Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 17:59, курсовая работа
Целью настоящей работы является постановка и попытка рассмотрения принципов и механизмов формирования арендной платы и наиболее значимых вопросов в области аренды нежилых помещений. Последовательно реализованный принцип соотношения теоретических знаний и правоприменительной практики, позволяет получить объективное представление о характере арендных отношений, выделить главные факторы, рассмотрение сущности арендной платы нежилых помещений.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы арендных отношений ……………………...6
1.1. Аренда имущества: понятие, принципы и механизмы, право и теория вопроса ……………………………………………………………………………....6
1.2. Аренда государственного имущества в системе рыночной экономики: место и роль………………………………………………………………………...16
1.3. Зарубежный опыт арендных отношений с госсобственностью………… ...23
Глава 2. Анализ принципов и механизма формирования арендной платы.....................................................................................................................26
2.1. Анализ механизма формирования арендной платы для федеральной собственности………………………………………………………………………26
2.2. Анализ механизма формирования арендной платы для муниципальной собственности………………………………………………………………………36
Глава 3. Разработка предложений по совершенствованию методики формирования арендной платы ……………………………………………44
3.1. Оценка эффективности существующих методик формирования арендной платы………………………………………………………………………………...44
3.2. Организационное предложение по совершенствованию методики………..48
3.3. Экономическое предложение по совершенствованию методики…………..58
Заключение………………………………………………………………………. 66
Список использованных источников и литературы…………………………68
Задачами отдела являются:
- планирование приватизации
муниципального имущества г.
- обеспечение выполнения
Прогнозного плана
- контроль за выполнением договора купли-продажи предприятий, приватизированных по коммерческому конкурсу с социальными условиями.
Отдел в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:
1. Приватизация муниципального имущества.
- разработка нормативных
правовых актов органов
- разработка Прогнозного
плана приватизации
- рассмотрение заявок
и организация процесса
- организация процесса продажной подготовки объектов муниципальной собственности;
- подготовка информации
на Высший административный
2. Приватизация земельных участков.
3. Продажа права аренды земельных участков в порядке установленном действующим законодательством.
4. Осуществление
Анализируя действующую практику управления муниципальной собственности в г. Воскресенске можно сделать выводы:
Муниципальная собственность г. Воскресенска - это экономическая основа городского самоуправления г. Воскресенска, один из основных источников дохода городского бюджета.
За 2010 год в результате работы всех структурных подразделений Администрации г. Воскрсенска по управлению и использованию муниципальной собственности и земли было получено 673,2 млн. руб., в том числе в бюджет города поступило 529,5 млн. руб.:
По сравнению с 2009 годом доходы в бюджет города возросли на 46%.
Перевыполнение плана сбора арендной платы на 01.01.11 г. составило 24,8 млн. руб. Муниципальная недвижимость, находящаяся в ведении Комитета по управлению муниципальным имуществом – обеспечивает основную часть дохода бюджета города от использования муниципального имущества при этом арендная плата, полученная от объектов, переданных в аренду, составляет 30% от дохода от использования муниципального имущества. Общая площадь муниципального нежилого фонда г. Воскресенска, передаваемого во временное владение (пользование) на 1.01.11г., составляет 420,4 тыс. кв. м. Площадь объектов, переданных в аренду, - 240,0 тыс. кв. м, что составляет 57,2% от общей площади. Общая площадь объектов муниципального нежилого фонда, переданных безвозмездно, составляет 180,4 тыс. кв. м., т.е. 42,8% от всех площадей. Значительное увеличение поступлений денежных средств в бюджет достигнуто в результате целенаправленной работы по:
42,8% от всех площадей
объектов муниципального
На условия аренды переведены уже практически все прибыльные предприятия городского и коммунального хозяйства, бытового обслуживания, общественного питания и торговли. Общая сумма арендной платы, поступившая в городской бюджет от муниципальных предприятий за 2010 год, составила 88,1 млн. руб.
Ведется работа по координации страхования всех видов муниципальной собственности г. Воскресенска. В 2010 году застрахованы 98% арендуемых площадей Страховые компании выплатили арендаторам возмещение по 39 страховым случаям на сумму 433тыс руб. Ведется работа по разграничение собственности (перевод жилых (нежилых) помещений в нежилые (жилые) безвозмездная передача объектов государственной собственности Воскресенского района в муниципальную собственность г. Воскресенска, отнесение в муниципальную собственность жилищного фонда). Таким образом образуются дополнительные площади, сдаваемые в аренду. Производится приемка ведомственного имущества в муниципальную собственность города. За 2010 год принято 25 ведомств, 250 объектов жилищного фонда, что почти в два раза больше чем в 2009 г., 14 объектов социальной сферы, больше количество инженерных сетей 46,4 км. Политика администрации г. Воскресенска при проведении приватизации объектов муниципальной собственности направлена на повышение эффективности деятельности предприятий города, привлечение инвестиций в производство и сферу обслуживания, развитие конкуренции. Показателем приватизации объектов муниципальной собственности является поступление денежных средств в местный бюджет: в 2007 г. – 5,4 млн.руб., 2008 г. – 7 млн.руб., в 2009 г. – 12,3 млн.руб., в 2010 г. – 17,7 млн.руб., в 2011 г. – 42,7 млн.руб.
Наибольшее поступление средств от приватизации обеспечил выкуп нежилых арендованных помещений.
3.3.Экономическое
предложение по
Основными принципами предлагаемого подхода являются:
1. Исполнение Закона «Об
общих принципах организации
местного самоуправления в
2. Максимальная эффективность
управления объектами
3. Максимальный доход
от приватизации объектов
4. Равномерное пополнение
бюджета от приватизации
5. Рационально-экономическое
и целесообразное определение
объектов муниципальной
6. Учет нужд и потребностей
муниципальных организаций в
объектах муниципального
Схема предлагаемого проекта
Анализ имеющихся объектов муниципального нежилого фонда г. Воскренска позволяет прийти к схеме приватизации указанных объектов начиная с объектов инвистиционно непривлекательных, соответственно у которых низкий уровень взимания арендной платы и по возрастающей. Такая схема позволит получить максимальный совокупный доход от приватизации объектов муниципального нежилого фонда и сдачи в аренду оставшегося имущества. Посчитаем арендную плату объектов муниципального нежилого фонда г. Воскресенска по утвержденным нормативными правовыми актами территориально - экономическим зонам:
Методика расчета годовой арендной платы за пользование объектами муниципального нежилого фонда г. Воскресенска ( нежилыми помещениями, зданиями, сооружениями) утверждена Постановлением мэра г. Воскресенска от 31 декабря 2002 г. № 031-06-1744/2 «Об утверждении методики расчета годовой арендной платы за пользование объектами муниципального нежилого фонда г. Воскресенска» ( далее «Методика»), согласно которому:
Арендная плата:
Ап = S x Сс x Км x Кро x Кз x Кд x Ки х Кто х Кса
где:
S - площадь Объекта, кв.м
в том числе:
полуподвал ___кв.м
подвал _______ кв.м
чердак (мансарда) ___ кв.м
Сс - размер базовой ставки арендной стоимости 1 кв.м
(Утвержден с 01.01.2003 размер
базовой ставки арендной
Км - коэффициент качества строительного материала:
- кирпич - 1,0
- ж/бетон и прочие - 0,8
- дерево, дерево - кирпич - 0,6
среднее - 0,8
Кро - коэффициент размещения Объекта:
- отдельно стоящий :
первый этаж - 1,0
второй и более этажи - 0,9
полуподвал - 0,75
чердак (мансарда), подвал - 0,65
- встроенно - пристроенный:
первый этаж - 0,8
второй и более этажи - 0,7
полуподвал - 0,7
чердак (мансарда), подвал - 0,6
среднее - 0,8
Кз - коэффициент территориально - экономической зоны
На сегодняшний день существуют такие зоны:
Таблица 4 - Коэффициенты территориально - экономических зон
Округ |
Зона |
Кз | ||||
1 |
2 |
3 | ||||
Центральный |
ул. Менделеева, ул. Советская, пл. Ленина ,ул. Горького, ул. Барышевская, Больничный проезд, ул.Весенняя, ул. Быковского |
0,85 | ||||
Новлянский |
ул. Зелинского, ул. Цесиса, ул.Западная, ул. Кагана, ул. Новлянская |
0,35 | ||||
Фетровая фабрика |
ул. Быковского, ул. Вокзальная, ул.Ачкасовская, ул. Ольховая, Юбилейный пер. ул. Андреса, ул.Малиновая |
0,4 | ||||
Цемгигант |
ул. Мичурина, ул.Некрасова ул. Профсоюзная, ул. Осенняя |
0,65 | ||||
Москворецкий |
|
0,53 |
Кд - коэффициент вида деятельности
Среднее - 0,3
Таблица 5 - Коэффициенты видов деятельности
Вид деятельности арендатора (цели использования) |
Кд |
1 |
2 |
Организации, полностью финансируемые из бюджета |
0,05-0,1 |
- Офисы общественных и
иных некоммерческих - Муниципальные предприятия
городского хозяйства (кроме - Услуги по обучению детей дошкольного и школьного возраста - Негосударственные - Спортивные услуги - Медицинские, - Производственная деятельность - Бытовые услуги населению -Производственные площади в аптеках - Почтовые услуги - Специализированная торговля
(хлебобулочные изделия, - Обслуживание социально- - Подсобные административно- |
0,1 |
- Редакции телевидения, радиовещания, журналов и газет - Научно-исследовательская, проектная, производственная деятельность, производство программных средств. - Организация досуга, в т.ч. проведение дискотек и т.п. - Предприятия общественного
питания без реализации - Ритуальные услуги |
0,15 |
- Рекламные агентства, информационные услуги - Строительство и ремонт зданий (помещений) - Аптеки - Сауны - Бильярдные, боулинги - Автостоянки |
0,2 |
- Предприятия общественного
питания с реализацией - Транспортно-экспедиционные услуги, гаражи - Склады - Прием стеклотары |
0,25 |
- Торговля розничная (кроме специализированной) - Административная деятельность
коммерческих организаций, в т. |
0,3 |
- Торговля оптовая (кроме специализированной) - Аптечные киоски - Аудит, консалтинговые
фирмы, маркетинговые - Гостиничный бизнес |
0,35 |
- Ремонт и техобслуживание транспортных средств - Камеры хранения (торговля) - Охранные агентства |
0,4 |
-Ломбарды -Нотариальные конторы - Электросвязь |
0,45 |
- Банки, прочие финансово- - Страховые компании |
0,5 |
Использование жильцами нежилых помещений под бытовые нужды |
0,1 |
Прочие виды деятельности |
0,25 |
Ки - коэффициент физического
процент износа коэффициент
0 - 20 1,0
21 - 30 0,8
31- 40 0,7
свыше 40 0,6
среднее - 0,8
Кто - коэффициент технического обустройства (качества) Объекта:
полностью благоустроенный 1,0
при отсутствии одного из элементов благоустройства 0,9
полублагоустроенное 0,7
неблагоустроенное 0,5
среднее - 0,8
Рассчитаем среднюю арендную плату за 1 кв.м. объектов муниципального нежилого фонда г. Воскресенска за год по территориально – экономической зоне Центрального района.
Таблица 6 - Средняя арендная плата за 1 кв.м. объектов муниципального нежилого фонда г. Воскресенска за год по территориально - экономическим зонам в Центральном районе.
Зона |
Объектов (шт.) |
S кв.м. |
Ап руб. |
1 кв.м. руб. |
0,3 |
34 |
16741 |
1260017 |
75,3 |
0,35 |
34 |
3478 |
1439376 |
413,9 |
0,37 |
1 |
850 |
3910 |
4,6 |
0,4 |
1 |
134 |
19729 |
147,2 |
0,45 |
39 |
11878 |
3848619 |
324,0 |
0,53 |
1 |
550 |
6031 |
10,9 |
0,65 |
4 |
738 |
738478 |
1000,6 |
0,85 |
12 |
3221 |
1651032 |
512,6 |
1 |
90 |
15801 |
12000785 |
759,5 |
1,3 |
264 |
39311 |
41089029 |
1045,2 |
1,33 |
5 |
1066 |
1567046 |
1470,0 |
1,5 |
165 |
24122 |
38879720 |
1611,8 |
Итого |
650 |
20248 |
10020565 |
Информация о работе Арендная плата: принципы и механизмы формирования