Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 01:34, курсовая работа
Основной задачей демократического государства является создание наиболее благоприятных условий для реализации прав и свобод его граждан. При этом вопрос рационального государственного устройства сводится к созданию такой системы власти и управления, при которой эта задача решалась бы наиболее эффективно. Объективно существуют проблемы, которые могут быть решены только на общегосударственном уровне с привлечением централизованных средств и ресурсов. К таким проблемам следует отнести обеспечение территориальной целостности, независимости, создание единой правовой базы, разработку и реализацию государственной политики во внешнеполитической и внешнеэкономической областях, конституционное признание и гарантии основных прав и свобод граждан, принятие и реализацию государственных программ в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты, правопорядка и безопасности и т.п.
ВСТУПЛЕНИЕ 3
ЧАСТЬ I. ИСТОРИЯ 5
§1. ДО XIX ВЕКА 5
§2. ЗЕМСКАЯ И ГОРОДСКАЯ РЕФОРМЫ XIX ВЕКА 8
§3. НАЧАЛО XX ВЕКА — ПОПЫТКИ РЕОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОЙ ВЛАСТИ 15
§4. ОТ САМОУПРАВЛЕНИЯ К СОВЕТАМ 20
§5. ДОЛГОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ 22
ЧАСТЬ II. СОВРЕМЕННОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 25
§1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ГРАЖДАН РОССИИ 25
§2. ОПЯТЬ В СЕРЕДИНЕ ПУТИ 28
§3. ЗАДАЧИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ 33
§4. НА СТЫКЕ ИНТЕРЕСОВ 38
§5. ПРАВО НА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ 42
§6. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. МАТЕРИАЛЫ К БИБЛИОГРАФИИ (1990-97 ГГ.) 59
Вариант 3: все непосредственно
делегируемые населением полномочия реализуются
в компетенции выборного
Применение того или иного варианта делегирования полномочий зависит от численности населения муниципального образования и размеров его территории, от объема и сложности решаемых населением вопросов местного значения.
Практический опыт позволяет выделить при этих вариантах следующие основные модели организации местного самоуправления:
Вариант 1
Понятно, что осуществление
местного самоуправления в крупном
городе или территориальном
Данному варианту соответствует
модель организации местного самоуправления,
при которой население избирает
как представительный орган, так
и главу муниципального образования,
непосредственно и
Приведем примерное
представительный орган (избирается населением непосредственно):
принимает решения, имеющие обязательную силу, в том числе по управлению муниципальными
финансами;
регламентирует процесс управления муниципальным хозяйством;
обладает механизмом разрешения противоречий с главой муниципального образования ( преодоление
"вето" главы 2/3 голосов).
Глава муниципального образования (избирается населением непосредственно):
осуществляет непосредственное управление муниципальным хозяйством;
самостоятельно формирует
исполнительные органы и назначает
соответствующих должностных
имеет право "вето" на решения представительного органа.
Разновидности этой модели определяются, как правило, объемом полномочий главы муниципального образования - прежде всего в его отношениях с представительным органом.
Наиболее типичным способом формирования коллегиального представительного органа является избрание его членов через одномандатные округа, охватывающие всю территорию муниципального образования.
Вариант 2
Для небольших муниципальных
образований (средних и малых
городских, крупных сельских поселений)
наиболее характерна следующая модель
организации местного самоуправления.
Все делегируемые населением полномочия
реализуются в компетенции
Для реализации своих решений представительный орган формирует соответствующие исполнительные органы и избирает или назначает соответствующих должностных лиц, наделяя их необходимой компетенцией.
Многочисленность средних
и малых муниципальных
В наиболее типичных случаях исполнительные полномочия реализуются:
а) высшим должностным лицом, избираемым для этой цели из состава коллегиального представительного органа (модель "совет - "слабый" мэр").
При этой модели высшее должностное
лицо, как правило, является членом
коллегиального представительного
органа и председательствует на его
заседаниях, руководит деятельностью
исполнительных органов, согласуя вопросы
назначения или освобождения муниципальных
должностных лиц с
б) членами коллегиального представительного органа (модель "городская комиссия/муниципалитет").
При такой модели население избирает членов коллегиального органа (муниципалитета), который является одновременно и представительным, и исполнительным органом власти. При этом представительные полномочия реализуются непосредственно коллегиальным органом. Одновременно каждый из членов коллегиального органа реализует те или иные исполнительные полномочия, располагая для этого необходимым административным аппаратом.
В этом случае возможно также наличие высшего должностного лица, избираемого из числа членов коллегиального органа и наделяемого, как правило, только представительскими функциями и не имеющего никаких дополнительных полномочий;
в) муниципальным должностным лицом, назначаемым представительным органом с учетом профессиональной подготовленности (модель "совет - управляющий").
При реализации этой модели
коллегиальный орган состоит
из членов, избираемых населением, и
осуществляет все традиционные представительные
полномочия. Муниципальное должностное
лицо (управляющий) нанимается представительным
органом на контрактной основе и
осуществляет исполнительные полномочия:
руководит всей структурой исполнительной
власти, производит назначения и увольнения
муниципальных служащих, будучи самостоятельным
в управлении муниципальным хозяйством
в пределах, установленных решениями
представительного органа. Управляющий
может быть освобожден от должности
по решению представительного
Для всех моделей второго
варианта, характеризующихся
Вариант 3
Третий вариант наиболее
характерен для малочисленных небольших
муниципальных образований (как
правило, сельских), где круг реально
решаемых вопросов местного значения
незначителен. При этом все непосредственно
делегируемые населением представительные
и исполнительные полномочия реализуются
в компетенции выборного
При осуществлении этой модели
возможен вариант избрания населением
не одного, а нескольких должностных
лиц, наделяемых собственной компетенцией
по реализации исполнительных полномочий
(так, наряду со старостой, может избираться
казначей, шериф и т.п.), либо формироваться
периодически действующий орган (конференция),
реализующий контрольные
III. Проблемы муниципальной деятельности
Говоря об организационных проблемах на муниципальном уровне, необходимо также затронуть дискуссию вокруг проблемы малых территориальных единиц местного самоуправления, которая сводится, как правило, к двум позициям:
для того, чтобы обеспечить достаточную самостоятельность муниципальных образований, необходимо
иметь значительную финансово-экономическую базу, а значит - муниципальное образование должно
быть настолько крупным, насколько это позволяет иметь достаточные доходные источники (как правило,
на уровне района, крупного города), на нижестоящих уровнях предусматривается возможность создания
общественного территориального самоуправления, не обладающего ни властными полномочиями, ни
хозяйственными правами;
для того, чтобы стимулировать саморазвитие малых поселений и сельсоветов, обустройство жизни
каждого человека именно там, где он проживает, необходимо предоставить возможность осуществления
местного самоуправления, реализации предоставленных ему экономических и социальных прав в
границах территорий, максимально приближенных к месту непосредственного проживания человека (как
правило, в границах малого поселения, села, сельсовета, сельского округа), при этом на районном уровне
предлагается организация территориальных подразделений исполнительной государственной власти.
Недостатком первой позиции
является фактическая консервация
и даже усиление тенденции сосредоточения
в районном центре всех более-менее
значительных экономических и социальных
ресурсов – та ситуация, которая
привела в последние два
Недостатком второй позиции является действительная слабость экономических ресурсов для решения всего перечня предметов ведения местного самоуправления, определенных законодательством, - тех вопросов местного значения, решение которых и направлено на удовлетворение повседневных потребностей местных жителей. Следствием является практическое подавление местных интересов таких муниципальных образований и их населения интересами государственных органов власти субъекта Федерации (а зачастую – и просто субъективными интересами государственных должностных лиц).
Разрешением этих противоречий,
на наш взгляд, является предусмотренная
Федеральным законом "Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации"
схема двухуровневого местного самоуправления
(пункт 3 статьи 6 Закона), предусматривающая
возможность разграничения
Не менее сложной проблемой
является формирование финансово-экономической
базы, способной обеспечить реальную
самостоятельность органов
В течение прошедшего года были решены многие принципиальные вопросы по распределению собственности между разными уровнями власти. Законодательно признан и интенсивно развивается новый для нашей страны вид собственности - муниципальный, составляющий экономическую основу общих интересов населения, проживающего в конкретных городских и сельских поселениях.
В то же время до настоящего
времени законодательно не закреплены
за местными бюджетами помимо части
общегосударственных налоговых
поступлений собственные
Информация о работе История и современное правовое регулирование