Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 17:38, курсовая работа
В связи с этим, целью данной работы является анализ теоретических и практических основ местного самоуправления в сфере культуры и досуга.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы муниципального управления в сфере культуры и досуга.
2. Выявить организацию управления и финансирования культуры в муниципальном образовании.
3. Определить организационно-управленческие модели в сфере культуры и досуга.
4. Дать общую характеристику отдела культуры Лискинского муниципального района Воронежской области .
ВВЕДЕНИЕ
Управление сферой культуры является важным направлением муниципальной социальной политики, во многом определяющим комфортность проживания населения на муниципальной территории.
Право участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры, а также доступ к культурным ценностям каждого гражданина РФ гарантируется Конституцией РФ (ст. 44). Закон РФ (ред. от 23 июля 2008) «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» был первым «отраслевым» законом и послужил основой для формирования регионального законодательства в сфере культуры.
Данная тема курсовой работы весьма актуальна так как культура – это исторически сложившийся уровень развития общества, выраженный в типах и формах реализации творческих сил и способностей человека, а также в создаваемых людьми ценностях.
Для муниципальных учреждений культуры характерна высокая концентрация ресурсов на уровне района, которые управляются через районные структуры, осуществляющие финансирование, материальное и информационное обеспечение, координацию творческой деятельности на территории муниципального образования. Именно на уровне района сосредоточены все основные учреждения и организации, способные производить качественные и разнообразные услуги в сфере культуры и досуга.
В связи с этим, целью данной работы является анализ теоретических и практических основ местного самоуправления в сфере культуры и досуга.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические
основы муниципального
2. Выявить организацию
управления и финансирования
культуры в муниципальном
3. Определить организационно-
4. Дать общую характеристику отдела культуры Лискинского муниципального района Воронежской области .
5. Провести анализ
6. Дать рекомендации по
совершенствованию развития
7. Предложить программу
по совершенствованию
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
На общетеоретическом уровне поддержка сферы культуры и досуга органами муниципальной власти рассмотрена в работах таких авторов как: Головина Г.В., Зотов В.Б., Гнедовский С.А., Абанкина Т., Инимица Е.Г и др. Нормативно-правовую основу исследования составили: Конституция РФ, а также Федеральные законы РФ и нормативно - правовые акты Лискинского района Воронежской области.
ГЛАВА I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ДОСУГА
1.1. Муниципальное управление в сфере культуры и досуга
Культура всегда была специфической областью, в ней всегда очень активно действовали механизмы саморазвития, а устанавливаемые государством ограничения преодолевались в особых формах.
Культура – это сфера духовной жизни людей.
Культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, мир символики, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты. В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации допускаются все формы собственности на культурные ценности, здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование и другое имущество культурного назначения .
Культурное наследие - это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности народов, их вклада в мировую цивилизацию.
Культурные блага - услуги, предоставляемые юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.
Культурная деятельность - деятельность по сохранению культурного наследия, созданию, распространению и освоению культурных ценностей и благ. К отрасли культуры относятся разнообразные организации и виды деятельности: Культурно-просветительская деятельность; театрально-концертная деятельность; цирковая деятельность; декоративно-прикладное искусство; библиотечное дело; музейное дело .
Муниципальная политика в сфере культуры строится на основе общих принципов государственной политики . Федеральный закон 2003 г . относит к вопросам местного значения поселений и городских округов создание условий для обеспечения жителей услугами организаций культуры, организацию библиотечного обслуживания населения, охрану и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения. К компетенции муниципальных районов отнесена организация библиотечного обслуживания поселений (обеспечение услугами библиотечного коллектора).
Характерной
особенностью муниципальных
Муниципальные организации культуры традиционно представлены:
• библиотеками, объединенными в централизованные библиотечные системы;
• клубами различных типов (Дома и Дворцы культуры, сельские клубы, Центры культуры и досуга, национально-культурные Центры, Дома народного творчества, Дома ремесел, Дома фольклора, молодежные культурные Центры, передвижные Центры культуры и досуга);
• краеведческими и мемориальными музеями;
• детскими школами искусств, музыкальными, художественными и хореографическими школами;
• парками культуры и отдыха;
• кинотеатрами и киноконцертными залами;
• выставочными залами и галереями;
• муниципальными творческими коллективами.
Названные структуры различаются по: а) характеру выполняемых функций; б) организации творческого процесса; в) особенностям применяемого труда.
Общественные
и частные организации активно
используют в своей
Явное преимущество
Базовым
элементом создания услуг
Муниципальные
организации культуры создают
комплексные услуги по
Муниципальные
организации культуры
Для
осуществления функций
Основные функции муниципального органа управления культурой показаны на рисунке 1.
Функции муниципального органа управления культурой |
Координация культурно – просветитель ской работы организаций и учреждений |
Контроль за содержательной и финансово- хозяйственной деятельностью учреждений культуры и досуга |
Методическая и финансовая помощь учреж дениям культуры |
Выдача лицензий на введение коммерчес кой деятельности в сфере культуры и досуга на территории |
Проведение общественных мероприятий (смотры ,фестивали ,выставки и др ). |
Рис. 1 Функции муниципального органа управления культурой.
К сфере культуры
относятся разнообразные
Формирование
и осуществление осмысленной
культурной политики является
одной из важных задач
|
Библиотечное |
|
Музейное дело |
Кино -, видео – производство |
Содержание и рестав - рация памятников истории икультуры |
Рис . 2 Состав сферы культуры
Понятие «досуг», в отличие от понятия «культура», имеет одно толкование «свободное время». Система предпочтений и ценностная направленность досуга характеризуют уровень культуры человека, оказывают прямое влияние на его профессиональную деятельность и, как следствие, на экономическую стабильность общества.
К объектам
досуга на территории
Информация о работе Государственное и муниципальное управление в сфере культуры