеи возникают у слушателя благодаря активизации его музыкального мышления, которое находится в зависимости от уровня общего и музыкального развития.

     Итак, восприятие  музыкальных образов происходит  благодаря своеобразной творческой деятельности слушателя, так как включает его собственный опыт (музыкально-слуховой и жизненный). В результате идея произведения воспринимается как нечто сокровенное. Именно поэтому музыковеды утверждают, что слушать музыку так, чтобы слышать ее, - это напряженная работа сердца, ума и особое творчество.

     На необходимость  развития разных сторон восприятия  музыки неоднократно обращали внимание музыковеды-практики, непосредственно работающие с детской аудиторией. Так, Б.Л.Яворский отмечал, что в основе восприятия музыки лежит умение мыслить, воспринимать музыку как «членораздельную речь». Поэтому он рекомендовал стимулировать у детей творческий подход к освоению простейших музыкальных форм, способов их построения, средств выразительности. Важным условием развития умения мыслить, по убеждению Б.Л.Яворского, является непосредственное эмоциональное восприятие. Лишь после него можно переходить к детальному разбору произведения [12, С.8].

     В процессе  эмоционального восприятия произведения  у школьников активизируется художественное творчество. Каждый ученик по своему «видит» произведение.

     Подготовка  школьников к эмоциональному восприятию музыки может осуществляться разными способами. К ним относятся \вступительное слово учителя, использование произведений других видов искусства, вокализация тем инструментальных сочинений.

     О музыке  рассказывать трудно. Для вступительного  слова важно найти образные  сравнения, яркие выражения. Это способствует созданию эмоционального настроя, необходимого для восприятия произведения, вызывает интерес к нему.

     Созданию эмоционального  настроя способствует умело подобранные  отрывки из литературных, не только поэтических, произведений, но и прозаических – романов, рассказов и т.д.. в некоторых случаях используются произведения живописи. Иногда для создания необходимого эмоционального настроя педагог использует и выразительное слово, и произведения живописи. Все это в наибольшей степени способствует «пробуждению» творчества школьников.

     Однако использование  на уроке произведений других  видов искусства может привести  учащихся к ошибочному пониманию  содержания музыки, когда они  начинают искать в ней конкретный  литературный сюжет или события, отраженные в картине. Поэтому использование на уроке произведений других видов искусства требует от учителя довольно высокой искусствоведческой культуры и педагогического мастерства.

     Движения, элементарное музицирование чрезвычайно эффективно для развития художественного творчества, для формирования музыкально-слуховых представлений, осознания средств выразительности. Сотворчество через движение, игру на инструментах активизирует эмоционально осознанное отношение к воспринимаемому.

     Итак, для того чтобы школьники чувствовали и понимали музыку, учитель с помощью различных приемов направляет их внимание на характер произведения и средства его воплощения. Постепенно на основе обобщения полученных впечатлений у ребят формируется понятие о том, что образное содержание произведений передается средствами музыкальной выразительности, без которых невозможно художественное творчество.

     Исходя из  этого, можно сделать вывод, что  эмоционально-осознанное восприятие  музыкального произведения способствует  более глубокому проникновению в его содержание и осмыслению его идеи. Каждый ученик, имея свой музыкальный опыт и индивидуальные особенности, по-своему воспринимает музыкальное произведение. При этом восприятие музыкального образа зависит от развития его музыкальных и творческих способностей.

     Важно отметить, сто восприятие и освоение учащимися музыкального произведения требуют от учителя умелого использование различных приемов и методов. Последовательность развития музыкального восприятия должна идти от простых жанров и форм к более сложным. В целом результаты работы учителя ощутимы, когда он создает все условия для развития творческого восприятия произведений и каждый ребенок вносит что-то свое в процесс общения с искусством. Именно это обуславливает развитие художественного творчества школьников.

     Одним из  главных вопросов учителей музыки  становится вопрос о вокально-хоровой работе. С точки зрения А.Зарубы, самый универсальный способ развития художественного творчества в пении заключается в применении интонационной теории Асафьева на практике. Главное правило: обязательно следует в пропевании каждой мелодии находить образ, эмоциональную характеристику и пытаться выразить это. Практика показывает, что, в условиях урока учащиеся часто поэт ничего не выражая. В то время как наполнение музыки эмоциями делает процесс исполнения живым, творческим.

     Хоровое пение – один из видов коллективной исполнительской деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры школьников, их общему и музыкальному развитию; воспитанию духовного мира учащихся; становлению их мировоззрения, формированию будущей личности.

     Решение задач  музыкального воспитания возможно  только при условии достижения  школьниками художественного исполнения  музыкального репертуара. Выразительное исполнение произведений непременно эмоциональное, в нем должна чувствоваться глубина понимания музыкальных образов. Такое исполнение требует овладения вокально-хоровыми навыками и умениями как средствами выразительности. Формирование этих навыков и умений не является самоцелью, а служит раскрытию содержания музыки.

     В воспитании  навыков красивого и выразительного  пения особая роль принадлежит  артикуляции и дикции. Основа  пения – гласные звуки. От правильного образования гласных зависит красота тембра.

     Итак, работа  над вокально-хоровыми навыками  представляет основу выразительного исполнения хоровых произведений учащимися. Эта работа требует от учителя определенных знаний, навыков и умений, а самое главное – любви к хоровому пению.

     Значительное место в системе хорового пения занимают вокально-хоровые упражнения. Их цель – формирование певческих навыков, развитие детского голоса. Однако даже на элементарных упражнениях - попевках необходимо развивать художественное творчество школьников. Так, например, для того, чтобы исполнение попевок стало выразительным, творческим, нужно предложить ученикам определить, кто поет (лиса, медведь, заяц, волк и т.д.. в зависимости от того в «чьем образе» ученики поют, меняется характер исполнения, темп, штрих, окраска звука и др. важно только больше прислушиваться к мнению ребят, не навязывая им однажды уже найденные варианты. Этот прием можно применять для исполнения несложных детских песен, в дальнейшем определять героя при исполнении вокальных произведений композиторов классиков.

     Главное требование к певческому репертуару – его высокая художественность, доступность для исполнения учащихся. Освоение певческого репертуара в классе должно быть тщательно продумано учителем. Перед разучиванием песни он анализирует ее, учитывая певческие возможности учащихся, их интересы, выявляет трудности и определяет пути их преодоления.

     Разучиванию песни предшествует вступительное слово учителя или беседа с учащимися. Их цель – создать соответствующий эмоциональный настрой, активизировать воображение школьников. Затем следует показ произведения, он непременно должен быть выразительным. На практике можно использовать несколько вариантов показа песни: исполнение песни самим учителем, одним или несколькими хорошо поющими учащимися (в этом случае педагог заранее готовит их к выступлению); прослушивание записи, которую можно дать после исполнения учителя. Если показывается два варианта исполнения, дети могут их сравнить.

     Главное требование  к разучиванию – соблюдение  принципа единства художественного и технического. Например, Н.Орлова и Ю.Алиев отмечали: «Разучивание песни на уроке – процесс музыкально-художественный, где сочетаются буквально с первого момента эмоциональность и логика, сознательность и художественность. При этом задача художественного раскрытия образа песни является главной и подчиняет себе вокально-технические приемы исполнения» [16, С.188].

Информация о работе Художественное творчество школьников на уроках музыки