Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 17:59, курсовая работа
Целью настоящей работы является постановка и попытка рассмотрения принципов и механизмов формирования арендной платы и наиболее значимых вопросов в области аренды нежилых помещений. Последовательно реализованный принцип соотношения теоретических знаний и правоприменительной практики, позволяет получить объективное представление о характере арендных отношений, выделить главные факторы, рассмотрение сущности арендной платы нежилых помещений.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы арендных отношений ……………………...6
1.1. Аренда имущества: понятие, принципы и механизмы, право и теория вопроса ……………………………………………………………………………....6
1.2. Аренда государственного имущества в системе рыночной экономики: место и роль………………………………………………………………………...16
1.3. Зарубежный опыт арендных отношений с госсобственностью………… ...23
Глава 2. Анализ принципов и механизма формирования арендной платы.....................................................................................................................26
2.1. Анализ механизма формирования арендной платы для федеральной собственности………………………………………………………………………26
2.2. Анализ механизма формирования арендной платы для муниципальной собственности………………………………………………………………………36
Глава 3. Разработка предложений по совершенствованию методики формирования арендной платы ……………………………………………44
3.1. Оценка эффективности существующих методик формирования арендной платы………………………………………………………………………………...44
3.2. Организационное предложение по совершенствованию методики………..48
3.3. Экономическое предложение по совершенствованию методики…………..58
Заключение………………………………………………………………………. 66
Список использованных источников и литературы…………………………68
порядок создания и управления муниципальными предприятиями и учреждениями;
порядок передачи муниципального имущества города в аренду, хозяйственное ведение, оперативное управление, безвозмездное пользование и доверительное управление;
порядок участия администрации
города в органах управления акционерных
обществ и обществ с
порядок продажи объектов муниципального фонда;
порядок проведения торгов в виде конкурса и аукциона;
порядок продажи права на заключение договора аренды муниципального имущества, в том числе нежилых помещений (имущественных комплексов), путем проведения торгов в виде конкурса или аукциона.
Собственность муниципального образования - города учитывается в Реестре муниципальной собственности. Ведение Реестра муниципальной собственности осуществляет управление муниципальной собственности администрации города.
Интересы собственника муниципального имущества представляют администрация города, действующая на основании Устава муниципального образования, и по ее поручению управление муниципальной собственности, действующее на основании вышеуказанного Положения. Администрация согласовывает свои действия с городской Думой в соответствии с настоящим Положением и полномочиями городской Думы.
От имени собственника
продавцом муниципальной
Средства от продажи имущества, доходы от использования нежилого фонда, не находящегося в казне, продажи жилых и нежилых помещений, нематериальных активов, арендной платы за сданное в аренду имущество и имущество, находящееся в казне, а также поступление дивидендов по акциям, находящимся в муниципальной собственности, и другие неналоговые доходы подлежат отражению в доходах городского бюджета в обязательном порядке и в полном объеме.
Вопросы отчуждения недвижимого имущества и планы приватизации муниципального имущества согласовываются с городской Думой.
Заключение договоров мены недвижимого муниципального имущества администрация согласовывает с городской Думой.
В муниципальном образовании вопросом управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в порядке, определенном городской Думой, ведает Департамент муниципального образования и городских земель администрации муниципального образования
Департамент в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:
представляет интересы муниципального образования город в соответствии с Положением о порядке управления и распоряжения объектами муниципальной собственности муниципального образования;
оформляет поступление в
муниципальную казну
передает в аренду объекты
муниципальной собственности, в
том числе путем проведения торгов
(аукциона, конкурса) по продаже права
на заключение договора аренды в соответствии
с действующим
передает муниципальным предприятиям и муниципальным учреждениям объекты муниципальной собственности в хозяйственное ведение и оперативное управление в соответствии с действующим законодательством;
передает объекты
осуществляет функции
учредителя муниципальных унитарных
предприятий, организует работу по их
созданию, реорганизации и ликвидации;
наделяет муниципальные унитарные
предприятия имуществом, контролирует
эффективное и целевое его
использование; контролирует финансовое
состояние муниципальных
осуществляет функции учредителя муниципальных учреждений в части наделения их имуществом, а также контроль за сохранностью и целевым использованием данного имущества;
совместно с соответствующими отраслевыми органами администрации муниципального образования город осуществляет контроль за соблюдением уставной деятельности муниципальных унитарных предприятий;
производит продажу объектов муниципальной собственности, в том числе долей в праве собственности на жилые помещения, на основании распоряжения главы муниципального образования город в случаях, предусмотренных действующим законодательством;
участвует в работе акционерных обществ, в уставном капитале которых имеется доля муниципальной собственности;
осуществляет приобретение
в установленном порядке в
муниципальную собственность
Вопросом учета муниципальной собственности ведает отдел реестра муниципальной собственности.
Целью создания и ведения Реестра является обеспечение надежной основы для организации единой системы учета и эффективного управления объектами муниципальной собственности города.
Объектами учета и наблюдения Реестра являются муниципальные предприятия, учреждения и имущество.
Реестр представляет собой банк данных, формирующийся на основе данных государственных органов, министерств и ведомств, местных органов власти и управления, государственных органов статистики, архивных документов.
Приватизация муниципального
имущества постепенно сокращается
в динамике. Увеличение величины поступлений
в бюджет муниципального образования
от продажи земельных участков связан
с исполнение требований Федерального
закона №131-ФЗ. Учитывая, что законом
были установлены сроки, в соответствии
с которыми органы местного самоуправления
необходимо привести имеющуюся собственность
в соответствие с прописанными вопросами
местного значения, в дальнейшем доходы
от продажи муниципальной
Прибыль от деятельности муниципальных унитарных предприятий занимает довольно скромное место в структуре доходов, получаемых от использования муниципальной собственности.
В целом, Южный федеральный
округ в этом ряду занимает серединное
положение. Основной статьей доходов
от использования муниципальной
собственности является сдача собственности
в аренду - 82% всех доходов от использования
муниципальной собственности. По этому
показателю округ занимает 3 место
в России, после Дальневосточного
и Северного округов. Также на
третьем месте находится ЮФО
по объемам продажи муниципальной
собственности, однако доходы от её продажи
составляют всего 11% всех доходов от
использования муниципального имущества.
Прибыль муниципальных
Проанализируем достоинства
концессионной формы
- выгод для собственника имущества и исполнителя делегированного управления;
- материальной заинтересованности сторон;
привлекательности для инвесторов;
наличия обязательств и стимулов для расширения, реконструкции, модернизации объектов делегированного управления.
При доверительном управлении управляющий (индивидуальный предприниматель, коммерческая организация) действует не в своих интересах, а исключительно в интересах выгодополучателя - самого учредителя или третьего лица (бенефициара), указанного учредителем. Все результаты деятельности и доход от использования переданного в управление имущества остаются в распоряжении учредителя или третьего лица (ст. 1015 ГК РФ). Доверительный управляющий не может быть выгодоприобретателем. Управляющий за свою деятельность получает вознаграждение (однократно выплачиваемая сумма, периодические выплаты и т.д.). Для стимулирования эффективности и доходности управления вознаграждение может производиться лишь за счет доходов от использования переданного в управление имущества (ст. 1023 ГК РФ). В договоре доверительного управления, как правило, не предусматривается модернизация оборудования, структурные изменения имущества, строительство новых объектов. Имущество должно быть возвращено в нормальном исходном состоянии с учетом амортизации. Это «спокойная» форма делегированного управления, предназначенная для эффективного управления имуществом более опытным и квалифицированным лицом, чем сам собственник. Эта форма управления мало привлекательна для инвесторов.
Другой формой делегированного
управления является аренда. Согласно
ст. 606 ГК РФ «по договору аренды арендодатель
обязуется предоставить арендатору
имущество за плату во временное
владение и пользование, или во временное
пользование. Продукция и доходы,
полученные арендатором в результате
использования арендованного
Теперь рассмотрим условия концессии. С точки зрения материальной заинтересованности приведенные выше положения о концессии делают ее наиболее привлекательной как для концессионера (наличие широких прав таких же как у собственника, обладание доходом и всеми результатами деятельности), так и для учредителя (вознаграждения различного вида, получение доли дохода, расширение производства, модернизация оборудования и т.д.). И, что особенно важно в современной экономической ситуации, концессия должна быть наиболее привлекательной для инвесторов формой частно-муниципального сотрудничества.
В современных условиях есть опасения, что при юридически неграмотно составленном договоре и недобросовестном концессионере по истечении срока договора муниципальные власти получат изношенное оборудование, финансово несостоятельное предприятие, истощенные недра и земельные участки. Поэтому внедрению концессионных отношений в России должно предшествовать совершенствование законодательной и правовой базы на всех уровнях, а в каждом конкретном случае исключительно важное значение имеет тщательная проработка договора концессии. На переходном этапе, как отмечалось выше, за основу может быть взят договор аренды предприятия как имущественного комплекса с дополнительными условиями вложения средств в развитие предприятия, реконструкцию, строительство.
Проведенный анализ и сопоставление концессии с другими формами делегированного управления позволяют сделать следующий вывод.
Договор концессии, предоставляющий
концессионеру широкие
Глава 3.Разработка
предложений по совершенствованию
методики формирования арендной платы
3.1. Оценка эффективности
существующих методик формирования арендной
платы
Логика оценки. Во-первых, арендатор должен определить, является ли аренда актива менее дорогостоящей, чем его покупка. Для выполнения оценки могут быть использованы следующие принципы:
Предприятие решило приобрести
здание, или какое то оборудование.
Задачей арендного анализа
Когда предприятие решило приобрести актив, встает вопрос об источнике финансирования. Как правило, у предприятия нет свободных денежных средств, поэтому суммы на новые активы изыскиваются из других источников.
Источниками являются заемный капитал, нераспределенная прибыль, дополнительная эмиссия акций. Аренда является альтернативным вариантом. Поскольку активы должны быть капитализированы, а результаты операции отражены в балансе, финансовая сущность аренды аналогична привлечению заемного капитала.
Информация о работе Арендная плата: принципы и механизмы формирования