Художественное творчество школьников на уроках музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 20:31, курсовая работа

Краткое описание

Наше время – это время перемен. Сейчас Росии нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творческими мыслить. Ведь только такие люди внесут свою лепту в развитие культуры и, тем самым, поднимут престиж страны на должный уровень.
Творчество – актуальная потребность детства. Творческая активность детей обусловлена их возрастными психологическими особенностями: чувственной восприимчивостью, синкретизмом (целостностью восприятия), а также их двигательной гиперактивностью и интересом к деятельностному контакту с действительностью. Детское художественное творчество имеет важное значение для личностного развития человека в пору его детства и является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 101.49 Кб (Скачать файл)

     Можно сказать, что процесс сочинения, в виде представленного метода «сочинение сочиненного», дает нам своего рода урок того, как без привлечения посторонних для изучаемого произведения средств и околопедагогических приемов, как бы заново сочиняя, ученики с легкостью и огромным интересом усваивают то, на что ушла бы масса времени, репетиций, зубрежки и закончилось, соответственно, нивелированием в детском сознании музыкально-художественных достоинств шедевра.

     Наиболее значительный  вклад в освящение проблемы  художественного творчества школьников  на уроках музыки внес Д.Б.Кабалевский.

     Созданная им музыкально-педагогическая концепция рассматривается в нескольких аспектах. Ее нравственная направленность особенно востребована в современном обществе в ситуации размывания духовных ценностей личности. Универсален подход Кабалевского к построению содержания музыкального образования и воспитания на основе сверхзадачи – связи музыки с жизнью. Автор выделяет значимость для художественной педагогики и преподавания музыки проблемы интереса, увлеченности искусством [18, С.167].

     В концепции Д.Б. Кабалевского восприятие музыки рассматривается как основа музыкальной деятельности учащихся. Процесс развития эмоционального, активного, осмысленного восприятия музыки ребенком является неотъемлемой частью становления его музыкальной культуры. Значительной педагогической идеей Кабалевского является введение ребенка в мир музыки через знакомство с «тремя китами» – песней, танцем и маршем, которые открывают двери в такие крупные жанры как опера, балет, симфония и др. [18, С.204].

     Содержание программы построено Кабалевским в опоре на закономерности музыки, на принцип тематизма, который композитор образно определяет как процесс восхождения к вершинам музыкального искусства.

     Впервые в истории музыкального образования основу учебных тем программы составили сугубо музыкальные и эстетические категории искусства: интонационная природа музыки, ее язык и речь, жанры, формы, стиль, музыкальный образ и музыкальная драматургия, преобразующая сила музыки и др. В рамках программы впервые раскрыты возможности интеграции искусств. Взаимосвязи между музыкой, литературой, изобразительным искусством, театром, кино рассматриваются в опоре на их жизненную основу.

     Заслуживает внимания подход композитора к расширению функций различных видов детского музицирования на уроке. Заявленный в программе девиз «Каждый класс – хор!» убедительно доказывает стремление Кабалевского к упрочению основ хорового исполнительства в общеобразовательной школе. В то же время в учебно-воспитательном процессе главным становится не относительная самостоятельность различных граней музыкальной деятельности, а их внутренняя связь, их единство, когда любая форма общения с музыкой способствует развитию музыкальной культуры школьника [18, С.68].

     Д.Б. Кабалевский в своей концепции интерпретировал уже известные методы и приемы обучения, с точки зрения их адекватности природе музыкального искусства: «сходства и различия», «забегания вперед и возвращения к пройденному» (ретроспективы и перспективы), проблемности. Эти методы композитор рассматривал как путь познания ребенком музыки.

     Важным аспектом концепции Д.Б. Кабалевского является постановка проблемы совместного творчества учителя и учащихся, успех решения которой зависит от подготовленности к этой работе самого учителя музыки.

      Анализ направлений музыкальной педагогики XX века позволил сделать вывод о том, что художественно-педагогическая концепция Д.Б. Кабалевского, впитавшая в себя предшествовавший ее созданию позитивный опыт, явилась качественно новым этапом развития науки и практики музыкального образования. В настоящее время многие программы по музыке основываются на концепции Д.Б.Кабалевского.

     На основе  анализа трудов Б.Л.Яворского, Л.В.Школяр, ВАШколяр и Д.Б.Кабалевского можно сделать следующие выводы:

     Из опыта Б.Л.Яворского, занимавшегося в основном проблемами музыкального образования в консерваториях, для освящения проблемы художественного творчества школьников на уроках музыки мы можем перенять следующее:

     - все силы преподавателя музыки должны быть направлены на свободное и полное проявление художественного творчества детей на уроках музыки;

     - музыкальный материал, который ложится в основу уроков  музыки, должен соответствовать требованиям: 1. Нести детям только яркие художественные образы, 2. Вызывать у детей сильные впечатления и эмоциональные реакции;

     -необходимо музыкальный  материал преподносить детям  в установленном логически-целесообразном  порядке.

     Также очень  интересным является его так  называемый метод расширения.

     Этот метод преследует цель возможного развития художественно-музыкальных дарований ребенка. Принимая во внимание, что эти дарования нередко запрятаны очень глубоко… все направлено к свободному и полному выявлению художественного творчества  ребенка.

     Этот метод  можно успешно использовать для  раскрытия художественного творчества  детей на уроках музыки.

     В своих  трудах Школяр В.А. и Школяр Л.В. предлагают свой метод для становления художественного творчества школьников на уроках музыки. Этот метод называется «сочинение сочиненного».

     Самый большой  вклад в становление художественного  творчества на уроках музыки внес Д.Б.Кабалевкий.

     Он предлагает идею введения ребенка в мир музыки через знакомство с «тремя китами».

     Также он  создает свою программу по  музыке, которая основывается на  принципе тематизма, закономерности музыки. Он впервые раскрывает взаимосвязь музыки, литературы, изобразительного искусства, театра и кино.

     Очень интересной  является постановка проблемы  совместного творчества учителя  и учащихся.

     К сожалению, в опыте советских педагогов, методистов и ученых не освещаются такие аспекты проблемы художественного творчества школьников как: педагогические условия художественного творчества школьников на уроках музыки, способы становления художественного творчества и то, как вызвать интерес к художественному творчеству  у школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Критерии, показатели  и уровни сформированности художественного творчества школьников на уроках музыки, методы диагностики

     Проблема учета  и оценки художественного творчества  школьников и по сей день  вызывает много споров вокруг нее разгораются дискуссии, где высказываются самые различные точки зрения. Все это говорит о сложности решения проблемы и вместе с тем о ее важности. Действительно, могут ли быть определенные критерии, по которым оцениваются результаты художественного творчества, если совершенно невозможно измерить творческий потенциал ребенка, богатство его душевных переживаний. Формализовать процесс формирования творческих умений невозможно, поскольку в каждом конкретном случае результат будет зависеть от индивидуальных особенностей и возможностей учащихся.

     Тем не менее данный учет просто необходим. Для того чтобы художественное творчество школьников осуществлялось успешно, необходимы знания об уровнях развития художественного творчества учащихся, поскольку выбор видов творчества должен зависеть от уровня, на котором находится учащийся. С этой целью используется диагностика, осуществляемая с помощью использования различных методов исследования (средств измерения). Исследование проводится по определенным критериям. Одной из задач данного исследования стало определение критериев, показателей и средств измерения уровня художественного творчества школьников на уроках музыки. Исходя из понимания термина "художественное творчество", которое предполагает стремление ученика мыслить оригинально, нестандартно, самостоятельно искать и принимать решения, проявлять познавательный интерес, открывать новое, непознанное для школьника, нами были выделены следующие критерии уровня художественного творчества школьников на уроках музыки:

     Когнитивный, отражающий уровень знаний, представлений школьников о художественном творчестве, понимание его назначения и сути творческих заданий. Его показателями являются: знание понятий художественное творчество и оперирование  ими, наличие представлений о художественном творчестве, знание видов художественного творчества, понимание предназначения художественного творчества в жизни.

     Мотивационно – потребностный,  характеризующий стремление ученика проявить себя как творческую личность, наличие интереса к творческим видам учебных заданий. Его показателями являются: отношение к творческим заданиям, проявление художественного творчества, стремление к самовыражению, оригинальности,  наличие интереса к художественному творчеству.

    Деятельностный, выявляющий умение оригинально выполнять задания творческого характера, активизировать художественно-творческое воображение учащихся, осуществлять процесс мышления нестандартно, образно. Его показателями являются: предложение новых решений в процессе творческих заданий, проявление самостоятельности при выполнении творческих заданий, участие в коллективной творческой деятельности.

     Каждый из критериев имеет систему показателей, характеризующих проявление исследуемых качеств по данному критерию.

     Измерение степени проявления показателей по каждому критерию осуществляется при помощи средств измерения и определенных методов исследования. Критерии, показатели и средства измерения уровня художественного творчества школьников на уроках музыки, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Критерии, показатели и средства измерения уровня художественного творчества школьников.

Критерии

Показатели

Средства измерения

Когнитивный

1.Знание понятий художественное творчество и оперирование  ими.

2. Наличие представлений  о художественном творчестве.

3. Знание видов художественного  творчества.

4. Понимание предназначения  художественного творчества в  жизни.

1. Анкетирование

 

 

2. Методика "Наборщик"

3. Методика «Что делать?»

4. Анкетирование.

Мотивационно-потребностный

1.Отношение к творческим заданиям.

2.Проявление художественного творчества.

3.Стремление к самовыражению, оригинальности.

 

4. Наличие интереса к  художественному творчеству.

1. Наблюдение

 

2. Методика "Создай подголосок к мелодии"

3. Методика "Сочини мелодию на стихотворение"

4. Анкетирование.

Деятельностный

1.Предложение новых решений  в процессе творческих заданий.

2.Проявление самостоятельности при выполнении творческих заданий.

3. Участие в коллективной  творческой деятельности.

1. Наблюдение

 

2. Метод импровизации.

 

3. Методика "Три ноты".


 

В соответствии с выделенными критериями и показателями были определены 3 уровня развития художественного творчества школьников на уроках музыки: высокий, средний, низкий.

     Характеристика уровней художественного творчества школьников.

     1.Высокий уровень - учащийся имеет достаточный уровень знаний понятий художественного творчества, свободно оперирует ими, знает виды художественного творчества, понимает его предназначение в жизни; с интересом относится к творческим заданиям, стремится проявить оригинальность; проявляет инициативность и самостоятельность принимаемых решений, у него выработана привычка к свободному самовыражению; постоянно создает что-то свое, новое, оригинальное, непохожее ни на что другое; проявляет интерес ко всем видам художественного творчества.

     2. Средний уровень – учащийся имеет достаточный уровень знаний, понятий, представлений о художественном творчестве, но плохо оперирует ими, недостаточны знания о видах художественного творчества, не понимает предназначение его в жизни; слабый интерес к творческим заданиям, не стремится к самовыражению, не проявляет оригинальности; достаточно осознанно воспринимает творческие задания, работает преимущественно самостоятельно, но предлагает недостаточно оригинальные пути решения; пытлив и любознателен, выдвигает идеи, но особого творчества и интереса к предложенной деятельности не проявляет; на анализ работы и её практическое решение идет лишь в том случае, если данная тема интересна, и деятельность подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями.

     3. Низкий уровень - учащийся имеет низкий уровень знаний, отрывочные, плохо усвоенные понятия о художественном творчестве, не оперирует этими понятиями, не знает виды художественного творчества, не понимает его предназначения в жизни; пассивен, не стремится проявить творческие способности, не проявляет интереса к творческим заданиям; овладевает умениями усваивать знания, овладевает определенной деятельностью; с трудом включается в творческую работу, ожидает причинного давления со стороны учителя; нуждается в более длительном промежутке времени для обдумывания, их не стоит перебивать или задавать неожиданные вопросы; в ответах нет индивидуальности, оригинальности, самостоятельности;не проявляет инициативы и попыток к нетрадиционным способам решения.

     Для измерения  степени проявления показателей  по каждому критерию использованы следующие методы исследования:

     - для измерения показателя «Знание понятий художественное творчество и оперирование ими» используется анкетирование. Анкета включает в себя 10 вопросов:  5 открытых и 5 закрытых (см. приложение 1).

Информация о работе Художественное творчество школьников на уроках музыки